Поиск

РИА «Омск-информ» по полочкам разбирает фактически стартовавшую кампанию по выборам депутатов горсовета. Омичей ожидает много интересного. 

Едва закончились выборы депутатов Заксобрания Омской области, как местные политики начали готовиться к выборам депутатов Омского городского совета, которые должны состояться 10 сентября 2017 года. Это будут последние крупные выборы в Омском регионе в нынешнем избирательном цикле. Следующие выборы – губернаторские – пройдут только в 2020 году, если нынешний губернатор Виктор Назаров не уйдет в отставку досрочно.

Свидетельством фактического начала предвыборной кампании служат громкие заявления ряда политиков – в частности, вновь избранного депутата Госдумы Андрея Голушко, активизировавшиеся слухи и «инсайды» в СМИ о досрочных выборах горсовета и мэра Омска (в последнем случае выборы будут не всенародными) и гадания о кандидатурах на пост мэра и спикера ГС. Но даже если выборы пройдут в срок, растягивание предвыборной кампании закономерно, ведь крупнейшая политическая партия «Единая Россия» уже с марта ведет подготовку к праймериз. А еще надо отвести некоторое время на закулисный торг, предшествующий выдвижению.

Чтобы понять, как пройдет предстоящая предвыборная кампания, надо прояснить несколько принципиальных моментов.

Первое – как будет комплектоваться горсовет? В настоящее время Омский горсовет состоит из 40 депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. В принципе, действующее законодательство отдает порядок формирования местного самоуправления самим эти органам. Горсовет может принять решение проводить выборы полностью по одномандатным округам.

Учитывая низкие результаты «партии власти» в Омске на последних выборах, вероятно, что будет сделана попытка избавиться от выборов по партийным спискам. Но для этого необходимо будет внести поправки в Устав Омска, для чего необходимо квалифицированное большинство в две трети от всех депутатов горсовета. «Единая Россия» таким большинством не обладает, а оппозиционным партиям отмена партийных списков невыгодна. Фактически единственный способ провести решение о переходе полностью на мажоритарную систему формирования Омского горсовета – это «кое-что пообещать» некоторым депутатам от оппозиции, особенно тем, чьи шансы на переизбрание невелики.

Второе – будут ли досрочные выборы в горсовет? Изначально, как мы помним, нынешний депутатский корпус избирался в марте 2012 года сроком на пять лет. Однако после внесения поправок в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» полномочия представительных органов были продлены до единого дня голосования. Согласно Уставу Омска, самороспуск горсовета возможен, если за это решение проголосовали две трети депутатского корпуса. Или же горсовет может быть распущен после трех месяцев недееспособности, когда не может собраться кворум. Или же в случае, если горсовет за три месяца не устраняет представления прокуратуры. Так что досрочный роспуск горсовета – сложная процедура, и непонятно, какой смысл для областной или городской власти устраивать эту «чрезвычайщину».

Плановая избирательная кампания, проходящая в летнее время, подходит для «сушки явки» в областном центре, выгодной «партии власти». Сжатая по срокам кампания скомкает процедуру праймериз «Единой России» и более выгодна оппозиционным партиям, ресурсы которых ограничены и которые «выдыхаются» во время растянутой кампании, где начало задают праймериз «партии власти».

Третье – нынешний или будущий созыв горсовета будет выбирать нового мэра? Полномочия действующего мэра Омска Вячеслава Двораковского истекают 11 июля следующего года, и новый мэр будет впервые избран не всенародно, а депутатами горсовета по представлению конкурсной комиссии, половина которой выбирается депутатами горсовета, а другая половина назначается губернатором. Удивительно, но за полтора года, прошедших с момента отмены всенародных выборов мэра, горсовет не удосужился принять положение, подробно регламентирующее процедуру избрания мэра. Есть лишь некий проект, содержание которого, возможно, известно лишь начальнику юротдела горсовета.Так что мэра может избрать, в зависимости от политической целесообразности, и старый, и новый созыв горсовета.

