Поиск

Шум большого города может довести его жителей до серьезных заболеваний, однако с акустическим загрязнением можно и нужно бороться.

На остановке общественного транспорта надсадно ревет громкоговоритель, навязчивая звуковая реклама воспринимается скорее как шум. Иногда, правда, отмечаешь про себя: «И зачем только артистов с такими фальшивыми интонациями приглашают для озвучки аудиороликов? Где-где по акции можно купить вторую пару обуви со скидкой 70%? Ну повторили бы, что ли! А для чего объявляется, что автобусы и троллейбусы прибудут «через 15 минут», если информация не соответствует действительности?».

Реклама на остановках и в переходах, конечно, обходится заказчику совсем недорого, но что с ее помощью можно продать, непонятно. Ведь по статистике не более 20% людей являются аудиалами, то есть воспринимают мир на слух. Даже если предположить, что каждый пятый стоящий на остановке относится к этой группе, то не факт, что как раз он-то и не спрятался от городского шума при помощи наушников и гаджета, из которого звучит то, что хочется, а не то, что навязывают.

В маршрутке в лучшем случае вынужденно внимаешь какому-нибудь радио. В муниципальном транспорте работают кондукторы, и они, в общем-то, живые люди. Поэтому видеоэкраны в автобусах часто работают без звука. Правда, «солировать» может сам кондуктор, и тогда лучше выйти и пересесть на другой транспорт.

В омских парках, где все меньше деревьев и, как следствие, птиц, с мая по сентябрь не только летние, но и стационарные кафе стараются «перекричать» друг друга, выставляя мощные акустические системы. Да и в холодные месяцы никакой тебе «тиши аллей». Старенькие хрипловатые громкоговорители опять-таки «отрыгивают» какое-нибудь музыкальное радио из FM-диапазона или усиливают любимые записи со старенького магнитофона местного сторожа.

Можно ли отдохнуть дома в тишине? Можно, если не слишком активно ведут себя соседи (не импровизируют на саксофоне, не делают ремонт, не дрессируют собаку и не играют с детьми в футбол), если ваш дом стоит вдалеке от торговых центров и остановок общественного транспорта. А еще, если вам везет и во дворе вашего дома какой-нибудь «ди-джей» периодически не устраивает дикие танцы, давая «концерты» прямо из своего автомобиля, снабженного суперакустикой с сабвуфером (это чтобы хорошо было слышно в ближайшем квартале и стекла в окнах домов непременно дребезжали от инфразвука).

Поднимая экологические проблемы города, обычно говорят о задымленности воздуха, испорченных воде и почве, но редко вспоминают о том, что существенный вред здоровью человека наносит и шумовое (акустическое) загрязнение. Так, излишний шум может вызвать не только раздражение и агрессию, повышение артериального давления. На него тяжело реагируют сердечники, у кого-то начинаются проблемы с обменом веществ, иногда люди заболевают тугоухостью, появляется шум в ушах. А, к примеру, звуки, исходящие от автомобильного транспорта, частенько привоздят к головным болям.

Конечно, с какими-то городскими шумами приходится мириться и как-то к ним приспосабливаться. Но если звук моторов и шуршание шин, гул промышленных предприятий и вентиляционных вытяжек практически не поддаются регулированию, то, скажем, со звуковой рекламой дело обстоит иначе.

Во многих крупных городах звуковая реклама на остановках, в подземных переходах, метро, на зданиях торговых центров встречает грамотный отпор целых общественных групп. Такие примеры есть в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Саратове и других городах. Были даже попытки на уровне Госдумы РФ внести изменения в федеральный закон «О рекламе», правда, в 2014 году ничего из этого не вышло.

Так что же делать, если звуковая реклама мешает нормально жить вам или вашим близким? Юристы рекомендуют подавать жалобы в прокуратуру либо в антимонопольную службу (ФАС). Если будет установлено, что рекламораспространитель превысил нормативы при трансляции звуковой рекламы, его могут оштрафовать, причем сразу по двум статьям КоАПа: ст. 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» (штраф на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) и ст. 14.3. «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе» (штраф на юридических лиц – от 100 тысяч по полумиллиона рублей).

Многие скажут, что все это бесполезно и что даже не стоит и пытаться бороться. Стоит! Свое право на тишину отстаивать можно и нужно. К примеру, компания «Промо» (а именно она транслирует рекламу на остановках и переходах) начала прислушиваться к жалобам омичей. Так, с недавнего времени на остановке «Кристалл» звуковая реклама перестала терроризировать жителей ближайших домов, но те, кому интересно, могут слушать уличное радио, не рискуя при этом оглохнуть. То же касается остановок на улице Гагарина и в городке Водников.

Сложнее будет с летними кафе, но и их владельцев можно убедить «вести себя прилично», в зависимости от ситуации, пригрозив привлечь внимание миграционной службы или Российского авторского общества.

