Поиск

Скорая отмена субсидирования маршрутов в районах фактически отрежет их жителей от областного центра – они окажутся в транспортной блокаде.

На минувшей неделе правительство Омской области утвердило документ планирования регулярных перевозок до 2019 года, согласно которому с июля текущего года отменяется субсидирование большинства межмуниципальных маршрутов. Глава Минпрома (которое отвечает за весь транспорт в области) Виктор Белов рассказал, что из 178 межмуниципальных маршрутов, которые связывают сельские поселения с Омском, более 100 станут нерегулируемыми (или коммерческими).

Нерегулируемыми станут и более 300 муниципальных маршрутов – тех, что связывают села с райцентрами. То есть никаких субсидий на них не предусмотрено, а перевозчики могут устанавливать те тарифы, которые им вздумается.  Все это предусмотрено вступившим в силу 220-м Федеральным законом. Жители Омска уже столкнулись с ним, когда тариф на проезд  в маршрутках возрос с 18 до 20 рублей. Однако ситуация на селе намного сложнее и может обернуться весьма печальными последствиями.

В чем суть проблемы?

Отмена субсидирования большей части сельских маршрутов и отпускание их в «свободное плавание» чревато для жителей омских сел резким ухудшением транспортного сообщения. Ту ситуацию, которая уже сложилась с перевозками в районах, можно охарактеризовать одним словом – «бардак». Там есть пассажирские предприятия, которые пока получают субсидии из бюджета за каждого перевезенного пассажира, но несут убытки из-за низкого пассажиропотока. Есть частники – как легальные, так и нелегальные, которые отбирают этих самых пассажиров у пассажирских предприятий. Конечно, в каждом районе ситуация несколько различается, но в целом картина одинакова. Установленные Региональной энергетической комиссией тарифы для легальных перевозчиков сдерживают тарифы у нелегалов, которые отчаянно борются за пассажира. Побороть это призван тот самый 220-й ФЗ, но на деле он может обернуться большими неприятностями для пассажиров и больно ударит по их кошельку.

Что же произойдет, если большинство маршрутов станут нерегулируемыми? В таком случае картина вырисовывается еще более  безрадостная. Перевозчики смогут устанавливать тарифы на свое усмотрение. Влияние  контролирующих органов на транспортников  сведется лишь к соблюдению графиков и поддержанию в нормальном состоянии автопарка. Так как на селе зачастую конкуренции нет, то ИП Иванов или какое-нибудь ООО «АТП-500» смогут на свое усмотрение повышать тарифы. А почему бы и нет?  «Не хотите – не платите 10 рублей за километр. Добирайтесь пешком», – наверняка такой логикой воспользуются перевозчики. Уже сейчас жителям Седельниково или Тевриза поездка в Омск вылетает в «копеечку» – в 1-1,5 тысячи рублей. Уже сейчас стоимость проезда до райцентра в Тарском, Седельниковском, Большеуковском, Муромцевском районах исчисляется сотнями рублей, а с отменой субсидий эта цифра возрастет. Даже проезд от сел, расположенных в 10-15 километрах  от райцентра, стоит 40-50 рублей. Проезд на такое же расстояние в Омске стоит максимум 20 рублей.

Да, в Омске новый закон более-менее жизнеспособен, так как в областном центре еще сохранились регулируемые маршруты, из-за которых тарифы на нерегулируемых маршрутах нельзя враз поднять на 50-100%. На селе, где от силы один перевозчик на маршруте, никакого тарифного сдерживания не будет. Договорились предприниматели поднять тариф сразу на всех маршрутах – подняли. И никак на них не воздействуешь. Это то же самое, если бы в Омске в один миг все маршруты стали нерегулируемыми и «газелисты» подняли стоимость проезда до 30-40 рублей. Примерно это и произойдет летом на селе. Непонятно и то, что будет с льготниками, как они будут ездить по коммерческим маршрутам.

Конечно, не все 100% маршрутов вмиг станут нерегулируемыми – 64 пока еще будет контролировать РЭК, но в основном это дачные направления. На их субсидирование выделяется всего 30 млн рублей.

