Поиск

Выпускник ОмГУ Олег Янеев рассказал, как, живя в Чехии, учится в американском вузе и почему в центре Европы все говорят по-русски.

РИА «Омск-Информ», дабы удовлетворить нездоровый интерес земляков к теме «Как свалить из Омска», продолжает серию интервью с молодыми людьми, попытавшимися покинуть регион и устроиться работать в разных странах планеты Земля. Сегодня – беседа с выпускником ОмГУ Олегом Янеевым, недавно поступившим в University of New York in Prague (UNYP), Прага.

– Олег, как пришло решение поехать учиться в Прагу?

– Осознание того, что я хочу учиться за рубежом, пришло четыре года назад. Тогда я начал ходить на специальные курсы при ОмГУ. Там у факультета международного бизнеса (ФМБ) есть соглашение с некоторыми заграничными вузами. В частности, с тем, в котором я сейчас обучаюсь. В соответствии с этим соглашением ты ходишь на учебу в родной университет и параллельно проходишь определенные курсы. Когда их тебе, грубо говоря, засчитывают (в общей сложности их 9-10, а стоимость каждого – семь с небольшим тысяч рублей), можешь ехать в приглянувшийся вуз зарубежный. Я выбрал российско-американское отделение, хотя есть и российско-германское, но я изначально стремился в University of New York in Prague, потому что у меня в Праге знакомые, друзья.

– Омские вузы не дают достаточного образования, чтобы чувствовать себя уверенно, скажем, при устройстве на работу?

– Я не говорю конкретно об омских вузах, но вообще наши российские вузы – и это распространенное мнение – в мире не котируются. Что бы там кто ни говорил – это единственный честный ответ на вопрос, почему россияне, омичи уезжают учиться за границу.

– Почему в таком случае не США, не Германия, не Англия?

– Там дорого обучаться, поэтому все едут в страны типа Чехии, Болгарии. К сожалению, эти вузы (и что самое смешное – даже болгарские) ценятся больше, чем наш ОмГУ. Как бы лично я его ни любил. Поговорил с родителями – у них была возможность отправить меня за границу, и уехал.

– Вы покупали «билет в один конец»?

– Конечно, если будет возможность закрепиться, обязательно останусь. У меня нет, конечно, особого желания вгрызться зубами в эту чешскую землю и попытаться остаться любой ценой. Но я хочу наработать опыт, в том числе общения с иностранцами, понять, какого уровня специалисты востребованы во всем мире.

– Порой просто понимать на бытовом уровне иностранца сложно, а тут – специальные дисциплины. На каком языке идет обучение?

– Обучение идет на английском языке. Но тут надо понимать – нужен высокий уровень языка. У многих в России есть хороший уровень разговорного английского, и они думают, что могут обучаться в зарубежных вузах, но это не так. Сейчас у меня проходят такие дисциплины, как «Международное бизнес-право» или «Современная дипломатия». Для них просто необходим так называемый деловой английский. Я специально полгода готовился. Занимался три раза в неделю.

– Кем и как оценивается необходимый уровень языка?

– Существуют специальные тесты. Например, IELTS либо TOEFL. Оба теста показывают уровень твоих знаний по английскому языку. Но IELTS, насколько я знаю, больше котируется, если ты хочешь в Европу, а TOEFL – для Америки и Канады. Я готовился около полугода с прекрасным преподавателем Эндрю Шоу, бывшим преподавателем на ФМБ ОмГУ. Сдал IELTS на 6 баллов из 9 возможных. Это неплохой результат – проходной балл во многих вузах мира. Но в последний момент, поговорив с родителями, отдал предпочтение Чехии – так как, уже говорил, тут знакомые и жизнь значительно дешевле. Плюс к тому ФМБ дает гарантию поступления в UNYP. Когда подаешь документы сам – гарантии, что примут, абсолютно нет. Я благодарю за помощь в поступлении и наш университет и лично декана ФМБ Юрия Дуся.

– Вы сказали, что в Чехии жизнь обходится дешевле. Дешевле – это сколько?

