Поиск

Каждый двенадцатый литр бензина, произведенного в России, имеет омскую «прописку». Масштабное производство требует решения множества сопутствующих задач. Важнейшая из них – сокращение воздействия нефтепереработки на окружающую среду.

О том, каковы приоритеты экологической программы, действующей на Омском НПЗ, рассказал начальник отдела охраны окружающей среды Юрий Зайцев.

Юрий Юрьевич, с момента старта программы масштабной модернизации завода «Газпром нефть» направила значительные инвестиции в технологии, сокращающие воздействие на окружающую среду. Каковы результаты этих вложений?

– Действительно, в последние годы предприятие активно модернизируется, развивает производственные программы, параллельно выполняя ряд компенсирующих мероприятий, позволяющих сократить такое воздействие. Разработана комплексная экологическая программа, которая включает в себя в том числе и масштабные инвестпроекты, нацеленные на сокращение выбросов.

В прошлом году благодаря реализации крупных проектов по реконструкции установок первичной переработки нефти АТ-9, глубокой переработки мазута КТ-1/1, установки регенерации отработанной серной кислоты нам удалось еще сократить по сравнению с 2014 годом воздействие на окружающую среду. Также мы ввели в эксплуатацию блоки оборотного водоснабжения для ряда установок, за счет чего уже в конце 2015 года на 1,5% увеличился объем повторно используемой воды.

В целом могу сказать, что с 2008 по 2014 год при росте объемов производства на 30% воздействие на окружающую среду сократилось более чем на треть.

Что позволяет добиться такого эффекта?

– Самый эффективный шаг с точки зрения экологической безопасности – обновление производственных мощностей. До 2020 года одновременно с новым строительством из эксплуатации будут выводиться старые установки. Например, новый комплекс первичной переработки нефти позволит исключить из производственной цепочки семь устаревших установок. Продолжится модернизация резервуарного парка с использованием газораспределительного оборудования и понтонных систем, что приведет к значительному сокращению выбросов.

Сократить влияние на атмосферу мы сможем и на площадках налива нефтепродуктов в железнодорожные и автоцистерны. Это апробировано на уже действующей автоматической установке тактового налива (АУТН-2), планируем строительство еще одной такой установки. Кроме того, в ближайшее время будут нивелированы испарения с открытых площадных источников в составе заводских очистных сооружений. Сейчас в стадии проектирования новые очистные сооружения, беспрецедентные для Сибири по своей площади и технологическим возможностям. Они компактные, максимально закрытые, процесс очищения будет происходить внутри системы, при этом весь комплекс перенесется на территорию завода. Проектированием данного объекта занимается институт «Омскнефтехимпроект». Новые очистные дадут возможность довести степень очистки промышленных стоков до 99%, обеспечить возврат на повторное использование до 75% воды, снизить ее внешнее потребление в два раза.

Реализация программы повышения эффективности очистки сточных вод позволит сократить объем загрязняющих веществ, сбрасываемых с промышленными стоками ОНПЗ, к 2020 году более чем на 60%.

Ну и, конечно, особое внимание в связи с этим основному источнику выбросов в нефтепереработке – печам технологических установок, сжигающим газообразное и жидкое топливо. Сегодня для повышения их экологической безопасности мы используем светоотражающие покрытия, что сокращает потери тепла, устанавливаем новые форсунки. А не так давно в процессе реконструкции установки первичной переработки нефти АТ-9 ввели уникальный, единственный в Сибири факел закрытого горения. Ожидаемый экологический эффект от его внедрения по сравнению с традиционным для нефтехимии факелом – 72%.

А как вы контролируете экологическую нагрузку производства? Как работает система мониторинга окружающей среды?

– Система мониторинга распространяется на всю зону экологического влияния предприятия – от состояния подземных вод и промышленных стоков до качества воздуха и отходов производства. В свое время очень грамотно была выбрана площадка для Омского нефтезавода. Здесь по розе ветров преобладают южные и юго-западные ветры, направленные от жилой застройки. Сегодня на предприятии разработан уникальный проект санитарно-защитной зоны, в границы которой не попадает ни один жилой дом.