Весьма непонятная ситуация складывается и с конкурсами, которые муниципальные районы должны провести до 1 июля. Из-за этого совершенно не ясно, какие перевозчики будут обслуживать эти самые коммерческие маршруты и какую ценовую политику они будут вести. То есть складывается впечатление полной неразберихи в транспортном вопросе.  Но и здесь, как у каждой проблемы, есть свое решение.

Не отпускать все маршруты «в свободное плавание»

Для того чтобы не оставить сотни тысяч жителей Омской области в транспортной блокаде, есть только один, примитивный и простой выход – не превращать 75% маршрутов региона в коммерческие. Мотивировка Минпрома понятна – бюджет региона очень сложный и лишних денег в нем «на какие-то автобусы» просто нет. Однако отпускать все маршруты «в свободное плавание» категорически нельзя.

В первую очередь, нужно провести новые конкурсы, убрав с рынка нелегалов и уравняв перевозчиков всех форм собственности, включив их в систему субсидирования маршрутов, которые нужно сохранить, запланировав соответствующие расходы. Суммы здесь на фоне других трат областного бюджета незначительные – около 380 миллионов рублей в год, а социальная значимость этого крайне важна. Как это ни странно, но здесь в качестве примера можно привести опыт областного центра – в Омске частные перевозчики все чаще работают на регулируемых маршрутах, принимая проездные и электронные карты льготников.

Во-вторых, необходимо более эффективно бороться с нелегалами – теми перевозчиками, которые не победили в конкурсах. Как раз новый 220-й ФЗ здесь «в помощь» УГАДН. Правда, для этого нужно увеличить количество инспекторов – 6 человек на всю область не справятся со своей работой.

В-третьих, РЭК нужно жестко регулировать тарифы при отлаженной системе возврата всем перевозчикам межтарифной разницы – без задержек. Только так можно будет сохранить хоть какое-то транспортное сообщение внутри региона. Но, видимо, проще всего отдать все на откуп бизнесменам и сказать: разбирайтесь сами. Только  это тупиковый путь.  Ну а сельчане будут вынуждены сбрасываться, платить владельцам «Нив» и «УАЗиков», которые уже сейчас  «колымят» на доставке жителей сел и деревень до райцентров.

Скорая отмена субсидирования маршрутов в районах фактически отрежет их жителей от областного центра – они окажутся в транспортной блокаде.

На минувшей неделе правительство Омской области утвердило документ планирования регулярных перевозок до 2019 года, согласно которому с июля текущего года отменяется субсидирование большинства межмуниципальных маршрутов. Глава Минпрома (которое отвечает за весь транспорт в области) Виктор Белов рассказал, что из 178 межмуниципальных маршрутов, которые связывают сельские поселения с Омском, более 100 станут нерегулируемыми (или коммерческими).

Нерегулируемыми станут и более 300 муниципальных маршрутов – тех, что связывают села с райцентрами. То есть никаких субсидий на них не предусмотрено, а перевозчики могут устанавливать те тарифы, которые им вздумается.  Все это предусмотрено вступившим в силу 220-м Федеральным законом. Жители Омска уже столкнулись с ним, когда тариф на проезд  в маршрутках возрос с 18 до 20 рублей. Однако ситуация на селе намного сложнее и может обернуться весьма печальными последствиями.

В чем суть проблемы?

Отмена субсидирования большей части сельских маршрутов и отпускание их в «свободное плавание» чревато для жителей омских сел резким ухудшением транспортного сообщения. Ту ситуацию, которая уже сложилась с перевозками в районах, можно охарактеризовать одним словом – «бардак». Там есть пассажирские предприятия, которые пока получают субсидии из бюджета за каждого перевезенного пассажира, но несут убытки из-за низкого пассажиропотока. Есть частники – как легальные, так и нелегальные, которые отбирают этих самых пассажиров у пассажирских предприятий. Конечно, в каждом районе ситуация несколько различается, но в целом картина одинакова. Установленные Региональной энергетической комиссией тарифы для легальных перевозчиков сдерживают тарифы у нелегалов, которые отчаянно борются за пассажира. Побороть это призван тот самый 220-й ФЗ, но на деле он может обернуться большими неприятностями для пассажиров и больно ударит по их кошельку.