– Начну с проживания в общежитии. Это порядка 7 тысяч крон в месяц. Курс кроны – где-то три рубля. На питание уходит порядка 3 тысячи крон в месяц. По кафе и ресторанам не хожу – готовлю на кухне в общежитии. В самом общежитии на первом этаже есть прекрасная столовая. Там можно в обед потратить 100-150 крон – горячее, салат, попить чего-нибудь, – но наешься до отвала. Кстати, общага современная, 2012 года постройки, 15 этажей.

– Стоимость обучения?

– В сумме я заплачу около 11 тысяч долларов за год обучения, семестр получается 5 тысяч долларов. Но нужно понимать, что тут очень быстро можно получить бакалавра, если приехал по окончании университета, как я. Если приехал после школы – классическая система: 4 года, и стоимость обучения – где-то 4 тысячи долларов в семестр. Через год я получу бакалавра по специальности «Управление бизнесом».

– Диплом европейского образца?

– Диплом бакалавра в UNYP американского образца. Можно параллельно получить еще диплом европейского образца – для этого нужно сдать что-то типа наших госэкзаменов и публично защитить диплом.

– Вообще-то 10 тысяч крон за проживание и еду – не такая уж и дешевая жизнь. 30 тысяч на наши деньги...

– Многие студенты тут подрабатывают – так принято. И тут совсем другое соотношение зарплат и цен на то же питание. Например, грузчик, официант или няня в русскоговорящей семье получают 15-20 тысяч крон. Цены на продукты питания – чуть ниже омских. В общем, выживать в Праге немного комфортнее, чем в Омске.

– Вы подрабатываете?

– Устраиваюсь.

– Необходимо при устройстве знание чешского, английского?

– Тут вообще прелюбопытная картина вырисовывается. Я поставил себе цель найти какую-то подработку и думал, что у меня будут с этим проблемы. Может, в самом деле запросят знание чешского, может, русских студентов не особо берут. Но столкнулся с тем, что тут есть целые компании, которые набирают только русскоговорящих. Недавно был на собеседовании в одной из таких компаний, и там весь персонал – русскоговорящие. Понятно, что менеджеры разговаривают немного по-чешски, но на нижнем уровне – все по-русски. И собеседование проходит на русском, и обучение в этой компании – на русском.

– А профиль этой интересной компании?

– Направление деятельности – страхование, ипотека и прочее. Но самое удивительное – они занимают в Праге очень большой рынок. Есть спрос. То есть много русских, много украинцев, много казахов и людей из стран бывшего СССР, которые приходят в эту компанию.

– Вы не задумывались, откуда столько?

– Очень много русскоговорящих. Трудно понять, тем более, что когда я последний раз 5-6 лет назад был в Праге, это была настоящая заграница. А сейчас, особенно в центре, от каждого второго-третьего человека на улице ты слышишь русскую речь. Это удивительно для меня. Хотя это не обязательно русские – тут очень много украинцев, они бегут сюда в силу понятных причин. Очень много казахов. Я живу в общежитии – как уже говорил, высотка в 15 этажей, – и большая доля проживающих в ней – это казахи. Большинство из них учится в UNYP. И вообще 60-70 процентов студентов университета – русскоговорящие.

– С украинцами понятно, но, в самом деле, казахи?

– С чем связана миграция из Казахстана, сказать не могу. За четыре недели не много с ними общался. Да у меня и не стояла цель общаться с русскоговорящими. Напротив, я ехал, чтобы разговаривать по-английски, общаться с иностранцами. А по факту я приехал в Европу и разговариваю больше по-русски даже с коренными, можно сказать, жителями.

– Как это?

– Многие русскоговорящие себя уже таковыми считают. Те же украинцы – их в университете практически нет. Это люди постарше, им лет по 24-30. В Праге они – рабочий класс. Не хочется сравнивать их с нашими таджиками, но они идут работать туда, куда не пойдет работать чех. То же самое касается и русских. Чехи, как мне показалось, очень ленивые по своей натуре, и многие украинцы и наши этим пользуются. Кстати, между украинцами и россиянами там даже намека на конфликт не замечал.

