Поиск

РИА «Омск-Информ» разобралось, с каким «багажом» пришел он за первый срок и какие решения придется ему принимать во время срока второго.

Сегодня, 22 сентября, Виктор Назаров второй раз в своей биографии вступает в должность губернатора Омской области. РИА «Омск-Информ» разобралось, с каким «багажом» пришел он за три года своего первого губернаторского срока (вернее «полусрока») и какие решения ему придется принимать во время срока второго.

Итоги правления губернатора-середняка

В эту таблицу мы собрали наиболее важные показатели статистики, характеризующие три года правления Виктора Назарова.

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Численность населения

(тыс. человек)

1974,8

1974,0

1973,9

1978,2

Численность безработных граждан

(тыс. человек)

83,8

72,0

72,4

70,1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

(руб.)

19 087,8

21 931,2

24 847,9

26 313,3

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата

(% к предыдущему году)

106,2

109,7

105,7

98,9

Промышленное производство

(% к предыдущему году)

104,0

103,1

103,2

103,5

Продукция сельского хозяйства

(% к предыдущему году)

115,8

78,7

125,9

94,5

Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения

58,8

54,9

55,1

54,6

Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования

(тыс. человек)

76,0

79,4

87,0

92,0

Число общеобразовательных

организаций (школ)

812

807

789

778

Ввод в действие жилых домов

(тыс. кв. метров общей площади)

836,7

738,7

826,5

848,0

Инвестиции в основной капитал

(% к предыдущему году)

112,3

115,9

92,9

97,5

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ

(тыс. тонн)

235,9

240,2

213,6

204,0

Доходы консолидированного бюджета области

(млн руб.)

67 352,3

75 802,9

78 900,3

82 884,9

Расходы консолидированного бюджета области

(млн руб.)

70 807,0

79 570,1

88 164,8

88 680,8

Дефицит бюджета

(млн руб.)

3454,7

3767,2

9264,4

5795,9

С более подробной статистикой можно ознакомиться на сайте Омскстата. Как мы видим, результаты достаточно неровные – их нельзя назвать ни провальными, ни выдающимися. Причем многие из этих показателей не отражают какую-то «особую» политику омской власти, а всего лишь следуют за федеральными трендами.

К примеру, на федеральном уровне приоритетной поставлена задача – ликвидировать дефицит мест в детских садах. И эта задача в регионе выполняется, также как с подачи центра идет и ползучая «оптимизация» школ и больниц. Ситуация в экономике региона отражает общероссийскую рецессию, а скромный рост промышленного производства можно объяснить импортозамещением и ростом военных заказов. Собственно, работой губернатора-середнячка в Кремле довольны, иначе не разрешили бы ему переизбраться.

Бремя долгов и неизбежные непопулярные меры

Среди главных проблем, которые нужно будет решить новому составу областного правительства, эксперты выделяют проблему государственного долга, который к настоящему времени превысил 35 млрд рублей и подбирается к размеру в половину годового бюджета Омской области и в две трети собственных доходов региона.

На конец 2011 года, когда заканчивалось правление Леонида Полежаева, долг Омской области составлял более 17 миллиардов.  Основной причиной двукратного роста долга за время правления Виктора Назарова принято считать выполнение майских указов президента страны Владимира Путина, предусматривающих повышение зарплаты бюджетникам.

Долговой гнет вынуждает областной минфин постоянно перекредитовываться в банках. Средства, необходимые для выплаты процентов, приходится отнимать именно от программ развития (не зарплаты же и социальные расходы резать). В том числе, снижаются и возможности привлекать деньги из федерального бюджета в рамках софинансирования, потому что софинансировать попросту нечем.  А значит, регион обрекается на стагнацию и на проедание доходов на текущие расходы.

Пока что областной минфин нацелен на постепенное замещение кредитов в коммерческих банках на кредиты из федерального бюджета, по которым проценты значительно ниже. Но если из-за кризиса доходы бюджета продолжат падение, то придется и «резать по живому». Недаром же в СМИ вбрасываются «утечки» о предполагаемом резком сокращении льготных выплат и бесплатных поездок в общественном транспорте. А учитывая, что следующий год – предвыборный, резать придется уже сейчас, чтобы электорат до выборов успел забыть о потерях.

