Поиск

Даже если будет построен международный аэропорт Омск-Федоровка, за него долгие десятилетия будут расплачиваться омские бюджетники.

В конце августа власти Омской области планируют представить общественности инвестора, готового достроить международный аэропорт Омск-Федоровка в рамках концессионного соглашения. Соответствующий документ проходит антикоррупционную экспертизу, а пока РИА «Омск-Информ» выяснило, какие страсти кипят сейчас за кулисами.

Исповедь под страхом увольнения

Представитель одной из структур правительства Омской области, курирующий в числе прочего строительство аэропорта Омск-Федоровка, рассказал, что ждет омичей в случае прихода концессионера.

 Меня беспокоит мое дальнейшее трудоустройство, – начал свое повествование чиновник. – Как только я дам вам интервью, меня завтра же уволят. Уволят даже в случае, если я покажу позитивную сторону сделки. Так как проект нуждается в серьезных доработках.

Речь шла как раз о том самом проекте «концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию аэропорта Омск-Федоровка». Как известно, проект уже вызвал резкую критику со стороны наблюдателей. Но получается, даже люди, призванные его отстаивать, боятся сказать что-то лишнее.

Боязнь аферы

В 2008 году экс-директор аэропорта Омск-Центральный Сергей Круглов и в 2013-м тогдашний директор Михаил Берман говорили о том, что реанимация аэропорта Омск-Федоровка возможна лишь при финансировании строительства за счет продажи земель под действующим аэропортом. Наряду с экс-директорами многие эксперты восприняли эту идею как продвижение крупномасштабной аферы с целью заработать десятки миллиардов, лишив при этом омичей единственного действующего аэропорта.

В частности, Сергей Круглов видит эту так. Реальное строительство аэропорта в Федоровке обойдется примерно в 30 млрд рублей. Застройщик соглашается с тем, что ему предлагают: инвестировать в завершение строительства Федоровки озвученные сегодня от 5,5 до 7,2 млрд рублей, получив взамен земли под действующим аэропортом. Для завершения строительства выделенных денег не хватает, застройщик требует еще, и в соответствии с контрактом на законных основаниях становится правообладателем 655 гектаров земель в центре города со всеми коммуникациями. По некоторым оценкам, стоимость этих и прилегающих к аэропорту земель составляет свыше 90 млрд рублей.

При отсутствии дальнейшего финансирования собственник земель может и вовсе расторгнуть контракт на строительство аэропорта Омск-Федоровка и, повышая арендную плату, обанкротить и тем самым выдавить действующий аэропорт Омск-Центральный.

Оправдание проекта

Но. По словам куратора проекта, эта схема невыполнима по причине того, что отдать земли под Омском-Центральным нет никакой возможности. Из его рассказа следует, что пункты проекта, подразумевающие передачу объектов и имущества, входящего в состав объектов аэропорта Омск-Центральный, обусловлены «технологическими» соображениями.

 Чисто технологически перенести аэропорт на 30 километров очень сложно,  говорит эксперт,  поэтому концессионеру необходим контроль над Омском-Центральным. Ведь могут понадобиться и какое-то его оборудование, и согласования по навигации.

Кстати, по признанию куратора, то, что работы на Федоровке до сих пор не начались, связано с упорством областных властей на предмет максимального оттягивания времени захода концессионера в Центральный.

 Наши власти настаивали на том, что если строительство аэропорта в Федоровке запланировано на три года, то заход в Омск-Центральный следует разрешить инвестору только через два года после подписания концессионного соглашения, – говорит чиновник.   Для инвестора это было камнем преткновения. «Два года я вкладываю огромные средства, а затем, может бытьполучаю Омск-Центральный»,  говорил он. И отказывался.

По словам куратора, потенциальный инвестор объяснял необходимость передачи действующего аэропорта уже после подписания концессионного соглашения тем, что заинтересован в его прибылях.

Первая нестыковочка

Странное упорство инвесторов получить Омск-Центральный здесь и сейчас, мотивированное недоверием к правительству области, уже вызывает большие вопросы. Во-вторых, странными выглядят слова о переносе оборудования. Достаточно сказать, что в действующем аэропорту все оборудование отвечает за безопасность полетов, и если забрать оттуда какой-нибудь локатор (или даже фонарик), эта безопасность окажется под угрозой.

