Поиск

Сегодня бизнес в сфере розничной продажи продуктов питания становится все менее выгодным. Единственным выходом остается специализация.

Сегодня бизнес в сфере розничной продажи продуктов питания становится все менее выгодным. Сетевые гипермаркеты захватили рынок, оставив мелкому предпринимателю кусочки придворовой торговли в виде магазинов шаговой доступности. Да и у тех все меньше прибыли. Единственным выходом в этих условиях остается специализация. Торговля натуральными продуктами, например.

На наш взгляд, с торговыми сетями в Омске явный перебор. На каждом углу супермаркет, а то и не один. Продукция и цены в них мало чем отличаются: этакий усредненный ассортимент с усредненным качеством товаров и обслуживания.

Кто может стать им альтернативой или хотя бы ее подобием? Мы сегодня говорим о тех, кто и не собирается соревноваться с ритейлом, хотя на ритейл при этом способен повлиять. Особенно если учесть, что попытки дать жизнь небольшим фермерским магазинам предпринимались многими. Но закрепиться на рынке они не смогли и заметным явлением не стали.

И вот еще одна проба сил. Оба предпринимателя, о которых пойдет речь, сделали ставку в основном на фермерскую продукцию, на ее качество, небольшие объемы и сегодняшнее состояние общества. Что у них получится завтра, не знает никто. А как они сегодня строят свою работу, посмотреть можно.

«Могу поручиться за каждую курицу»

Предприниматель Александр Комогорцев открыл магазин «Немецкое подворье» на 24-й Северной. Он намерен представить в нем весь спектр продукции, выпускаемой фермерами Азовского района. В этом ему способствует районная власть. Кроме продуктов от фермеров в магазин везут продукты с предприятий района, а также изготовленные в других муниципальных образованиях, но из сырья азовского происхождения.

С фермерами Александр Комогорцев строит отношения по-разному: у кого-то берет продукцию на реализацию, у кого-то по предоплате, у кого-то на условиях оплаты с отсрочкой. Задача Комогорцева – создать полноценный магазин, для чего он с базы завозит овощи, приобретает чай, кофе, конфеты, соки, чтобы его покупателя не тянуло в соседнюю торговую точку.

Второй предприниматель согласился рассказать все о своих магазинах «Крестьянский дворъ» на Левобережье (их два), но попросил не называть его. Поэтому дадим ему имя Алексей Г.

Алексей взял за основу не один район, а заключает договоры с сельхозпроизводителями всего Омского Прииртышья. С теми, кто сам никогда не сможет войти в торговые сети. Он делает ставку на качественный продукт и высочайшую культуру обслуживания. Что такое чистый качественный продукт? Это, как уверяет Алексей, продукты без применения антибиотиков, вредных добавок и химикатов, которые добавляют в пищу животных на крупных агрофирмах.

– Продукцию всех производителей я проверял и проверяю в аграрном институте. Поэтому и могу поручиться за каждую продаваемую курицу, – говорит директор магазина. – Именно поэтому под вывеской магазина «Крестьянский дворъ» есть уточнение: «Собрание натуральных продуктов».

А высочайшая культура обслуживания?

– Вот рядом у нас «Сибириада», – доказывает Алексей Г. – Зайдите, продавцы вам хоть как-нибудь помогут в выборе продукции? Вы их не найдете, если даже захотите. У нас же продавцы побывали во всех хозяйствах, откуда получаем продукты. Об этих продуктах они знают все и всегда помогут вам в выборе.

Алексей берет продукцию по той цене, по которой производитель ее отдает. «Если на него давить, – считает Алексей, – он изменит рецептуру продукта и, погнавшись за объемами, возьмется за стимуляторы и добавки».

Всю продукцию «Крестьянский дворъ» оплачивает сразу. Тем самым берет возможные убытки на себя, еще больше привлекая к себе производителей.

 

Колбасу из оленины пробовали?

Но рассмотрим ассортимент этих магазинов. Мясомолочный сегмент прилавка – здесь все от фермеров Азовского района.

