Поиск

Обозреватель РИА «Омск-информ» вместе с экспертом по косточкам разбирают будущие выборы в областное Заксобрание и федеральный парламент.

18 сентября состоятся выборы в Законодательное Собрание Омской области, совмещенные с выборами в Государственную Думу Российской Федерации. РИА «Омск-информ» начинает цикл материалов, посвященных предстоящей избирательной кампании.

Сегодня мы не будет касаться персоналий кандидатов, а поговорим об отличиях будущих выборов с предыдущими, которые состоялись в декабре 2011 года. В подготовке материала участвует наш постоянный эксперт, известный омский политтехнолог Вадим Дрягин.

Партий стало больше, но в игре останутся лишь четыре

Законодательное собрание Омской области вот уже два созыва формируется по смешанному признаку: 22 депутата избираются по партийным спискам, 22 – по одномандатным округам. Областная власть до 2007 года противилась введению выборов по партийным спискам и ввела их, только когда к этому стал обязывать федеральный закон. Ведь в Омской области, входившей в «красный пояс», по партспискам избралось бы значительное число представителей КПРФ.

Партийная принадлежность депутатов Законодательного собрания Омской области:

Пятый созыв (2011-2016)

Фракция
 Кол-во депутатов
«Единая Россия» 
 27
КПРФ 
10
«Справедливая Россия»
4
ЛДПР
3

Четвертый созыв (2007-2011)

Фракция
 Кол-во депутатов
«Единая Россия»
38
КПРФ
  6

Третий созыв (2002-2007) – избран только по одномандатным округам

Фракция
Кол-во депутатов
«Единая Россия»
25
КПРФ
5

За прошедшие пять лет в России значительно увеличилось количество политических партий, чему способствовало значительное упрощение порядка их регистрации. Если в 2011 году было всего семь партий, то в 2016-м – более 60. В Омской области зарегистрированы отделения 54 партий. Понятно, что основными игроками будут четыре парламентские партии. Они даже освобождены от сбора подписей. Малым партиям, в отличие от парламентских, для участия в выборах необходимо будет собрать подписи. При выборах в ЗС партии нужно будет собрать подписи 0,5% избирателей области (это более 8 тысяч при общей численности избирателей в Омской области 1 561 922 человека).

Для избрания в одномандатном округе необходимо будет собрать 3%, что составит примерно 2-3 тысячи подписей по округу. Зная, как у нас «собирают» подписи, облизбирком сможет на этапе проверки подписей отсечь от участия в выборах многие малые партии. Зато не ожидается проблем у таких партий, как «Родина» и нескольких спойлеров коммунистов. Хотя использование партий-спойлеров не считается эффективным (они набирают около 1%), на каждых выборах их все равно запускают.

В. Дрягин:

– Начать надо с того, что в России политические партии не носят идеологического характера, а представляют те или иные финансово-промышленные группы. Программы партий отличаются акцентами. Избиратели во многом при голосовании за партии ориентируются на фамилии их лидеров. «Единая Россия» является политическим фасадом действующей власти, и голосование за «ЕР» – это демонстрация лояльности власти.

Конечно, по мере развертывания экономического кризиса и внешнеполитической неопределенности, которая вносит неопределенность и во внутриэкономические перспективы, партия власти будет расплачиваться голосами избирателей. А голосование за партии системной оппозиции – «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР – будет носить характер своего рода социальной мести власти со стороны избирателя. Пустота, исчерпание социальной основы «Единой России» уже дает о себе знать, но до исчерпания электорального потенциала этой партии еще далеко.

Захочет ли областная власть «порезать» число депутатов по партспискам?

Мы видим, что введение выборов по партийным спискам привело к увеличению доли оппозиционных депутатов в областном парламенте. «Единая Россия» даже лишилась квалифицированного большинства (2/3 голосов), дающего возможность править областной устав.

Как известно, на уровне федерального законодательства регионам было дано право сократить число депутатов, избирающихся по партийным спискам, до 25% от состава депутатского корпуса. Пойдет ли областная власть на этот шаг, чтобы сократить количество оппозиционных депутатов? Это могло бы быть интригой предстоящих выборов. По крайней мере, у Законодательного собрания есть время до мая, чтобы внести необходимые поправки в законодательство.

