Поиск

Ответственность за «опасное вождение», которую узаконят уже в мае, могут дополнить ограничением на получение прав даже за плохое поведение в быту.

Поправки, касающиеся нарушений, связанных с «опасным вождением», включить в ПДД планируется уже в мае текущего года. На сегодняшний день опасными маневрами предложено считать беспорядочное перемещение из полосы в полосу без включения сигналов поворота, «игру в наказание» – резкое торможение перед едущим сзади автомобилем, движение по линии, разделяющей попутные полосы движения, и так называемый дрифт – управляемый занос.

Ранее планируемое уголовное наказание по примеру Великобритании, где за опасное движение предусмотрена уголовная ответственность до 2 лет лишения свободы, решено пока не применять. Законопроект ограничит наказание штрафом в 5-10 тыс. рублей. Тем не менее, по мнению экспертов, одними штрафами ситуацию с хулиганством на дорогах, ведущим к гибели людей, не решить.

Хамил учительнице – за руль не пустят

По мнению заведующей лабораторией комплексной психофизиологической диагностики СибАДИ Татьяны Арбатской, предпринимаемые меры отнюдь не окончательные. 

– Принимаемый закон будет фундаментом, – считает эксперт, – затем он обрастет подзаконными актами.

Арбатская уверена, что общество постепенно придет к осознанию того, что гражданам, по психофизиологическим особенностям не способным управлять автомобилем, и людям, изначально склонным к противоправным действиям, вовсе нельзя выдавать водительские права. 

Если говорить о понятии «опасное вождение», то, по словам эксперта, оно не относится к заложенным природой психологическим свойствам личности.

– Эти качества приобретенные, – говорит Арбатская, – они формируются воспитанием, в социуме. И поведение в социуме дает отпечаток поведения на дороге.

Как рассказала заведующая лабораторией СибАДИ, на эту тему европейскими и российскими учеными были проведены серьезные исследования. Для эксперимента были привлечены 140 водителей с признаками опасного вождения, и сначала рассматривалось их поведение в социуме. Выяснилось, что тот, кто отличался девиантным поведением в обществе (совершал поступки, которые противоречат нормам социального поведения), соответствующим образом вел себя и на дороге.

Выводы поражают – из 140 наблюдаемых 125 нарушали общественный порядок, на них были жалобы участковых, многие вышли из среднеобразовательной школы с плохими характеристиками, где, в частности, отмечалось такое поведение, как срыв занятий.  

– Наверное, – говорит Татьяна Арбатская, – когда эти люди идут учиться на водителей, их особенности каким-то образом стоит учитывать.

«Профессионалов» век не долог

Кому-то может показаться, что мнение представителя омской лаборатории о грядущем ужесточении ответственности за опасную езду или возможность отказа в допуске к обучению в силу «плохого поведения в быту» – фантазии провинциалов. Однако только СибАДА и столичный профильный институт предоставляют свои научные исследования на общественные обсуждения и суд правительства РФ. То есть, по сути, только на их выводы при принятии решения государственные структуры могут официально опереться.

– Да, существует понятие «права человека». Но если этот человек, в соответствии с научными и практическими доказательствами, угрожает десяткам жизней окружающих – государство будет защищать права людей, которому этот неадекватный человек угрожает, – отмечает Татьяна Арбатская.

По словам эксперта, конечно, всех водителей на девиантное поведение, агрессию и склонность к риску в ближайшем обозримом просчитать не удастся. Но уже сегодня есть возможность оградить омичей от водителей, которые связаны с пассажирскими перевозками.

Тут за Арбатскую можно голосовать двумя руками. Кому не знакомы «бешеные» маршрутки? Кто не ездил на такси с водителем, у которого патологический «поток сознания»? Да и после поездки на муниципальном транспорте иной раз полчаса не можешь справиться с нервической икотой.

– У нас запущен региональный проект, называется «Безопасность на дорогах - сохранение жизни и здоровья россиян», – говорит Арбатская. – Одно из его положений – ограничение водителей с девиантным поведением в профессии. Надо понимать, что профессия водителя-профессионала очень востребована. И если человек поймет, что может «засветиться» как «опасный водитель» и навсегда лишиться профессии, думаю, он тысячу раз взвесит свое поведение и встанет, говоря казенным языком, на путь исправления.

Первыми сообразили бизнесмены

Казалось бы, первыми включиться в гонку за безопасность омичей должны были муниципальные и государственные учреждения. Но практика показала, что за безопасность своих людей и связанных с их профессиональными качествами перевозками пассажиров и грузов более всего ратуют предприниматели.

– Называть компанию не имею права, – говорит Арбатская, – есть договоренность о неразглашении, но в этой компании, с которой мы сотрудничаем с 2014 года, на личном и корпоративном транспорте в 2015 году не произошло ни единого ДТП.

С одной стороны, за бизнесменов и их персонал стоит порадоваться. Но с другой – как-то до слез обидно, что водителям муниципального транспорта такой отбор по «железной» выдержке вряд ли пройти. Им-то нас приходится возить на технике, которую, провожая на маршрут, все добропорядочные люди осеняют крестным знамением.

