Поиск

Депутат Госдумы считает, что, несмотря на создание большого количества мест в детских садах, говорить о решении этой проблемы еще рано.

Решены ли проблемы, актуальные для отечественной системы образования: уровень зарплат педагогов, обеспечение дошкольников местами в детских садах, создание новых учебных мест в школах, отказ от вторых смен? Об этом обозревателю РИА «Омск-информ» рассказал депутат Государственной Думы Российской Федерации Олег Смолин.

– Олег Николаевич, власти большинства регионов отчитались о выполнении майских указов президента России Владимира Путина. Один из указов обязывает власти субъектов Федерации довести зарплату учителей до уровня средней зарплаты по региону. В то же время приходится слышать о недовольстве учительского сообщества переработкой педагогов, различными ухищрениями, которые используются для того, чтобы притянуть статистику оплаты труда учителей к показателям, которых требует федеральный центр. Можно ли считать выполненной задачу увеличения зарплаты педагогов, поставленную президентом?

– Майские указы предполагают, что зарплата учителей, так же как и других некоторых категорий работников бюджетной сферы, должна быть не ниже средней зарплаты по региону. В этой связи возникают как минимум два вопроса. Как быть с равной оплатой за один и тот же труд? Ведь, например, зарплата в Москве и Омске отличается как минимум в два раза. Этот вопрос мне часто задавали представители профсоюзов. Второй вопрос – почему к средней зарплате по региону приравнивается вся зарплата учителя, а не зарплата за одну ставку, как это было в старом законе «Об образовании» и как это указано в проекте нового закона об образовании, который мы с коллегами вносим в Государственную Думу?

Нагрузка педагога, а именно – уроки, должна составлять 18 часов в неделю. А сейчас она, по данным Общероссийского народного фронта, составляет 28 часов в неделю. Это значит, что при добросовестной подготовке к урокам, рабочая неделя педагога составляет 70 часов. И вот за эти 28 уроков у нас платят среднюю зарплату по региону, да и то не везде. Уже пошли фактически задержки зарплат, когда их платят на месяц позже. В Пскове учителя уже готовят по этому поводу акцию протеста. У нас в Омске всегда народ терпеливый, входит в положение местных властей, испытывающих финансовые затруднения. Но при всем моем сочувствии к региональным властям, я учителям и врачам сочувствую больше.

Что сделать, чтобы майские указы президента выполнялись? Для начала напомню, что долги регионов начали резко расти именно тогда, когда начали действовать эти указы. Потому что финансовые обязательства повесили на регионы, а дополнительных денег им не дали. По данным, имеющимся в Государственной Думе, общие долги регионов составляли в декабре около трех триллионов рублей. 75 регионов – глубокие должники, в том числе и наша Омская область. Ответ предельно простой: надо дать деньги из федерального бюджета регионам. Мы всегда говорили и продолжаем говорить – тот, кто принимает решения, тот должен и участвовать в их оплате. Кто платит, тот и заказывает музыку. Да, в стране с деньгами трудно, но не всем. В стране есть 110 долларовых миллионеров, которым принадлежит 37% национального богатства. Мы не требуем никого раскулачивать, но требуем ввести прогрессивную шкалу налогообложения, которая есть во всем цивилизованном мире.

– Теперь о еще одном из майских указов, в котором ставилась задача обеспечить детей дошкольного возраста местами в детских садах. Выполнена ли эта задача?

– В нашем регионе, как и во многих других, проделана большая работа по созданию новых мест в детских садах. Формально указ исполнен, число мест в детских садах примерно равно количеству детей в возрасте от трех до семи лет. Но это вовсе не значит, что проблема решена. При этом есть дети до трех лет, которым тоже нужны места в детских садах. Во-вторых, проблема мест в детских садах частично решена за счет переполненности групп. По нормативам в группе должно быть 25 мест. А вот, например, ребенок моей помощницы ходит в группу, в которой 37 малышей. Конечно, это ненормально – это приводит к большей заболеваемости, к сложностям в воспитании.