Устав Омской области определяет численность депутатского корпуса в 44 человека, и эту норму «Единая Россия» не сможет поменять в одиночку. Но в рамках этой численности число партийных депутатов может быть сокращено с нынешних 22 до 11 (для такого решения достаточно простого большинства проголосовавших). Сокращение числа партийных депутатов выгодно власти. Но, впрочем, какой в этом практический смысл? Областной устав править сейчас никто не собирается. Смысл может быть только в увеличении числа депутатов-одномандатников, если будет наплыв влиятельных людей, желающих стать депутатами.

В. Дрягин:

– Что касается возможности изменения правил игры до начала предвыборной кампании, то были прецеденты, когда на федеральном уровне избирательное законодательство менялось за три месяца до выборов. Могут ли поменять правила игры на областном уровне, предположить сложно, ведь логика региональных властей так же непостижима, как и федеральных. Их могут поменять даже в интересах конкретных персон и в рамках согласования интересов различных групп влияния.

Хотя уже довольно давно выборы утратили политический характер, а перешли в плоскость борьбы орговиков из избирательных штабов, кто сработает качественнее.

Не так много избирателей ходят на выборы из соображений гражданского долга. В основном на выборы идут ангажированные группы электората. А на выборах по одномандатным округам избиратель ориентируется на личности кандидатов.

Выборы в Законодательное собрание будут проходить одновременно с выборами в Госдуму, и кандидаты по одномандатным округам в Госдуму будут приводить на выборы большие группы ангажированных избирателей. Поэтому есть основания предполагать, что явка на предстоящих выборах будет не намного, но выше явки на нескольких предыдущих выборах, включая губернаторские.

Состав областного парламента составляется в кулуарах, но на этот раз возможны неожиданности

Персональный состав Законодательного собрания закладывается уже сегодня в ходе кулуарных консультаций в областном правительстве и региональном отделении партии «Единая Россия». Свои процессы идут и в трех партиях парламентской оппозиции. Процессы идут бурно. К примеру, на прошлой неделе пятеро весьма сильных кандидатов в ходе кулуарных консультаций поменяли свои избирательные округа.

Эти процессы будут идти до начала июня – до региональных конференций. Пока же обсуждение персоналий будущих кандидатов может идти лишь на уровне утечек слухов и мониторинга активности местных политиков. Можно лишь сказать, что неожиданностей на этапе выдвижения кандидатов будет больше, чем лет пять назад. Это связано с тем, что областная власть сейчас слабее, чем во времена Леонида Полежаева и ей приходится иметь дело с несколькими сильными группами влияния.

В. Дрягин:

– Депутатский корпус в Законодательном собрании Омской области никогда революционно не менялся. Менялись по результатам выборов 3-5 депутатов по одномандатным округам. Партсписки могут меняться более кардинально.

Сейчас кандидаты, отвергнутые на уровне регионального руководства «Единой России» или ГУ внутренней политики областного правительства, вполне могут сыграть в самостоятельную игру в одномандатных округах. Правда, их могут «зарубить» на этапе приема подписей, поэтому они могут попытаться воспользоваться «крышей» других парламентских партий, чтобы избежать сбора подписей.

Не следует считать праймериз «Единой России» фикцией, задача которой одобрить кандидатов, которых выбрало начальство. Скажу так – есть кандидаты, на 100% согласованные начальством, а есть не совсем согласованные. Так вот, последние кандидаты, если их штабы организационно сильны, могут преподнести неожиданность и выиграть праймериз.

Что нового в законодательстве?

Обозреватель РИА «Омск-информ» потратил немало времени, чтобы изучить изменения избирательного законодательства, произошедшие с 2011 года по сегодняшний день. Вот что успело поменяться.

2012 год

С 1 июня возвращены прямые выборы губернаторов (при введении «муниципального фильтра»).

Установлено, что для регистрации партии в ней может быть всего 500 членов, а не 50 тысяч, как ранее.

Отменен сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых партией, представленных в Госдуме или в парламенте региона (на региональных выборах).

Установлен единый день голосования – второе воскресенье сентября (до этого было два единых дня – в марте и октябре).

2013 год

Возвращена смешанная несвязанная система формирования Государственной Думы (225 депутатов избираются по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам).

Минимально допустимое число депутатов региональных Законодательных собраний, избираемых по партийным спискам, сокращено с 50% до 25% (в городах федерального подчинения – до 0%).

Период, в течение которого участковая избирательная комиссия работает со списком избирателей, а также выдает открепительные удостоверения, сокращен с 20 до 10 дней.