Трехсотлетие Омска – не построили, так хоть отпразднуем

До трехсотлетия Омска осталось чуть более девяти месяцев. Власть открыто признает, что план подготовки к юбилею города провален на 90%. Уже знаковым стало назначение председателем оргкомитета по подготовке 300-летия Омска министра культуры РФ Владимира Мединского вместо занимавших этот пост министров экономического развития. Раз уж мало что успеем построить, так хоть культурную программу обеспечим. Город-юбиляр получит реконструированный Любинский проспект, Омскую крепость и еще несколько социальных и инфраструктурных объектов помельче. Три мегапроекта – гидроузел, метрополитен и аэропорт Федоровка – будут и в четвертом столетии истории Омска находиться в качестве долгостроев.

После 300-летия: предложит ли команда Назарова омичам образ будущего?

С окончанием празднования 300-летия Омска наступит очень важный психологический рубеж для жителей региона. Фактически последние лет десять план подготовки к юбилею был целевым ориентиром для региональной и городской власти, да и общества. А через год наступят пустота и неопределенность? По сути, региональной власти надо будет вновь сформулировать цели развития Омска и области на среднесрочный период. Сможет ли она определить новый образ будущего?

Разрекламированная в свое время «Стратегия развития Омской области» и раньше не была таким вдохновляющим документом, а после событий, связанных с санкциями, падением рубля и курсом на импортозамещение и вовсе утратила актуальность. Хватит ли у областной власти настойчивости, чтобы не бросать три мегапроекта – гидроузел, метро и аэропорт? Конечно, в пределах финансовых возможностей, не распыляя средства, а сконцентрировавшись на одном объекте, находящемся в максимальной степени готовности. Сможет ли регион, обладающий мощной оборонкой, извлечь для себя максимум выгоды от милитаризации экономики и импортозамещения в военной сфере? Сможет ли Омск, используя свое географическое положение, грамотно вписаться в проекты в рамках ЕврАзЭС или, допустим, в проекты по освоению Арктики? И наконец, сможет ли Омск дать стране что-то хорошее в нематериальном смысле, кроме лузерского мема «Не пытайтесь покинуть Омск»?

В начале второго губернаторского срока Виктора Назарова эти вопросы остаются открытыми.

Михаил Осколков

2410

РИА «Омск-Информ» разобралось, с каким «багажом» пришел он за первый срок и какие решения придется ему принимать во время срока второго.

Сегодня, 22 сентября, Виктор Назаров второй раз в своей биографии вступает в должность губернатора Омской области. РИА «Омск-Информ» разобралось, с каким «багажом» пришел он за три года своего первого губернаторского срока (вернее «полусрока») и какие решения ему придется принимать во время срока второго.

Итоги правления губернатора-середняка

В эту таблицу мы собрали наиболее важные показатели статистики, характеризующие три года правления Виктора Назарова.

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Численность населения

(тыс. человек)

1974,8

1974,0

1973,9

1978,2

Численность безработных граждан

(тыс. человек)

83,8

72,0

72,4

70,1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

(руб.)

19 087,8

21 931,2

24 847,9

26 313,3

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата

(% к предыдущему году)

106,2

109,7

105,7

98,9

Промышленное производство

(% к предыдущему году)

104,0

103,1

103,2

103,5

Продукция сельского хозяйства

(% к предыдущему году)

115,8

78,7

125,9

94,5

Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения

58,8

54,9

55,1

54,6

Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования

(тыс. человек)

76,0

79,4

87,0

92,0

Число общеобразовательных

организаций (школ)

812

807

789

778

Ввод в действие жилых домов

(тыс. кв. метров общей площади)

836,7

738,7

826,5

848,0

Инвестиции в основной капитал

(% к предыдущему году)

112,3

115,9

92,9

97,5

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ

(тыс. тонн)

235,9

240,2

213,6

204,0

Доходы консолидированного бюджета области

(млн руб.)

67 352,3

75 802,9

78 900,3

82 884,9

Расходы консолидированного бюджета области

(млн руб.)

70 807,0

79 570,1

88 164,8

88 680,8

Дефицит бюджета

(млн руб.)

3454,7

3767,2

9264,4

5795,9

С более подробной статистикой можно ознакомиться на сайте Омскстата. Как мы видим, результаты достаточно неровные – их нельзя назвать ни провальными, ни выдающимися. Причем многие из этих показателей не отражают какую-то «особую» политику омской власти, а всего лишь следуют за федеральными трендами.