Если же мэра не изберут до 11 июля, то исполняющим обязанности автоматически станет его первый заместитель Сергей Фролов. Если же судить по аналогии с выборами глав сельских районов Омской области, которые проходили в ноябре 2015 года, при том что полномочия старых глав истекали в середине декабря, то выборы мэра все-таки постараются провести депутатским корпусом действующего созыва.

Итак, по какому сценарию пройдет предвыборная кампания в горсовет? Есть все основания полагать, что политический блок областного правительства изберет инерционный сценарий по образцу прошедших выборов в Законодательном собрании. На первом этапе будут закулисные переговоры с представителями групп влияния, стоящих за кандидатами, и действующими депутатами. Руководство политического блока, как и на прошедшей кампании, будет распределять проходные депутатские места равномерно, не допуская доминирования представителей отдельных групп влияния, чтобы они не получили «блокирующий пакет» в новом горсовете.

Похоже, эти закулисные консультации уже идут, о чем косвенно свидетельствуют некоторые выплески в публичную сферу. Например, критика, прозвучавшая из уст Андрея Голушко в адрес зампреда областного правительства Владимира Компанейщикова, возглавляющего политический блок. Видимо, переговоры начались для Андрея Ивановича не особенно удачно.

Андрей Голушко

Владимир Компанейщиков

Что же касается выборов мэра Омска, то ныне действующее законодательство дает областному правительству все козыри в продвижении нужного ему кандидата. В конкурсной комиссии, предлагающей кандидатов в мэры для голосования в горсовете, половина членов назначается губернатором. И достаточно одного прогубернаторского члена комиссии из другой половины, избираемой горсоветом, чтобы комиссия представила на рассмотрение горсовета нужного областной власти кандидата в мэры и еще одного технического кандидата. Если же произойдет чудо и старый состав горсовета не утвердит кандидата в мэры, то вопрос можно будет перенести на рассмотрение депутатов нового созыва, а тех, в свою очередь, пугать роспуском горсовета за недееспособность в случае невозможности избрать мэра.

В реальности же мэр миллионного города будет определен в результате аппаратной борьбы и компромисса между основными кланами, представленными в областном правительстве, при учете интересов «градообразующего» «Газпрома» и при обязательном согласовании в администрации президента. Депутаты горсовета лишь проштампуют нужное решение.

Если же говорить о судьбе действующего омского градоначальника Вячеслава Двораковского, то он уже говорил о том, что может вновь баллотироваться в депутаты горсовета. На самом деле уходящий мэр обладает значительным ресурсом, который может повлиять на результаты выборов и который можно успешно использовать для «торга» с политическим блоком облправительства. Это прежде всего влияние на систему КТОСов и муниципальных бюджетных учреждений, а также ресурсы городского бюджета, которые по решению мэра могут быть направлены, к примеру, на благоустройство в «нужных» избирательных округах.

Для успеха «партии власти» на выборах нужно, чтобы структуры мэрии и облправительства работали согласованно, и вот тут Двораковский может потребовать себе кое-что взамен. Должность спикера горсовета ему вряд ли дадут, но он может выпросить проходные депутатские места не только для себя самого, но и для нескольких кандидатов из, условно говоря, клана, «курируемого» мэром.

Таковы общие очертания кампании по выборам Омского горсовета и мэра Омска, которая неофициально уже стартовала.

P. S.

А где же фамилии претендентов на пост нового мэра Омска, спросит читатель. Некоторые имена мелькают в омском медиапространстве, но эти «инсайды» основаны лишь на слухах, которые всерьез анализировать бессмыленно. Поэтому ограничимся перечислением омских политиков, которые в разное время назывались СМИ вероятными кандидатами на пост мэра. Это зампреды областного правительства Станислав Гребенщиков и Владимир Компанейщиков, гендиректор АО «ОмскВодоканал» Сергей Шелест, управляющий омским отделением Сбербанка Игорь Меркулов, депутат Законодательного собрания Игорь Антропенко, депутаты омского горсовета Игорь Погребняк и Юрий Федотов. Отметим, что кандидаты из конца этого списка также назывались претендентами на пост спикера горсовета нового созыва.

