Поиск

РИА «Омск-информ» продолжает серию репортажей об Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ), о том, как устроен технологический процесс на крупнейшем в стране предприятии.

Сегодня мы расскажем о подразделениях завода, которые находятся на разных краях цепочки по переработки нефти. На одном из них сырая нефть приходит на нефтезавод, а на другом производят битум – материал, который используется в производстве асфальта.

Гигантские резервуары, мощные насосы и длинные эстакады

Товарно-сырьевая база № 2 (ТСБ-2), на которую на ОНПЗ приходит нефть, расположена за пределами территории завода, севернее от него. Этот объект мало известен омичам, но вид его впечатляет. Здесь рядом расположены несколько десятков огромных серебристых резервуаров, в которых хранится сырая нефть. Большинство объемом 20 тысяч кубометров, но есть и четыре гиганта по 50 тысяч кубометров.

Нефть с месторождений Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов марки «Сибирская легкая» прибывает в Омск по нефтепроводам «Транснефти». В нефтепроводах, соединяющих хранилища «Транснефти» и Омского НПЗ, расположены узлы учета. Каждые два часа проводится сверка показаний.

Всю территорию базы операторы ТСБ-2 видят на мониторах, куда поступает информация с 16 видеокамер. В соседнем помещении с диспетчерской установлены мощные насосы, которые перекачивают нефть на заводские установки. В машинном зале идеально чисто, мерно гудят насосы. Сразу и не скажешь, что в трубах под мощным давлением перекачиваются миллионы тонн нефти. Прямо здесь в присутствии журналистов была взята проба нефти. Из трубы идет тоненький отвод, из которого лаборант медленно нацедила в колбу порцию коричнево-черной нефти. Вы спросите: как пахнет нефть? Сложно описать – это «букет» запахов бензина, бытового газа и еще какой-то «химии».

На ТСБ-2 обеспечивается хранение запаса нефти, который позволит ОНПЗ работать не менее пяти дней, если поставка сырья по нефтепроводу по какой-то причине прекратится. Насосная станция также обеспечивает резервирование – если работающие насосы вдруг выйдут из строя, то их заменят резервные, которые находятся в постоянной готовности.

Важнейший вопрос для ТСБ-2, на которой хранится колоссальный запас нефти и нефтепродуктов, – это пожарная безопасность. На территории базы в глаза бросаются высокие железные «иглы» – это противогрозовая защита. Если случится гроза, то громоотводы возьмут удар молнии на себя. А на самих резервуарах можно заметить красные датчики автоматического пожаротушения – по три-пять на каждом. Если датчики зафиксируют повышение температуры выше определенного уровня, то система автоматически начнет тушение пеной и порошком. Пока система ни разу не срабатывала.

Еще один очень интересный объект на ТСБ-2 – это наливные железнодорожные эстакады, на которых готовые нефтепродукты заливают в вагоны-цистерны. С трех эстакад ежедневно отгружается 12 тысяч тонн нефтепродуктов. Отсюда бензин, дизельное топливо, авиакеросин отправляются по многим регионам страны.

Стандартный поезд из 72 цистерн расцепляется на две части, которые ставятся на два пути эстакады. Затем в люки каждой цистерны автоматически вставляются дозаторы. Причем если надо налить различные нефтепродукты, то для каждого из них используется отдельный дозатор, чтобы продукция не смешивалась. Полный налив всех цистерн железнодорожного состава занимает около трех часов. Под железнодорожными путями установлены «динамические весы», которые на ходу взвешивают и пустые, и полные цистерны. В ближайшее время на ТСБ-2 будет проведена модернизация. Эстакаду сделают не тупиковой, а проезжей в обе стороны, что увеличит количество обрабатываемых цистерн. Процесс налива сделают герметическим, а пары нефтепродуктов, которые образуются при наливе, будут улавливать, конденсировать в жидкость и направлять в переработку.