Что же произойдет, если большинство маршрутов станут нерегулируемыми? В таком случае картина вырисовывается еще более  безрадостная. Перевозчики смогут устанавливать тарифы на свое усмотрение. Влияние  контролирующих органов на транспортников  сведется лишь к соблюдению графиков и поддержанию в нормальном состоянии автопарка. Так как на селе зачастую конкуренции нет, то ИП Иванов или какое-нибудь ООО «АТП-500» смогут на свое усмотрение повышать тарифы. А почему бы и нет?  «Не хотите – не платите 10 рублей за километр. Добирайтесь пешком», – наверняка такой логикой воспользуются перевозчики. Уже сейчас жителям Седельниково или Тевриза поездка в Омск вылетает в «копеечку» – в 1-1,5 тысячи рублей. Уже сейчас стоимость проезда до райцентра в Тарском, Седельниковском, Большеуковском, Муромцевском районах исчисляется сотнями рублей, а с отменой субсидий эта цифра возрастет. Даже проезд от сел, расположенных в 10-15 километрах  от райцентра, стоит 40-50 рублей. Проезд на такое же расстояние в Омске стоит максимум 20 рублей.

Да, в Омске новый закон более-менее жизнеспособен, так как в областном центре еще сохранились регулируемые маршруты, из-за которых тарифы на нерегулируемых маршрутах нельзя враз поднять на 50-100%. На селе, где от силы один перевозчик на маршруте, никакого тарифного сдерживания не будет. Договорились предприниматели поднять тариф сразу на всех маршрутах – подняли. И никак на них не воздействуешь. Это то же самое, если бы в Омске в один миг все маршруты стали нерегулируемыми и «газелисты» подняли стоимость проезда до 30-40 рублей. Примерно это и произойдет летом на селе. Непонятно и то, что будет с льготниками, как они будут ездить по коммерческим маршрутам.

Конечно, не все 100% маршрутов вмиг станут нерегулируемыми – 64 пока еще будет контролировать РЭК, но в основном это дачные направления. На их субсидирование выделяется всего 30 млн рублей.

Весьма непонятная ситуация складывается и с конкурсами, которые муниципальные районы должны провести до 1 июля. Из-за этого совершенно не ясно, какие перевозчики будут обслуживать эти самые коммерческие маршруты и какую ценовую политику они будут вести. То есть складывается впечатление полной неразберихи в транспортном вопросе.  Но и здесь, как у каждой проблемы, есть свое решение.

Не отпускать все маршруты «в свободное плавание»

Для того чтобы не оставить сотни тысяч жителей Омской области в транспортной блокаде, есть только один, примитивный и простой выход – не превращать 75% маршрутов региона в коммерческие. Мотивировка Минпрома понятна – бюджет региона очень сложный и лишних денег в нем «на какие-то автобусы» просто нет. Однако отпускать все маршруты «в свободное плавание» категорически нельзя.

В первую очередь, нужно провести новые конкурсы, убрав с рынка нелегалов и уравняв перевозчиков всех форм собственности, включив их в систему субсидирования маршрутов, которые нужно сохранить, запланировав соответствующие расходы. Суммы здесь на фоне других трат областного бюджета незначительные – около 380 миллионов рублей в год, а социальная значимость этого крайне важна. Как это ни странно, но здесь в качестве примера можно привести опыт областного центра – в Омске частные перевозчики все чаще работают на регулируемых маршрутах, принимая проездные и электронные карты льготников.

Во-вторых, необходимо более эффективно бороться с нелегалами – теми перевозчиками, которые не победили в конкурсах. Как раз новый 220-й ФЗ здесь «в помощь» УГАДН. Правда, для этого нужно увеличить количество инспекторов – 6 человек на всю область не справятся со своей работой.

В-третьих, РЭК нужно жестко регулировать тарифы при отлаженной системе возврата всем перевозчикам межтарифной разницы – без задержек. Только так можно будет сохранить хоть какое-то транспортное сообщение внутри региона. Но, видимо, проще всего отдать все на откуп бизнесменам и сказать: разбирайтесь сами. Только  это тупиковый путь.  Ну а сельчане будут вынуждены сбрасываться, платить владельцам «Нив» и «УАЗиков», которые уже сейчас  «колымят» на доставке жителей сел и деревень до райцентров.