Мы в упомянутом уже законопроекте «Образование – для всех» предлагаем закрепить норму, согласно которой в группе детсада должно быть не более 20 детей, так же как и в классах начальной школы. Это значительно повысит качество дошкольного образования.  Заканчивая ответ на ваш вопрос, я утверждаю, что до завершения выполнения указа президента, до обеспечения местами в детских садах еще далеко.

– Дети демографического бума второй половины нулевых годов уже пошли в школу или пойдут в нее в ближайшие годы. Остро стоит задача создания дополнительных школьных мест. В то же время не решена старая проблема вторых (а кое-где и третьих) смен в школах. Олег Николаевич, делается ли что-либо властью для решения этих вопросов?

– Начать надо с того, что за постсоветский период в России закрыто более 28 тысяч школ. Правда, большинство из них располагались на селе, и в них проблема вторых смен, как правило, была неактуальна. Понятно, что мы сейчас расхлебываем последствия этого закрытия. В том числе и потому, что из неперспективных деревень, в которых закрыли школы, люди переехали в города, а их дети пошли в городские школы.

Правительство страны озабочено решением этой проблемы.  Есть не только указ президента, есть специальная программа, рассчитанная на десять лет. На нее должно быть выделено более триллиона рублей. Но в первый год действия этой программы – 2016-й – выделено лишь 50 миллиардов рублей. Я один из немногих депутатов Государственной Думы являюсь членом наблюдательного совета этой программы и готов сделать все возможное, чтобы пролоббировать выделение средств для родных Омской области и города. Но для этого региональные и муниципальные власти должны выполнить ряд серьезных условий. Нужно не только выделить места для школ, но и иметь готовые проекты, причем школ больших, рассчитанных не менее чем на 900 учащихся. Установлены и жесткие сроки подачи заявок. Правительство одной рукой приняло программу, а другой сделало многое, чтобы не все регионы смогли в ней поучаствовать.

Не знаю, удастся ли Омской области поучаствовать в этой федеральной программе в 2016 году. Но я очень хочу использовать все свои возможности как депутата, чтобы наш регион начал участвовать в программе строительства школ если не в этом, то хотя бы в следующем году.

Беседовал Михаил Осколков

Депутат Госдумы считает, что, несмотря на создание большого количества мест в детских садах, говорить о решении этой проблемы еще рано.

Решены ли проблемы, актуальные для отечественной системы образования: уровень зарплат педагогов, обеспечение дошкольников местами в детских садах, создание новых учебных мест в школах, отказ от вторых смен? Об этом обозревателю РИА «Омск-информ» рассказал депутат Государственной Думы Российской Федерации Олег Смолин.

– Олег Николаевич, власти большинства регионов отчитались о выполнении майских указов президента России Владимира Путина. Один из указов обязывает власти субъектов Федерации довести зарплату учителей до уровня средней зарплаты по региону. В то же время приходится слышать о недовольстве учительского сообщества переработкой педагогов, различными ухищрениями, которые используются для того, чтобы притянуть статистику оплаты труда учителей к показателям, которых требует федеральный центр. Можно ли считать выполненной задачу увеличения зарплаты педагогов, поставленную президентом?

– Майские указы предполагают, что зарплата учителей, так же как и других некоторых категорий работников бюджетной сферы, должна быть не ниже средней зарплаты по региону. В этой связи возникают как минимум два вопроса. Как быть с равной оплатой за один и тот же труд? Ведь, например, зарплата в Москве и Омске отличается как минимум в два раза. Этот вопрос мне часто задавали представители профсоюзов. Второй вопрос – почему к средней зарплате по региону приравнивается вся зарплата учителя, а не зарплата за одну ставку, как это было в старом законе «Об образовании» и как это указано в проекте нового закона об образовании, который мы с коллегами вносим в Государственную Думу?

Нагрузка педагога, а именно – уроки, должна составлять 18 часов в неделю. А сейчас она, по данным Общероссийского народного фронта, составляет 28 часов в неделю. Это значит, что при добросовестной подготовке к урокам, рабочая неделя педагога составляет 70 часов. И вот за эти 28 уроков у нас платят среднюю зарплату по региону, да и то не везде. Уже пошли фактически задержки зарплат, когда их платят на месяц позже. В Пскове учителя уже готовят по этому поводу акцию протеста. У нас в Омске всегда народ терпеливый, входит в положение местных властей, испытывающих финансовые затруднения. Но при всем моем сочувствии к региональным властям, я учителям и врачам сочувствую больше.