5051

РИА «Омск-информ» по полочкам разбирает фактически стартовавшую кампанию по выборам депутатов горсовета. Омичей ожидает много интересного. 

Едва закончились выборы депутатов Заксобрания Омской области, как местные политики начали готовиться к выборам депутатов Омского городского совета, которые должны состояться 10 сентября 2017 года. Это будут последние крупные выборы в Омском регионе в нынешнем избирательном цикле. Следующие выборы – губернаторские – пройдут только в 2020 году, если нынешний губернатор Виктор Назаров не уйдет в отставку досрочно.

Свидетельством фактического начала предвыборной кампании служат громкие заявления ряда политиков – в частности, вновь избранного депутата Госдумы Андрея Голушко, активизировавшиеся слухи и «инсайды» в СМИ о досрочных выборах горсовета и мэра Омска (в последнем случае выборы будут не всенародными) и гадания о кандидатурах на пост мэра и спикера ГС. Но даже если выборы пройдут в срок, растягивание предвыборной кампании закономерно, ведь крупнейшая политическая партия «Единая Россия» уже с марта ведет подготовку к праймериз. А еще надо отвести некоторое время на закулисный торг, предшествующий выдвижению.

Чтобы понять, как пройдет предстоящая предвыборная кампания, надо прояснить несколько принципиальных моментов.

Первое – как будет комплектоваться горсовет? В настоящее время Омский горсовет состоит из 40 депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. В принципе, действующее законодательство отдает порядок формирования местного самоуправления самим эти органам. Горсовет может принять решение проводить выборы полностью по одномандатным округам.

Учитывая низкие результаты «партии власти» в Омске на последних выборах, вероятно, что будет сделана попытка избавиться от выборов по партийным спискам. Но для этого необходимо будет внести поправки в Устав Омска, для чего необходимо квалифицированное большинство в две трети от всех депутатов горсовета. «Единая Россия» таким большинством не обладает, а оппозиционным партиям отмена партийных списков невыгодна. Фактически единственный способ провести решение о переходе полностью на мажоритарную систему формирования Омского горсовета – это «кое-что пообещать» некоторым депутатам от оппозиции, особенно тем, чьи шансы на переизбрание невелики.

Второе – будут ли досрочные выборы в горсовет? Изначально, как мы помним, нынешний депутатский корпус избирался в марте 2012 года сроком на пять лет. Однако после внесения поправок в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» полномочия представительных органов были продлены до единого дня голосования. Согласно Уставу Омска, самороспуск горсовета возможен, если за это решение проголосовали две трети депутатского корпуса. Или же горсовет может быть распущен после трех месяцев недееспособности, когда не может собраться кворум. Или же в случае, если горсовет за три месяца не устраняет представления прокуратуры. Так что досрочный роспуск горсовета – сложная процедура, и непонятно, какой смысл для областной или городской власти устраивать эту «чрезвычайщину».

Плановая избирательная кампания, проходящая в летнее время, подходит для «сушки явки» в областном центре, выгодной «партии власти». Сжатая по срокам кампания скомкает процедуру праймериз «Единой России» и более выгодна оппозиционным партиям, ресурсы которых ограничены и которые «выдыхаются» во время растянутой кампании, где начало задают праймериз «партии власти».

Третье – нынешний или будущий созыв горсовета будет выбирать нового мэра? Полномочия действующего мэра Омска Вячеслава Двораковского истекают 11 июля следующего года, и новый мэр будет впервые избран не всенародно, а депутатами горсовета по представлению конкурсной комиссии, половина которой выбирается депутатами горсовета, а другая половина назначается губернатором. Удивительно, но за полтора года, прошедших с момента отмены всенародных выборов мэра, горсовет не удосужился принять положение, подробно регламентирующее процедуру избрания мэра. Есть лишь некий проект, содержание которого, возможно, известно лишь начальнику юротдела горсовета.Так что мэра может избрать, в зависимости от политической целесообразности, и старый, и новый созыв горсовета.