Зарегистрированному кандидату, так же как и действующему депутату (любого уровня), запрещено хранить наличные средства в иностранных банках.

Ящики для голосования должны быть прозрачными.

2014 год

Схема «нарезки» избирательных округов будет действовать 10 лет, а не 5, как раньше. Крайний срок утверждения схемы изменен с 6 до 4 месяцев до дня голосования.

Отменено положение о пожизненном лишении права избираться для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Осужденные за совершение тяжких преступлений лишаются этого права на 10 лет после погашения судимости, а осужденные за совершение особо тяжких преступлений – на 15 лет со дня погашения судимости.

От сбора подписей избирателей перед выборами в Госдуму освобождены партии, попавшие в Государственную Думу или получившие не менее 3% голосов, а также партии, получившие хотя бы один мандат по партийным спискам на выборах хотя бы одного регионального парламента субъекта РФ. Не имеющие такой льготы кандидаты должны собрать в одномандатном округе подписи 3% избирателей. В субъекте РФ льготу также получают партии, получившие на региональных выборах не менее 3% голосов.

Закреплено право наблюдателей проводить фото- и видеосъемку. Избиркомы обязаны пускать наблюдателей на участки не менее чем за час до их открытия. Прописана недопустимость удаления наблюдателей с участков кроме как по решению суда.

Граждане могут обжаловать указанные решения (действия, бездействие) только на том избирательном участке, где они принимали участие в голосовании.

Срок подачи заявления об оспаривании итогов голосования сокращен с одного года до 10 дней, срок подачи заявления об оспаривании результатов выборов – с одного года до 3 месяцев после голосования.

Разрешена графа «Против всех», но только на муниципальных выборах.

Избираться не могут те, кто понес административную ответственность по статьям 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса об административных правонарушениях.

От кандидата или партии на участке одновременно могут быть лишь два представителя. Наблюдателей можно назначить несколько, но они не могут находиться на участке одновременно, а лишь поочередно.

2015 год

Увеличено государственное финансирование политических партий – до 110 рублей в год за каждого избирателя, отдавшего им голос на выборах в Госдуму.

2016 год

Кандидатов в депутаты обязали лично участвовать в предвыборных дебатах.

Михаил Осколков

4819

Обозреватель РИА «Омск-информ» вместе с экспертом по косточкам разбирают будущие выборы в областное Заксобрание и федеральный парламент.

18 сентября состоятся выборы в Законодательное Собрание Омской области, совмещенные с выборами в Государственную Думу Российской Федерации. РИА «Омск-информ» начинает цикл материалов, посвященных предстоящей избирательной кампании.

Сегодня мы не будет касаться персоналий кандидатов, а поговорим об отличиях будущих выборов с предыдущими, которые состоялись в декабре 2011 года. В подготовке материала участвует наш постоянный эксперт, известный омский политтехнолог Вадим Дрягин.

Партий стало больше, но в игре останутся лишь четыре

Законодательное собрание Омской области вот уже два созыва формируется по смешанному признаку: 22 депутата избираются по партийным спискам, 22 – по одномандатным округам. Областная власть до 2007 года противилась введению выборов по партийным спискам и ввела их, только когда к этому стал обязывать федеральный закон. Ведь в Омской области, входившей в «красный пояс», по партспискам избралось бы значительное число представителей КПРФ.

Партийная принадлежность депутатов Законодательного собрания Омской области:

Пятый созыв (2011-2016)

Фракция
 Кол-во депутатов
«Единая Россия» 
 27
КПРФ 
10
«Справедливая Россия»
4
ЛДПР
3

Четвертый созыв (2007-2011)

Фракция
 Кол-во депутатов
«Единая Россия»
38
КПРФ
  6

Третий созыв (2002-2007) – избран только по одномандатным округам

Фракция
Кол-во депутатов
«Единая Россия»
25
КПРФ
5

За прошедшие пять лет в России значительно увеличилось количество политических партий, чему способствовало значительное упрощение порядка их регистрации. Если в 2011 году было всего семь партий, то в 2016-м – более 60. В Омской области зарегистрированы отделения 54 партий. Понятно, что основными игроками будут четыре парламентские партии. Они даже освобождены от сбора подписей. Малым партиям, в отличие от парламентских, для участия в выборах необходимо будет собрать подписи. При выборах в ЗС партии нужно будет собрать подписи 0,5% избирателей области (это более 8 тысяч при общей численности избирателей в Омской области 1 561 922 человека).

