Поиск

ГЕОРГИЙ КОСЕНКОВ, начальник Главного управления по земельным ресурсам Омской области После того, как право распоряжения всей землей Омска перешло к правительству Омской области, предпринимателей интересует, какими сложностями это обернется для них. Наиболее острые вопросы – по стройплощадкам и местам под рекламоносители. Георгий Косенков считает, что если в этом деле и есть пока проволочки, то по причине нерасторопности чиновников мэрии. - Последний аукцион по продаже участков под застройку не состоялся из-за поданного вашим управлением в арбитражный суд иска. Что на самом деле произошло, когда и как разрешится этот конфликт? - Конфликта особого нет, мы действительно подали иск в арбитражный суд, потому что согласно федеральному закону, закону Омской области и постановлению правительства № 73 нашему управлению делегировано право до разграничения собственности на землю распоряжаться земельными ресурсами на территории Омска. Мы давно предлагали департаменту недвижимости Омска передать нам документы на участки, которые они выставляют на торги. Если бы они это сделали, мы давно бы уже провели этот аукцион. Но по непонятным причинам департамент недвижимости не передает нам эти документы. В настоящее время работает согласительная комиссия, созданная по распоряжению губернатора, на которой обсуждаются все проблемы, связанные с передачей нашему управлению полномочий по распоряжению земельными ресурсами. В принципе по многим вопросам удается найти компромисс, поэтому, думаю, и ситуация с аукционом вскоре разрешится в положительную сторону. - В чем, на ваш взгляд, причина противодействия департамента недвижимости? - Я могу только догадываться, почему они этого не делают. В принципе в остальном департамент недвижимости администрации Омска передает нам действующие договоры аренды и продажи земельных участков. У нас уже примерно треть всех существующих в городе договоров. За два месяца существования нашего управления мэрия передала уже 1552 договора аренды, всего их более 4-х тысяч. Дело в том, что передача связана с определенной подготовкой, по мере готовности они нам их передают. - Когда создавалось управление по земельным ресурсам, вы говорили, что одна из ваших задач – упростить процедуру получения землеотводных документов и оформления договоров аренды. Удалось это сделать? - Наше управление существует всего два месяца, за такой срок невозможно упростить процедуру получения землеотводных документов, но работа такая ведется. К тому же мы не знаем, как эта процедура действовала в городе. Но мне известно, что некоторые документы там лежали по нескольку лет: они нам передали заявления, датированные и 2002, и 2001 годами. У нас же основные сроки выдерживаются: за 2 недели после подачи заявления мы отправляем документы в департамент недвижимости и по мере того, как они возвращаются, выносим решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка. - Чего больше – положительных решений или отрицательных, от чего это зависит? - Это зависит от того, как решит департамент архитектуры и строительства администрации города: можно в этом месте что-то строить или нельзя. Первоначально оттуда приходят в основном отказы. Но мы уточняем требования заявителя - и повторно отправляем в департамент архитектуры, после чего уже решение, как правило, положительное. Бывают, увы, и немотивированные отказы. Но мы сейчас договорились с департаментом архитектуры и градостроительства администрации города о разработке анкеты единых требований заявителя: чтобы он точно знал, какие сведения надо вносить. А то бывает, человек пишет в заявлении: хочу киоск, не знаю какой, не знаю, где. По анкете, которую мы сейчас совместно с департаментом архитектуры и градостроительства администрации города составляем, заявитель уже будет точно знать, какие именно сведения он должен указать. Вот тогда и отказов в предоставлении участков будет меньше, и ускорится процедура их предоставления. - Как распределяются средства от аренды и от продажи земли под застройку? - Согласно бюджетному кодексу, если земля муниципальная – то в городской бюджет, если субъекта федерации – в региональный. Если федеральная – в федеральный. Средства от аренды или продажи неразграниченных земель – средства распределяются по нормативам, установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», а именно: - за аренду земель городов и поселков 50% средств зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, 50% - в местный бюджет; - за аренду земель сельскохозяйственного назначения и земель сельских населенных пунктов 100% средств зачисляется в бюджет поселения; - средства от продажи земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находившиеся до их приватизации в собственности Российской Федерации, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет; - средства от продажи земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находившиеся до их приватизации в собственности Омской области, в полном объеме зачисляются в областной бюджет; - средства от продажи земельных участков, на которых расположены иные здания, строения, сооружения, в полном объеме зачисляются в местный бюджет; - средства от продажи иных земельных участков распределяются между уровнями бюджетной системы следующим образом: 15% поступает в федеральный бюджет, 35% - в бюджет Омской области, а 50% - в местный бюджет. - В чем вы видите эффективность работы своего ведомства? - Об этом можно судить по результатам: за два месяца мы подготовили 615 документов аренды, а у города такие документы лежали по два-три года. Кроме того, по состоянию на 15 сентября 2006 года в Главное управление по земельным ресурсам Омской области поступило 5 169 служебных документов, среди которых 1759 заявлений граждан и 3215 от юридических лиц. 2021 заявление – о предоставлении земельных участков для размещения рекламных конструкций, 3 – о предоставлении в собственность земельного участка для строительства, 27 - о предоставлении в аренду земельного участка для строительства. - Как продвигается работа по разграничению земель? Что мешает городу оформить в собственность придорожные участки? - Если бы они еще в июле вели эту работу в прежнем режиме, проблемы бы сейчас не было. Недавно прокуратура при проверке департамента недвижимости выявила, что разграничение земель проходит с многочисленными нарушениями и без учета необходимых норм. - Как обстоит дело с землеотводами под рекламоносители? Для рекламных компаний очень больной вопрос. - Механизм выдачи разрешений на установку рекламоносителей сейчас в разработке. Но мы уже выдали согласие на прикрепление к земельным участкам 200 рекламных конструкций. Вообще, эта процедура невозможна без согласований опять же с городом. На уже стоящие рекламоносители у нас есть вся документация. Сейчас готовим процедуру землеотвода и под новые. Если опять же не будет у нас противоречий с департаментом недвижимости и архитектуры, то в ближайшее время мы уже сможем заключать договоры аренды земельных участков. По уже существующим рекламоносителям у нас уже есть с городом договоренность, что разрешения на смену содержания рекламы будут выдаваться в упрощенном порядке. К нам с 1 июля поступило уже 2021 заявление. Мы по всем ним дали положительное заключение и направили в горадминистрацию. Они уже выдали свыше 500 положительных разрешений на установку рекламных конструкций. Как вы знаете, получение землеотвода под рекламоносители требует Федеральный закон «О рекламе». Сложность заключается в том, что надо провести землеустройство на всех этих участках. Мы хотим, чтобы те, кто уже имеют рекламоносители, переоформили их в упрощенном порядке. Потому что если бы требовали соблюдения всех необходимых процедур, то даже эти рекламные компании могли бы менять содержание рекламы только после работ по землеустройству. - Еще раз об упрощении процедуры получения актов выбора участков: есть у вас инициативы по принятию поправок в местные законы? - Да, есть. Мы сейчас готовим предложение в Законодательное собрание, чтобы упростить процедуру получения гражданами земель под частные застройки. Мы просим, чтобы полномочия по предоставлению гражданам участков делегировали нашему управлению, сейчас же эти решения принимаются на заседаниях правительства Омской области. На каждую просьбу приходится принимать отдельное постановление правительства, что, как понимаете, увеличивает сроки принятия решения. С помощью поправок в закон «О регулировании земельных отношений на территории Омской области» и в постановление правительства Омской области № 73-п, мы сможем сократить срок выдачи разрешений как минимум на две-три недели. Дело в том, что правительство заседает только раз в неделю. - В связи с началом работы вашего управления появились такие арендаторы, которые отказываются платить по формальным юридическим причинам? Договоры-то у них с департаментом недвижимости, который, выходит, теперь не уполномочен их заключать. - Снижения поступлений от аренды мы не наблюдаем. Есть для этого специальная комиссия, которая и работает с арендаторами. Но проблемы возникли у городской администрации – это связано с введением казначейской системы. Город не знает сейчас, сколько и кто ему платит за аренду. Мы как главные распорядители этих бюджетов имеем больше информации о плательщиках и неплательщиках. Поэтому у них могут