– Фермер – это не фабрика, – рассказывает заведующая магазином «Немецкое подворье» Лариса Барчугова. – Та же курица, выращенная на подворье – это сто процентов ненакачанный продукт. Поэтому у нашей курицы и другой цвет, и другой вкус. Кто ее раз купил, приходит за ней снова, за утками – так же. Мы уже под заказ работаем.

Магазин торгует и цыплятами, скоро забой – индюшатина пойдет, гуси. На прилавке из мяса птицы целый набор копченых изделий, полуфабрикаты, продукция азовской хлебопекарни. И молочка вся из Азово. Яйцо. Масло сливочное, правда, сделано в Любино, но из азовского молока. Выбор есть.

Выбор есть и в «Крестьянском дворе». Здесь уже на окнах магазина дают информацию о товаре: мясо утки, колбаса из оленины, печень куриная, мясо перепела, кумыс и др.

– Это у нас не новые продукты, а традиционные, только качеством выше, чем в сетях, – поясняет Алексей Г. – Люди не знали, что колбаса из СПК «Ермак» ничуть не хуже импортной. И вообще у нас в городе многие никогда не пробовали качественную колбасу.

Здесь в магазине вся география: прессованные говяжья печень и язык свиной – от индивидуального предпринимателя из Павлоградки, рулет из языков – из Одесского района, несколько видов колбасы – из Называевска, молочные продукты – из Тюкалинска, с Таврического молзавода, из Саргатки, колбасы – из Нововаршавки, йогурты – из Шербакульского района и др.

– Задача – со всех краев собрать все лучшие продукты и предложить их горожанам, – говорит Алексей Г.

Стоит ли переплачивать?

Омск – город достаточно бедный. Трое опрошенных нами в «Ленте» пенсионерки на вопрос, какую курицу они бы купили: по 109 рублей в супермаркете или по 175 с подворья, не сговариваясь отдали предпочтение более дешевой. Качество становится приоритетом второго порядка.

А оба наших предпринимателя в «Немецком подворье» и «Крестьянском дворе» делают ставку на качество. А за качество надо доплачивать. Оба не скрывают, что их магазины для людей со средним достатком. Правда, директор «Немецкого подворья» заявляет, что для малоимущих они «держат цену в нижнем диапазоне» по четырем позициям: молоко, яйцо, хлеб и куры.

Но какой же это «нижний диапазон», если куры с подворья стоят 175 рублей за кило, а с Азовской птицефабрики – 132? В «Ленте» курицу можно купить за 109 рублей. А яйцо? Десяток яиц по 47 и 49 рублей – это какой сегодня диапазон? Впрочем, мы и не говорим, что цены – самая привлекательная сторона фермерского магазина.

Омскому фермерскому магазину обязательно надо выжить. Пока получается не очень. «Немецкое подворье» за полтора месяца накопило 150 тысяч долгов – перед «Водоканалом» и прочими коммунальными службами. Александр Комогорцев объясняет это тем, что занизил некоторые цены. Хотя, в принципе, ход, наверное, правильный, дает возможность определить нижний ценовой предел, понять, какие цены ходовые. А дальше что? Дальше, оказывается, если долги будут расти, он поднимет цену на пиво. Вот такая жертва. Что из этого получится, увидим. А еще директор ждет, когда люди вернутся из отпусков, а студенты и школьники с каникул.

И на «Крестьянском дворе» летом был спад

– Не знаю: это ситуация в стране влияет или летние отпуска, – говорит Алексей Г. – Но дальше, похоже, будет рост.

Между тем оба магазина, по сути – посредники между производителем и покупателем. И в цену закладывают свою накрутку и фермеры, и магазины. А покупатель удивляется, что любая покупка здесь – дорогое удовольствие.

– А как вы хотите? – возражает Алексей Г. – Чтобы фермер сам торговал? Не будет он торговать, у него нет времени для этого. На губернских ярмарках самих производителей не больше 30 процентов.

