Поиск

Попытки контролировать «вышибателей долгов» пока не увенчались успехом. Тем временем коллекторы с должниками не церемонятся.

Да, долги надо отдавать, и вовремя. Но порой то, что творят коллекторы – уголовщина в чистом виде. По мнению экспертов, около 90% от всего числа работающих сегодня агентств – организации-«вышибалы», использующие методы из девяностых.

– Банк продал мой долг по кредиту коллекторам, и началось, - рассказывает омичка Ольга. - Звонили по ночам по двадцать (!) раз, и ладно бы только мне... Всех родственников поставили на уши, пакостили в подъезде – заклеивали глазок, подкладывали записки... В полицейской форме ходили по соседям и говорили про меня гадости. А потом добрались до моей мамы, ломились к ней, угрожали спилить дверь, и она слегла с инфарктом. Конечно, после этого я продала машину и долг выплатила.

Другой случай произошел с омичкой Светланой. Та вообще с кредитами не связывалась принципиально. Но одна ее знакомая при оформлении займа в числе номеров родственников-друзей указала и телефон Светланы. А потом перестала за свой кредит платить.

- Начались звонки – сначала днем, потом и ночью, - вспоминает омичка. - Сначала я пыталась объяснить, что их клиентка, мягко говоря, не входит в круг моих родственников и друзей, а мой телефон она указала без спросу. Увы, безрезультатно — требовали, чтобы я чуть ли не расследование проводила и ее искала. У меня пожилые родители — всякое может случиться, поэтому на ночь я телефон не выключала. Продолжалось это две недели — видимо, потом мою «подругу» все-таки достали.

Бывают у коллекторов и «ошибки», когда с человека с упорством, достойным лучшего применения, трясут заплаченные уж несколько лет как долги. А то и вовсе из ряда вон выходящие случаи – например, в конце сентября один из коллекторов в Санкт-Петербурге поджег детскую коляску, якобы принадлежащую должнице: юридическим языком, хотел таким образом «оказать на нее давление». Только ошибся – это была коляска соседки. Да, суд заключил коллектора под стражу, но за такие методы работы неплохо бы и агентство, в котором работал мужчина, наказать.

Более того, в связи с кризисом и ухудшением собираемости платежей коллекторам приходится ужесточать свои методы. Они и сами признаются, что в нынешних условиях приходится работать «более интенсивно». Что это значит, нетрудно догадаться... Неудивительно, что за первые шесть месяцев 2015 года жалоб на «вышибателей долгов» поступило больше, чем за весь 2014-й.

Понимая, что в этой сфере нужно срочно наводить порядок, в сентябре Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение законопроект «О деятельности по взысканию задолженности». Занимались им чуть ли не десять лет, и такой закон, бесспорно, нужен. Однако первое же рассмотрение в Госдуме показало — проект пока сырой и просто дублирует действующие законы.

В частности, авторы законопроекта предлагают запретить коллекторам применять угрозы, унижения, физическую силу по отношению к должнику, его родным и знакомым, а также портить их имущество. Кроме того, им нельзя звонить и приходить домой с 22.00 до 8.00 в будни и с 22.00 до 9.00 в выходные и праздники. Также запрещается звонить и посылать SMS- и голосовые сообщения чаще одного раза в сутки, а разговоры с должником нужно записывать в обязательном порядке.

Только вот все уже придумано до нас — на то есть закон 353-ФЗ «О потребительском кредите/займе». Большинство принципиальных моментов, обозначенных в новом законопроекте, здесь уже есть. Зато по-прежнему неясно, кто и как должен контролировать работу коллекторов. К недостаткам нового документа эксперты относят и тот факт, что непонятно — какие санкции грозят коллекторам за нарушения. В частности, за телефонный звонок среди ночи должно последовать уголовное или административное наказание? При этом сама деятельность коллекторов имеет прочную правовую основу — если речь идет о правах требований по кредитам, суды почти в ста процентах случаев встают на сторону взыскателей долга.