возникнуть проблемы с учетом бюджетных средств. Так что мне тем более непонятно, почему городская администрация не спешит передавать нам все договоры. Впрочем, сегодня на заседании согласительной комиссии уже наметились положительные сдвиги в этом вопросе. В конце концов, у департамента недвижимости могут возникнуть проблемы с этими не переданными договорами: они же теперь, говоря юридическим языком, ненадлежащий арендодатель. У них нет полномочий менять, например, сроки аренды и цену договора. Уже суды даже нам отписывают исполнение решений о предоставлении или заключении договоров аренды и купли-продажи земельных участков с гражданами и юридическими лицами. Время от времени возникают ситуации, когда департамент недвижимости принимает положительное решение о предоставлении земли, а договор заключить не может. В итоге нарушаются интересы заявителей. - Каких новостей ждать от вас в ближайшее время? - Мы переезжаем в новое здание на Красный путь, 42. Уже на этой неделе, возможно, начнем работать в новом здании.   Справка:   С июля по сентябрь 2006 года в Главное управление по земельным ресурсам Омской области поступило 5 169 служебных документов. В том числе: - Заявлений граждан – 1759, из них: 271 – о предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов (автостоянки, павильоны, киоски); 688 о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения; 79 – о выборе земельного участка для строительства; 4 – о предоставлении земельного участка в аренду для строительства; 85 – о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома; 9 – о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения.   - Заявлений юридических лиц – 3215, из них: 134 - о предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов (автостоянки, павильоны, киоски); 18 – о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения; 25 – о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения; 6 – о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, 6 – о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для иных целей; 157 – о выборе земельного участка для строительства; 2021 – о предоставлении земельных участков для размещения рекламных конструкций; 3 – о предоставлении в собственность земельного участка для строительства; 27 - о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.

ГЕОРГИЙ КОСЕНКОВ, начальник Главного управления по земельным ресурсам Омской области После того, как право распоряжения всей землей Омска перешло к правительству Омской области, предпринимателей интересует, какими сложностями это обернется для них. Наиболее острые вопросы – по стройплощадкам и местам под рекламоносители. Георгий Косенков считает, что если в этом деле и есть пока проволочки, то по причине нерасторопности чиновников мэрии. - Последний аукцион по продаже участков под застройку не состоялся из-за поданного вашим управлением в арбитражный суд иска. Что на самом деле произошло, когда и как разрешится этот конфликт? - Конфликта особого нет, мы действительно подали иск в арбитражный суд, потому что согласно федеральному закону, закону Омской области и постановлению правительства № 73 нашему управлению делегировано право до разграничения собственности на землю распоряжаться земельными ресурсами на территории Омска. Мы давно предлагали департаменту недвижимости Омска передать нам документы на участки, которые они выставляют на торги. Если бы они это сделали, мы давно бы уже провели этот аукцион. Но по непонятным причинам департамент недвижимости не передает нам эти документы. В настоящее время работает согласительная комиссия, созданная по распоряжению губернатора, на которой обсуждаются все проблемы, связанные с передачей нашему управлению полномочий по распоряжению земельными ресурсами. В принципе по многим вопросам удается найти компромисс, поэтому, думаю, и ситуация с аукционом вскоре разрешится в положительную сторону. - В чем, на ваш взгляд, причина противодействия департамента недвижимости? - Я могу только догадываться, почему они этого не делают. В принципе в остальном департамент недвижимости администрации Омска передает нам действующие договоры аренды и продажи земельных участков. У нас уже примерно треть всех существующих в городе договоров. За два месяца существования нашего управления мэрия передала уже 1552 договора аренды, всего их более 4-х тысяч. Дело в том, что передача связана с определенной подготовкой, по мере готовности они нам их передают. - Когда создавалось управление по земельным ресурсам, вы говорили, что одна из ваших задач – упростить процедуру получения землеотводных документов и оформления договоров аренды. Удалось это сделать? - Наше управление