Ольга Ложникова

1604

Шум большого города может довести его жителей до серьезных заболеваний, однако с акустическим загрязнением можно и нужно бороться.

На остановке общественного транспорта надсадно ревет громкоговоритель, навязчивая звуковая реклама воспринимается скорее как шум. Иногда, правда, отмечаешь про себя: «И зачем только артистов с такими фальшивыми интонациями приглашают для озвучки аудиороликов? Где-где по акции можно купить вторую пару обуви со скидкой 70%? Ну повторили бы, что ли! А для чего объявляется, что автобусы и троллейбусы прибудут «через 15 минут», если информация не соответствует действительности?».

Реклама на остановках и в переходах, конечно, обходится заказчику совсем недорого, но что с ее помощью можно продать, непонятно. Ведь по статистике не более 20% людей являются аудиалами, то есть воспринимают мир на слух. Даже если предположить, что каждый пятый стоящий на остановке относится к этой группе, то не факт, что как раз он-то и не спрятался от городского шума при помощи наушников и гаджета, из которого звучит то, что хочется, а не то, что навязывают.

В маршрутке в лучшем случае вынужденно внимаешь какому-нибудь радио. В муниципальном транспорте работают кондукторы, и они, в общем-то, живые люди. Поэтому видеоэкраны в автобусах часто работают без звука. Правда, «солировать» может сам кондуктор, и тогда лучше выйти и пересесть на другой транспорт.

В омских парках, где все меньше деревьев и, как следствие, птиц, с мая по сентябрь не только летние, но и стационарные кафе стараются «перекричать» друг друга, выставляя мощные акустические системы. Да и в холодные месяцы никакой тебе «тиши аллей». Старенькие хрипловатые громкоговорители опять-таки «отрыгивают» какое-нибудь музыкальное радио из FM-диапазона или усиливают любимые записи со старенького магнитофона местного сторожа.

Можно ли отдохнуть дома в тишине? Можно, если не слишком активно ведут себя соседи (не импровизируют на саксофоне, не делают ремонт, не дрессируют собаку и не играют с детьми в футбол), если ваш дом стоит вдалеке от торговых центров и остановок общественного транспорта. А еще, если вам везет и во дворе вашего дома какой-нибудь «ди-джей» периодически не устраивает дикие танцы, давая «концерты» прямо из своего автомобиля, снабженного суперакустикой с сабвуфером (это чтобы хорошо было слышно в ближайшем квартале и стекла в окнах домов непременно дребезжали от инфразвука).

Поднимая экологические проблемы города, обычно говорят о задымленности воздуха, испорченных воде и почве, но редко вспоминают о том, что существенный вред здоровью человека наносит и шумовое (акустическое) загрязнение. Так, излишний шум может вызвать не только раздражение и агрессию, повышение артериального давления. На него тяжело реагируют сердечники, у кого-то начинаются проблемы с обменом веществ, иногда люди заболевают тугоухостью, появляется шум в ушах. А, к примеру, звуки, исходящие от автомобильного транспорта, частенько привоздят к головным болям.

Конечно, с какими-то городскими шумами приходится мириться и как-то к ним приспосабливаться. Но если звук моторов и шуршание шин, гул промышленных предприятий и вентиляционных вытяжек практически не поддаются регулированию, то, скажем, со звуковой рекламой дело обстоит иначе.

Во многих крупных городах звуковая реклама на остановках, в подземных переходах, метро, на зданиях торговых центров встречает грамотный отпор целых общественных групп. Такие примеры есть в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Саратове и других городах. Были даже попытки на уровне Госдумы РФ внести изменения в федеральный закон «О рекламе», правда, в 2014 году ничего из этого не вышло.

Так что же делать, если звуковая реклама мешает нормально жить вам или вашим близким? Юристы рекомендуют подавать жалобы в прокуратуру либо в антимонопольную службу (ФАС). Если будет установлено, что рекламораспространитель превысил нормативы при трансляции звуковой рекламы, его могут оштрафовать, причем сразу по двум статьям КоАПа: ст. 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» (штраф на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) и ст. 14.3. «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе» (штраф на юридических лиц – от 100 тысяч по полумиллиона рублей).

Многие скажут, что все это бесполезно и что даже не стоит и пытаться бороться. Стоит! Свое право на тишину отстаивать можно и нужно. К примеру, компания «Промо» (а именно она транслирует рекламу на остановках и переходах) начала прислушиваться к жалобам омичей. Так, с недавнего времени на остановке «Кристалл» звуковая реклама перестала терроризировать жителей ближайших домов, но те, кому интересно, могут слушать уличное радио, не рискуя при этом оглохнуть. То же касается остановок на улице Гагарина и в городке Водников.

Сложнее будет с летними кафе, но и их владельцев можно убедить «вести себя прилично», в зависимости от ситуации, пригрозив привлечь внимание миграционной службы или Российского авторского общества.

Ольга Ложникова

1604