Поиск

Корреспондент РИА «Омск-Информ» прогулялся по авторынку и посмотрел на то, как рождаются страшные истории о перекупщиках и залоговых автомобилях.

Омский авторынок — место, прямо скажем, не из приятных. Но по субботам здесь не протолкнуться — на протяжении километра по улице 1-й Заводской приткнуться попросту некуда. Обочины, закутки и аппендиксы плотно уставлены машинами — счет их идет на тысячи. Тем не менее, пытаюсь найти хоть какой-то просвет. Можно, конечно, заехать на площадку рынка, но это не для нас — денег стоит! Туда попробовал сунуться, сюда...

- Занято! - нарисовывается мужичонка, и еще один следом.

- Кто занял? Где написано? - пробую понаглеть.

- Я сейчас напишу, - угрожающе пробасил появившийся третий детина.

Наслышанный про то, что здесь порой бьют стекла и лица, еду дальше. Дальше, еще дальше, а просвета, в который можно встать, все нет. Уехал в итоге до конца улицы, лавируя между запаркованными машинами и неспешно передвигающимися покупателями — от дороги осталось полторы полосы. Приткнуться удалось в самом конце, куда дойти уже не у всякого покупателя терпения хватит.

Да, много машин. У каждой — своя история. И каждую кто-то страстно желает купить, а кто-то, так же страстно, — продать.

Вокруг — грязь, мат, выяснение отношений... Трепетным, впечатлительным и сильно беременным здесь не место — кажется, еще немного и будут хватать за рукава, как на восточном базаре. Отбрехаться от продавцов бывает непросто, и все зачатки вежливости приходится глушить — иначе на шею сядут.

Естественно, врут по-черному. Провел небольшой эксперимент: одним рассказывал о недостатках машины, другим — нет. Разница в предлагаемой цене выходит тысяч в пять-десять! Потому как, во-первых, даже втроем глазастые перекупы все не увидят — и их глаза тоже замыливаются. Во-вторых, завидев честного простака, на нем стремительно пытаются нажиться — тут вам не до человеческих ценностей, тут деньги зарабатывают.

Перекупщики — отдельная история. Никто их, бедных, не любит, но воспринимают как данность. И чего о них уже только не говорено, каких страшилок не услышано... На рынке их, кажется, от всего числа продавцов процентов восемьдесят, да и среди покупателей хватает. Конкурировать в красноречии с ними сложно, поэтому большинство непрофессиональных продавцов, помаявшись денек-другой на рынке, тем же перекупам машину в итоге и сдает. А те на какие только выдумки не идут.

Вот стоит дедок, продает «семерку» - и никто не догадается, что таких «семерок» в удачные дни он сталкивает по три штуки. Оно и логично — у молодого парня - уличного гонщика машину захочешь купить, или у дедуси? Скрученный до неприлично малых цифр пробег в этом случае не вызывает подозрений, как и огрехи кузова. Мол, ездил дедушка мало, только на дачу, да не очень аккуратно — зато бегать машине еще и бегать. Вот и покупают, особенно не задаваясь вопросом — почему в ПТС совсем другие владельцы записаны. Да, глупо, казалось бы, неосмотрительно... Но в тот момент, когда желанная машина-мечта уже так близко, люди частенько заставляют себя поверить в легенду, а продавцы им в этом помогают.

А что до деда-перекупа — нашел свою нишу человек! Принципиально продает только «семерки», которые ему поставляют другие перекупщики, горя не знает, и к пенсии солидная прибавка от комиссионных выходит.

«Семерок» этих, согласно популярному сайту продаж drom.ru, в Омской области продается порядка шестисот штук — старых и новых, свежих и побегавших... Одним словом, есть, где развернуться. Иные сопровождают эпитеты продавца — мол, классная машина, «ухоженная». Посмотришь внимательно — и не поспоришь, «ухаживали» ее по полной программе...

Многое делается в обход закона. Например, перекупщики стараются не оформлять машину на себя. Отдают деньги, просят расписаться в ПТС и забирают машину с документами без всяких договоров купли-продажи. Те, которые честные, после перепродажи звонят бывшему владельцу и отдают копию договора. Но, во-первых, могут и не отдать. А во-вторых — если юридически еще ваша машина попадет в ДТП?

- Я однажды так машину отдал без всяких документальных подтверждений, - рассказывает омич Николай. - Потом дошло, что наделал — кинулся перекупщику звонить, а он трубку не берет. И чего уже только не представил — въедут в кого-нибудь на машине, или штрафов под камеры насобирают... К счастью, повезло — на следующий день перекуп мне действительно отзвонился и отдал договор купли-продажи.