существует всего два месяца, за такой срок невозможно упростить процедуру получения землеотводных документов, но работа такая ведется. К тому же мы не знаем, как эта процедура действовала в городе. Но мне известно, что некоторые документы там лежали по нескольку лет: они нам передали заявления, датированные и 2002, и 2001 годами. У нас же основные сроки выдерживаются: за 2 недели после подачи заявления мы отправляем документы в департамент недвижимости и по мере того, как они возвращаются, выносим решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка. - Чего больше – положительных решений или отрицательных, от чего это зависит? - Это зависит от того, как решит департамент архитектуры и строительства администрации города: можно в этом месте что-то строить или нельзя. Первоначально оттуда приходят в основном отказы. Но мы уточняем требования заявителя - и повторно отправляем в департамент архитектуры, после чего уже решение, как правило, положительное. Бывают, увы, и немотивированные отказы. Но мы сейчас договорились с департаментом архитектуры и градостроительства администрации города о разработке анкеты единых требований заявителя: чтобы он точно знал, какие сведения надо вносить. А то бывает, человек пишет в заявлении: хочу киоск, не знаю какой, не знаю, где. По анкете, которую мы сейчас совместно с департаментом архитектуры и градостроительства администрации города составляем, заявитель уже будет точно знать, какие именно сведения он должен указать. Вот тогда и отказов в предоставлении участков будет меньше, и ускорится процедура их предоставления. - Как распределяются средства от аренды и от продажи земли под застройку? - Согласно бюджетному кодексу, если земля муниципальная – то в городской бюджет, если субъекта федерации – в региональный. Если федеральная – в федеральный. Средства от аренды или продажи неразграниченных земель – средства распределяются по нормативам, установленным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», а именно: - за аренду земель городов и поселков 50% средств зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, 50% - в местный бюджет; - за аренду земель сельскохозяйственного назначения и земель сельских населенных пунктов 100% средств зачисляется в бюджет поселения; - средства от продажи земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находившиеся до их приватизации в собственности Российской Федерации, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет; - средства от продажи земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находившиеся до их приватизации в собственности Омской области, в полном объеме зачисляются в областной бюджет; - средства от продажи земельных участков, на которых расположены иные здания, строения, сооружения, в полном объеме зачисляются в местный бюджет; - средства от продажи иных земельных участков распределяются между уровнями бюджетной системы следующим образом: 15% поступает в федеральный бюджет, 35% - в бюджет Омской области, а 50% - в местный бюджет. - В чем вы видите эффективность работы своего ведомства? - Об этом можно судить по результатам: за два месяца мы подготовили 615 документов аренды, а у города такие документы лежали по два-три года. Кроме того, по состоянию на 15 сентября 2006 года в Главное управление по земельным ресурсам Омской области поступило 5 169 служебных документов, среди которых 1759 заявлений граждан и 3215 от юридических лиц. 2021 заявление – о предоставлении земельных участков для размещения рекламных конструкций, 3 – о предоставлении в собственность земельного участка для строительства, 27 - о предоставлении в аренду земельного участка для строительства. - Как продвигается работа по разграничению земель? Что мешает городу оформить в собственность придорожные участки? - Если бы они еще в июле вели эту работу в прежнем режиме, проблемы бы сейчас не было. Недавно прокуратура при проверке департамента недвижимости выявила, что разграничение земель проходит с многочисленными нарушениями и без учета необходимых норм. - Как обстоит дело с землеотводами под рекламоносители? Для рекламных компаний очень больной вопрос. - Механизм выдачи разрешений на установку рекламоносителей сейчас в разработке. Но мы уже выдали согласие на прикрепление к земельным участкам 200 рекламных конструкций. Вообще, эта процедура невозможна без согласований опять же с городом. На уже стоящие рекламоносители у нас есть вся документация. Сейчас готовим процедуру землеотвода и под новые. Если опять же не будет у нас противоречий с департаментом недвижимости и архитектуры, то в ближайшее время мы уже сможем заключать договоры аренды земельных участков. По