Ну и третье: при стоимости нового аэропорта, скажем, в 7 млрд рублей о какой компенсации расходов можно говорить, учитывая ежегодную прибыль Омска-Центрального, которая не каждый раз выходит за миллион рублей?

На самом деле есть еще одна тонкость, которую  омские чиновники не особенно любят озвучивать. Потенциальные инвесторы строительства аэропорта в Федоровке в первую очередь интересуются, в чьей собственности находятся земли под Центральным. И услышав «в федеральной», тут же дают задний ход. И, как стало известно корреспонденту РИА «Омск-Информ», именно этот вопрос обсуждался во время приезда в Омск заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова. И он одобрил передачу земель под Омском-Центральным в собственность Омской области.

Кстати, как раз после визита Окулова желающие построить Омск-Федоровку выстроились в очередь. По словам куратора проекта, их сейчас уже 19. Но, видимо, основная борьба будет между «Базэл Аэро» – оператором аэропортов на юге России, входящим в финансово-промышленную группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, ООО «Новапорт» Романа Троценко, контролирующим восемь российских аэропортов (в том числе новосибирское Толмачево) и вездесущим Сбербанком.

Что будет с Центральным (и с нами) после Федоровки

В изложении куратора интересна судьба аэропорта Центральный и земель под ним. По словам эксперта, как только первый самолет взлетит (приземлится) с ВПП Федоровки, в Омске-Центральном начнутся демонтаж и утилизация оборудования. Земли же (в общем-то, и так никуда не переданные) переходят в ведение правительства Омской области. Но сами отношения правительства Омской области с инвестором-концессионером не заканчиваются. И похоже, дружить им вечно.

– В концессионном соглашении, – говорит источник, – есть такое понятие, как минимальный гарантированный доход концессора. Допустим, сумма договора на строительство – 10 млрд рублей. А он затратил 20 – может, геология плохая, может, еще что. «Так за оговоренные 20 лет, – говорит он, – я не смогу вернуть своих затрат. И поэтому ты, товарищ концедент, будешь платить мне разницу, пока не погасишь мои вложения».

Концедент в этом случае – Омская область, и платить эти 10 миллиардов придется из бюджета области. Нетрудно подсчитать: если аэропорт Омск-Федоровка не выйдет на прибыль за десять лет, то мы ежегодно будем отдавать инвестору один миллиард рублей из и без того теряющего поступления бюджета.

В ином случае заключение концессионного соглашения вряд ли возможно. Если, конечно, залогом не выступят ... те самые земли.

Вторая нестыковочка

Как уже говорилось, реальную стоимость строительства аэропорта в Федоровке эксперты оценивают в 30 млрд рублей. Инвестор вкладывает в строительство по «оптимистичным» расчетам нашего правительства 10, и тогда доплачивать ему из бюджета придется уже не 10 млрд рублей, а 20.

Плюс к этому: даже действующий аэропорт загружен всего на 20%, а загруженный на 5% новый, учитывая увеличивающиеся затраты на обслуживание и экономическое положение, может не выйти на самоокупаемость до конца века.

Кстати, по информации куратора, в правительстве практически все, имеющие отношение к проекту «Омск-Федоровка» и доступ к  расчетам Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, дочерняя структура ВЭБ), с большим сомнением относятся к самой идее успешной реализации этого проекта.

– Люди считают, что невозможно рассчитать горизонт планирования до 2038 года, основываясь только на пассажироперевозках, – говорит он. – Не берутся в расчет грузоперевозки. А это, по моему мнению, если взять во внимание промышленную составляющую нашего региона, один из ключевых факторов.

Тем не менее и мечты о спасительных грузоперевозках выглядят достаточно розовыми. Местными грузоперевозками занимается и Омск-Центральный, а чтобы забрать у ближайшего Толмачево хоть 10% загрузки, необходима большая работа. Может быть, демпинг, который тоже требует огромных вложений. А их не предвидится.

Кстати сказать, уже в конце августа в вопросе строительства аэропорта Омск-Федоровка может быть поставлена точка. На полном серьезе, то есть официально, на это время запланирована презентация инвестора. К этому времени правительство Омской области должно учесть все риски и найти общий язык с конкурсантами.

Или не найти.

