Поиск

Председатель совета директоров компании «Омсктехуглерод» считает, что когда бизнес начинает зависеть от силовиков, он теряет эффективность.

Кому пилить

Нынешней весной «вдруг» выяснилось, что дорожное хозяйство областного центра переживает стадию полноценной катастрофы. До критического состояния дошли не какие-то отдельные магистрали – вся сеть. По сути, мы видим крах сложившейся модели управления инфраструктурой мегаполиса. И не только дорожной. Причем даже сейчас, когда поднялась волна социальных протестов и пошли обращения прямиком к Путину, нет адекватной реакции на возникшие вызовы. Никто ничего не меняет.

Понятно, что в одночасье дороги в порядок не приведешь, но, на мой взгляд, глава Омска, как минимум ужаснувшись открывшейся картиной, должен был немедленно принять радикальные кадровые решения по поводу вице-мэра и руководителя «Управления дорожного хозяйства и благоустройства» Омска.

Все нужно начинать с кадров. Это закон, азбука управления – люди всегда являются носителями прошлого опыта. Скажем, если вы хотите навести порядок в воровской среде, необходимо первым делом убрать воров. Они не примут никакой порядок, никакой контроль над собой. Так и здесь: руководители, выросшие в рамках порочной модели, будут постоянно воспроизводить привычные отношения.

За решением кадровых вопросов должны последовать выработка жестких административных регламентов, формирование эффективных системных структур, воссоздание разрушенной материальной базы отрасли. В возникшей критической ситуации требуются мощные прорывные решения, к которым, как выясняется, наша чиновничья гвардия абсолютно не готова.

Так или иначе, основная проблема заключается отнюдь не в нехватке финансирования. Ресурсы есть – в региональном дорожном фонде аккумулируется более пяти миллиардов рублей. Просто эти деньги не могут нормально проходить через нагроможденные коррупционные барьеры. Никто об этом вслух не говорит, но, по большому счету, вопрос заключается в том, кто и как будет их делить. А если называть вещи своими именами – не столько делить, сколько пилить. И в этом вопросе заключается вся суть сформировавшейся в регионе управленческой модели, которая терпит сегодня крах.

Броуновское движение

Даже конфигурация власти, которая сложилась в Омской области, вызывает, мягко скажем, недоумение. Есть губернатор, есть мэр, у которых пересажали ключевые фигуры и которые понимают, что сами ходят по минному полю. Вице-губернаторы не несут персональной ответственности по блоку подведомственных отраслей, а министрам отведена роль зицпредседателей – если что, должен же кто-то сидеть. Какая стратегия, какая тактика – люди живут одним днем.

В подобной ситуации система управления неизбежно перестает быть системой и превращается в хаотичное броуновское движение. Как следствие – помимо формальных центров принятия решений образовалось много неформальных, ибо в условиях вакуума власти неформальные лидеры появляются автоматически. Неудивительно, что таковыми чаще всего становятся представители силовых структур, которые обладают мощным ресурсом – информацией, и знают, как с ее помощью можно управлять людьми.

Впрочем, не стану утверждать, что это заведомо плохо. Даже про коррупцию в данном случае не буду вспоминать – предположим, что силовики действуют исключительно в интересах государства. Но ведь при наличии множества центров принятия решений убыточным становится любой проект. Лебедь, рак да щука всегда будут тянуть воз в разные стороны. Невозможно управлять регионом без единого командного пункта. В Омской области его сейчас нет.

Да и коррупцию нельзя оставлять за скобками, потому что в броуновской среде она тоже рождается автоматически. Возьмите последнее дело, связанное с «Омской топливной компанией» и арестом Агаркова. Совершенно очевидно, что преступления подобного рода возможны только при покровительстве высокопоставленных чиновников. А чиновникам, чтобы их сразу не посадили, требуется покровительство правоохранителей. Агарков чувствовал себя абсолютно уверенно именно потому, что в покровителях у него была вся когорта властей предержащих.