– Ну а урожденные чехи, они как воспринимают весь этот наплыв друзей по соцлагерю?

– Смотря о ком мы говорим. Старшее поколение, видимо, помнит еще 1968 год, и отношение скорее негативное. Конечно, они не будут как-то проявлять свою ненависть, унижать или драться с тобой. Они просто провожают презрительным взглядом. Бывает, такое чувствуется. Хотя бывали и случаи из ряда вон выходящие. Бывало, разговариваешь с кем-то, подходит пожилая женщина и кричит: мол, если ты находишься в Чехии, так изволь говорить по-чешски. Но такие чудаки, как известно, есть в любой стране. Среднее поколение относится к нам как к рабочему классу, который помогает экономике Чехии.Оотношение к нам абсолютно нормальное. Молодежь так и вовсе идет на контакт, с ними легко общаться. Может, они просто плохо учились в школе и не знают, что было в 1968-м?

– Диплом дает какое-то эксклюзивное право на работу? Проще говоря – крупные компании отслеживают способных студентов, чтобы заполучить к себе ценных специалистов?

– О таком не слышал. Гарантии трудоустройства нет. Но многие, в частности омичи, используют полученные возможности на полную катушку – остаются в Европе, уезжают в США. Хотя и не все омичи стараются идти выше. Некоторые, отучившись по этой программе, возвращаются обратно. Я их, честно сказать, не понимаю. Зачем тратить такие деньги, с таким трудом подниматься на следующую ступеньку, чтобы идти на попятную?

– Вы, так понимаю, обратно не вернетесь?

– Совсем не исключаю такой возможности. Но для себя я четко решил – Москва либо Питер. Если получится, хотел бы попробовать свои силы в Канаде – на мой взгляд, это одна из самых привлекательных стран для существования человека на Земле. Хотя счастье зависит не только от места обитания.

Владимир Преображенский

4759

Выпускник ОмГУ Олег Янеев рассказал, как, живя в Чехии, учится в американском вузе и почему в центре Европы все говорят по-русски.

РИА «Омск-Информ», дабы удовлетворить нездоровый интерес земляков к теме «Как свалить из Омска», продолжает серию интервью с молодыми людьми, попытавшимися покинуть регион и устроиться работать в разных странах планеты Земля. Сегодня – беседа с выпускником ОмГУ Олегом Янеевым, недавно поступившим в University of New York in Prague (UNYP), Прага.

– Олег, как пришло решение поехать учиться в Прагу?

– Осознание того, что я хочу учиться за рубежом, пришло четыре года назад. Тогда я начал ходить на специальные курсы при ОмГУ. Там у факультета международного бизнеса (ФМБ) есть соглашение с некоторыми заграничными вузами. В частности, с тем, в котором я сейчас обучаюсь. В соответствии с этим соглашением ты ходишь на учебу в родной университет и параллельно проходишь определенные курсы. Когда их тебе, грубо говоря, засчитывают (в общей сложности их 9-10, а стоимость каждого – семь с небольшим тысяч рублей), можешь ехать в приглянувшийся вуз зарубежный. Я выбрал российско-американское отделение, хотя есть и российско-германское, но я изначально стремился в University of New York in Prague, потому что у меня в Праге знакомые, друзья.

– Омские вузы не дают достаточного образования, чтобы чувствовать себя уверенно, скажем, при устройстве на работу?

– Я не говорю конкретно об омских вузах, но вообще наши российские вузы – и это распространенное мнение – в мире не котируются. Что бы там кто ни говорил – это единственный честный ответ на вопрос, почему россияне, омичи уезжают учиться за границу.

– Почему в таком случае не США, не Германия, не Англия?

– Там дорого обучаться, поэтому все едут в страны типа Чехии, Болгарии. К сожалению, эти вузы (и что самое смешное – даже болгарские) ценятся больше, чем наш ОмГУ. Как бы лично я его ни любил. Поговорил с родителями – у них была возможность отправить меня за границу, и уехал.