По границе нашей санитарно-защитной зоны пять контрольных точек и две точки – перед жилой застройкой вправо и влево от улицы Нефтезаводской. Ежедневно мы делаем контрольные замеры по периметру производственной зоны при определенном направлении ветра. На территории предприятия и в границах санитарной зоны создана сеть наблюдательных скважин для контроля почвы и грунтовых вод. В последние несколько лет мы активно реконструируем систему ливневой канализации и магистральный водопровод, проложенные вдоль производственных площадок.

Юрий Юрьевич, а куда идут производственные отходы? Это ведь не бытовой мусор, их на свалку не вывезешь и просто так не сожжешь.

– Обращение с отходами – очень важный аспект. Большую часть мы используем в производстве в качестве вторичных ресурсов. Остальное (и эта доля постоянно сокращается) направляем на специальный полигон промышленных отходов, инфраструктура которого разработана в полном соответствии с природоохранными требованиями. У нас в регионе, к сожалению, нет организаций, обладающих необходимыми компетенциями в переработке углеводородных отходов, поэтому все работы мы выполняем сами. Так, в 2015 году завод разработал план технической рекультивации земельного участка, где в советское время находился пруд кислого гудрона, очистил и обезопасил его, что подтверждено актами Государственной экологической экспертизы Росприроднадзора, а затем передал городу. Скоро там будут высажены деревья.

Сегодня завод полностью перешел на выпуск моторных топлив высшего экологического класса Евро-5. Какая польза от этого городу и горожанам?

– Отвечу коротко. Общепризнано, что основным источником загрязнения в городах является транспорт. Число автомобилей растет, соответственно растет и потребление топлива. Выпуская продукцию высшего экологического стандарта с минимальным содержанием серы и других загрязняющих веществ, мы в разы сокращаем вредное воздействие автомобильных выхлопов на атмосферу.

2086

Каждый двенадцатый литр бензина, произведенного в России, имеет омскую «прописку». Масштабное производство требует решения множества сопутствующих задач. Важнейшая из них – сокращение воздействия нефтепереработки на окружающую среду.

О том, каковы приоритеты экологической программы, действующей на Омском НПЗ, рассказал начальник отдела охраны окружающей среды Юрий Зайцев.

Юрий Юрьевич, с момента старта программы масштабной модернизации завода «Газпром нефть» направила значительные инвестиции в технологии, сокращающие воздействие на окружающую среду. Каковы результаты этих вложений?

– Действительно, в последние годы предприятие активно модернизируется, развивает производственные программы, параллельно выполняя ряд компенсирующих мероприятий, позволяющих сократить такое воздействие. Разработана комплексная экологическая программа, которая включает в себя в том числе и масштабные инвестпроекты, нацеленные на сокращение выбросов.

В прошлом году благодаря реализации крупных проектов по реконструкции установок первичной переработки нефти АТ-9, глубокой переработки мазута КТ-1/1, установки регенерации отработанной серной кислоты нам удалось еще сократить по сравнению с 2014 годом воздействие на окружающую среду. Также мы ввели в эксплуатацию блоки оборотного водоснабжения для ряда установок, за счет чего уже в конце 2015 года на 1,5% увеличился объем повторно используемой воды.

В целом могу сказать, что с 2008 по 2014 год при росте объемов производства на 30% воздействие на окружающую среду сократилось более чем на треть.

Что позволяет добиться такого эффекта?

– Самый эффективный шаг с точки зрения экологической безопасности – обновление производственных мощностей. До 2020 года одновременно с новым строительством из эксплуатации будут выводиться старые установки. Например, новый комплекс первичной переработки нефти позволит исключить из производственной цепочки семь устаревших установок. Продолжится модернизация резервуарного парка с использованием газораспределительного оборудования и понтонных систем, что приведет к значительному сокращению выбросов.