Тем не менее его посадили. Такое бывает, когда люди, которых оформляют как агентов в криминальной среде, становятся опасными для покровителей. В критической ситуации их просто «сливают». Аналогичная история вышла с Мацелевичем. Только в одном случае для направления денежных потоков в нужное русло были созданы фирмы-прокладки, в другом – инфраструктура обналичивания. Технологии разные, а модель та же самая. Она в принципе не может существовать без прямого участия обслуживающих бюджетные потоки чиновников и покровительства силовых структур. Думаю, что люди, которым Агарков носил деньги в целлофановых пакетах, сейчас сильно переживают по поводу результатов расследования.

На поводке компромата

В конечном счете мы имеем то, что имеем: малодушное деморализованное чиновничество с его устоявшимися криминальными технологиями и коррумпированных силовиков, которые располагают компроматом едва ли не на всех представителей власти и пользуются им в своих эгоистических интересах. Состояние омских дорог – прямое следствие этой управленческой модели.

Кстати, она до боли напоминает мне волгоградскую модель. Там один за другим сменились три губернатора, два начальника УВД, три мэра и даже руководитель ФСБ. Но поскольку по существу ничего не менялось, городское хозяйство продолжало деградировать. Все это продолжалось до тех пор, пока Москва не отправила в Волгоград представителя Народного фронта, десантника Бочарова. И похоже, главным критерием этого выбора стало именно отсутствие на него компромата у силовиков, потому как компромата на Героя России вообще не существовало в природе.

Вскоре выяснилось, что Бочаров – человек волевой, способный решать серьезные задачи. Он отстранил от кормушек и поснимал с должностей массу вороватых чиновников. Многие оказались за решеткой. От силовых структур губернатор потребовал реального исполнения задач и взял процесс под жесткий контроль. По сути, была перекроена вся местная элита. И сегодня в Волгограде совсем другие дороги, другая городская среда, другой предпринимательский климат. Я, например, вижу, что местная власть реально заинтересована в успешном развитии нашего завода, в конструктивном взаимодействии с бизнесом.

А омская власть разбита параличом. Когда на всех чиновников есть компромат, каждый из них сидит и думает только об одном: дадут дышать или нет? Приспосабливается, заигрывает, выполняет сомнительные пожелания о предоставлении преференций тем или иным структурам. Почему сейчас, например, представители силовиков побежали на выборы в Законодательное собрание? Да потому что на этом поле можно комплексно оказывать давление на власть и продвигать свои коммерческие интересы в грандиозных масштабах.

Результат или процесс?

Сложившаяся управленческая модель имеет массу родовых пороков, но самый главный из них заключается в том, что она чудовищно неэффективна с точки зрения рационального расходования ресурсов и способности решать поставленные задачи. Мне довелось общаться со многими нашими министрами, руководителями департаментов мэрии, и общее впечатление, сказать по правде – тягостное.

Далек от того, чтобы призывать всех отправить в отставку – я просто оцениваю ситуацию как профессиональный управленец. С полной ответственностью могу заявить, что у нас на заводе начальник цеха по своему управленческому уровню на голову выше иных министров. Он прекрасно владеет цеховой экономикой, знает, что такое общественно необходимые затраты, новая техника. Он формирует пакет исследовательских работ и курирует их исполнение. У него есть кадровый резерв и инициативная молодежная среда. Перед ним стоят четкие и очень сложные задачи, и он всегда ориентирован на результат, а не на процесс.

А еще он соревнуется с таким же начальником цеха на предприятии в городе Ганновере и гордится тем, что побеждает своего коллегу, который вскоре станет безработным, поскольку уже принято решение о закрытии немецкого завода ввиду его проигрыша в конкурентной борьбе с «Омсктехуглеродом».