Владимир Преображенский

3287

Даже если будет построен международный аэропорт Омск-Федоровка, за него долгие десятилетия будут расплачиваться омские бюджетники.

В конце августа власти Омской области планируют представить общественности инвестора, готового достроить международный аэропорт Омск-Федоровка в рамках концессионного соглашения. Соответствующий документ проходит антикоррупционную экспертизу, а пока РИА «Омск-Информ» выяснило, какие страсти кипят сейчас за кулисами.

Исповедь под страхом увольнения

Представитель одной из структур правительства Омской области, курирующий в числе прочего строительство аэропорта Омск-Федоровка, рассказал, что ждет омичей в случае прихода концессионера.

 Меня беспокоит мое дальнейшее трудоустройство, – начал свое повествование чиновник. – Как только я дам вам интервью, меня завтра же уволят. Уволят даже в случае, если я покажу позитивную сторону сделки. Так как проект нуждается в серьезных доработках.

Речь шла как раз о том самом проекте «концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию аэропорта Омск-Федоровка». Как известно, проект уже вызвал резкую критику со стороны наблюдателей. Но получается, даже люди, призванные его отстаивать, боятся сказать что-то лишнее.

Боязнь аферы

В 2008 году экс-директор аэропорта Омск-Центральный Сергей Круглов и в 2013-м тогдашний директор Михаил Берман говорили о том, что реанимация аэропорта Омск-Федоровка возможна лишь при финансировании строительства за счет продажи земель под действующим аэропортом. Наряду с экс-директорами многие эксперты восприняли эту идею как продвижение крупномасштабной аферы с целью заработать десятки миллиардов, лишив при этом омичей единственного действующего аэропорта.

В частности, Сергей Круглов видит эту так. Реальное строительство аэропорта в Федоровке обойдется примерно в 30 млрд рублей. Застройщик соглашается с тем, что ему предлагают: инвестировать в завершение строительства Федоровки озвученные сегодня от 5,5 до 7,2 млрд рублей, получив взамен земли под действующим аэропортом. Для завершения строительства выделенных денег не хватает, застройщик требует еще, и в соответствии с контрактом на законных основаниях становится правообладателем 655 гектаров земель в центре города со всеми коммуникациями. По некоторым оценкам, стоимость этих и прилегающих к аэропорту земель составляет свыше 90 млрд рублей.

При отсутствии дальнейшего финансирования собственник земель может и вовсе расторгнуть контракт на строительство аэропорта Омск-Федоровка и, повышая арендную плату, обанкротить и тем самым выдавить действующий аэропорт Омск-Центральный.

Оправдание проекта

Но. По словам куратора проекта, эта схема невыполнима по причине того, что отдать земли под Омском-Центральным нет никакой возможности. Из его рассказа следует, что пункты проекта, подразумевающие передачу объектов и имущества, входящего в состав объектов аэропорта Омск-Центральный, обусловлены «технологическими» соображениями.

 Чисто технологически перенести аэропорт на 30 километров очень сложно,  говорит эксперт,  поэтому концессионеру необходим контроль над Омском-Центральным. Ведь могут понадобиться и какое-то его оборудование, и согласования по навигации.

Кстати, по признанию куратора, то, что работы на Федоровке до сих пор не начались, связано с упорством областных властей на предмет максимального оттягивания времени захода концессионера в Центральный.

 Наши власти настаивали на том, что если строительство аэропорта в Федоровке запланировано на три года, то заход в Омск-Центральный следует разрешить инвестору только через два года после подписания концессионного соглашения, – говорит чиновник.   Для инвестора это было камнем преткновения. «Два года я вкладываю огромные средства, а затем, может бытьполучаю Омск-Центральный»,  говорил он. И отказывался.

По словам куратора, потенциальный инвестор объяснял необходимость передачи действующего аэропорта уже после подписания концессионного соглашения тем, что заинтересован в его прибылях.

Первая нестыковочка

Странное упорство инвесторов получить Омск-Центральный здесь и сейчас, мотивированное недоверием к правительству области, уже вызывает большие вопросы. Во-вторых, странными выглядят слова о переносе оборудования. Достаточно сказать, что в действующем аэропорту все оборудование отвечает за безопасность полетов, и если забрать оттуда какой-нибудь локатор (или даже фонарик), эта безопасность окажется под угрозой.

