Поиск

Систему образования постоянно совершенствуют, но похоже, она уже не успевает за реформаторами-теоретиками из министерств и ведомств.

Учебный год на низком старте. Педсоветы, комиссии по приемке школ, рапорты о готовности обучить всех по высшему уровню, нервные директора школ, настороженные родители – на страну надвигается 1 сентября. Систему образования постоянно изменяют, совершенствуют, но похоже, она уже не успевает за реформаторами-теоретиками из министерств и профильных ведомств. На школу валом валят всевозможные законы, приказы, постановления, рекомендации. Даже удивительно, что при таком пристальном внимании в школах еще умудряются учить детей.

Чего ждать школе в новом учебном году?

Прежде всего идеологически выверенных, разрешенных и рекомендованных сверху разговоров с учениками. 1 сентября во всех школах страны пройдут уроки Мира, тему которых определили так: «Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!». Прямо слышу патетику будущих речей, где красной нитью пройдет мысль о мирозащитниках российских и мироразрушителях из других стран. В воздухе вновь запахло политинформациями времен брежневского застоя.

Да что там урок Мира, Минобрнауки России «в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам России рекомендует в 2015-2016 учебном году провести тематические уроки, посвященные памятным датам». Интересные даты выбрали в самом министерстве: 70-летие Победы в войне с милитаристской Японией и 1000-летие великого князя Владимира-крестителя Руси. Среди персонажей, достойных отдельного урока, фигурируют Петр Чайковский, Николай Карамзин и Владимир Даль, поскольку в этом году отмечаются их юбилеи. Отдельные всероссийские уроки пройдут и по следующим темам: 1 сентября – ГТО, в октябре разговор пойдет о безопасности в Сети. Кроме того, предписано в День гражданской обороны (4 октября) подготовить детей «к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций».

Бедные учителя, все ли они успели усвоить принципы «воспитания российской гражданской идентичности»? Все ли смогут внятно объяснить очередные загогулины отечественной истории и ответить на вопросы учеников, не отступая от «цели духовно-нравственного развития»?

Телевизор им в помощь и единый учебник истории, который должен появиться к 1 сентября. Правда, боюсь, «в помощь» скоро придут какие-либо аттестации лояльности, уж больно быстро идеологизируется наше общество. И слишком велико желание властных структур установить контроль над развитием мозгов электората. О чем говорят, как воспринимают действия госорганов, что читают и смотрят, какую музыку слушают и по какому поводу собираются больше трех человек – все должно быть взято под строгий контроль. «Которые тут временные, слазь, кончилось ваше время». Это я про либералов с их общечеловеческими ценностями.

В ряду идеологических инициатив стоит и предложение госдумовской фракции КПРФ ввести в средних учебных заведениях России должности школьных приставов, независимых от руководства школы. Коммунисты хотят ввести и штрафы родителям за прогулы детей. ЛДПР предлагает поставить камеры слежения во всех школьных классах, а представители «Справедливой России» ратуют за отправление хулиганов-школьников в спецколонии. Вадим Соловьев, глава юридической службы КПРФ, уверен, что школьные приставы «с полномочиями по пресечению правонарушений и проведению дознания» помогут решить проблему безопасности в школах. Этих самых приставов советуют набирать из числа лицензированных охранников, а в обязанности им вменить наблюдение за поведением не только школьников, но учителей, завучей и директоров школ. Авторы инициативы уверены, что приставы должны подчиняться напрямую Министерству образования, дабы информировать власти, что происходит в той или иной школе.

Без комментариев, как говорится.

А вот к хозяйственным нововведениям в российских школах комментарии так и просятся. Во-первых, Роспотребнадзор требует обязательного наличия парковки возле школы, где «преимущество отдается машинам, которые привозят больных детишек». Благостная картина рисуется в воображении: мажорские джипы расступаются, уступая место машинам, на которых приехали в школу ребятишки с особенностями развития. А потом школьники, допустим, на инвалидных колясках легко подъезжают к месту учебы в любой школе России. Второе требование надзорного ведомства – все раздевалки при школьных спортзалах должны не только обладать достаточным количеством квадратных метров, но и находиться рядом с душем. Даже если срочно переоборудуют туалеты в души, страшно представить, какие очереди устроят там школяры и насколько возрастет количество опозданий после физкультуры на другие уроки.