К примеру, на федеральном уровне приоритетной поставлена задача – ликвидировать дефицит мест в детских садах. И эта задача в регионе выполняется, также как с подачи центра идет и ползучая «оптимизация» школ и больниц. Ситуация в экономике региона отражает общероссийскую рецессию, а скромный рост промышленного производства можно объяснить импортозамещением и ростом военных заказов. Собственно, работой губернатора-середнячка в Кремле довольны, иначе не разрешили бы ему переизбраться.

Бремя долгов и неизбежные непопулярные меры

Среди главных проблем, которые нужно будет решить новому составу областного правительства, эксперты выделяют проблему государственного долга, который к настоящему времени превысил 35 млрд рублей и подбирается к размеру в половину годового бюджета Омской области и в две трети собственных доходов региона.

На конец 2011 года, когда заканчивалось правление Леонида Полежаева, долг Омской области составлял более 17 миллиардов.  Основной причиной двукратного роста долга за время правления Виктора Назарова принято считать выполнение майских указов президента страны Владимира Путина, предусматривающих повышение зарплаты бюджетникам.

Долговой гнет вынуждает областной минфин постоянно перекредитовываться в банках. Средства, необходимые для выплаты процентов, приходится отнимать именно от программ развития (не зарплаты же и социальные расходы резать). В том числе, снижаются и возможности привлекать деньги из федерального бюджета в рамках софинансирования, потому что софинансировать попросту нечем.  А значит, регион обрекается на стагнацию и на проедание доходов на текущие расходы.

Пока что областной минфин нацелен на постепенное замещение кредитов в коммерческих банках на кредиты из федерального бюджета, по которым проценты значительно ниже. Но если из-за кризиса доходы бюджета продолжат падение, то придется и «резать по живому». Недаром же в СМИ вбрасываются «утечки» о предполагаемом резком сокращении льготных выплат и бесплатных поездок в общественном транспорте. А учитывая, что следующий год – предвыборный, резать придется уже сейчас, чтобы электорат до выборов успел забыть о потерях.

Трехсотлетие Омска – не построили, так хоть отпразднуем

До трехсотлетия Омска осталось чуть более девяти месяцев. Власть открыто признает, что план подготовки к юбилею города провален на 90%. Уже знаковым стало назначение председателем оргкомитета по подготовке 300-летия Омска министра культуры РФ Владимира Мединского вместо занимавших этот пост министров экономического развития. Раз уж мало что успеем построить, так хоть культурную программу обеспечим. Город-юбиляр получит реконструированный Любинский проспект, Омскую крепость и еще несколько социальных и инфраструктурных объектов помельче. Три мегапроекта – гидроузел, метрополитен и аэропорт Федоровка – будут и в четвертом столетии истории Омска находиться в качестве долгостроев.

После 300-летия: предложит ли команда Назарова омичам образ будущего?

С окончанием празднования 300-летия Омска наступит очень важный психологический рубеж для жителей региона. Фактически последние лет десять план подготовки к юбилею был целевым ориентиром для региональной и городской власти, да и общества. А через год наступят пустота и неопределенность? По сути, региональной власти надо будет вновь сформулировать цели развития Омска и области на среднесрочный период. Сможет ли она определить новый образ будущего?

Разрекламированная в свое время «Стратегия развития Омской области» и раньше не была таким вдохновляющим документом, а после событий, связанных с санкциями, падением рубля и курсом на импортозамещение и вовсе утратила актуальность. Хватит ли у областной власти настойчивости, чтобы не бросать три мегапроекта – гидроузел, метро и аэропорт? Конечно, в пределах финансовых возможностей, не распыляя средства, а сконцентрировавшись на одном объекте, находящемся в максимальной степени готовности. Сможет ли регион, обладающий мощной оборонкой, извлечь для себя максимум выгоды от милитаризации экономики и импортозамещения в военной сфере? Сможет ли Омск, используя свое географическое положение, грамотно вписаться в проекты в рамках ЕврАзЭС или, допустим, в проекты по освоению Арктики? И наконец, сможет ли Омск дать стране что-то хорошее в нематериальном смысле, кроме лузерского мема «Не пытайтесь покинуть Омск»?

В начале второго губернаторского срока Виктора Назарова эти вопросы остаются открытыми.

Михаил Осколков

2410