Впрочем, по непроверенной информации, около месяца назад МВД начало массовые внеплановые проверки коллекторских агентств. Речь идет в первую очередь о нарушениях закона «О персональных данных». Ведь еще одна из существующих проблем – идентификация заемщика по голосу во время телефонного разговора. Во время разговора, якобы, с должником, сотрудник call-центра коллекторского агентства сообщает размер долга, имя и фамилию, банк, в котором взят кредит. Но быть уверенным, что разговор действительно происходит с реальным заемщиком, невозможно. Соответственно, персональные данные могут быть разглашены третьему лицу.

В частном разговоре один из коллекторов признался — да, иногда перегибаем палку. Но сами, мол, попробуйте с такими клиентами поработать.

- Изначально это люди, которым уже хоть кол на голове теши, как на них воздействовать? - защищается коллектор. - Правильно, сейчас отберите все рычаги воздействия, а потом жалуйтесь на несобираемость. Нашим же людям волю дай — сразу на шею сядут. Но все их почему-то жалеют, они-то хорошие, это мы плохие...

Как ни прискорбно, доля истины в словах коллектора есть. Ведь они, при всей своей неоднозначной репутации, - своеобразные санитары кредитного рынка. И неспециалисту понятно — если бы долги по займам было некому возвращать, банковская система была бы куда как менее устойчивой, а банки закладывали бы в кредитные ставки гораздо больше рисков. Может, в силу менталитета мы имеем как раз таких коллекторов, каких заслуживаем – не дающих «на шею сесть»?

Так или иначе, предполагается, что новый закон вступит в силу уже в этом году и установит новые правила игры на рынке должников. Остается надеяться, что в доработанном виде норма учтет и права заемщиков, и обязанности коллекторов.

Кстати:

С начала года просроченная задолженность россиян по кредитам выросла более чем на четверть и составила 849,3 млрд рублей. С января по сентябрь банки выставили на продажу долги на сумму 390 млрд рублей, что на 160 миллиардов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, за это же время в МВД России поступило 22 тыс. обращений граждан на незаконные действия коллекторов.

Анатолий Сергеев

1585

Попытки контролировать «вышибателей долгов» пока не увенчались успехом. Тем временем коллекторы с должниками не церемонятся.

Да, долги надо отдавать, и вовремя. Но порой то, что творят коллекторы – уголовщина в чистом виде. По мнению экспертов, около 90% от всего числа работающих сегодня агентств – организации-«вышибалы», использующие методы из девяностых.

– Банк продал мой долг по кредиту коллекторам, и началось, - рассказывает омичка Ольга. - Звонили по ночам по двадцать (!) раз, и ладно бы только мне... Всех родственников поставили на уши, пакостили в подъезде – заклеивали глазок, подкладывали записки... В полицейской форме ходили по соседям и говорили про меня гадости. А потом добрались до моей мамы, ломились к ней, угрожали спилить дверь, и она слегла с инфарктом. Конечно, после этого я продала машину и долг выплатила.

Другой случай произошел с омичкой Светланой. Та вообще с кредитами не связывалась принципиально. Но одна ее знакомая при оформлении займа в числе номеров родственников-друзей указала и телефон Светланы. А потом перестала за свой кредит платить.

- Начались звонки – сначала днем, потом и ночью, - вспоминает омичка. - Сначала я пыталась объяснить, что их клиентка, мягко говоря, не входит в круг моих родственников и друзей, а мой телефон она указала без спросу. Увы, безрезультатно — требовали, чтобы я чуть ли не расследование проводила и ее искала. У меня пожилые родители — всякое может случиться, поэтому на ночь я телефон не выключала. Продолжалось это две недели — видимо, потом мою «подругу» все-таки достали.

Бывают у коллекторов и «ошибки», когда с человека с упорством, достойным лучшего применения, трясут заплаченные уж несколько лет как долги. А то и вовсе из ряда вон выходящие случаи – например, в конце сентября один из коллекторов в Санкт-Петербурге поджег детскую коляску, якобы принадлежащую должнице: юридическим языком, хотел таким образом «оказать на нее давление». Только ошибся – это была коляска соседки. Да, суд заключил коллектора под стражу, но за такие методы работы неплохо бы и агентство, в котором работал мужчина, наказать.

