Поиск

Проект реанимации стройки в Федоровке, разработанный за 45 млн рублей Федеральным центром проектного финансирования Внешэкономбанка, вызывает множество вопросов.

РИА «Омск-Информ» уже сообщало о недостатках финансово-юридической проработки идеи передачи в концессию Омского аэропорта с условием строительства в Федоровке новых воздушных ворот города. Но если взглянуть на заложенные в проекте технические характеристики, то даже неспециалисту ясно, что по многим параметрам новый аэропорт будет хуже действующего.

Взлетка дальше, самолетов меньше

В Федоровке предполагается всего 12 мест для стоянок самолетов, правда, в 2033 году их число планируется увеличить до 16. Для сравнения: аэропорт Екатеринбурга одновременно может разместить 60 самолетов, Самары – 50. Более того, наш Омск-Центральный имеет 24 места для стоянок воздушных судов – вдвое больше, чем их будет в новом аэропорту. Из проекта не ясно, что послужило поводом для сокращения стоянок – соображения сэкономить на строительстве или неверие в то, что в Омске будет приземляться то же количество лайнеров, что и сегодня. Если последнее, то, может, и не стоит огород городить, сотрясая воздух «амбициозными» проектами, по сути, снижающими потенциал воздушной гавани Омска?

Примерно то же самое можно сказать и о взлетно-посадочной полосе. Нынешняя имеет длину 2500 метров, в Федоровке запланирована ВПП длиной 2900 метров, что все равно не позволит принимать тяжелые пассажирские лайнеры типа Boeing 777 или Airbus А380. Сегодня уже 36 аэропортов России имеют взлетно-посадочные полосы длиной 3000 метров и более, Омск не собирается получить такую и через 20 лет. И это при том, что одной из целей проекта декларируется «создание аэропорта, отвечающего современным требованиям».

В целом из проекта «дочки» ВЭБа вытекает, что омичи от нового аэропорта, кроме большего и более удобного аэровокзала, практически ничего не выигрывают. Зато получают массу неудобств. И в первую очередь – худшую транспортную доступность. Аэропорт выносится за черту Омска на 30 километров, а железная дорога к нему даже не планируется. Легко представить тарифы таксистов, привокзальной гостиницы, парковок и прочих сервисных структур, которые не преминут воспользоваться удаленностью от города.

Считали-считали, да просчитались

Ничего хорошего не сулит Федоровка и бюджету области, то есть опять-таки омичам. За счет регионального бюджета к новому аэропорту должны будут протянуть все инженерные коммуникации – высоковольтную линию, водопровод и газопровод, построить котельную. И кроме того, ежегодно платить концессионеру по 650 млн рублей вплоть до 2030 года, частично покрывая его затраты и убытки от эксплуатации.

Но и это в идеале, так как расчеты делались два года назад и совершенно не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Простой пример. Процентная ставка по кредитам рассчитывалась авторами проекта как ключевая ставка ЦБ + 5%. Но ключевая ставка Центробанка тогда равнялась 5,5%, а сегодня составляет 11%, и не факт, что не возрастет в связи с нестабильной экономической ситуацией. Да и 5% к ней выглядят фантастикой, так как сейчас банки выдают инвестиционные кредиты по ставкам от 17,5 до 25%.

Аналогично следует оценить и расчеты затрат на закупки оборудования. В 2013 году доллар стоил в среднем 31 рубль, сейчас подбирается к 70. Строители нового аэропорта в Ростове-на-Дону к 40 млрд рублей запросили еще три миллиарда – именно на столько увеличилась стоимость оборудования для терминала. А каков будет курс «американца» в 2020 году, когда первый этап строительства Федоровки, может быть, завершится, не скажет даже Эльвира Набиуллина.

Иллюзорным видится и такое «преимущество» проекта, как высвобождение 10 тыс. гектаров земли на омском Левобережье под жилищное строительство. Строительная отрасль в Омске находится в глубокой стагнации по причине высокой инфляции и отсутствия у населения денег на жилье. Но главное – земли эти федеральные, и обещать их кому-либо в обмен на инвестиции значит лукавить. Предыдущий губернатор потратил 10 лет на то, чтобы перевести Омский аэропорт из федеральной собственности в областную, вопрос о передаче городу земель Минобороны не решается несколько десятилетий. С какого перепугу федералы отдадут тысячи гектаров аэропорта?

Федоровке есть альтернатива

Если вдуматься, едва ли не единственным серьезным и непоправимым недостатком действующего аэропорта является то, что самолеты взлетают и приземляются над жилыми кварталами города. Но этого легко избежать, если заняться развитием другого омского аэродрома – Северного. Там есть и трехкилометровая взлетно-посадочная полоса, и возможности для любого строительства, и коммуникации. И находится он непосредственно за городом – на границе с Чкаловским жилмассивом. Зачем опираться на заявления некоторых чиновников областного правительства о том, что Федоровку надо строить любой ценой? Может быть, лучше построить аэропорт так, как удобно и выгодно омичам, а не чиновникам и ВЭБу?

