Поиск

Есть поезд золотой?

Поколение, выросшее на приключениях Индианы Джонса, ликует: то, что с конца августа происходит в Польском воеводстве Ниж­няя Силезия, запросто мо­жет стать основой сценария нового фильма - сокровища, раскопки, нацисты, тайна...

История началась интригу­юще: в середине августа в одну из юридических фирм города Валбжих поступило обращение от двух мужчин, гражданина Польши и гражданина Герма­нии. Из него следовало, что, эти двое в заброшенном тоннеле обнаружили немецкий броне­поезд времён Второй мировой. И у них есть все основания пред­полагать, что этот состав длиной чуть ли не 150 метров доверху на­бит золотом, драгоценностями и произведениями искусства, награбленными нацистами в хо­де войны. Предполагаемый вес груза - 300 тонн. Имена мужчин не разглашаются.

Верю - не верю

Представители польских властей повели себя в высшей степени странно. Сначала про­шла информация, что шкуру неубитого медведя, то есть не найденное пока что золото, на­мереваются делить по-честно­му: «Должно быть сделано всё, чтобы вернуть эту собственность законным владельцам». Потом выяснилось, что представи­теля Министерства культуры Польши Петра Жуховского не­правильно поняли и делить не собираются вовсе: «Если поезд будет найден, он станет собс­твенностью государственной казны Польши». А глава поль­ского Центробанка Марек Бел и вовсе заявил, что считает со­общение о находке нацистского золота враньём. Тем не менее к Валбжиху стянуты внушитель­ные силы полиции, а сам район оцеплен: «Несколько гектаров леса мы обезопасили, оттеснив оттуда людей». Иными словами, сделано всё, чтобы сенсация со­стоялась.

Любой практикующий архе­олог скажет, что в каждой мест­ности, даже и самой захудалой деревушке, обязательно есть легенда о том, что где-то рядом закопаны сокровища. Неважно чьи - Рюрика, Степана Разина, Ермака, Наполеона, Мамая, мифического разбойника Кудеяра, скифских царей или комму­нистической партии. На худой конец - шамана или местного колдуна. Над такими байками принято смеяться. Хотя в реаль­ности может быть всякое. Когда- то в районе Ростова Великого я скептически выслушал историю о спрятанном в лесу золотом ба­ране. Через неделю примерно в том самом месте была обнаруже­на курганная группа.

А ведь здесь - времена не Рю­рика и даже не Ермака. Ещё живы очевидцы, которые видели, как немцы покидали эти места и как сюда входила Красная ар­мия. Собственно, на их показа­ниях и построили алгоритм по­иска. Было заявлено, что одному из нашедших, немцу, эту тайну доверил перед смертью пре­старелый знакомый, который участвовал в маскировке поезда.

В ставке фюрера

Сомневаться в существова­нии состава не приходится. Как минимум это зафиксировано документально. В отчёте о воз­душном налёте на Бреслау (так назывался Вроцлав в годы не­мецкой оккупации) от 4 февраля 1945 г. говорится, что 40 спецвагонов из Кёнигсберга благополучно пережили бомбардировку и направлены в Ауэрсвальде. Но здесь более-менее точные сведения заканчиваются. По одним данным, советские военноплен­ные разгружали дошедший до Ауэрсвальде поезд - «таскали ка­кие-то ящики. Потом их спрята­ли в саксонских лесах, а пленных расстреляли». По другим - состав до места так и не добрался, а сги­нул на перегоне Вроцлав - Валбжих. По третьим - поезд успели разгрузить ещё во Вроцлаве, а потом ящики с драгоценнос­тями погрузили на грузовики, и колонна ушла в неизвестном направлении, ориентировочно в сторону чешских Судет.

На последнем варианте на­стаивал действительный сви­детель и участник тех событий Герберт Клозе, бывший капи­тан полиции Бреслау, аресто­ванный польскими властями в 1953 г. Кроме того, он добавил, что участвовал в изъятии у насе­ления драгоценностей. Дейст­вительно, незадолго до подхо­да к Бреслау советских войск комендант города издал указ, предписывающий сдать всё зо­лото в городской банк. Логично предположить, что это золото было добавлено к грузу поезда. Тем более что после взятия Бре­слау в банке не нашли ни еди­ной крупинки золота - следы его были потеряны. Советские войска, дислоцированные в тех местах, занимались поисками и после войны. Более того - в замке Ксёнж, главной досто­примечательности окрест­ностей Валбжиха, располага­лась казарма. А ведь именно в районе Ксёнжа зафиксирова­но самое большое количество тоннелей и подземных галерей. Многие из них были опечатаны до 1990 г.

Скептики утверждают, что офицер немецкой полиции, арестованный в послевоенной Польше, спасая свою шкуру, мог наплести ещё и не то. Тем более что именно с Нижней Си­лезией связан самый крупный корпус легенд о нацистских тайнах. Якобы здесь планиро­валась постройка гигантских подземных заводов, хранилищ и даже новой ставки Гитлера.

Но, кстати, последнее - чистая правда. Во всяком случае, адъютант Гитлера Николаус фон Белов раздражённо писал об этом: «Планом, который мы критиковали, являлась по­стройка новой, более обшир­ной ставки фюрера в Силезии, район Вальденбурга. Там велись дорогостоящие работы силами узников концлагерей». Вальденбург нынче носит название Валбжих, где, собственно, и может находиться поезд. Так что вни­мательнее следите за сводками...