Санитарные врачи выставляют и еще одно требование: выделить для изоляции заболевшего ученика отдельное помещение, где он будет находиться до приезда врача или родителей. Тут у меня вопрос глупый появился: как давно из школ убрали кабинеты медсестер? Были же такие, причем с процедурным кабинетом и пресловутым «боксом для изоляции». Видимо, они были реформированы в ходе предыдущих реформ, чтобы быть восстановленными в ходе будущих…

А что уж говорить о постоянных разговорах об объеме нагрузки на школьников? СанПиН уточнил даже время непрерывной работы с интерактивной доской – для учеников начальной школы оно не должно превышать 5 минут. Хотела выяснить число российских школ, оборудованных интерактивными досками, но не удалось. Интуиция и жизненный опыт подсказывают, что это число гораздо меньше общего количества школ в стране, не говоря уже о соотношении с количеством классных комнат.

Министерство образования подготовило и проект приказа об ограничении объема домашних заданий. Как чиновникам удалось вычислить «объем домашних заданий», который для школьников 2-3-х классов не должен превышать 1,5 часа в день? В 4-5-х классах дается 2 часа, в 6-8-х классах – по 2,5 часа, а для учеников 9-11-х классов отводится время в 3,5 часа. Первоклашкам же домашние задания и вовсе предлагается не задавать и оценки не ставить. Считали «среднюю температуру по больнице»? У каждого человека свой темп работы. И как всех подвести под единый тариф?

Ну, и наконец, вступающий в силу с 1 сентября 2015 года новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит обязательную школьную форму, возрождение которой «обуславливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися». Но это не новшество для Омской области, где форма для школяров стала законом еще в 2013 году. Вот только стерла ли она «имущественные, социальные и религиозные отличия»?

С новым учебным годом, страна! Талантливых тебе учеников, учителей и чиновников-реформаторов.

Лариса Ревина

Систему образования постоянно совершенствуют, но похоже, она уже не успевает за реформаторами-теоретиками из министерств и ведомств.

Учебный год на низком старте. Педсоветы, комиссии по приемке школ, рапорты о готовности обучить всех по высшему уровню, нервные директора школ, настороженные родители – на страну надвигается 1 сентября. Систему образования постоянно изменяют, совершенствуют, но похоже, она уже не успевает за реформаторами-теоретиками из министерств и профильных ведомств. На школу валом валят всевозможные законы, приказы, постановления, рекомендации. Даже удивительно, что при таком пристальном внимании в школах еще умудряются учить детей.

Чего ждать школе в новом учебном году?

Прежде всего идеологически выверенных, разрешенных и рекомендованных сверху разговоров с учениками. 1 сентября во всех школах страны пройдут уроки Мира, тему которых определили так: «Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!». Прямо слышу патетику будущих речей, где красной нитью пройдет мысль о мирозащитниках российских и мироразрушителях из других стран. В воздухе вновь запахло политинформациями времен брежневского застоя.

Да что там урок Мира, Минобрнауки России «в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам России рекомендует в 2015-2016 учебном году провести тематические уроки, посвященные памятным датам». Интересные даты выбрали в самом министерстве: 70-летие Победы в войне с милитаристской Японией и 1000-летие великого князя Владимира-крестителя Руси. Среди персонажей, достойных отдельного урока, фигурируют Петр Чайковский, Николай Карамзин и Владимир Даль, поскольку в этом году отмечаются их юбилеи. Отдельные всероссийские уроки пройдут и по следующим темам: 1 сентября – ГТО, в октябре разговор пойдет о безопасности в Сети. Кроме того, предписано в День гражданской обороны (4 октября) подготовить детей «к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций».

Бедные учителя, все ли они успели усвоить принципы «воспитания российской гражданской идентичности»? Все ли смогут внятно объяснить очередные загогулины отечественной истории и ответить на вопросы учеников, не отступая от «цели духовно-нравственного развития»?

