Поиск

Жители этих «забытых уголков» по натуре оптимисты. Для комфортного существования им нужно немного – несколько десятков метров асфальта.

Когда едешь по железной дороге, то периодически видишь группы одноэтажных жилых бараков, стоящих в непосредственной близости от путей. Это служебное жилье рабочих-путейцев, приписанных к так называемым околоткам, то есть участкам железнодорожного пути, за которыми эти путейцы должны следить и поддерживать в исправном состоянии. Как правило, эти небольшие поселки имеют почтовые адреса типа «такой-то километр».

С началом реформ на железнодорожном транспорте немалую часть таких околотков сократили. Путейцы теперь приезжают на машинах и ремонтируют тот участок пути, который нуждается в ремонте. А жилые поселочки бывших путейцев остались. В них живут, как правило, пенсионеры из числа бывших железнодорожников. Покупают здесь квартиры и сторонние люди, благо такое жилье стоит дешево. Итак, репортаж РИА «Омск-Информ» из нескольких таких поселков, находящихся в черте города.

Avenue 2718 и 2717 – Вилларибо и Виллабаджо

Если ехать на Московку через виадуки, расположенные в конце улицы Кирова, то вряд ли можно заметить целых два «околотка», расположенных по обе стороны от виадуков. Тот, что находится на восточной стороне, носит название «2718-й километр». Люди здесь живут с юмором, один хозяин вот повесил на дом табличку: «Avenue 27/18». Сама «авеню» лишена асфальта и покрыта смесью золы и железнодорожного балласта. На ней расположено пять домов, представляющих собой типовые бараки на две квартиры с самопальными пристройками различной конфигурации. Рядом – небольшие огороды, подходящие к железнодорожным путям. У каждого дома злые цепные собаки. Над поселком стоит своеобразная звуковая атмосфера – смесь гудков и стука поездов и собачьего лая. У каждого дома – легковые автомобили не первой новизны. На завалинке сидит бывший железнодорожный рабочий, который представился Константином Евгеньевичем.

– Когда-то это было служебное жилье для путейцев, дома построили в начале 60-х годов, а сейчас мы жилье приватизировали, так что железная дорога не имеет к нам никакого отношения, – рассказывает пенсионер. – От мэрии нам хотелось бы одного – заасфальтировали бы дорогу и обустроили бы помойку. А так мы к своему жилью привыкли. Ну и что, что живем под стук колес – так это как колыбельная, легче засыпать под нее. Зато есть свое жилье на земле. Почти у всех здесь машины, на них и ездим в магазин и по другим делам.

В маленьком поселочке две квартиры выставлены на продажу. Еще одну купили недавно. Как ни странно, на квартиры есть спрос. Скорее всего, дело в цене – меньше миллиона рублей за квартиру с земельным участком. Ветхими эти дома не признаны, так что бывший поселок путейцев просуществует еще долго.

На другой стороне дороги за деревьями находится еще один такой поселок. Под названием «2717-й километр». Почему-то вспомнились деревни Вилларибо и Виллабаджо из рекламного ролика. Здесь попросторней, чем в предыдущем поселке, и домов побольше. Кроме бараков, встречаются и «сталинские» оштукатуренные дома с круглыми слуховыми окнами и лепной символикой железных дорог. В качестве строительного материала для сараев, гаражей и пристроек нередко используются железнодорожные шпалы и части вагонов. В поселочке функционирует и свой «малый бизнес» в виде автосервиса. А при въезде в поселок стоит новый стенд с расположением домов и нумерацией.

«Шестой километр» и заросшая дорога

Едем дальше. Рядом с дорогой, ведущей с Черлакской оптовки в «Порт-Артур», находится еще один такой «околоток», имеющий название «6-й километр обводного пути» (имеется в виду железная дорога, идущая с Московки к железнодорожному мосту, в обход вокзала). Когда-то здесь существовал железнодорожный переезд и автомобили шли с Черлакского тракта на улицы Комсомольские. По словам местного жителя Николая Васильевича, в начале восьмидесятых здесь хотели построить путепровод. Приезжали изыскатели, бурили землю. Но затем все заглохло. Транспорт перенаправили по улице, ранее носившей имя Сунь Ятсена, а переезд закрыли. А затем  стал ненужным и «околоток».