уже существующим рекламоносителям у нас уже есть с городом договоренность, что разрешения на смену содержания рекламы будут выдаваться в упрощенном порядке. К нам с 1 июля поступило уже 2021 заявление. Мы по всем ним дали положительное заключение и направили в горадминистрацию. Они уже выдали свыше 500 положительных разрешений на установку рекламных конструкций. Как вы знаете, получение землеотвода под рекламоносители требует Федеральный закон «О рекламе». Сложность заключается в том, что надо провести землеустройство на всех этих участках. Мы хотим, чтобы те, кто уже имеют рекламоносители, переоформили их в упрощенном порядке. Потому что если бы требовали соблюдения всех необходимых процедур, то даже эти рекламные компании могли бы менять содержание рекламы только после работ по землеустройству. - Еще раз об упрощении процедуры получения актов выбора участков: есть у вас инициативы по принятию поправок в местные законы? - Да, есть. Мы сейчас готовим предложение в Законодательное собрание, чтобы упростить процедуру получения гражданами земель под частные застройки. Мы просим, чтобы полномочия по предоставлению гражданам участков делегировали нашему управлению, сейчас же эти решения принимаются на заседаниях правительства Омской области. На каждую просьбу приходится принимать отдельное постановление правительства, что, как понимаете, увеличивает сроки принятия решения. С помощью поправок в закон «О регулировании земельных отношений на территории Омской области» и в постановление правительства Омской области № 73-п, мы сможем сократить срок выдачи разрешений как минимум на две-три недели. Дело в том, что правительство заседает только раз в неделю. - В связи с началом работы вашего управления появились такие арендаторы, которые отказываются платить по формальным юридическим причинам? Договоры-то у них с департаментом недвижимости, который, выходит, теперь не уполномочен их заключать. - Снижения поступлений от аренды мы не наблюдаем. Есть для этого специальная комиссия, которая и работает с арендаторами. Но проблемы возникли у городской администрации – это связано с введением казначейской системы. Город не знает сейчас, сколько и кто ему платит за аренду. Мы как главные распорядители этих бюджетов имеем больше информации о плательщиках и неплательщиках. Поэтому у них могут возникнуть проблемы с учетом бюджетных средств. Так что мне тем более непонятно, почему городская администрация не спешит передавать нам все договоры. Впрочем, сегодня на заседании согласительной комиссии уже наметились положительные сдвиги в этом вопросе. В конце концов, у департамента недвижимости могут возникнуть проблемы с этими не переданными договорами: они же теперь, говоря юридическим языком, ненадлежащий арендодатель. У них нет полномочий менять, например, сроки аренды и цену договора. Уже суды даже нам отписывают исполнение решений о предоставлении или заключении договоров аренды и купли-продажи земельных участков с гражданами и юридическими лицами. Время от времени возникают ситуации, когда департамент недвижимости принимает положительное решение о предоставлении земли, а договор заключить не может. В итоге нарушаются интересы заявителей. - Каких новостей ждать от вас в ближайшее время? - Мы переезжаем в новое здание на Красный путь, 42. Уже на этой неделе, возможно, начнем работать в новом здании.   Справка:   С июля по сентябрь 2006 года в Главное управление по земельным ресурсам Омской области поступило 5 169 служебных документов. В том числе: - Заявлений граждан – 1759, из них: 271 – о предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов (автостоянки, павильоны, киоски); 688 о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения; 79 – о выборе земельного участка для строительства; 4 – о предоставлении земельного участка в аренду для строительства; 85 – о предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома; 9 – о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения.   - Заявлений юридических лиц – 3215, из них: 134 - о предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов (автостоянки, павильоны, киоски); 18 – о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения; 25 – о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения; 6 – о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, 6 – о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для иных целей; 157 – о выборе земельного участка для строительства; 2021 – о предоставлении земельных участков для размещения рекламных конструкций; 3 – о предоставлении в собственность земельного участка для строительства; 27 - о предоставлении в аренду земельного участка для строительства.