Не собираюсь утверждать, что нам удалось создать совершенную модель. Мы ею недовольны, у нее масса недостатков, которые необходимо устранять. Но суть в том, что, в отличие от омских чиновников, наш начальник цеха прошел настоящую управленческую школу в здоровой, чистой среде. У него нет криминальных доходов – он трудится за зарплату, которая зависит от достигнутых результатов. Он не знает, что такое откаты, его никогда не «крышевали» силовики, у него принципиально иные представления об эффективности работы. И в этом заключается огромная разница.

Пятая колонна

Увы, предпринимательская деятельность без покровительства силовых структур по-прежнему является в стране скорее исключением, чем правилом. И это покровительство во всех случаях гарантированно приобретает криминальный характер. По очень простой причине: чтобы платить оброк, предприниматель вынужден уходить в нелегальную сферу. Таким образом, спецслужбы де-факто становятся генераторами криминальных отношений в экономике. Во всероссийском масштабе.

Почему Путин, например, в свое время ликвидировал налоговую полицию? Да потому, что она, постоянно расширяя сферу своей деятельности, способствовала грандиозному снижению налоговых поступлений. Статистику же не обманешь, а цифры говорили о том, что налоговая база сжимается и что малый и средний бизнес, которые в первую очередь попали под влияние данной структуры, практически перестали развиваться. По сути, ведомство превратилось в тормоз развития экономики и общества, и его безжалостно убрали, передав налоговые преступления в зону ответственности МВД.

Но это, в свою очередь, спровоцировало грандиозный передел собственности, который возглавило теперь уже МВД – милиция напрямую участвовала в рейдерских захватах. Беспредел продолжался около пяти лет, и мы на своей шкуре почувствовали все его прелести. На борьбу с успешным, но неподконтрольным силовикам проектом были брошены мощнейшие силы. Слежка, прослушка, натравливание на завод реальных преступников, подсовывание левых фирм, попытки криминализации отношений с поставщиками сырья, фальсификация взятки – против нас использовался богатейший арсенал провокаций. 

Интересно, почему являются преступным деянием с точки зрения офицеров спецслужб реальные достижения Омск Карбон Групп, отмеченные второй год подряд статусом самого эффективного предприятия Омской области по государственной методике? Может быть, причина достаточно банальна – обильное слюнотечение от количества денежных знаков на балансе успешного проекта? 

Разработка предприятия при отсутствии даже намека на криминальный характер его деятельности как минимум отвлекает ресурсы государства от борьбы с реальными преступниками, террористами и экстремистами. Допустим, прослушка моего телефона автоматически означает, что не будет прослушиваться телефон какого-нибудь джихадиста, который занимается подготовкой теракта.

Чтобы оправдать отвлечение оперативно-технических ресурсов по коррупционным мотивам, «оборотни» достаточно искусно наловчились морочить голову федеральным органам управления, фабрикуя так называемые аналитические материалы оперативных разработок, где Агата Кристи умерла бы от зависти, читая эти лихо закрученные сюжеты, которые не имеют и капли сведений о реальных событиях в нашем бизнесе.

Я уже не говорю о том, что атаки на успешный бизнес являются подрывом его конкурентоспособности на внешних рынках. Речь идет о прямом предательстве национальных интересов. Осуществляющие подобные атаки люди в погонах и без погон фактически в инициативном порядке предлагают свои услуги заокеанским спецслужбам. Их не требуется вербовать – они сами вербуются. И наши западные друзья, уверяю вас, отлично понимают, кто действительно в России является для них надежным союзником.

Очищение идет

Вместе с тем, нельзя говорить, что все плохо, безнадежно и что ничего не меняется. Я совершенно искренне считаю, что большинство сотрудников правоохранительных органов вполне достойные, заслуживающие уважения люди. Необходимо осознавать и еще одну вещь: в борьбе с коррупцией не может быть быстрых результатов, как бы нам этого ни хотелось. Но процесс очищения, безусловно, идет.