Лаборатория: контроль качества на всех этапах производства

Промежуточный пункт нашей экскурсии по ОНПЗ – заводская лаборатория технического контроля. Она ровесница предприятия, действует с 1955 года. Услуги специалистов лаборатории (а их 175 человек) нужны на всех этапах технологического процесса – от поступления сырой нефти до отправки готовой продукции. Лаборатория аккредитована в национальной системе и руководствуется при контроле качества техническими регламентами Таможенного союза и российскими техническими условиями на различные виды продукции. Специалисты лаборатории могут провести анализ продукции по 400 методикам. К примеру, для анализа бензина 95-й марки необходимо исследовать 18 показателей. Содержание серы – ключевой показатель для определения соответствия топлива стандарту «Евро-5». С начала 2016 года все нефтепродукты, выпускаемые на ОНПЗ, соответствуют этому экологическому стандарту.

Около 10% всех анализов делается не для ОНПЗ, а по заказам сторонних организаций, в основном правоохранительных органов. Кстати, сейчас в городе проходит операция «Чистый воздух», и именно лаборатория ОНПЗ по заказу мэрии Омска проводит анализ проб топлива.

Битум для дорог и кокс для металлургии

Последний пункт нашей экскурсии – комплекс по производству битума и кокса. Когда из нефти «выжали» все светлые нефтепродукты, остается густой гудрон. Но и из него на ОНПЗ производят продукцию. На специальной установке гудрон окисляют, и получается битум. Это – один из ингредиентов для производства асфальта, в готовом асфальте его 5–7%. Есть специальная марка битума для кровельных работ. Этот битум более жидкий. В год на ОНПЗ производится около 390 тысяч тонн битума, который реализуется не только в Омске, но и в других городах России, вплоть до Петропавловска-Камчатского, а также в Китае, Монголии и Казахстане.

Сейчас в Омске – пик работ по ремонту дорог. Соответственно, в данный момент существует максимальный спрос на этот товар. В день с завода вывозится больше двух тысяч тонн дорожного битума.

Несколько лет назад на ОНПЗ освоили отгрузку битума в кловертейнеры – картонные контейнеры весом около тонны. Такая фасовка удобна для потребителей, которые автотранспортом вывозят мелкие партии битума. Битум застывает и сохраняет свои свойства в течение года.

РИА «Омск-информ» продолжает серию репортажей об Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ), о том, как устроен технологический процесс на крупнейшем в стране предприятии.

Сегодня мы расскажем о подразделениях завода, которые находятся на разных краях цепочки по переработки нефти. На одном из них сырая нефть приходит на нефтезавод, а на другом производят битум – материал, который используется в производстве асфальта.

Гигантские резервуары, мощные насосы и длинные эстакады

Товарно-сырьевая база № 2 (ТСБ-2), на которую на ОНПЗ приходит нефть, расположена за пределами территории завода, севернее от него. Этот объект мало известен омичам, но вид его впечатляет. Здесь рядом расположены несколько десятков огромных серебристых резервуаров, в которых хранится сырая нефть. Большинство объемом 20 тысяч кубометров, но есть и четыре гиганта по 50 тысяч кубометров.

Нефть с месторождений Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов марки «Сибирская легкая» прибывает в Омск по нефтепроводам «Транснефти». В нефтепроводах, соединяющих хранилища «Транснефти» и Омского НПЗ, расположены узлы учета. Каждые два часа проводится сверка показаний.

Всю территорию базы операторы ТСБ-2 видят на мониторах, куда поступает информация с 16 видеокамер. В соседнем помещении с диспетчерской установлены мощные насосы, которые перекачивают нефть на заводские установки. В машинном зале идеально чисто, мерно гудят насосы. Сразу и не скажешь, что в трубах под мощным давлением перекачиваются миллионы тонн нефти. Прямо здесь в присутствии журналистов была взята проба нефти. Из трубы идет тоненький отвод, из которого лаборант медленно нацедила в колбу порцию коричнево-черной нефти. Вы спросите: как пахнет нефть? Сложно описать – это «букет» запахов бензина, бытового газа и еще какой-то «химии».

На ТСБ-2 обеспечивается хранение запаса нефти, который позволит ОНПЗ работать не менее пяти дней, если поставка сырья по нефтепроводу по какой-то причине прекратится. Насосная станция также обеспечивает резервирование – если работающие насосы вдруг выйдут из строя, то их заменят резервные, которые находятся в постоянной готовности.