– Вы покупали «билет в один конец»?

– Конечно, если будет возможность закрепиться, обязательно останусь. У меня нет, конечно, особого желания вгрызться зубами в эту чешскую землю и попытаться остаться любой ценой. Но я хочу наработать опыт, в том числе общения с иностранцами, понять, какого уровня специалисты востребованы во всем мире.

– Порой просто понимать на бытовом уровне иностранца сложно, а тут – специальные дисциплины. На каком языке идет обучение?

– Обучение идет на английском языке. Но тут надо понимать – нужен высокий уровень языка. У многих в России есть хороший уровень разговорного английского, и они думают, что могут обучаться в зарубежных вузах, но это не так. Сейчас у меня проходят такие дисциплины, как «Международное бизнес-право» или «Современная дипломатия». Для них просто необходим так называемый деловой английский. Я специально полгода готовился. Занимался три раза в неделю.

– Кем и как оценивается необходимый уровень языка?

– Существуют специальные тесты. Например, IELTS либо TOEFL. Оба теста показывают уровень твоих знаний по английскому языку. Но IELTS, насколько я знаю, больше котируется, если ты хочешь в Европу, а TOEFL – для Америки и Канады. Я готовился около полугода с прекрасным преподавателем Эндрю Шоу, бывшим преподавателем на ФМБ ОмГУ. Сдал IELTS на 6 баллов из 9 возможных. Это неплохой результат – проходной балл во многих вузах мира. Но в последний момент, поговорив с родителями, отдал предпочтение Чехии – так как, уже говорил, тут знакомые и жизнь значительно дешевле. Плюс к тому ФМБ дает гарантию поступления в UNYP. Когда подаешь документы сам – гарантии, что примут, абсолютно нет. Я благодарю за помощь в поступлении и наш университет и лично декана ФМБ Юрия Дуся.

– Вы сказали, что в Чехии жизнь обходится дешевле. Дешевле – это сколько?

– Начну с проживания в общежитии. Это порядка 7 тысяч крон в месяц. Курс кроны – где-то три рубля. На питание уходит порядка 3 тысячи крон в месяц. По кафе и ресторанам не хожу – готовлю на кухне в общежитии. В самом общежитии на первом этаже есть прекрасная столовая. Там можно в обед потратить 100-150 крон – горячее, салат, попить чего-нибудь, – но наешься до отвала. Кстати, общага современная, 2012 года постройки, 15 этажей.

– Стоимость обучения?

– В сумме я заплачу около 11 тысяч долларов за год обучения, семестр получается 5 тысяч долларов. Но нужно понимать, что тут очень быстро можно получить бакалавра, если приехал по окончании университета, как я. Если приехал после школы – классическая система: 4 года, и стоимость обучения – где-то 4 тысячи долларов в семестр. Через год я получу бакалавра по специальности «Управление бизнесом».

– Диплом европейского образца?

– Диплом бакалавра в UNYP американского образца. Можно параллельно получить еще диплом европейского образца – для этого нужно сдать что-то типа наших госэкзаменов и публично защитить диплом.

– Вообще-то 10 тысяч крон за проживание и еду – не такая уж и дешевая жизнь. 30 тысяч на наши деньги...

– Многие студенты тут подрабатывают – так принято. И тут совсем другое соотношение зарплат и цен на то же питание. Например, грузчик, официант или няня в русскоговорящей семье получают 15-20 тысяч крон. Цены на продукты питания – чуть ниже омских. В общем, выживать в Праге немного комфортнее, чем в Омске.

– Вы подрабатываете?

– Устраиваюсь.

– Необходимо при устройстве знание чешского, английского?