Особенно он заметен, например, в системе МВД. Полиция образца 2016 года – совсем не то, что милиция образца 2008-го. Не только по уровню коррупции, но и с точки зрения защиты бизнеса от преступных посягательств. Скажем, в Волгограде недавно возбуждено дело о хищении у нашей компании интеллектуальной собственности. Полиция жестко работает по декриминализации наших автотранспортных коридоров, пресекая попытки бандитов взять их под контроль. Да и за чистоту своих рядов ведомство борется отнюдь не понарошку.

Серьезнейшие кадровые изменения произошли в Следственном комитете. Там тоже идет процесс выстраивания профессиональной вертикально интегрированной структуры, независимой от местных кланов и невосприимчивой к коррупции. Разоблачения крупных региональных чиновников – заслуга именно этого ведомства.

Позитивным моментом, с моей точки зрения, является появление Национальной гвардии. Тезисы о том, что она создается для разгона митингов и демонстраций, не выдерживают никакой критики. С задачами такого рода ОМОН прекрасно справится и в составе МВД. Как ни парадоксально звучит, это шаг не только в сторону концентрации федеральной власти, но и в сторону консолидации общества.

Да, речь идет о репрессивном аппарате, поскольку новая структура будет заниматься в том числе и борьбой с организованной преступностью. Но ведь самыми опасными ОПГ в регионах являются как раз те, в которые входят высокопоставленные чиновники, переродившиеся представители ФСБ, МВД, других правоохранительных ведомств. Сокрушить такие спрутные клановые образования, судя по всему, и должна помочь Национальная гвардия.

Более того, я думаю, что ее создание – это, по существу, обобщение опыта борьбы с группировками, возглавляемыми главами регионов. Посмотрите: вслед за арестом сахалинского Хорошавина и Гайзера в Коми там полетели головы силовиков. Очевидно же, что ни один губернатор не может участвовать в деятельности ОПГ без тесного сотрудничества с оборотнями из территориальных репрессивных структур. Так что Нацгвардия – это еще и попытка пресечь криминализацию и деградацию региональных правоохранительных органов.

Иммунная система государства

Понятно, что нельзя регулировать экономику и отношения в обществе исключительно методами репрессивного воздействия. Государство – это та же машина, а чтобы любая машина ехала, у нее должно быть четыре колеса. Примерно так: первое колесо – качественное гражданское законодательство, второе – законодательство уголовное, третье – профессиональная судебная система и четвертое – эффективные репрессивные органы. Уберите любое из них – и машина никуда не поедет. Мало того, колеса должны быть соразмерными. Если поставить одно от «КАМАза», а другое от «Жигулей», тоже далеко не уедешь.

Вместе с тем очевидно и то, что наивысшую опасность в данный момент представляет именно коррупция в органах власти и правоохранительных структурах. Сегодня это приоритет, ибо речь фактически идет о состоянии иммунной системы государства. Без ее устойчивости любой организм не может бороться ни с внутренними болезнями, ни с внешними угрозами. Мы никогда не построим конкурентоспособную экономику, если бизнес по-прежнему будут «курировать» чиновники и силовики.

Разумеется, одновременно нужно заниматься регламентами, совершенствованием механизмов управления, различных бюрократических процедур, которые тоже должны постоянно меняться, адаптируясь к изменениям окружающей среды.

К слову, здесь у нас есть положительные примеры – возьмите ту же процедуру получения загранпаспорта. Помню, десять лет назад, чтобы получить документ, нужно было отстоять чудовищную очередь, если, конечно, у тебя нет блата. А недавно я оформлял новый паспорт и потратил на все про все не более часа. Решили ведь проблему.

Хотя все равно есть отличия от аналогичной процедуры в западных странах. Там все сотрудники веселые, улыбаются, а наши выглядят так, будто их мылом кормят – по килограмму в день. Может быть, поэтому ликвидируют ФМС России?