Аргументы и Факты

Есть поезд золотой?

Поколение, выросшее на приключениях Индианы Джонса, ликует: то, что с конца августа происходит в Польском воеводстве Ниж­няя Силезия, запросто мо­жет стать основой сценария нового фильма - сокровища, раскопки, нацисты, тайна...

История началась интригу­юще: в середине августа в одну из юридических фирм города Валбжих поступило обращение от двух мужчин, гражданина Польши и гражданина Герма­нии. Из него следовало, что, эти двое в заброшенном тоннеле обнаружили немецкий броне­поезд времён Второй мировой. И у них есть все основания пред­полагать, что этот состав длиной чуть ли не 150 метров доверху на­бит золотом, драгоценностями и произведениями искусства, награбленными нацистами в хо­де войны. Предполагаемый вес груза - 300 тонн. Имена мужчин не разглашаются.

Верю - не верю

Представители польских властей повели себя в высшей степени странно. Сначала про­шла информация, что шкуру неубитого медведя, то есть не найденное пока что золото, на­мереваются делить по-честно­му: «Должно быть сделано всё, чтобы вернуть эту собственность законным владельцам». Потом выяснилось, что представи­теля Министерства культуры Польши Петра Жуховского не­правильно поняли и делить не собираются вовсе: «Если поезд будет найден, он станет собс­твенностью государственной казны Польши». А глава поль­ского Центробанка Марек Бел и вовсе заявил, что считает со­общение о находке нацистского золота враньём. Тем не менее к Валбжиху стянуты внушитель­ные силы полиции, а сам район оцеплен: «Несколько гектаров леса мы обезопасили, оттеснив оттуда людей». Иными словами, сделано всё, чтобы сенсация со­стоялась.

Любой практикующий архе­олог скажет, что в каждой мест­ности, даже и самой захудалой деревушке, обязательно есть легенда о том, что где-то рядом закопаны сокровища. Неважно чьи - Рюрика, Степана Разина, Ермака, Наполеона, Мамая, мифического разбойника Кудеяра, скифских царей или комму­нистической партии. На худой конец - шамана или местного колдуна. Над такими байками принято смеяться. Хотя в реаль­ности может быть всякое. Когда- то в районе Ростова Великого я скептически выслушал историю о спрятанном в лесу золотом ба­ране. Через неделю примерно в том самом месте была обнаруже­на курганная группа.

А ведь здесь - времена не Рю­рика и даже не Ермака. Ещё живы очевидцы, которые видели, как немцы покидали эти места и как сюда входила Красная ар­мия. Собственно, на их показа­ниях и построили алгоритм по­иска. Было заявлено, что одному из нашедших, немцу, эту тайну доверил перед смертью пре­старелый знакомый, который участвовал в маскировке поезда.

В ставке фюрера

Сомневаться в существова­нии состава не приходится. Как минимум это зафиксировано документально. В отчёте о воз­душном налёте на Бреслау (так назывался Вроцлав в годы не­мецкой оккупации) от 4 февраля 1945 г. говорится, что 40 спецвагонов из Кёнигсберга благополучно пережили бомбардировку и направлены в Ауэрсвальде. Но здесь более-менее точные сведения заканчиваются. По одним данным, советские военноплен­ные разгружали дошедший до Ауэрсвальде поезд - «таскали ка­кие-то ящики. Потом их спрята­ли в саксонских лесах, а пленных расстреляли». По другим - состав до места так и не добрался, а сги­нул на перегоне Вроцлав - Валбжих. По третьим - поезд успели разгрузить ещё во Вроцлаве, а потом ящики с драгоценнос­тями погрузили на грузовики, и колонна ушла в неизвестном направлении, ориентировочно в сторону чешских Судет.

На последнем варианте на­стаивал действительный сви­детель и участник тех событий Герберт Клозе, бывший капи­тан полиции Бреслау, аресто­ванный польскими властями в 1953 г. Кроме того, он добавил, что участвовал в изъятии у насе­ления драгоценностей. Дейст­вительно, незадолго до подхо­да к Бреслау советских войск комендант города издал указ, предписывающий сдать всё зо­лото в городской банк. Логично предположить, что это золото было добавлено к грузу поезда. Тем более что после взятия Бре­слау в банке не нашли ни еди­ной крупинки золота - следы его были потеряны. Советские войска, дислоцированные в тех местах, занимались поисками и после войны. Более того - в замке Ксёнж, главной досто­примечательности окрест­ностей Валбжиха, располага­лась казарма. А ведь именно в районе Ксёнжа зафиксирова­но самое большое количество тоннелей и подземных галерей. Многие из них были опечатаны до 1990 г.

Скептики утверждают, что офицер немецкой полиции, арестованный в послевоенной Польше, спасая свою шкуру, мог наплести ещё и не то. Тем более что именно с Нижней Си­лезией связан самый крупный корпус легенд о нацистских тайнах. Якобы здесь планиро­валась постройка гигантских подземных заводов, хранилищ и даже новой ставки Гитлера.

Но, кстати, последнее - чистая правда. Во всяком случае, адъютант Гитлера Николаус фон Белов раздражённо писал об этом: «Планом, который мы критиковали, являлась по­стройка новой, более обшир­ной ставки фюрера в Силезии, район Вальденбурга. Там велись дорогостоящие работы силами узников концлагерей». Вальденбург нынче носит название Валбжих, где, собственно, и может находиться поезд. Так что вни­мательнее следите за сводками...

Аргументы и Факты