Телевизор им в помощь и единый учебник истории, который должен появиться к 1 сентября. Правда, боюсь, «в помощь» скоро придут какие-либо аттестации лояльности, уж больно быстро идеологизируется наше общество. И слишком велико желание властных структур установить контроль над развитием мозгов электората. О чем говорят, как воспринимают действия госорганов, что читают и смотрят, какую музыку слушают и по какому поводу собираются больше трех человек – все должно быть взято под строгий контроль. «Которые тут временные, слазь, кончилось ваше время». Это я про либералов с их общечеловеческими ценностями.

В ряду идеологических инициатив стоит и предложение госдумовской фракции КПРФ ввести в средних учебных заведениях России должности школьных приставов, независимых от руководства школы. Коммунисты хотят ввести и штрафы родителям за прогулы детей. ЛДПР предлагает поставить камеры слежения во всех школьных классах, а представители «Справедливой России» ратуют за отправление хулиганов-школьников в спецколонии. Вадим Соловьев, глава юридической службы КПРФ, уверен, что школьные приставы «с полномочиями по пресечению правонарушений и проведению дознания» помогут решить проблему безопасности в школах. Этих самых приставов советуют набирать из числа лицензированных охранников, а в обязанности им вменить наблюдение за поведением не только школьников, но учителей, завучей и директоров школ. Авторы инициативы уверены, что приставы должны подчиняться напрямую Министерству образования, дабы информировать власти, что происходит в той или иной школе.

Без комментариев, как говорится.

А вот к хозяйственным нововведениям в российских школах комментарии так и просятся. Во-первых, Роспотребнадзор требует обязательного наличия парковки возле школы, где «преимущество отдается машинам, которые привозят больных детишек». Благостная картина рисуется в воображении: мажорские джипы расступаются, уступая место машинам, на которых приехали в школу ребятишки с особенностями развития. А потом школьники, допустим, на инвалидных колясках легко подъезжают к месту учебы в любой школе России. Второе требование надзорного ведомства – все раздевалки при школьных спортзалах должны не только обладать достаточным количеством квадратных метров, но и находиться рядом с душем. Даже если срочно переоборудуют туалеты в души, страшно представить, какие очереди устроят там школяры и насколько возрастет количество опозданий после физкультуры на другие уроки.

Санитарные врачи выставляют и еще одно требование: выделить для изоляции заболевшего ученика отдельное помещение, где он будет находиться до приезда врача или родителей. Тут у меня вопрос глупый появился: как давно из школ убрали кабинеты медсестер? Были же такие, причем с процедурным кабинетом и пресловутым «боксом для изоляции». Видимо, они были реформированы в ходе предыдущих реформ, чтобы быть восстановленными в ходе будущих…

А что уж говорить о постоянных разговорах об объеме нагрузки на школьников? СанПиН уточнил даже время непрерывной работы с интерактивной доской – для учеников начальной школы оно не должно превышать 5 минут. Хотела выяснить число российских школ, оборудованных интерактивными досками, но не удалось. Интуиция и жизненный опыт подсказывают, что это число гораздо меньше общего количества школ в стране, не говоря уже о соотношении с количеством классных комнат.

Министерство образования подготовило и проект приказа об ограничении объема домашних заданий. Как чиновникам удалось вычислить «объем домашних заданий», который для школьников 2-3-х классов не должен превышать 1,5 часа в день? В 4-5-х классах дается 2 часа, в 6-8-х классах – по 2,5 часа, а для учеников 9-11-х классов отводится время в 3,5 часа. Первоклашкам же домашние задания и вовсе предлагается не задавать и оценки не ставить. Считали «среднюю температуру по больнице»? У каждого человека свой темп работы. И как всех подвести под единый тариф?

Ну, и наконец, вступающий в силу с 1 сентября 2015 года новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит обязательную школьную форму, возрождение которой «обуславливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися». Но это не новшество для Омской области, где форма для школяров стала законом еще в 2013 году. Вот только стерла ли она «имущественные, социальные и религиозные отличия»?

С новым учебным годом, страна! Талантливых тебе учеников, учителей и чиновников-реформаторов.

Лариса Ревина