Впрочем, в этом случае перекупщики и сами не заинтересованы в том, чтобы с машиной что-то случилось — свои же деньги отдают. А продавшие им авто на следующий день видят объявление со своей машиной: только уже со смотанным тысяч этак на пятьдесят пробегом и примерно на столько же увеличившейся ценой.

Даже если касаться только правовой сферы и игнорировать техническую, подводных камней у машины может оказаться предостаточно. Сегодня по базам ГИБДД машину можно проверить только на угон и ограничение регистрационных действий. Залоговые автомобили определить сложнее — и это, пожалуй, самое худшее, что может случиться с покупателем авто на рынке. Прецедентов полно: человек покупает автомобиль, ставит на учет, ездит год-другой, а затем приставы изымают машину, поскольку она, например, находится в залоге по автокредиту, который не был выплачен в срок предыдущим хозяином. Такой случай недавно произошел с омичкой Еленой, купившей в Челябинске еще относительно свежий Mercedes по сходной цене, а машина оказалась в залоге. В итоге, автомобиль изъяли приставы, а омичка пытается отсудить у предыдущего хозяина деньги. Только вот практика показывает, что долго ей еще пешком ходить...

Парадокс в том, что гарантированных способов защититься от такой ситуации практически нет: единого реестра залоговых машин не существует, равно как и особых отметок в свидетельстве о регистрации или ПТС. При покупке автомобиля в кредит ПТС обычно остается в банке, но владельцу не составляет труда получить копию в ГИБДД по причине якобы утери. А некоторые банки то ли по умыслу, то ли «случайно» принимают на хранение копии ПТС.

Тем временем, я понял, что быстро продать авто за желаемую сумму у меня не получится — небитая-некрашеная «Калина» 2011 года стоит явно дороже, чем 165 тысяч, изначально предложенные перекупщиками и 180 — под занавес действа. При том, что аналогичные машины оцениваются тысяч этак в 210-230. А обычные покупатели, увы, до меня толком не доходили. Решено — не продаю! Собственно, не очень-то и хотелось.

Может быть, мне просто не повезло, или машина не та? Отнюдь — почти все, продававшие свое авто в последнее время, или сильно продешевили, или вспоминают этот процесс, как страшный сон. А тем, кто выбирает себе железного коня, стоит быть внимательными вдвойне — иначе можно без денег и колес остаться.

Анатолий Сергеев

3635

Корреспондент РИА «Омск-Информ» прогулялся по авторынку и посмотрел на то, как рождаются страшные истории о перекупщиках и залоговых автомобилях.

Омский авторынок — место, прямо скажем, не из приятных. Но по субботам здесь не протолкнуться — на протяжении километра по улице 1-й Заводской приткнуться попросту некуда. Обочины, закутки и аппендиксы плотно уставлены машинами — счет их идет на тысячи. Тем не менее, пытаюсь найти хоть какой-то просвет. Можно, конечно, заехать на площадку рынка, но это не для нас — денег стоит! Туда попробовал сунуться, сюда...

- Занято! - нарисовывается мужичонка, и еще один следом.

- Кто занял? Где написано? - пробую понаглеть.

- Я сейчас напишу, - угрожающе пробасил появившийся третий детина.

Наслышанный про то, что здесь порой бьют стекла и лица, еду дальше. Дальше, еще дальше, а просвета, в который можно встать, все нет. Уехал в итоге до конца улицы, лавируя между запаркованными машинами и неспешно передвигающимися покупателями — от дороги осталось полторы полосы. Приткнуться удалось в самом конце, куда дойти уже не у всякого покупателя терпения хватит.

Да, много машин. У каждой — своя история. И каждую кто-то страстно желает купить, а кто-то, так же страстно, — продать.

Вокруг — грязь, мат, выяснение отношений... Трепетным, впечатлительным и сильно беременным здесь не место — кажется, еще немного и будут хватать за рукава, как на восточном базаре. Отбрехаться от продавцов бывает непросто, и все зачатки вежливости приходится глушить — иначе на шею сядут.

Естественно, врут по-черному. Провел небольшой эксперимент: одним рассказывал о недостатках машины, другим — нет. Разница в предлагаемой цене выходит тысяч в пять-десять! Потому как, во-первых, даже втроем глазастые перекупы все не увидят — и их глаза тоже замыливаются. Во-вторых, завидев честного простака, на нем стремительно пытаются нажиться — тут вам не до человеческих ценностей, тут деньги зарабатывают.

Перекупщики — отдельная история. Никто их, бедных, не любит, но воспринимают как данность. И чего о них уже только не говорено, каких страшилок не услышано... На рынке их, кажется, от всего числа продавцов процентов восемьдесят, да и среди покупателей хватает. Конкурировать в красноречии с ними сложно, поэтому большинство непрофессиональных продавцов, помаявшись денек-другой на рынке, тем же перекупам машину в итоге и сдает. А те на какие только выдумки не идут.