Важнейший вопрос для ТСБ-2, на которой хранится колоссальный запас нефти и нефтепродуктов, – это пожарная безопасность. На территории базы в глаза бросаются высокие железные «иглы» – это противогрозовая защита. Если случится гроза, то громоотводы возьмут удар молнии на себя. А на самих резервуарах можно заметить красные датчики автоматического пожаротушения – по три-пять на каждом. Если датчики зафиксируют повышение температуры выше определенного уровня, то система автоматически начнет тушение пеной и порошком. Пока система ни разу не срабатывала.

Еще один очень интересный объект на ТСБ-2 – это наливные железнодорожные эстакады, на которых готовые нефтепродукты заливают в вагоны-цистерны. С трех эстакад ежедневно отгружается 12 тысяч тонн нефтепродуктов. Отсюда бензин, дизельное топливо, авиакеросин отправляются по многим регионам страны.

Стандартный поезд из 72 цистерн расцепляется на две части, которые ставятся на два пути эстакады. Затем в люки каждой цистерны автоматически вставляются дозаторы. Причем если надо налить различные нефтепродукты, то для каждого из них используется отдельный дозатор, чтобы продукция не смешивалась. Полный налив всех цистерн железнодорожного состава занимает около трех часов. Под железнодорожными путями установлены «динамические весы», которые на ходу взвешивают и пустые, и полные цистерны. В ближайшее время на ТСБ-2 будет проведена модернизация. Эстакаду сделают не тупиковой, а проезжей в обе стороны, что увеличит количество обрабатываемых цистерн. Процесс налива сделают герметическим, а пары нефтепродуктов, которые образуются при наливе, будут улавливать, конденсировать в жидкость и направлять в переработку.

Лаборатория: контроль качества на всех этапах производства

Промежуточный пункт нашей экскурсии по ОНПЗ – заводская лаборатория технического контроля. Она ровесница предприятия, действует с 1955 года. Услуги специалистов лаборатории (а их 175 человек) нужны на всех этапах технологического процесса – от поступления сырой нефти до отправки готовой продукции. Лаборатория аккредитована в национальной системе и руководствуется при контроле качества техническими регламентами Таможенного союза и российскими техническими условиями на различные виды продукции. Специалисты лаборатории могут провести анализ продукции по 400 методикам. К примеру, для анализа бензина 95-й марки необходимо исследовать 18 показателей. Содержание серы – ключевой показатель для определения соответствия топлива стандарту «Евро-5». С начала 2016 года все нефтепродукты, выпускаемые на ОНПЗ, соответствуют этому экологическому стандарту.

Около 10% всех анализов делается не для ОНПЗ, а по заказам сторонних организаций, в основном правоохранительных органов. Кстати, сейчас в городе проходит операция «Чистый воздух», и именно лаборатория ОНПЗ по заказу мэрии Омска проводит анализ проб топлива.

Битум для дорог и кокс для металлургии

Последний пункт нашей экскурсии – комплекс по производству битума и кокса. Когда из нефти «выжали» все светлые нефтепродукты, остается густой гудрон. Но и из него на ОНПЗ производят продукцию. На специальной установке гудрон окисляют, и получается битум. Это – один из ингредиентов для производства асфальта, в готовом асфальте его 5–7%. Есть специальная марка битума для кровельных работ. Этот битум более жидкий. В год на ОНПЗ производится около 390 тысяч тонн битума, который реализуется не только в Омске, но и в других городах России, вплоть до Петропавловска-Камчатского, а также в Китае, Монголии и Казахстане.

Сейчас в Омске – пик работ по ремонту дорог. Соответственно, в данный момент существует максимальный спрос на этот товар. В день с завода вывозится больше двух тысяч тонн дорожного битума.

Несколько лет назад на ОНПЗ освоили отгрузку битума в кловертейнеры – картонные контейнеры весом около тонны. Такая фасовка удобна для потребителей, которые автотранспортом вывозят мелкие партии битума. Битум застывает и сохраняет свои свойства в течение года.