1800

Председатель совета директоров компании «Омсктехуглерод» считает, что когда бизнес начинает зависеть от силовиков, он теряет эффективность.

Кому пилить

Нынешней весной «вдруг» выяснилось, что дорожное хозяйство областного центра переживает стадию полноценной катастрофы. До критического состояния дошли не какие-то отдельные магистрали – вся сеть. По сути, мы видим крах сложившейся модели управления инфраструктурой мегаполиса. И не только дорожной. Причем даже сейчас, когда поднялась волна социальных протестов и пошли обращения прямиком к Путину, нет адекватной реакции на возникшие вызовы. Никто ничего не меняет.

Понятно, что в одночасье дороги в порядок не приведешь, но, на мой взгляд, глава Омска, как минимум ужаснувшись открывшейся картиной, должен был немедленно принять радикальные кадровые решения по поводу вице-мэра и руководителя «Управления дорожного хозяйства и благоустройства» Омска.

Все нужно начинать с кадров. Это закон, азбука управления – люди всегда являются носителями прошлого опыта. Скажем, если вы хотите навести порядок в воровской среде, необходимо первым делом убрать воров. Они не примут никакой порядок, никакой контроль над собой. Так и здесь: руководители, выросшие в рамках порочной модели, будут постоянно воспроизводить привычные отношения.

За решением кадровых вопросов должны последовать выработка жестких административных регламентов, формирование эффективных системных структур, воссоздание разрушенной материальной базы отрасли. В возникшей критической ситуации требуются мощные прорывные решения, к которым, как выясняется, наша чиновничья гвардия абсолютно не готова.

Так или иначе, основная проблема заключается отнюдь не в нехватке финансирования. Ресурсы есть – в региональном дорожном фонде аккумулируется более пяти миллиардов рублей. Просто эти деньги не могут нормально проходить через нагроможденные коррупционные барьеры. Никто об этом вслух не говорит, но, по большому счету, вопрос заключается в том, кто и как будет их делить. А если называть вещи своими именами – не столько делить, сколько пилить. И в этом вопросе заключается вся суть сформировавшейся в регионе управленческой модели, которая терпит сегодня крах.

Броуновское движение

Даже конфигурация власти, которая сложилась в Омской области, вызывает, мягко скажем, недоумение. Есть губернатор, есть мэр, у которых пересажали ключевые фигуры и которые понимают, что сами ходят по минному полю. Вице-губернаторы не несут персональной ответственности по блоку подведомственных отраслей, а министрам отведена роль зицпредседателей – если что, должен же кто-то сидеть. Какая стратегия, какая тактика – люди живут одним днем.

В подобной ситуации система управления неизбежно перестает быть системой и превращается в хаотичное броуновское движение. Как следствие – помимо формальных центров принятия решений образовалось много неформальных, ибо в условиях вакуума власти неформальные лидеры появляются автоматически. Неудивительно, что таковыми чаще всего становятся представители силовых структур, которые обладают мощным ресурсом – информацией, и знают, как с ее помощью можно управлять людьми.

Впрочем, не стану утверждать, что это заведомо плохо. Даже про коррупцию в данном случае не буду вспоминать – предположим, что силовики действуют исключительно в интересах государства. Но ведь при наличии множества центров принятия решений убыточным становится любой проект. Лебедь, рак да щука всегда будут тянуть воз в разные стороны. Невозможно управлять регионом без единого командного пункта. В Омской области его сейчас нет.

Да и коррупцию нельзя оставлять за скобками, потому что в броуновской среде она тоже рождается автоматически. Возьмите последнее дело, связанное с «Омской топливной компанией» и арестом Агаркова. Совершенно очевидно, что преступления подобного рода возможны только при покровительстве высокопоставленных чиновников. А чиновникам, чтобы их сразу не посадили, требуется покровительство правоохранителей. Агарков чувствовал себя абсолютно уверенно именно потому, что в покровителях у него была вся когорта властей предержащих.