Из железнодорожных объектов здесь осталась будка с надписью: «Пункт обогрева». Как ясно из названия, в ней зимой греются путейцы. Рядом с поселочком построили заправку «Лукойла». В магазинчике при заправке местные жители могут что-нибудь купить из продуктов, а ближайший «нормальный» магазин находится в Порт-Артуре или на Московке-2. Из забавного – неподалеку находится здание непонятного назначения: не то автосервис, не то придорожная гостиница. К слову, во дворе этого заведения в девяностые годы в клетке держали двух медведей.

Если подъехать к бывшему переезду с другой стороны, то можно увидеть мрачное зрелище. Ставшая ненужной дорога к переезду, проходя дальше берега озера Чередовое, начинает сужаться, зарастать и превращается в заросшую дорогу, какие показывают в фильмах-сказках. К тому же в этот закуток начинают свозить мусор, гнилые фрукты с оптовики, так что к общему мрачному виду добавляется еще и специфический запах. Похоже, что, кроме вывозильщиков мусора, в этом заросшем тупике никого не бывает.

Поселок Линейный – вход только через заброшенный завод

Следующий поселок, в котором мы побывали, выбивается из стереотипного ряда железнодорожных «околотков».

Если ехать в глубь Старой Московки, то, чем дальше, тем более суровым становится «урбанистический ландшафт». Сначала идут микрорайоны пятиэтажек, затем начинаются островки многоквартирных домов. Окруженные частным сектором, начинают появляться бараки, затем жилые кварталы перемежаются заброшенными и действующими промзонами и какими-то котлованами с болотной тиной. На первый взгляд, Старая Московка заканчивается в микрорайоне Дальний, где дорога упирается в ворота бывшего керамзитного завода. На самом деле и дальше есть жизнь, но, чтобы до нее добраться, нужно пройти через территорию бывшего завода.

Когда завод прекратил существование, его территорию частично разделили какие-то мелкие предприятия, а часть осталась ничейной и лежит в руинах. Здесь поистине марсианский пейзаж. Земля засыпана цементной пылью, из-за чего на ней ничего не растет. Над всей территорией возвышаются заброшенные башни, в которых, по всей видимости, хранили цемент. Всюду видны и руины поменьше. С огороженных участков, принадлежащих частникам, слышны звуки работающих компрессоров и лай собак. Но, когда пройдешь эту «зону», можно увидеть достаточно цивильный жилой поселок, состоящий из одной улицы, на которой стоит 37 домов. Поселок называется Линейный. Здесь не бараки, как в предыдущих поселках, а хорошие частные дома. Есть даже несколько новых зданий, среди них один коттедж. В конце улицы – березовая роща. Здесь проходит граница города. Из рощи идут две женщины в возрасте, катят тачку с дровами. Их зовут Екатерина Михайловна и Светлана Никитична.

– Я прожила здесь всю жизнь, – говорит Екатерина Михайловна. – Поселок начали строить году в 1954-м, для путейцев. Раньше поселок назывался Подгорный, потому что рядом находится сортировочная горка станции Московка. Теперь здесь разные жильцы, не все имеют отношение к железной дороге, много пенсионеров. Есть даже несколько дачников, которые купили дома и живут здесь только летом. В принципе, наш поселок нам нравится. У каждого дома участок в 15 соток, где это еще есть в городе? Рядом хорошая природа, лес. Был рядом котлован, вырытый железнодорожниками, для того чтобы взять землю для строительства горки и насыпей. Так в нем было много рыбы. Жаль, сейчас котлован зарастает.

По словам женщины, многие в поселке держат коров, свиней, кур. Криминала тут нет, из-за того что поселок далеко запрятан.