Сократить влияние на атмосферу мы сможем и на площадках налива нефтепродуктов в железнодорожные и автоцистерны. Это апробировано на уже действующей автоматической установке тактового налива (АУТН-2), планируем строительство еще одной такой установки. Кроме того, в ближайшее время будут нивелированы испарения с открытых площадных источников в составе заводских очистных сооружений. Сейчас в стадии проектирования новые очистные сооружения, беспрецедентные для Сибири по своей площади и технологическим возможностям. Они компактные, максимально закрытые, процесс очищения будет происходить внутри системы, при этом весь комплекс перенесется на территорию завода. Проектированием данного объекта занимается институт «Омскнефтехимпроект». Новые очистные дадут возможность довести степень очистки промышленных стоков до 99%, обеспечить возврат на повторное использование до 75% воды, снизить ее внешнее потребление в два раза.

Реализация программы повышения эффективности очистки сточных вод позволит сократить объем загрязняющих веществ, сбрасываемых с промышленными стоками ОНПЗ, к 2020 году более чем на 60%.

Ну и, конечно, особое внимание в связи с этим основному источнику выбросов в нефтепереработке – печам технологических установок, сжигающим газообразное и жидкое топливо. Сегодня для повышения их экологической безопасности мы используем светоотражающие покрытия, что сокращает потери тепла, устанавливаем новые форсунки. А не так давно в процессе реконструкции установки первичной переработки нефти АТ-9 ввели уникальный, единственный в Сибири факел закрытого горения. Ожидаемый экологический эффект от его внедрения по сравнению с традиционным для нефтехимии факелом – 72%.

А как вы контролируете экологическую нагрузку производства? Как работает система мониторинга окружающей среды?

– Система мониторинга распространяется на всю зону экологического влияния предприятия – от состояния подземных вод и промышленных стоков до качества воздуха и отходов производства. В свое время очень грамотно была выбрана площадка для Омского нефтезавода. Здесь по розе ветров преобладают южные и юго-западные ветры, направленные от жилой застройки. Сегодня на предприятии разработан уникальный проект санитарно-защитной зоны, в границы которой не попадает ни один жилой дом.

По границе нашей санитарно-защитной зоны пять контрольных точек и две точки – перед жилой застройкой вправо и влево от улицы Нефтезаводской. Ежедневно мы делаем контрольные замеры по периметру производственной зоны при определенном направлении ветра. На территории предприятия и в границах санитарной зоны создана сеть наблюдательных скважин для контроля почвы и грунтовых вод. В последние несколько лет мы активно реконструируем систему ливневой канализации и магистральный водопровод, проложенные вдоль производственных площадок.

Юрий Юрьевич, а куда идут производственные отходы? Это ведь не бытовой мусор, их на свалку не вывезешь и просто так не сожжешь.

– Обращение с отходами – очень важный аспект. Большую часть мы используем в производстве в качестве вторичных ресурсов. Остальное (и эта доля постоянно сокращается) направляем на специальный полигон промышленных отходов, инфраструктура которого разработана в полном соответствии с природоохранными требованиями. У нас в регионе, к сожалению, нет организаций, обладающих необходимыми компетенциями в переработке углеводородных отходов, поэтому все работы мы выполняем сами. Так, в 2015 году завод разработал план технической рекультивации земельного участка, где в советское время находился пруд кислого гудрона, очистил и обезопасил его, что подтверждено актами Государственной экологической экспертизы Росприроднадзора, а затем передал городу. Скоро там будут высажены деревья.

Сегодня завод полностью перешел на выпуск моторных топлив высшего экологического класса Евро-5. Какая польза от этого городу и горожанам?

– Отвечу коротко. Общепризнано, что основным источником загрязнения в городах является транспорт. Число автомобилей растет, соответственно растет и потребление топлива. Выпуская продукцию высшего экологического стандарта с минимальным содержанием серы и других загрязняющих веществ, мы в разы сокращаем вредное воздействие автомобильных выхлопов на атмосферу.

2086