Тем не менее его посадили. Такое бывает, когда люди, которых оформляют как агентов в криминальной среде, становятся опасными для покровителей. В критической ситуации их просто «сливают». Аналогичная история вышла с Мацелевичем. Только в одном случае для направления денежных потоков в нужное русло были созданы фирмы-прокладки, в другом – инфраструктура обналичивания. Технологии разные, а модель та же самая. Она в принципе не может существовать без прямого участия обслуживающих бюджетные потоки чиновников и покровительства силовых структур. Думаю, что люди, которым Агарков носил деньги в целлофановых пакетах, сейчас сильно переживают по поводу результатов расследования.

На поводке компромата

В конечном счете мы имеем то, что имеем: малодушное деморализованное чиновничество с его устоявшимися криминальными технологиями и коррумпированных силовиков, которые располагают компроматом едва ли не на всех представителей власти и пользуются им в своих эгоистических интересах. Состояние омских дорог – прямое следствие этой управленческой модели.

Кстати, она до боли напоминает мне волгоградскую модель. Там один за другим сменились три губернатора, два начальника УВД, три мэра и даже руководитель ФСБ. Но поскольку по существу ничего не менялось, городское хозяйство продолжало деградировать. Все это продолжалось до тех пор, пока Москва не отправила в Волгоград представителя Народного фронта, десантника Бочарова. И похоже, главным критерием этого выбора стало именно отсутствие на него компромата у силовиков, потому как компромата на Героя России вообще не существовало в природе.

Вскоре выяснилось, что Бочаров – человек волевой, способный решать серьезные задачи. Он отстранил от кормушек и поснимал с должностей массу вороватых чиновников. Многие оказались за решеткой. От силовых структур губернатор потребовал реального исполнения задач и взял процесс под жесткий контроль. По сути, была перекроена вся местная элита. И сегодня в Волгограде совсем другие дороги, другая городская среда, другой предпринимательский климат. Я, например, вижу, что местная власть реально заинтересована в успешном развитии нашего завода, в конструктивном взаимодействии с бизнесом.

А омская власть разбита параличом. Когда на всех чиновников есть компромат, каждый из них сидит и думает только об одном: дадут дышать или нет? Приспосабливается, заигрывает, выполняет сомнительные пожелания о предоставлении преференций тем или иным структурам. Почему сейчас, например, представители силовиков побежали на выборы в Законодательное собрание? Да потому что на этом поле можно комплексно оказывать давление на власть и продвигать свои коммерческие интересы в грандиозных масштабах.

Результат или процесс?

Сложившаяся управленческая модель имеет массу родовых пороков, но самый главный из них заключается в том, что она чудовищно неэффективна с точки зрения рационального расходования ресурсов и способности решать поставленные задачи. Мне довелось общаться со многими нашими министрами, руководителями департаментов мэрии, и общее впечатление, сказать по правде – тягостное.

Далек от того, чтобы призывать всех отправить в отставку – я просто оцениваю ситуацию как профессиональный управленец. С полной ответственностью могу заявить, что у нас на заводе начальник цеха по своему управленческому уровню на голову выше иных министров. Он прекрасно владеет цеховой экономикой, знает, что такое общественно необходимые затраты, новая техника. Он формирует пакет исследовательских работ и курирует их исполнение. У него есть кадровый резерв и инициативная молодежная среда. Перед ним стоят четкие и очень сложные задачи, и он всегда ориентирован на результат, а не на процесс.

А еще он соревнуется с таким же начальником цеха на предприятии в городе Ганновере и гордится тем, что побеждает своего коллегу, который вскоре станет безработным, поскольку уже принято решение о закрытии немецкого завода ввиду его проигрыша в конкурентной борьбе с «Омсктехуглеродом».