Ну и третье: при стоимости нового аэропорта, скажем, в 7 млрд рублей о какой компенсации расходов можно говорить, учитывая ежегодную прибыль Омска-Центрального, которая не каждый раз выходит за миллион рублей?

На самом деле есть еще одна тонкость, которую  омские чиновники не особенно любят озвучивать. Потенциальные инвесторы строительства аэропорта в Федоровке в первую очередь интересуются, в чьей собственности находятся земли под Центральным. И услышав «в федеральной», тут же дают задний ход. И, как стало известно корреспонденту РИА «Омск-Информ», именно этот вопрос обсуждался во время приезда в Омск заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова. И он одобрил передачу земель под Омском-Центральным в собственность Омской области.

Кстати, как раз после визита Окулова желающие построить Омск-Федоровку выстроились в очередь. По словам куратора проекта, их сейчас уже 19. Но, видимо, основная борьба будет между «Базэл Аэро» – оператором аэропортов на юге России, входящим в финансово-промышленную группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, ООО «Новапорт» Романа Троценко, контролирующим восемь российских аэропортов (в том числе новосибирское Толмачево) и вездесущим Сбербанком.

Что будет с Центральным (и с нами) после Федоровки

В изложении куратора интересна судьба аэропорта Центральный и земель под ним. По словам эксперта, как только первый самолет взлетит (приземлится) с ВПП Федоровки, в Омске-Центральном начнутся демонтаж и утилизация оборудования. Земли же (в общем-то, и так никуда не переданные) переходят в ведение правительства Омской области. Но сами отношения правительства Омской области с инвестором-концессионером не заканчиваются. И похоже, дружить им вечно.

– В концессионном соглашении, – говорит источник, – есть такое понятие, как минимальный гарантированный доход концессора. Допустим, сумма договора на строительство – 10 млрд рублей. А он затратил 20 – может, геология плохая, может, еще что. «Так за оговоренные 20 лет, – говорит он, – я не смогу вернуть своих затрат. И поэтому ты, товарищ концедент, будешь платить мне разницу, пока не погасишь мои вложения».

Концедент в этом случае – Омская область, и платить эти 10 миллиардов придется из бюджета области. Нетрудно подсчитать: если аэропорт Омск-Федоровка не выйдет на прибыль за десять лет, то мы ежегодно будем отдавать инвестору один миллиард рублей из и без того теряющего поступления бюджета.

В ином случае заключение концессионного соглашения вряд ли возможно. Если, конечно, залогом не выступят ... те самые земли.

Вторая нестыковочка

Как уже говорилось, реальную стоимость строительства аэропорта в Федоровке эксперты оценивают в 30 млрд рублей. Инвестор вкладывает в строительство по «оптимистичным» расчетам нашего правительства 10, и тогда доплачивать ему из бюджета придется уже не 10 млрд рублей, а 20.

Плюс к этому: даже действующий аэропорт загружен всего на 20%, а загруженный на 5% новый, учитывая увеличивающиеся затраты на обслуживание и экономическое положение, может не выйти на самоокупаемость до конца века.

Кстати, по информации куратора, в правительстве практически все, имеющие отношение к проекту «Омск-Федоровка» и доступ к  расчетам Федерального центра проектного финансирования (ФЦПФ, дочерняя структура ВЭБ), с большим сомнением относятся к самой идее успешной реализации этого проекта.

– Люди считают, что невозможно рассчитать горизонт планирования до 2038 года, основываясь только на пассажироперевозках, – говорит он. – Не берутся в расчет грузоперевозки. А это, по моему мнению, если взять во внимание промышленную составляющую нашего региона, один из ключевых факторов.

Тем не менее и мечты о спасительных грузоперевозках выглядят достаточно розовыми. Местными грузоперевозками занимается и Омск-Центральный, а чтобы забрать у ближайшего Толмачево хоть 10% загрузки, необходима большая работа. Может быть, демпинг, который тоже требует огромных вложений. А их не предвидится.

Кстати сказать, уже в конце августа в вопросе строительства аэропорта Омск-Федоровка может быть поставлена точка. На полном серьезе, то есть официально, на это время запланирована презентация инвестора. К этому времени правительство Омской области должно учесть все риски и найти общий язык с конкурсантами.

Или не найти.

Владимир Преображенский

3287