Аркадий Горелов

2165

Проект реанимации стройки в Федоровке, разработанный за 45 млн рублей Федеральным центром проектного финансирования Внешэкономбанка, вызывает множество вопросов.

РИА «Омск-Информ» уже сообщало о недостатках финансово-юридической проработки идеи передачи в концессию Омского аэропорта с условием строительства в Федоровке новых воздушных ворот города. Но если взглянуть на заложенные в проекте технические характеристики, то даже неспециалисту ясно, что по многим параметрам новый аэропорт будет хуже действующего.

Взлетка дальше, самолетов меньше

В Федоровке предполагается всего 12 мест для стоянок самолетов, правда, в 2033 году их число планируется увеличить до 16. Для сравнения: аэропорт Екатеринбурга одновременно может разместить 60 самолетов, Самары – 50. Более того, наш Омск-Центральный имеет 24 места для стоянок воздушных судов – вдвое больше, чем их будет в новом аэропорту. Из проекта не ясно, что послужило поводом для сокращения стоянок – соображения сэкономить на строительстве или неверие в то, что в Омске будет приземляться то же количество лайнеров, что и сегодня. Если последнее, то, может, и не стоит огород городить, сотрясая воздух «амбициозными» проектами, по сути, снижающими потенциал воздушной гавани Омска?

Примерно то же самое можно сказать и о взлетно-посадочной полосе. Нынешняя имеет длину 2500 метров, в Федоровке запланирована ВПП длиной 2900 метров, что все равно не позволит принимать тяжелые пассажирские лайнеры типа Boeing 777 или Airbus А380. Сегодня уже 36 аэропортов России имеют взлетно-посадочные полосы длиной 3000 метров и более, Омск не собирается получить такую и через 20 лет. И это при том, что одной из целей проекта декларируется «создание аэропорта, отвечающего современным требованиям».

В целом из проекта «дочки» ВЭБа вытекает, что омичи от нового аэропорта, кроме большего и более удобного аэровокзала, практически ничего не выигрывают. Зато получают массу неудобств. И в первую очередь – худшую транспортную доступность. Аэропорт выносится за черту Омска на 30 километров, а железная дорога к нему даже не планируется. Легко представить тарифы таксистов, привокзальной гостиницы, парковок и прочих сервисных структур, которые не преминут воспользоваться удаленностью от города.

Считали-считали, да просчитались

Ничего хорошего не сулит Федоровка и бюджету области, то есть опять-таки омичам. За счет регионального бюджета к новому аэропорту должны будут протянуть все инженерные коммуникации – высоковольтную линию, водопровод и газопровод, построить котельную. И кроме того, ежегодно платить концессионеру по 650 млн рублей вплоть до 2030 года, частично покрывая его затраты и убытки от эксплуатации.

Но и это в идеале, так как расчеты делались два года назад и совершенно не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Простой пример. Процентная ставка по кредитам рассчитывалась авторами проекта как ключевая ставка ЦБ + 5%. Но ключевая ставка Центробанка тогда равнялась 5,5%, а сегодня составляет 11%, и не факт, что не возрастет в связи с нестабильной экономической ситуацией. Да и 5% к ней выглядят фантастикой, так как сейчас банки выдают инвестиционные кредиты по ставкам от 17,5 до 25%.

Аналогично следует оценить и расчеты затрат на закупки оборудования. В 2013 году доллар стоил в среднем 31 рубль, сейчас подбирается к 70. Строители нового аэропорта в Ростове-на-Дону к 40 млрд рублей запросили еще три миллиарда – именно на столько увеличилась стоимость оборудования для терминала. А каков будет курс «американца» в 2020 году, когда первый этап строительства Федоровки, может быть, завершится, не скажет даже Эльвира Набиуллина.

Иллюзорным видится и такое «преимущество» проекта, как высвобождение 10 тыс. гектаров земли на омском Левобережье под жилищное строительство. Строительная отрасль в Омске находится в глубокой стагнации по причине высокой инфляции и отсутствия у населения денег на жилье. Но главное – земли эти федеральные, и обещать их кому-либо в обмен на инвестиции значит лукавить. Предыдущий губернатор потратил 10 лет на то, чтобы перевести Омский аэропорт из федеральной собственности в областную, вопрос о передаче городу земель Минобороны не решается несколько десятилетий. С какого перепугу федералы отдадут тысячи гектаров аэропорта?

Федоровке есть альтернатива

Если вдуматься, едва ли не единственным серьезным и непоправимым недостатком действующего аэропорта является то, что самолеты взлетают и приземляются над жилыми кварталами города. Но этого легко избежать, если заняться развитием другого омского аэродрома – Северного. Там есть и трехкилометровая взлетно-посадочная полоса, и возможности для любого строительства, и коммуникации. И находится он непосредственно за городом – на границе с Чкаловским жилмассивом. Зачем опираться на заявления некоторых чиновников областного правительства о том, что Федоровку надо строить любой ценой? Может быть, лучше построить аэропорт так, как удобно и выгодно омичам, а не чиновникам и ВЭБу?

Аркадий Горелов

2165