Не собираюсь утверждать, что нам удалось создать совершенную модель. Мы ею недовольны, у нее масса недостатков, которые необходимо устранять. Но суть в том, что, в отличие от омских чиновников, наш начальник цеха прошел настоящую управленческую школу в здоровой, чистой среде. У него нет криминальных доходов – он трудится за зарплату, которая зависит от достигнутых результатов. Он не знает, что такое откаты, его никогда не «крышевали» силовики, у него принципиально иные представления об эффективности работы. И в этом заключается огромная разница.

Пятая колонна

Увы, предпринимательская деятельность без покровительства силовых структур по-прежнему является в стране скорее исключением, чем правилом. И это покровительство во всех случаях гарантированно приобретает криминальный характер. По очень простой причине: чтобы платить оброк, предприниматель вынужден уходить в нелегальную сферу. Таким образом, спецслужбы де-факто становятся генераторами криминальных отношений в экономике. Во всероссийском масштабе.

Почему Путин, например, в свое время ликвидировал налоговую полицию? Да потому, что она, постоянно расширяя сферу своей деятельности, способствовала грандиозному снижению налоговых поступлений. Статистику же не обманешь, а цифры говорили о том, что налоговая база сжимается и что малый и средний бизнес, которые в первую очередь попали под влияние данной структуры, практически перестали развиваться. По сути, ведомство превратилось в тормоз развития экономики и общества, и его безжалостно убрали, передав налоговые преступления в зону ответственности МВД.

Но это, в свою очередь, спровоцировало грандиозный передел собственности, который возглавило теперь уже МВД – милиция напрямую участвовала в рейдерских захватах. Беспредел продолжался около пяти лет, и мы на своей шкуре почувствовали все его прелести. На борьбу с успешным, но неподконтрольным силовикам проектом были брошены мощнейшие силы. Слежка, прослушка, натравливание на завод реальных преступников, подсовывание левых фирм, попытки криминализации отношений с поставщиками сырья, фальсификация взятки – против нас использовался богатейший арсенал провокаций. 

Интересно, почему являются преступным деянием с точки зрения офицеров спецслужб реальные достижения Омск Карбон Групп, отмеченные второй год подряд статусом самого эффективного предприятия Омской области по государственной методике? Может быть, причина достаточно банальна – обильное слюнотечение от количества денежных знаков на балансе успешного проекта? 

Разработка предприятия при отсутствии даже намека на криминальный характер его деятельности как минимум отвлекает ресурсы государства от борьбы с реальными преступниками, террористами и экстремистами. Допустим, прослушка моего телефона автоматически означает, что не будет прослушиваться телефон какого-нибудь джихадиста, который занимается подготовкой теракта.

Чтобы оправдать отвлечение оперативно-технических ресурсов по коррупционным мотивам, «оборотни» достаточно искусно наловчились морочить голову федеральным органам управления, фабрикуя так называемые аналитические материалы оперативных разработок, где Агата Кристи умерла бы от зависти, читая эти лихо закрученные сюжеты, которые не имеют и капли сведений о реальных событиях в нашем бизнесе.

Я уже не говорю о том, что атаки на успешный бизнес являются подрывом его конкурентоспособности на внешних рынках. Речь идет о прямом предательстве национальных интересов. Осуществляющие подобные атаки люди в погонах и без погон фактически в инициативном порядке предлагают свои услуги заокеанским спецслужбам. Их не требуется вербовать – они сами вербуются. И наши западные друзья, уверяю вас, отлично понимают, кто действительно в России является для них надежным союзником.

Очищение идет

Вместе с тем, нельзя говорить, что все плохо, безнадежно и что ничего не меняется. Я совершенно искренне считаю, что большинство сотрудников правоохранительных органов вполне достойные, заслуживающие уважения люди. Необходимо осознавать и еще одну вещь: в борьбе с коррупцией не может быть быстрых результатов, как бы нам этого ни хотелось. Но процесс очищения, безусловно, идет.