Для избрания в одномандатном округе необходимо будет собрать 3%, что составит примерно 2-3 тысячи подписей по округу. Зная, как у нас «собирают» подписи, облизбирком сможет на этапе проверки подписей отсечь от участия в выборах многие малые партии. Зато не ожидается проблем у таких партий, как «Родина» и нескольких спойлеров коммунистов. Хотя использование партий-спойлеров не считается эффективным (они набирают около 1%), на каждых выборах их все равно запускают.

В. Дрягин:

– Начать надо с того, что в России политические партии не носят идеологического характера, а представляют те или иные финансово-промышленные группы. Программы партий отличаются акцентами. Избиратели во многом при голосовании за партии ориентируются на фамилии их лидеров. «Единая Россия» является политическим фасадом действующей власти, и голосование за «ЕР» – это демонстрация лояльности власти.

Конечно, по мере развертывания экономического кризиса и внешнеполитической неопределенности, которая вносит неопределенность и во внутриэкономические перспективы, партия власти будет расплачиваться голосами избирателей. А голосование за партии системной оппозиции – «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР – будет носить характер своего рода социальной мести власти со стороны избирателя. Пустота, исчерпание социальной основы «Единой России» уже дает о себе знать, но до исчерпания электорального потенциала этой партии еще далеко.

Захочет ли областная власть «порезать» число депутатов по партспискам?

Мы видим, что введение выборов по партийным спискам привело к увеличению доли оппозиционных депутатов в областном парламенте. «Единая Россия» даже лишилась квалифицированного большинства (2/3 голосов), дающего возможность править областной устав.

Как известно, на уровне федерального законодательства регионам было дано право сократить число депутатов, избирающихся по партийным спискам, до 25% от состава депутатского корпуса. Пойдет ли областная власть на этот шаг, чтобы сократить количество оппозиционных депутатов? Это могло бы быть интригой предстоящих выборов. По крайней мере, у Законодательного собрания есть время до мая, чтобы внести необходимые поправки в законодательство.

Устав Омской области определяет численность депутатского корпуса в 44 человека, и эту норму «Единая Россия» не сможет поменять в одиночку. Но в рамках этой численности число партийных депутатов может быть сокращено с нынешних 22 до 11 (для такого решения достаточно простого большинства проголосовавших). Сокращение числа партийных депутатов выгодно власти. Но, впрочем, какой в этом практический смысл? Областной устав править сейчас никто не собирается. Смысл может быть только в увеличении числа депутатов-одномандатников, если будет наплыв влиятельных людей, желающих стать депутатами.

В. Дрягин:

– Что касается возможности изменения правил игры до начала предвыборной кампании, то были прецеденты, когда на федеральном уровне избирательное законодательство менялось за три месяца до выборов. Могут ли поменять правила игры на областном уровне, предположить сложно, ведь логика региональных властей так же непостижима, как и федеральных. Их могут поменять даже в интересах конкретных персон и в рамках согласования интересов различных групп влияния.

Хотя уже довольно давно выборы утратили политический характер, а перешли в плоскость борьбы орговиков из избирательных штабов, кто сработает качественнее.

Не так много избирателей ходят на выборы из соображений гражданского долга. В основном на выборы идут ангажированные группы электората. А на выборах по одномандатным округам избиратель ориентируется на личности кандидатов.

Выборы в Законодательное собрание будут проходить одновременно с выборами в Госдуму, и кандидаты по одномандатным округам в Госдуму будут приводить на выборы большие группы ангажированных избирателей. Поэтому есть основания предполагать, что явка на предстоящих выборах будет не намного, но выше явки на нескольких предыдущих выборах, включая губернаторские.

Состав областного парламента составляется в кулуарах, но на этот раз возможны неожиданности

Персональный состав Законодательного собрания закладывается уже сегодня в ходе кулуарных консультаций в областном правительстве и региональном отделении партии «Единая Россия». Свои процессы идут и в трех партиях парламентской оппозиции. Процессы идут бурно. К примеру, на прошлой неделе пятеро весьма сильных кандидатов в ходе кулуарных консультаций поменяли свои избирательные округа.

Эти процессы будут идти до начала июня – до региональных конференций. Пока же обсуждение персоналий будущих кандидатов может идти лишь на уровне утечек слухов и мониторинга активности местных политиков. Можно лишь сказать, что неожиданностей на этапе выдвижения кандидатов будет больше, чем лет пять назад. Это связано с тем, что областная власть сейчас слабее, чем во времена Леонида Полежаева и ей приходится иметь дело с несколькими сильными группами влияния.