Что сделать, чтобы майские указы президента выполнялись? Для начала напомню, что долги регионов начали резко расти именно тогда, когда начали действовать эти указы. Потому что финансовые обязательства повесили на регионы, а дополнительных денег им не дали. По данным, имеющимся в Государственной Думе, общие долги регионов составляли в декабре около трех триллионов рублей. 75 регионов – глубокие должники, в том числе и наша Омская область. Ответ предельно простой: надо дать деньги из федерального бюджета регионам. Мы всегда говорили и продолжаем говорить – тот, кто принимает решения, тот должен и участвовать в их оплате. Кто платит, тот и заказывает музыку. Да, в стране с деньгами трудно, но не всем. В стране есть 110 долларовых миллионеров, которым принадлежит 37% национального богатства. Мы не требуем никого раскулачивать, но требуем ввести прогрессивную шкалу налогообложения, которая есть во всем цивилизованном мире.

– Теперь о еще одном из майских указов, в котором ставилась задача обеспечить детей дошкольного возраста местами в детских садах. Выполнена ли эта задача?

– В нашем регионе, как и во многих других, проделана большая работа по созданию новых мест в детских садах. Формально указ исполнен, число мест в детских садах примерно равно количеству детей в возрасте от трех до семи лет. Но это вовсе не значит, что проблема решена. При этом есть дети до трех лет, которым тоже нужны места в детских садах. Во-вторых, проблема мест в детских садах частично решена за счет переполненности групп. По нормативам в группе должно быть 25 мест. А вот, например, ребенок моей помощницы ходит в группу, в которой 37 малышей. Конечно, это ненормально – это приводит к большей заболеваемости, к сложностям в воспитании.

Мы в упомянутом уже законопроекте «Образование – для всех» предлагаем закрепить норму, согласно которой в группе детсада должно быть не более 20 детей, так же как и в классах начальной школы. Это значительно повысит качество дошкольного образования.  Заканчивая ответ на ваш вопрос, я утверждаю, что до завершения выполнения указа президента, до обеспечения местами в детских садах еще далеко.

– Дети демографического бума второй половины нулевых годов уже пошли в школу или пойдут в нее в ближайшие годы. Остро стоит задача создания дополнительных школьных мест. В то же время не решена старая проблема вторых (а кое-где и третьих) смен в школах. Олег Николаевич, делается ли что-либо властью для решения этих вопросов?

– Начать надо с того, что за постсоветский период в России закрыто более 28 тысяч школ. Правда, большинство из них располагались на селе, и в них проблема вторых смен, как правило, была неактуальна. Понятно, что мы сейчас расхлебываем последствия этого закрытия. В том числе и потому, что из неперспективных деревень, в которых закрыли школы, люди переехали в города, а их дети пошли в городские школы.

Правительство страны озабочено решением этой проблемы.  Есть не только указ президента, есть специальная программа, рассчитанная на десять лет. На нее должно быть выделено более триллиона рублей. Но в первый год действия этой программы – 2016-й – выделено лишь 50 миллиардов рублей. Я один из немногих депутатов Государственной Думы являюсь членом наблюдательного совета этой программы и готов сделать все возможное, чтобы пролоббировать выделение средств для родных Омской области и города. Но для этого региональные и муниципальные власти должны выполнить ряд серьезных условий. Нужно не только выделить места для школ, но и иметь готовые проекты, причем школ больших, рассчитанных не менее чем на 900 учащихся. Установлены и жесткие сроки подачи заявок. Правительство одной рукой приняло программу, а другой сделало многое, чтобы не все регионы смогли в ней поучаствовать.

Не знаю, удастся ли Омской области поучаствовать в этой федеральной программе в 2016 году. Но я очень хочу использовать все свои возможности как депутата, чтобы наш регион начал участвовать в программе строительства школ если не в этом, то хотя бы в следующем году.

Беседовал Михаил Осколков