– Посторонние здесь не ходят. Сюда есть два пути – через развалины завода или через железнодорожные пути станции, в поселок Волжский. Туда мы ходим на почту. А в магазин ходим в поселок Дальний, – отмечает пенсионерка. – Своего магазина нет, потому что здесь всего 37 дворов и магазин держать невыгодно. Раньше домов было еще больше, но в конце восьмидесятых десять из них снесли для расширения завода. Но завод закрылся, и земля эта не понадобилась. Транспорта здесь нет – дорога плохая, да и пассажиров мало – «газелистам» сюда ездить невыгодно. Впрочем, мы и без них обходимся.

Единственная просьба у жителей Линейного к мэрии – чтобы чиновники сделали дорогу. Или через завод, или к дороге на Морозовку. А то, когда идут дожди, здесь часто не может проехать «скорая».

– Был тут у нас перед выборами один депутат, фамилию не помню, обещал, что сделают дорогу. Но так и не сделали, – сетует Екатерина Михайловна. – Голосовать на выборы, кстати, ходим через завод в Дальний. А в школу дети ездят на Московку. Конечно, родители их провожают до Дальнего, на конечную автобусов, и встречают обратно. Через завод же их одних не пустишь, там и собаки, и бомжи могут быть. А так, по идее, здесь можно еще одну улицу построить, если дать людям участки, чтобы строили дома. Место-то здесь хорошее, единственная проблема – дорога.

Вот так. Люди у нас оптимистичные, привыкают ко всему и даже находят положительные моменты в жизни в «забытых уголках». Для комфортного существования им и надо то всего ничего – проложить несколько десятков метров асфальта. Вот почему бы мэрии это не сделать, денег-то немного надо! Зато компенсировали бы людям неудобства от проживания в таких «околотках».

Мы посетили в этот раз три «забытых уголка». Но таких «железнодорожных околотков» в Омске есть еще несколько. Есть они у станций Карбышево-1 и Входная, Комбинатская и Омск-Северный. И, наверное, живут там люди в таких же условиях.

Михаил Осколков

5512

Жители этих «забытых уголков» по натуре оптимисты. Для комфортного существования им нужно немного – несколько десятков метров асфальта.

Когда едешь по железной дороге, то периодически видишь группы одноэтажных жилых бараков, стоящих в непосредственной близости от путей. Это служебное жилье рабочих-путейцев, приписанных к так называемым околоткам, то есть участкам железнодорожного пути, за которыми эти путейцы должны следить и поддерживать в исправном состоянии. Как правило, эти небольшие поселки имеют почтовые адреса типа «такой-то километр».

С началом реформ на железнодорожном транспорте немалую часть таких околотков сократили. Путейцы теперь приезжают на машинах и ремонтируют тот участок пути, который нуждается в ремонте. А жилые поселочки бывших путейцев остались. В них живут, как правило, пенсионеры из числа бывших железнодорожников. Покупают здесь квартиры и сторонние люди, благо такое жилье стоит дешево. Итак, репортаж РИА «Омск-Информ» из нескольких таких поселков, находящихся в черте города.

Avenue 2718 и 2717 – Вилларибо и Виллабаджо

Если ехать на Московку через виадуки, расположенные в конце улицы Кирова, то вряд ли можно заметить целых два «околотка», расположенных по обе стороны от виадуков. Тот, что находится на восточной стороне, носит название «2718-й километр». Люди здесь живут с юмором, один хозяин вот повесил на дом табличку: «Avenue 27/18». Сама «авеню» лишена асфальта и покрыта смесью золы и железнодорожного балласта. На ней расположено пять домов, представляющих собой типовые бараки на две квартиры с самопальными пристройками различной конфигурации. Рядом – небольшие огороды, подходящие к железнодорожным путям. У каждого дома злые цепные собаки. Над поселком стоит своеобразная звуковая атмосфера – смесь гудков и стука поездов и собачьего лая. У каждого дома – легковые автомобили не первой новизны. На завалинке сидит бывший железнодорожный рабочий, который представился Константином Евгеньевичем.

