Корреспондент РИА «Омск-Информ» поговорила с известными архитекторами о творчестве Альберта Каримова, его лучших работах и мировоззрении.
Сегодня, 20 ноября, в Омске прощаются с академиком архитектуры, главным архитектором Омска с 1975 по 2005 год, председателем Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Альбертом Каримовым. Его сердце не выдержало в ночь на 19 ноября, Каримов умер в больнице, куда поступил неделю назад из-за ишемической болезни сердца.
Альберт Каримов
РИА «Омск-Информ» решило узнать у коллег Альберта Минихановича о его творчестве и лучших (на субъективный взгляд архитекторов) проектах. Практически все эксперты называют «жемчужиной» Концертный зал, где была создана уникальная акустическая чаша, которая, к сожалению, ныне уничтожена.
Концертный зал по проекту А. Каримова
Отреставрированный Концертный зал
– Из наиболее удачных его построек я бы отметил Концертный зал. Это было в духе модернистской архитектуры 60-х годов. Интересное здание по пропорциям и решению. У него в проекте было более чистое решение: часть зала выходила в консоль, но тогда такую идею сложно было пробить, – говорит директор ООО «Архитектурное ателье «РИМ» Олег Фрейдин. – Но он смог из совершенно безнадежного начала, потому что все это затевалось как пристройка в парке, сделать интересный проект. К сожалению, последняя реконструкция изуродовала это здание. Я думаю, что в этом плане он сильно переживал.
Построенное в 1967 году здание в 2010-2011 году было глобально реконструировано по проекту Новосибирского проектно-изыскательного института «Сибжелдор-проект». Работы производила СПК «Сибцентрострой».
– Здание Концертного зала, к сожалению, без его участия претерпело существенные изменения. Здание, может, на тот момент и устарело, но сама пространственная идея была хорошая – с внутренним двориком. Акустика однозначно была лучше – там можно было слушать акустическую гитару, – считает руководитель собственного архитектурного бюро Андрей Гетте. – Сейчас стало нарядней – камня много. Но нет былого музыкального очарования. К тому же он кандидатскую защищал по акустике и одновременно применял свои наработки на практике.
Оба эксперта отметили, что индивидуальных проектов у Каримова нет, зато он довольно много делал в соавторстве. Так, Олег Фрейдин вспомнил здание Политпросвещения (ныне – Региональный центр по связям с общественностью) у Областной библиотеки имени А. С. Пушкина, химико-технологический техникум на улице Куйбышева, здание заводоуправления ООО «Сибзавод», а из последних – Пенсионный фонд на улице Орджоникидзе.
Региональный центр по связям с общественностью
«Сибзавод»
– Сам Альберт Миниханович считал самой удачной работой градостроительную идею планировки улицы Маршала Жукова. Все основные здания на нем, в том числе «Омскэнерго», Налоговая служба, Сбербанк, разрабатывались при его участии, – отметил Гетте.
Известный в Омске архитектор Виктор Бардин рассказал РИА «Омск-Информ», как благодаря Альберту Каримову в Омске построили трехэтажное здание Сбербанка вместо 12-этажного.
– Московские архитекторы с присущим им размахом, узнав о строительстве отделения Сбербанка в Омске, привезли проект высотного здания, но не вникли в суть и традиции Омска. А я представил на конкурс трехэтажное здание. Во время оценки его результатов Каримов и Захаров уничтожили логикой и подходом московские предложения, а мой проект одобрили. Потом Альберт следил за моим проектом, так сказать, осуществлял авторский надзор.
По его словам, порядка 100 членов Союза архитекторов могут сказать, что он причастен к их проектам.
С именем Альберта Каримова в Омске также связано и довольно много религиозных сооружений.
– Он участвовал в воссоздании Серафимо-Алексиевской часовни, помогал художнику-архитектору Виктору Десятову, но тот включил его в соавторство. Виктор всегда говорил – если бы не Каримов, то он бы ее в жизни не восстановил, – вспомнил Андрей Гетте.
При создании Лютеранской кирхи на улице Рождественского в Ленинском округе Каримов сотрудничал с немецкими архитекторами. Он также участвовал в создании Христо-Рождественского собора на Левобережье и в регенерации Никольского казачьего собора.
Довольно много Каримов сделал и для культуры. Благодаря ему появилась объемная скульптура Ф. М. Достоевского Сергея Голованцева. Он участвовал в реконструкции Органного зала в 2001 году. Список заслуг и наград Каримова бесконечен. Последний из его проектов – проект композиционного решения реконструкции историко-культурного комплекса «Омская крепость».
– Альберт Миниханович был талантливым архитектором, и мое личное мнение, которое я ему при жизни высказывал: если бы он оставался в практической области, то мог бы сделать гораздо больше. К сожалению, он почти всю жизнь провел на административной работе, – поделился Олег Фрейдин. – Он был профессиональным и эрудированным человеком. Мы делаем проекты в другом ключе и стиле, но с ним всегда можно было поспорить.
Восхищение активностью ушедшего архитектора высказала известный в Омске по проекту СКК имени Виктора Блинова архитектор Ирина Голенко:
– Одна из основных черт Каримова – активность. Он состоял в центральном правлении Союза архитекторов СССР, затем России, входил в наш Союз архитекторов, возглавлял ВООПиК, имел возможность встречатся с архитекторами других городов и стран, активно с ними сотрудничал, много путешествовал... У него была профессиональная возможность говорить! Он интересно рассказывал про свой город – так, чтобы людям хотелось здесь побывать. В последние годы он стремился противостоять негативным явлениям в нашем градостроительстве – это чрезмерная коммерциализация, которая выворачивает все из нашей среды для зарабатывания денег. Мы затаптываем свою историю – у нас кругом чиновники и торгаши. А Каримов особенно важным считал сохранение историко-культурного наследия.
К сожалению, архитектор немного не дожил до юбилея города, которому он так много отдал. Все эксперты и РИА «Омск-Информ» приносят соболезнования его родным и близким.
От автора:
Мое первое личное знакомство с Альбертом Каримовым состоялось в 2011 году на заседании Архитектурного совета. Не помню, какой именно проект тогда рассматривали, но этот человек поразил меня своей пламенной речью. Позже мне посчастливилось попасть к нему в мастерскую – я обновляла фотобазу для ежемесячных рейтингов событий. Его место работы я могу сравнить разве что с удивительным миром сказки... Все так изысканно и диковинно! Навсегда я запомню его идеи по установке коней Петра Клодта на улице Музейной, а также одну из любимых фраз: «Небоскребы – это эрекция отсутствия здравого смысла, затратности и опасности...».