В. Дрягин:

– Депутатский корпус в Законодательном собрании Омской области никогда революционно не менялся. Менялись по результатам выборов 3-5 депутатов по одномандатным округам. Партсписки могут меняться более кардинально.

Сейчас кандидаты, отвергнутые на уровне регионального руководства «Единой России» или ГУ внутренней политики областного правительства, вполне могут сыграть в самостоятельную игру в одномандатных округах. Правда, их могут «зарубить» на этапе приема подписей, поэтому они могут попытаться воспользоваться «крышей» других парламентских партий, чтобы избежать сбора подписей.

Не следует считать праймериз «Единой России» фикцией, задача которой одобрить кандидатов, которых выбрало начальство. Скажу так – есть кандидаты, на 100% согласованные начальством, а есть не совсем согласованные. Так вот, последние кандидаты, если их штабы организационно сильны, могут преподнести неожиданность и выиграть праймериз.

Что нового в законодательстве?

Обозреватель РИА «Омск-информ» потратил немало времени, чтобы изучить изменения избирательного законодательства, произошедшие с 2011 года по сегодняшний день. Вот что успело поменяться.

2012 год

С 1 июня возвращены прямые выборы губернаторов (при введении «муниципального фильтра»).

Установлено, что для регистрации партии в ней может быть всего 500 членов, а не 50 тысяч, как ранее.

Отменен сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых партией, представленных в Госдуме или в парламенте региона (на региональных выборах).

Установлен единый день голосования – второе воскресенье сентября (до этого было два единых дня – в марте и октябре).

2013 год

Возвращена смешанная несвязанная система формирования Государственной Думы (225 депутатов избираются по партийным спискам, 225 – по одномандатным округам).

Минимально допустимое число депутатов региональных Законодательных собраний, избираемых по партийным спискам, сокращено с 50% до 25% (в городах федерального подчинения – до 0%).

Период, в течение которого участковая избирательная комиссия работает со списком избирателей, а также выдает открепительные удостоверения, сокращен с 20 до 10 дней.

Зарегистрированному кандидату, так же как и действующему депутату (любого уровня), запрещено хранить наличные средства в иностранных банках.

Ящики для голосования должны быть прозрачными.

2014 год

Схема «нарезки» избирательных округов будет действовать 10 лет, а не 5, как раньше. Крайний срок утверждения схемы изменен с 6 до 4 месяцев до дня голосования.

Отменено положение о пожизненном лишении права избираться для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Осужденные за совершение тяжких преступлений лишаются этого права на 10 лет после погашения судимости, а осужденные за совершение особо тяжких преступлений – на 15 лет со дня погашения судимости.

От сбора подписей избирателей перед выборами в Госдуму освобождены партии, попавшие в Государственную Думу или получившие не менее 3% голосов, а также партии, получившие хотя бы один мандат по партийным спискам на выборах хотя бы одного регионального парламента субъекта РФ. Не имеющие такой льготы кандидаты должны собрать в одномандатном округе подписи 3% избирателей. В субъекте РФ льготу также получают партии, получившие на региональных выборах не менее 3% голосов.

Закреплено право наблюдателей проводить фото- и видеосъемку. Избиркомы обязаны пускать наблюдателей на участки не менее чем за час до их открытия. Прописана недопустимость удаления наблюдателей с участков кроме как по решению суда.

Граждане могут обжаловать указанные решения (действия, бездействие) только на том избирательном участке, где они принимали участие в голосовании.

Срок подачи заявления об оспаривании итогов голосования сокращен с одного года до 10 дней, срок подачи заявления об оспаривании результатов выборов – с одного года до 3 месяцев после голосования.

Разрешена графа «Против всех», но только на муниципальных выборах.

Избираться не могут те, кто понес административную ответственность по статьям 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса об административных правонарушениях.

От кандидата или партии на участке одновременно могут быть лишь два представителя. Наблюдателей можно назначить несколько, но они не могут находиться на участке одновременно, а лишь поочередно.

2015 год

Увеличено государственное финансирование политических партий – до 110 рублей в год за каждого избирателя, отдавшего им голос на выборах в Госдуму.

2016 год

Кандидатов в депутаты обязали лично участвовать в предвыборных дебатах.

Михаил Осколков

4819