– Когда-то это было служебное жилье для путейцев, дома построили в начале 60-х годов, а сейчас мы жилье приватизировали, так что железная дорога не имеет к нам никакого отношения, – рассказывает пенсионер. – От мэрии нам хотелось бы одного – заасфальтировали бы дорогу и обустроили бы помойку. А так мы к своему жилью привыкли. Ну и что, что живем под стук колес – так это как колыбельная, легче засыпать под нее. Зато есть свое жилье на земле. Почти у всех здесь машины, на них и ездим в магазин и по другим делам.

В маленьком поселочке две квартиры выставлены на продажу. Еще одну купили недавно. Как ни странно, на квартиры есть спрос. Скорее всего, дело в цене – меньше миллиона рублей за квартиру с земельным участком. Ветхими эти дома не признаны, так что бывший поселок путейцев просуществует еще долго.

На другой стороне дороги за деревьями находится еще один такой поселок. Под названием «2717-й километр». Почему-то вспомнились деревни Вилларибо и Виллабаджо из рекламного ролика. Здесь попросторней, чем в предыдущем поселке, и домов побольше. Кроме бараков, встречаются и «сталинские» оштукатуренные дома с круглыми слуховыми окнами и лепной символикой железных дорог. В качестве строительного материала для сараев, гаражей и пристроек нередко используются железнодорожные шпалы и части вагонов. В поселочке функционирует и свой «малый бизнес» в виде автосервиса. А при въезде в поселок стоит новый стенд с расположением домов и нумерацией.

«Шестой километр» и заросшая дорога

Едем дальше. Рядом с дорогой, ведущей с Черлакской оптовки в «Порт-Артур», находится еще один такой «околоток», имеющий название «6-й километр обводного пути» (имеется в виду железная дорога, идущая с Московки к железнодорожному мосту, в обход вокзала). Когда-то здесь существовал железнодорожный переезд и автомобили шли с Черлакского тракта на улицы Комсомольские. По словам местного жителя Николая Васильевича, в начале восьмидесятых здесь хотели построить путепровод. Приезжали изыскатели, бурили землю. Но затем все заглохло. Транспорт перенаправили по улице, ранее носившей имя Сунь Ятсена, а переезд закрыли. А затем  стал ненужным и «околоток».

Из железнодорожных объектов здесь осталась будка с надписью: «Пункт обогрева». Как ясно из названия, в ней зимой греются путейцы. Рядом с поселочком построили заправку «Лукойла». В магазинчике при заправке местные жители могут что-нибудь купить из продуктов, а ближайший «нормальный» магазин находится в Порт-Артуре или на Московке-2. Из забавного – неподалеку находится здание непонятного назначения: не то автосервис, не то придорожная гостиница. К слову, во дворе этого заведения в девяностые годы в клетке держали двух медведей.

Если подъехать к бывшему переезду с другой стороны, то можно увидеть мрачное зрелище. Ставшая ненужной дорога к переезду, проходя дальше берега озера Чередовое, начинает сужаться, зарастать и превращается в заросшую дорогу, какие показывают в фильмах-сказках. К тому же в этот закуток начинают свозить мусор, гнилые фрукты с оптовики, так что к общему мрачному виду добавляется еще и специфический запах. Похоже, что, кроме вывозильщиков мусора, в этом заросшем тупике никого не бывает.

Поселок Линейный – вход только через заброшенный завод

Следующий поселок, в котором мы побывали, выбивается из стереотипного ряда железнодорожных «околотков».

Если ехать в глубь Старой Московки, то, чем дальше, тем более суровым становится «урбанистический ландшафт». Сначала идут микрорайоны пятиэтажек, затем начинаются островки многоквартирных домов. Окруженные частным сектором, начинают появляться бараки, затем жилые кварталы перемежаются заброшенными и действующими промзонами и какими-то котлованами с болотной тиной. На первый взгляд, Старая Московка заканчивается в микрорайоне Дальний, где дорога упирается в ворота бывшего керамзитного завода. На самом деле и дальше есть жизнь, но, чтобы до нее добраться, нужно пройти через территорию бывшего завода.