Вот стоит дедок, продает «семерку» - и никто не догадается, что таких «семерок» в удачные дни он сталкивает по три штуки. Оно и логично — у молодого парня - уличного гонщика машину захочешь купить, или у дедуси? Скрученный до неприлично малых цифр пробег в этом случае не вызывает подозрений, как и огрехи кузова. Мол, ездил дедушка мало, только на дачу, да не очень аккуратно — зато бегать машине еще и бегать. Вот и покупают, особенно не задаваясь вопросом — почему в ПТС совсем другие владельцы записаны. Да, глупо, казалось бы, неосмотрительно... Но в тот момент, когда желанная машина-мечта уже так близко, люди частенько заставляют себя поверить в легенду, а продавцы им в этом помогают.

А что до деда-перекупа — нашел свою нишу человек! Принципиально продает только «семерки», которые ему поставляют другие перекупщики, горя не знает, и к пенсии солидная прибавка от комиссионных выходит.

«Семерок» этих, согласно популярному сайту продаж drom.ru, в Омской области продается порядка шестисот штук — старых и новых, свежих и побегавших... Одним словом, есть, где развернуться. Иные сопровождают эпитеты продавца — мол, классная машина, «ухоженная». Посмотришь внимательно — и не поспоришь, «ухаживали» ее по полной программе...

Многое делается в обход закона. Например, перекупщики стараются не оформлять машину на себя. Отдают деньги, просят расписаться в ПТС и забирают машину с документами без всяких договоров купли-продажи. Те, которые честные, после перепродажи звонят бывшему владельцу и отдают копию договора. Но, во-первых, могут и не отдать. А во-вторых — если юридически еще ваша машина попадет в ДТП?

- Я однажды так машину отдал без всяких документальных подтверждений, - рассказывает омич Николай. - Потом дошло, что наделал — кинулся перекупщику звонить, а он трубку не берет. И чего уже только не представил — въедут в кого-нибудь на машине, или штрафов под камеры насобирают... К счастью, повезло — на следующий день перекуп мне действительно отзвонился и отдал договор купли-продажи.

Впрочем, в этом случае перекупщики и сами не заинтересованы в том, чтобы с машиной что-то случилось — свои же деньги отдают. А продавшие им авто на следующий день видят объявление со своей машиной: только уже со смотанным тысяч этак на пятьдесят пробегом и примерно на столько же увеличившейся ценой.

Даже если касаться только правовой сферы и игнорировать техническую, подводных камней у машины может оказаться предостаточно. Сегодня по базам ГИБДД машину можно проверить только на угон и ограничение регистрационных действий. Залоговые автомобили определить сложнее — и это, пожалуй, самое худшее, что может случиться с покупателем авто на рынке. Прецедентов полно: человек покупает автомобиль, ставит на учет, ездит год-другой, а затем приставы изымают машину, поскольку она, например, находится в залоге по автокредиту, который не был выплачен в срок предыдущим хозяином. Такой случай недавно произошел с омичкой Еленой, купившей в Челябинске еще относительно свежий Mercedes по сходной цене, а машина оказалась в залоге. В итоге, автомобиль изъяли приставы, а омичка пытается отсудить у предыдущего хозяина деньги. Только вот практика показывает, что долго ей еще пешком ходить...

Парадокс в том, что гарантированных способов защититься от такой ситуации практически нет: единого реестра залоговых машин не существует, равно как и особых отметок в свидетельстве о регистрации или ПТС. При покупке автомобиля в кредит ПТС обычно остается в банке, но владельцу не составляет труда получить копию в ГИБДД по причине якобы утери. А некоторые банки то ли по умыслу, то ли «случайно» принимают на хранение копии ПТС.

Тем временем, я понял, что быстро продать авто за желаемую сумму у меня не получится — небитая-некрашеная «Калина» 2011 года стоит явно дороже, чем 165 тысяч, изначально предложенные перекупщиками и 180 — под занавес действа. При том, что аналогичные машины оцениваются тысяч этак в 210-230. А обычные покупатели, увы, до меня толком не доходили. Решено — не продаю! Собственно, не очень-то и хотелось.

Может быть, мне просто не повезло, или машина не та? Отнюдь — почти все, продававшие свое авто в последнее время, или сильно продешевили, или вспоминают этот процесс, как страшный сон. А тем, кто выбирает себе железного коня, стоит быть внимательными вдвойне — иначе можно без денег и колес остаться.

Анатолий Сергеев

3635