Владимир Преображенский

Ответственность за «опасное вождение», которую узаконят уже в мае, могут дополнить ограничением на получение прав даже за плохое поведение в быту.

Поправки, касающиеся нарушений, связанных с «опасным вождением», включить в ПДД планируется уже в мае текущего года. На сегодняшний день опасными маневрами предложено считать беспорядочное перемещение из полосы в полосу без включения сигналов поворота, «игру в наказание» – резкое торможение перед едущим сзади автомобилем, движение по линии, разделяющей попутные полосы движения, и так называемый дрифт – управляемый занос.

Ранее планируемое уголовное наказание по примеру Великобритании, где за опасное движение предусмотрена уголовная ответственность до 2 лет лишения свободы, решено пока не применять. Законопроект ограничит наказание штрафом в 5-10 тыс. рублей. Тем не менее, по мнению экспертов, одними штрафами ситуацию с хулиганством на дорогах, ведущим к гибели людей, не решить.

Хамил учительнице – за руль не пустят

По мнению заведующей лабораторией комплексной психофизиологической диагностики СибАДИ Татьяны Арбатской, предпринимаемые меры отнюдь не окончательные. 

– Принимаемый закон будет фундаментом, – считает эксперт, – затем он обрастет подзаконными актами.

Арбатская уверена, что общество постепенно придет к осознанию того, что гражданам, по психофизиологическим особенностям не способным управлять автомобилем, и людям, изначально склонным к противоправным действиям, вовсе нельзя выдавать водительские права. 

Если говорить о понятии «опасное вождение», то, по словам эксперта, оно не относится к заложенным природой психологическим свойствам личности.

– Эти качества приобретенные, – говорит Арбатская, – они формируются воспитанием, в социуме. И поведение в социуме дает отпечаток поведения на дороге.

Как рассказала заведующая лабораторией СибАДИ, на эту тему европейскими и российскими учеными были проведены серьезные исследования. Для эксперимента были привлечены 140 водителей с признаками опасного вождения, и сначала рассматривалось их поведение в социуме. Выяснилось, что тот, кто отличался девиантным поведением в обществе (совершал поступки, которые противоречат нормам социального поведения), соответствующим образом вел себя и на дороге.

Выводы поражают – из 140 наблюдаемых 125 нарушали общественный порядок, на них были жалобы участковых, многие вышли из среднеобразовательной школы с плохими характеристиками, где, в частности, отмечалось такое поведение, как срыв занятий.  

– Наверное, – говорит Татьяна Арбатская, – когда эти люди идут учиться на водителей, их особенности каким-то образом стоит учитывать.

«Профессионалов» век не долог

Кому-то может показаться, что мнение представителя омской лаборатории о грядущем ужесточении ответственности за опасную езду или возможность отказа в допуске к обучению в силу «плохого поведения в быту» – фантазии провинциалов. Однако только СибАДА и столичный профильный институт предоставляют свои научные исследования на общественные обсуждения и суд правительства РФ. То есть, по сути, только на их выводы при принятии решения государственные структуры могут официально опереться.

– Да, существует понятие «права человека». Но если этот человек, в соответствии с научными и практическими доказательствами, угрожает десяткам жизней окружающих – государство будет защищать права людей, которому этот неадекватный человек угрожает, – отмечает Татьяна Арбатская.

По словам эксперта, конечно, всех водителей на девиантное поведение, агрессию и склонность к риску в ближайшем обозримом просчитать не удастся. Но уже сегодня есть возможность оградить омичей от водителей, которые связаны с пассажирскими перевозками.

Тут за Арбатскую можно голосовать двумя руками. Кому не знакомы «бешеные» маршрутки? Кто не ездил на такси с водителем, у которого патологический «поток сознания»? Да и после поездки на муниципальном транспорте иной раз полчаса не можешь справиться с нервической икотой.

– У нас запущен региональный проект, называется «Безопасность на дорогах - сохранение жизни и здоровья россиян», – говорит Арбатская. – Одно из его положений – ограничение водителей с девиантным поведением в профессии. Надо понимать, что профессия водителя-профессионала очень востребована. И если человек поймет, что может «засветиться» как «опасный водитель» и навсегда лишиться профессии, думаю, он тысячу раз взвесит свое поведение и встанет, говоря казенным языком, на путь исправления.

Первыми сообразили бизнесмены

Казалось бы, первыми включиться в гонку за безопасность омичей должны были муниципальные и государственные учреждения. Но практика показала, что за безопасность своих людей и связанных с их профессиональными качествами перевозками пассажиров и грузов более всего ратуют предприниматели.

– Называть компанию не имею права, – говорит Арбатская, – есть договоренность о неразглашении, но в этой компании, с которой мы сотрудничаем с 2014 года, на личном и корпоративном транспорте в 2015 году не произошло ни единого ДТП.

С одной стороны, за бизнесменов и их персонал стоит порадоваться. Но с другой – как-то до слез обидно, что водителям муниципального транспорта такой отбор по «железной» выдержке вряд ли пройти. Им-то нас приходится возить на технике, которую, провожая на маршрут, все добропорядочные люди осеняют крестным знамением.

Владимир Преображенский