Когда завод прекратил существование, его территорию частично разделили какие-то мелкие предприятия, а часть осталась ничейной и лежит в руинах. Здесь поистине марсианский пейзаж. Земля засыпана цементной пылью, из-за чего на ней ничего не растет. Над всей территорией возвышаются заброшенные башни, в которых, по всей видимости, хранили цемент. Всюду видны и руины поменьше. С огороженных участков, принадлежащих частникам, слышны звуки работающих компрессоров и лай собак. Но, когда пройдешь эту «зону», можно увидеть достаточно цивильный жилой поселок, состоящий из одной улицы, на которой стоит 37 домов. Поселок называется Линейный. Здесь не бараки, как в предыдущих поселках, а хорошие частные дома. Есть даже несколько новых зданий, среди них один коттедж. В конце улицы – березовая роща. Здесь проходит граница города. Из рощи идут две женщины в возрасте, катят тачку с дровами. Их зовут Екатерина Михайловна и Светлана Никитична.

– Я прожила здесь всю жизнь, – говорит Екатерина Михайловна. – Поселок начали строить году в 1954-м, для путейцев. Раньше поселок назывался Подгорный, потому что рядом находится сортировочная горка станции Московка. Теперь здесь разные жильцы, не все имеют отношение к железной дороге, много пенсионеров. Есть даже несколько дачников, которые купили дома и живут здесь только летом. В принципе, наш поселок нам нравится. У каждого дома участок в 15 соток, где это еще есть в городе? Рядом хорошая природа, лес. Был рядом котлован, вырытый железнодорожниками, для того чтобы взять землю для строительства горки и насыпей. Так в нем было много рыбы. Жаль, сейчас котлован зарастает.

По словам женщины, многие в поселке держат коров, свиней, кур. Криминала тут нет, из-за того что поселок далеко запрятан.

– Посторонние здесь не ходят. Сюда есть два пути – через развалины завода или через железнодорожные пути станции, в поселок Волжский. Туда мы ходим на почту. А в магазин ходим в поселок Дальний, – отмечает пенсионерка. – Своего магазина нет, потому что здесь всего 37 дворов и магазин держать невыгодно. Раньше домов было еще больше, но в конце восьмидесятых десять из них снесли для расширения завода. Но завод закрылся, и земля эта не понадобилась. Транспорта здесь нет – дорога плохая, да и пассажиров мало – «газелистам» сюда ездить невыгодно. Впрочем, мы и без них обходимся.

Единственная просьба у жителей Линейного к мэрии – чтобы чиновники сделали дорогу. Или через завод, или к дороге на Морозовку. А то, когда идут дожди, здесь часто не может проехать «скорая».

– Был тут у нас перед выборами один депутат, фамилию не помню, обещал, что сделают дорогу. Но так и не сделали, – сетует Екатерина Михайловна. – Голосовать на выборы, кстати, ходим через завод в Дальний. А в школу дети ездят на Московку. Конечно, родители их провожают до Дальнего, на конечную автобусов, и встречают обратно. Через завод же их одних не пустишь, там и собаки, и бомжи могут быть. А так, по идее, здесь можно еще одну улицу построить, если дать людям участки, чтобы строили дома. Место-то здесь хорошее, единственная проблема – дорога.

Вот так. Люди у нас оптимистичные, привыкают ко всему и даже находят положительные моменты в жизни в «забытых уголках». Для комфортного существования им и надо то всего ничего – проложить несколько десятков метров асфальта. Вот почему бы мэрии это не сделать, денег-то немного надо! Зато компенсировали бы людям неудобства от проживания в таких «околотках».

Мы посетили в этот раз три «забытых уголка». Но таких «железнодорожных околотков» в Омске есть еще несколько. Есть они у станций Карбышево-1 и Входная, Комбинатская и Омск-Северный. И, наверное, живут там люди в таких же условиях.

Михаил Осколков

5512