Особенно он заметен, например, в системе МВД. Полиция образца 2016 года – совсем не то, что милиция образца 2008-го. Не только по уровню коррупции, но и с точки зрения защиты бизнеса от преступных посягательств. Скажем, в Волгограде недавно возбуждено дело о хищении у нашей компании интеллектуальной собственности. Полиция жестко работает по декриминализации наших автотранспортных коридоров, пресекая попытки бандитов взять их под контроль. Да и за чистоту своих рядов ведомство борется отнюдь не понарошку.

Серьезнейшие кадровые изменения произошли в Следственном комитете. Там тоже идет процесс выстраивания профессиональной вертикально интегрированной структуры, независимой от местных кланов и невосприимчивой к коррупции. Разоблачения крупных региональных чиновников – заслуга именно этого ведомства.

Позитивным моментом, с моей точки зрения, является появление Национальной гвардии. Тезисы о том, что она создается для разгона митингов и демонстраций, не выдерживают никакой критики. С задачами такого рода ОМОН прекрасно справится и в составе МВД. Как ни парадоксально звучит, это шаг не только в сторону концентрации федеральной власти, но и в сторону консолидации общества.

Да, речь идет о репрессивном аппарате, поскольку новая структура будет заниматься в том числе и борьбой с организованной преступностью. Но ведь самыми опасными ОПГ в регионах являются как раз те, в которые входят высокопоставленные чиновники, переродившиеся представители ФСБ, МВД, других правоохранительных ведомств. Сокрушить такие спрутные клановые образования, судя по всему, и должна помочь Национальная гвардия.

Более того, я думаю, что ее создание – это, по существу, обобщение опыта борьбы с группировками, возглавляемыми главами регионов. Посмотрите: вслед за арестом сахалинского Хорошавина и Гайзера в Коми там полетели головы силовиков. Очевидно же, что ни один губернатор не может участвовать в деятельности ОПГ без тесного сотрудничества с оборотнями из территориальных репрессивных структур. Так что Нацгвардия – это еще и попытка пресечь криминализацию и деградацию региональных правоохранительных органов.

Иммунная система государства

Понятно, что нельзя регулировать экономику и отношения в обществе исключительно методами репрессивного воздействия. Государство – это та же машина, а чтобы любая машина ехала, у нее должно быть четыре колеса. Примерно так: первое колесо – качественное гражданское законодательство, второе – законодательство уголовное, третье – профессиональная судебная система и четвертое – эффективные репрессивные органы. Уберите любое из них – и машина никуда не поедет. Мало того, колеса должны быть соразмерными. Если поставить одно от «КАМАза», а другое от «Жигулей», тоже далеко не уедешь.

Вместе с тем очевидно и то, что наивысшую опасность в данный момент представляет именно коррупция в органах власти и правоохранительных структурах. Сегодня это приоритет, ибо речь фактически идет о состоянии иммунной системы государства. Без ее устойчивости любой организм не может бороться ни с внутренними болезнями, ни с внешними угрозами. Мы никогда не построим конкурентоспособную экономику, если бизнес по-прежнему будут «курировать» чиновники и силовики.

Разумеется, одновременно нужно заниматься регламентами, совершенствованием механизмов управления, различных бюрократических процедур, которые тоже должны постоянно меняться, адаптируясь к изменениям окружающей среды.

К слову, здесь у нас есть положительные примеры – возьмите ту же процедуру получения загранпаспорта. Помню, десять лет назад, чтобы получить документ, нужно было отстоять чудовищную очередь, если, конечно, у тебя нет блата. А недавно я оформлял новый паспорт и потратил на все про все не более часа. Решили ведь проблему.

Хотя все равно есть отличия от аналогичной процедуры в западных странах. Там все сотрудники веселые, улыбаются, а наши выглядят так, будто их мылом кормят – по килограмму в день. Может быть, поэтому ликвидируют ФМС России?

1800