С этим трудно спорить. Магазин, работая с большим количеством фермерских хозяйств, имеет возможность выбирать самые лучшие и полезные продукты. И в какой-то мере сдерживать цены. Но даже эти незначительные усилия все больше сходят на нет. Ибо сегодня продовольственная инфляция значительно выше общей, доходы населения обесцениваются, в результате многие продукты для бедных слоев населения становятся неподъемными. Они, эти слои, будут просто обходить данные магазины стороной.

Нет ничего удивительного, что продукты от фермера до тех же пенсионеров не доходят и не дойдут. И «Немецкое подворье», и «Крестьянский дворъ» в силу своей специфики просто не могут снизить цены для этой части населения. А могут только занять сегмент среднего слоя – это в лучшем случае. Поскольку себестоимость фермерских товаров по сравнению с агрохолдингами в разы выше. Настоящие фермерские продукты стоят того, чтобы за них переплачивать. И если у наших предпринимателей получится уцелеть в кризисе, то по качеству, а иной раз и по ассортименту фермерские магазины смогут составить конкуренцию сетям.

И в самом деле, если вместо «резинового» творога, порошкового молока и «химических» соков вам предлагают свежий и чистый набор продуктов, вы долго раздумывать не станете. Но если величина среднего слоя в обществе будет сокращаться и дальше, оба магазина столкнутся не только с сезонными трудностями в реализации продуктов.

При этом вполне можно допустить, что фермерские магазины с их экологичной, а порой уникальной продукцией, не снившейся супермаркетам, в некотором роде заместили сегмент выпавших импортных продуктов, хотя доля импорта на наших прилавках была объемнее и дешевле. С некоторой натяжкой это можно назвать импортозамещением.

Но беда в том, что доходы омичей все больше не дотягивают до фермерских цен. Если со временем покупатель станет, что называется, на вес золота, фермерские магазины ждет неминуемое банкротство.

Получается, что попытка инициативных людей доставить из села в город качественные продукты опять провалится? Конечно, пока об этом речи не идет. Но уже зимние месяцы и общая ситуация в стране покажут, что есть будем. И на что хватит денег.

Сегодня бизнес в сфере розничной продажи продуктов питания становится все менее выгодным. Единственным выходом остается специализация.

Сегодня бизнес в сфере розничной продажи продуктов питания становится все менее выгодным. Сетевые гипермаркеты захватили рынок, оставив мелкому предпринимателю кусочки придворовой торговли в виде магазинов шаговой доступности. Да и у тех все меньше прибыли. Единственным выходом в этих условиях остается специализация. Торговля натуральными продуктами, например.

На наш взгляд, с торговыми сетями в Омске явный перебор. На каждом углу супермаркет, а то и не один. Продукция и цены в них мало чем отличаются: этакий усредненный ассортимент с усредненным качеством товаров и обслуживания.

Кто может стать им альтернативой или хотя бы ее подобием? Мы сегодня говорим о тех, кто и не собирается соревноваться с ритейлом, хотя на ритейл при этом способен повлиять. Особенно если учесть, что попытки дать жизнь небольшим фермерским магазинам предпринимались многими. Но закрепиться на рынке они не смогли и заметным явлением не стали.

И вот еще одна проба сил. Оба предпринимателя, о которых пойдет речь, сделали ставку в основном на фермерскую продукцию, на ее качество, небольшие объемы и сегодняшнее состояние общества. Что у них получится завтра, не знает никто. А как они сегодня строят свою работу, посмотреть можно.

«Могу поручиться за каждую курицу»

Предприниматель Александр Комогорцев открыл магазин «Немецкое подворье» на 24-й Северной. Он намерен представить в нем весь спектр продукции, выпускаемой фермерами Азовского района. В этом ему способствует районная власть. Кроме продуктов от фермеров в магазин везут продукты с предприятий района, а также изготовленные в других муниципальных образованиях, но из сырья азовского происхождения.

С фермерами Александр Комогорцев строит отношения по-разному: у кого-то берет продукцию на реализацию, у кого-то по предоплате, у кого-то на условиях оплаты с отсрочкой. Задача Комогорцева – создать полноценный магазин, для чего он с базы завозит овощи, приобретает чай, кофе, конфеты, соки, чтобы его покупателя не тянуло в соседнюю торговую точку.