Более того, в связи с кризисом и ухудшением собираемости платежей коллекторам приходится ужесточать свои методы. Они и сами признаются, что в нынешних условиях приходится работать «более интенсивно». Что это значит, нетрудно догадаться... Неудивительно, что за первые шесть месяцев 2015 года жалоб на «вышибателей долгов» поступило больше, чем за весь 2014-й.

Понимая, что в этой сфере нужно срочно наводить порядок, в сентябре Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение законопроект «О деятельности по взысканию задолженности». Занимались им чуть ли не десять лет, и такой закон, бесспорно, нужен. Однако первое же рассмотрение в Госдуме показало — проект пока сырой и просто дублирует действующие законы.

В частности, авторы законопроекта предлагают запретить коллекторам применять угрозы, унижения, физическую силу по отношению к должнику, его родным и знакомым, а также портить их имущество. Кроме того, им нельзя звонить и приходить домой с 22.00 до 8.00 в будни и с 22.00 до 9.00 в выходные и праздники. Также запрещается звонить и посылать SMS- и голосовые сообщения чаще одного раза в сутки, а разговоры с должником нужно записывать в обязательном порядке.

Только вот все уже придумано до нас — на то есть закон 353-ФЗ «О потребительском кредите/займе». Большинство принципиальных моментов, обозначенных в новом законопроекте, здесь уже есть. Зато по-прежнему неясно, кто и как должен контролировать работу коллекторов. К недостаткам нового документа эксперты относят и тот факт, что непонятно — какие санкции грозят коллекторам за нарушения. В частности, за телефонный звонок среди ночи должно последовать уголовное или административное наказание? При этом сама деятельность коллекторов имеет прочную правовую основу — если речь идет о правах требований по кредитам, суды почти в ста процентах случаев встают на сторону взыскателей долга.

Впрочем, по непроверенной информации, около месяца назад МВД начало массовые внеплановые проверки коллекторских агентств. Речь идет в первую очередь о нарушениях закона «О персональных данных». Ведь еще одна из существующих проблем – идентификация заемщика по голосу во время телефонного разговора. Во время разговора, якобы, с должником, сотрудник call-центра коллекторского агентства сообщает размер долга, имя и фамилию, банк, в котором взят кредит. Но быть уверенным, что разговор действительно происходит с реальным заемщиком, невозможно. Соответственно, персональные данные могут быть разглашены третьему лицу.

В частном разговоре один из коллекторов признался — да, иногда перегибаем палку. Но сами, мол, попробуйте с такими клиентами поработать.

- Изначально это люди, которым уже хоть кол на голове теши, как на них воздействовать? - защищается коллектор. - Правильно, сейчас отберите все рычаги воздействия, а потом жалуйтесь на несобираемость. Нашим же людям волю дай — сразу на шею сядут. Но все их почему-то жалеют, они-то хорошие, это мы плохие...

Как ни прискорбно, доля истины в словах коллектора есть. Ведь они, при всей своей неоднозначной репутации, - своеобразные санитары кредитного рынка. И неспециалисту понятно — если бы долги по займам было некому возвращать, банковская система была бы куда как менее устойчивой, а банки закладывали бы в кредитные ставки гораздо больше рисков. Может, в силу менталитета мы имеем как раз таких коллекторов, каких заслуживаем – не дающих «на шею сесть»?

Так или иначе, предполагается, что новый закон вступит в силу уже в этом году и установит новые правила игры на рынке должников. Остается надеяться, что в доработанном виде норма учтет и права заемщиков, и обязанности коллекторов.

Кстати:

С начала года просроченная задолженность россиян по кредитам выросла более чем на четверть и составила 849,3 млрд рублей. С января по сентябрь банки выставили на продажу долги на сумму 390 млрд рублей, что на 160 миллиардов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, за это же время в МВД России поступило 22 тыс. обращений граждан на незаконные действия коллекторов.

Анатолий Сергеев

1585