– Тут вообще прелюбопытная картина вырисовывается. Я поставил себе цель найти какую-то подработку и думал, что у меня будут с этим проблемы. Может, в самом деле запросят знание чешского, может, русских студентов не особо берут. Но столкнулся с тем, что тут есть целые компании, которые набирают только русскоговорящих. Недавно был на собеседовании в одной из таких компаний, и там весь персонал – русскоговорящие. Понятно, что менеджеры разговаривают немного по-чешски, но на нижнем уровне – все по-русски. И собеседование проходит на русском, и обучение в этой компании – на русском.

– А профиль этой интересной компании?

– Направление деятельности – страхование, ипотека и прочее. Но самое удивительное – они занимают в Праге очень большой рынок. Есть спрос. То есть много русских, много украинцев, много казахов и людей из стран бывшего СССР, которые приходят в эту компанию.

– Вы не задумывались, откуда столько?

– Очень много русскоговорящих. Трудно понять, тем более, что когда я последний раз 5-6 лет назад был в Праге, это была настоящая заграница. А сейчас, особенно в центре, от каждого второго-третьего человека на улице ты слышишь русскую речь. Это удивительно для меня. Хотя это не обязательно русские – тут очень много украинцев, они бегут сюда в силу понятных причин. Очень много казахов. Я живу в общежитии – как уже говорил, высотка в 15 этажей, – и большая доля проживающих в ней – это казахи. Большинство из них учится в UNYP. И вообще 60-70 процентов студентов университета – русскоговорящие.

– С украинцами понятно, но, в самом деле, казахи?

– С чем связана миграция из Казахстана, сказать не могу. За четыре недели не много с ними общался. Да у меня и не стояла цель общаться с русскоговорящими. Напротив, я ехал, чтобы разговаривать по-английски, общаться с иностранцами. А по факту я приехал в Европу и разговариваю больше по-русски даже с коренными, можно сказать, жителями.

– Как это?

– Многие русскоговорящие себя уже таковыми считают. Те же украинцы – их в университете практически нет. Это люди постарше, им лет по 24-30. В Праге они – рабочий класс. Не хочется сравнивать их с нашими таджиками, но они идут работать туда, куда не пойдет работать чех. То же самое касается и русских. Чехи, как мне показалось, очень ленивые по своей натуре, и многие украинцы и наши этим пользуются. Кстати, между украинцами и россиянами там даже намека на конфликт не замечал.

– Ну а урожденные чехи, они как воспринимают весь этот наплыв друзей по соцлагерю?

– Смотря о ком мы говорим. Старшее поколение, видимо, помнит еще 1968 год, и отношение скорее негативное. Конечно, они не будут как-то проявлять свою ненависть, унижать или драться с тобой. Они просто провожают презрительным взглядом. Бывает, такое чувствуется. Хотя бывали и случаи из ряда вон выходящие. Бывало, разговариваешь с кем-то, подходит пожилая женщина и кричит: мол, если ты находишься в Чехии, так изволь говорить по-чешски. Но такие чудаки, как известно, есть в любой стране. Среднее поколение относится к нам как к рабочему классу, который помогает экономике Чехии.Оотношение к нам абсолютно нормальное. Молодежь так и вовсе идет на контакт, с ними легко общаться. Может, они просто плохо учились в школе и не знают, что было в 1968-м?

– Диплом дает какое-то эксклюзивное право на работу? Проще говоря – крупные компании отслеживают способных студентов, чтобы заполучить к себе ценных специалистов?

– О таком не слышал. Гарантии трудоустройства нет. Но многие, в частности омичи, используют полученные возможности на полную катушку – остаются в Европе, уезжают в США. Хотя и не все омичи стараются идти выше. Некоторые, отучившись по этой программе, возвращаются обратно. Я их, честно сказать, не понимаю. Зачем тратить такие деньги, с таким трудом подниматься на следующую ступеньку, чтобы идти на попятную?

– Вы, так понимаю, обратно не вернетесь?

– Совсем не исключаю такой возможности. Но для себя я четко решил – Москва либо Питер. Если получится, хотел бы попробовать свои силы в Канаде – на мой взгляд, это одна из самых привлекательных стран для существования человека на Земле. Хотя счастье зависит не только от места обитания.

Владимир Преображенский

4759