Второй предприниматель согласился рассказать все о своих магазинах «Крестьянский дворъ» на Левобережье (их два), но попросил не называть его. Поэтому дадим ему имя Алексей Г.

Алексей взял за основу не один район, а заключает договоры с сельхозпроизводителями всего Омского Прииртышья. С теми, кто сам никогда не сможет войти в торговые сети. Он делает ставку на качественный продукт и высочайшую культуру обслуживания. Что такое чистый качественный продукт? Это, как уверяет Алексей, продукты без применения антибиотиков, вредных добавок и химикатов, которые добавляют в пищу животных на крупных агрофирмах.

– Продукцию всех производителей я проверял и проверяю в аграрном институте. Поэтому и могу поручиться за каждую продаваемую курицу, – говорит директор магазина. – Именно поэтому под вывеской магазина «Крестьянский дворъ» есть уточнение: «Собрание натуральных продуктов».

А высочайшая культура обслуживания?

– Вот рядом у нас «Сибириада», – доказывает Алексей Г. – Зайдите, продавцы вам хоть как-нибудь помогут в выборе продукции? Вы их не найдете, если даже захотите. У нас же продавцы побывали во всех хозяйствах, откуда получаем продукты. Об этих продуктах они знают все и всегда помогут вам в выборе.

Алексей берет продукцию по той цене, по которой производитель ее отдает. «Если на него давить, – считает Алексей, – он изменит рецептуру продукта и, погнавшись за объемами, возьмется за стимуляторы и добавки».

Всю продукцию «Крестьянский дворъ» оплачивает сразу. Тем самым берет возможные убытки на себя, еще больше привлекая к себе производителей.

 

Колбасу из оленины пробовали?

Но рассмотрим ассортимент этих магазинов. Мясомолочный сегмент прилавка – здесь все от фермеров Азовского района.

– Фермер – это не фабрика, – рассказывает заведующая магазином «Немецкое подворье» Лариса Барчугова. – Та же курица, выращенная на подворье – это сто процентов ненакачанный продукт. Поэтому у нашей курицы и другой цвет, и другой вкус. Кто ее раз купил, приходит за ней снова, за утками – так же. Мы уже под заказ работаем.

Магазин торгует и цыплятами, скоро забой – индюшатина пойдет, гуси. На прилавке из мяса птицы целый набор копченых изделий, полуфабрикаты, продукция азовской хлебопекарни. И молочка вся из Азово. Яйцо. Масло сливочное, правда, сделано в Любино, но из азовского молока. Выбор есть.

Выбор есть и в «Крестьянском дворе». Здесь уже на окнах магазина дают информацию о товаре: мясо утки, колбаса из оленины, печень куриная, мясо перепела, кумыс и др.

– Это у нас не новые продукты, а традиционные, только качеством выше, чем в сетях, – поясняет Алексей Г. – Люди не знали, что колбаса из СПК «Ермак» ничуть не хуже импортной. И вообще у нас в городе многие никогда не пробовали качественную колбасу.

Здесь в магазине вся география: прессованные говяжья печень и язык свиной – от индивидуального предпринимателя из Павлоградки, рулет из языков – из Одесского района, несколько видов колбасы – из Называевска, молочные продукты – из Тюкалинска, с Таврического молзавода, из Саргатки, колбасы – из Нововаршавки, йогурты – из Шербакульского района и др.

– Задача – со всех краев собрать все лучшие продукты и предложить их горожанам, – говорит Алексей Г.

Стоит ли переплачивать?

Омск – город достаточно бедный. Трое опрошенных нами в «Ленте» пенсионерки на вопрос, какую курицу они бы купили: по 109 рублей в супермаркете или по 175 с подворья, не сговариваясь отдали предпочтение более дешевой. Качество становится приоритетом второго порядка.