Если же мэра не изберут до 11 июля, то исполняющим обязанности автоматически станет его первый заместитель Сергей Фролов. Если же судить по аналогии с выборами глав сельских районов Омской области, которые проходили в ноябре 2015 года, при том что полномочия старых глав истекали в середине декабря, то выборы мэра все-таки постараются провести депутатским корпусом действующего созыва.

Итак, по какому сценарию пройдет предвыборная кампания в горсовет? Есть все основания полагать, что политический блок областного правительства изберет инерционный сценарий по образцу прошедших выборов в Законодательном собрании. На первом этапе будут закулисные переговоры с представителями групп влияния, стоящих за кандидатами, и действующими депутатами. Руководство политического блока, как и на прошедшей кампании, будет распределять проходные депутатские места равномерно, не допуская доминирования представителей отдельных групп влияния, чтобы они не получили «блокирующий пакет» в новом горсовете.

Похоже, эти закулисные консультации уже идут, о чем косвенно свидетельствуют некоторые выплески в публичную сферу. Например, критика, прозвучавшая из уст Андрея Голушко в адрес зампреда областного правительства Владимира Компанейщикова, возглавляющего политический блок. Видимо, переговоры начались для Андрея Ивановича не особенно удачно.

Андрей Голушко

Владимир Компанейщиков

Что же касается выборов мэра Омска, то ныне действующее законодательство дает областному правительству все козыри в продвижении нужного ему кандидата. В конкурсной комиссии, предлагающей кандидатов в мэры для голосования в горсовете, половина членов назначается губернатором. И достаточно одного прогубернаторского члена комиссии из другой половины, избираемой горсоветом, чтобы комиссия представила на рассмотрение горсовета нужного областной власти кандидата в мэры и еще одного технического кандидата. Если же произойдет чудо и старый состав горсовета не утвердит кандидата в мэры, то вопрос можно будет перенести на рассмотрение депутатов нового созыва, а тех, в свою очередь, пугать роспуском горсовета за недееспособность в случае невозможности избрать мэра.

В реальности же мэр миллионного города будет определен в результате аппаратной борьбы и компромисса между основными кланами, представленными в областном правительстве, при учете интересов «градообразующего» «Газпрома» и при обязательном согласовании в администрации президента. Депутаты горсовета лишь проштампуют нужное решение.

Если же говорить о судьбе действующего омского градоначальника Вячеслава Двораковского, то он уже говорил о том, что может вновь баллотироваться в депутаты горсовета. На самом деле уходящий мэр обладает значительным ресурсом, который может повлиять на результаты выборов и который можно успешно использовать для «торга» с политическим блоком облправительства. Это прежде всего влияние на систему КТОСов и муниципальных бюджетных учреждений, а также ресурсы городского бюджета, которые по решению мэра могут быть направлены, к примеру, на благоустройство в «нужных» избирательных округах.

Для успеха «партии власти» на выборах нужно, чтобы структуры мэрии и облправительства работали согласованно, и вот тут Двораковский может потребовать себе кое-что взамен. Должность спикера горсовета ему вряд ли дадут, но он может выпросить проходные депутатские места не только для себя самого, но и для нескольких кандидатов из, условно говоря, клана, «курируемого» мэром.

Таковы общие очертания кампании по выборам Омского горсовета и мэра Омска, которая неофициально уже стартовала.

P. S.

А где же фамилии претендентов на пост нового мэра Омска, спросит читатель. Некоторые имена мелькают в омском медиапространстве, но эти «инсайды» основаны лишь на слухах, которые всерьез анализировать бессмыленно. Поэтому ограничимся перечислением омских политиков, которые в разное время назывались СМИ вероятными кандидатами на пост мэра. Это зампреды областного правительства Станислав Гребенщиков и Владимир Компанейщиков, гендиректор АО «ОмскВодоканал» Сергей Шелест, управляющий омским отделением Сбербанка Игорь Меркулов, депутат Законодательного собрания Игорь Антропенко, депутаты омского горсовета Игорь Погребняк и Юрий Федотов. Отметим, что кандидаты из конца этого списка также назывались претендентами на пост спикера горсовета нового созыва.

5051