А оба наших предпринимателя в «Немецком подворье» и «Крестьянском дворе» делают ставку на качество. А за качество надо доплачивать. Оба не скрывают, что их магазины для людей со средним достатком. Правда, директор «Немецкого подворья» заявляет, что для малоимущих они «держат цену в нижнем диапазоне» по четырем позициям: молоко, яйцо, хлеб и куры.

Но какой же это «нижний диапазон», если куры с подворья стоят 175 рублей за кило, а с Азовской птицефабрики – 132? В «Ленте» курицу можно купить за 109 рублей. А яйцо? Десяток яиц по 47 и 49 рублей – это какой сегодня диапазон? Впрочем, мы и не говорим, что цены – самая привлекательная сторона фермерского магазина.

Омскому фермерскому магазину обязательно надо выжить. Пока получается не очень. «Немецкое подворье» за полтора месяца накопило 150 тысяч долгов – перед «Водоканалом» и прочими коммунальными службами. Александр Комогорцев объясняет это тем, что занизил некоторые цены. Хотя, в принципе, ход, наверное, правильный, дает возможность определить нижний ценовой предел, понять, какие цены ходовые. А дальше что? Дальше, оказывается, если долги будут расти, он поднимет цену на пиво. Вот такая жертва. Что из этого получится, увидим. А еще директор ждет, когда люди вернутся из отпусков, а студенты и школьники с каникул.

И на «Крестьянском дворе» летом был спад

– Не знаю: это ситуация в стране влияет или летние отпуска, – говорит Алексей Г. – Но дальше, похоже, будет рост.

Между тем оба магазина, по сути – посредники между производителем и покупателем. И в цену закладывают свою накрутку и фермеры, и магазины. А покупатель удивляется, что любая покупка здесь – дорогое удовольствие.

– А как вы хотите? – возражает Алексей Г. – Чтобы фермер сам торговал? Не будет он торговать, у него нет времени для этого. На губернских ярмарках самих производителей не больше 30 процентов.

С этим трудно спорить. Магазин, работая с большим количеством фермерских хозяйств, имеет возможность выбирать самые лучшие и полезные продукты. И в какой-то мере сдерживать цены. Но даже эти незначительные усилия все больше сходят на нет. Ибо сегодня продовольственная инфляция значительно выше общей, доходы населения обесцениваются, в результате многие продукты для бедных слоев населения становятся неподъемными. Они, эти слои, будут просто обходить данные магазины стороной.

Нет ничего удивительного, что продукты от фермера до тех же пенсионеров не доходят и не дойдут. И «Немецкое подворье», и «Крестьянский дворъ» в силу своей специфики просто не могут снизить цены для этой части населения. А могут только занять сегмент среднего слоя – это в лучшем случае. Поскольку себестоимость фермерских товаров по сравнению с агрохолдингами в разы выше. Настоящие фермерские продукты стоят того, чтобы за них переплачивать. И если у наших предпринимателей получится уцелеть в кризисе, то по качеству, а иной раз и по ассортименту фермерские магазины смогут составить конкуренцию сетям.

И в самом деле, если вместо «резинового» творога, порошкового молока и «химических» соков вам предлагают свежий и чистый набор продуктов, вы долго раздумывать не станете. Но если величина среднего слоя в обществе будет сокращаться и дальше, оба магазина столкнутся не только с сезонными трудностями в реализации продуктов.

При этом вполне можно допустить, что фермерские магазины с их экологичной, а порой уникальной продукцией, не снившейся супермаркетам, в некотором роде заместили сегмент выпавших импортных продуктов, хотя доля импорта на наших прилавках была объемнее и дешевле. С некоторой натяжкой это можно назвать импортозамещением.

Но беда в том, что доходы омичей все больше не дотягивают до фермерских цен. Если со временем покупатель станет, что называется, на вес золота, фермерские магазины ждет неминуемое банкротство.

Получается, что попытка инициативных людей доставить из села в город качественные продукты опять провалится? Конечно, пока об этом речи не идет. Но уже зимние месяцы и общая ситуация в стране покажут, что есть будем. И на что хватит денег.