Поиск

Как показали последние исследования в лаборатории СибАДИ, безопасность работы водителя зависит вовсе не от возраста и даже не от стажа.

Авария автобуса на Сыропятском тракте, унесшая жизни 16 человек, в очередной раз доказала: существующие методы контроля состояния водителя в наших условиях, мягко говоря, недостаточно эффективны, и одного лишь планового предрейсового медосмотра для безопасной работы мало. Давно существуют прогрессивные технологии, которыми не так сложно дополнить нынешнюю систему. В частности, подобными исследованиями занимаются в комплексной лаборатории психофизиологической диагностики СибАДИ. Вместе с водителями автобусов, которые сейчас массово проходят тестирование, проверил себя и корреспондент РИА «Омск-Информ».

Скорость реакции, склонность к риску, эмоциональная выносливость... В Европе и Америке психофизиологическое тестирование применяется уже почти сто лет – еще с двадцатых годов прошлого века! Оно, в общем-то, и логично: бизнес не хочет терять свою копейку и время, поэтому на работу там принимают только с кипой страховок и тестов.

Да, слепое копирование зарубежной системы вряд ли бы увенчалось успехом в наших условиях, когда предприятия и рады бы выбирать только лучших водителей, но их и любых не хватает... Однако в нашем случае более подробные исследования кадров становятся еще более важными: они достоверно покажут, можно ли этого водителя подержать на маршруте лишние три часа или лучше пораньше отправить его домой, чтобы дров не наломал. Кроме того, по результатам теста станет понятно, кого на какой маршрут лучше поставить.

– Обычно это делается интуитивно: вроде тянет, ну и пусть себе тянет – пока не подведет, – говорит Татьяна Арбатская, заведующая лабораторией психофизиологической диагностики СибАДИ. – Есть и такое заблуждение: молодой – значит, пахать на нем можно. Пожилой – значит, профессионал. Нет, это не аксиомы: у нас уже такая шикарная статистика собралась – профессионализм ни от возраста не зависит, ни даже от стажа. Вот пример из жизни: прихожу в дорогую клинику, начинают брать кровь. А у меня вен на руках не видно, и женщина-санитар с тридцатилетним стажем не может в сосуд попасть. Комментирует: это не я не умею, мол, это у вас вен нет. Тут же приходит молоденькая девочка – только-только отучилась. Раз – и попала! Один и тот же жгут, одна и та же рука. То же самое и у водителей – на ситуацию лучше смотреть в разрезе. Всегда есть маркеры, на появление которых и нужно реагировать –тогда мы будем бороться с причиной, а не со следствием.

Я ожидал увидеть в лаборатории огромные футуристичные установки типа томографов или какие-нибудь шлемы, надевающиеся на голову... Нет, пересмотрел фантастики: на столах располагаются обыкновенные ноутбуки с подключенными к ним специальными пультами о пяти кнопках и паре джойстиков-контроллеров. Но большего, как выяснилось, и не нужно: сердце исследования – в программе.

– Эти тесты разработала московская компания «Нейроком», – рассказал Владимир Кирничный, ректор СибАДИ. – Им удалось собрать профессиональный коллектив единомышленников в те времена, когда начали разваливаться ведущие НИИ. Занимаются они разработками систем в области безопасности движения, учитывающих человеческий фактор, которые успешно внедрены в компании РЖД и удостоены государственной премии.

Что же, начнем. Первый этап называется «Готовность к тестированию». И не случайно – врач на медосмотре всегда начинает собирать анамнез с вопроса: как себя чувствует пациент? Но последний может покривить душой, и в некоторых случаях это проверить никак нельзя. Здесь так не получится: если человек не в состоянии сконцентрироваться и нажать кнопки в нужный момент, он этот тест просто не пройдет. И сотрудники лаборатории предлагают ему прийти в следующий раз – после того как нормально отдохнет и выспится.

Существует множество интересных методик исследования психофизиологии. Например, тест Гордона, который применяется для изучения совместимости космонавтов: в двух комнатах, разделенных стенкой, монтируется совмещенный душ. Задача двух человек, располагающихся в разных комнатах, – отрегулировать температуру и напор воды так, чтобы можно было помыться. Сложность в том, что о тестировании и партнере, располагающемся в другой комнате, испытуемые... не знали. Так проверяется интуитивная совместимость принимаемых людьми решений.

Вот и здесь сначала тест кажется игрой, чем-то не очень серьезным – совместить маркеры, прочертить линии, нажать вовремя на кнопку и не поддаться сбивающему с толку голосу в наушниках... На самом деле в основе лежат серьезные научные разработки. Многие из них закрытые – ученые «Нейрокома» редко публикуются и тщательно патентуют свои разработки. Вот и я не буду вдаваться в подробности тестов – читающий эти строки может завтра отправиться в лабораторию СибАДИ, и его результаты будут чище, если лишних деталей он знать не будет.

Не могу не рассказать лишь про последнее испытание на быстроту экстренной реакции, которое я, к собственному удивлению впоследствии, проходил... целый час. Да, во время тестирования стало понятно, что этап затянулся, но внутренние часы отсчитали примерно минут двадцать.

Сначала испытание кажется простым – нужно лишь следить за тем, чтобы курсор перемещался по шкале и не перескакивал деления. Через какое-то время начинаешь расслабляться. Но период утомления, как и за рулем, наступает незаметно – когда глаза открыты, руль держишь, педали давишь, а машина уже едет самостоятельно. Где этот барьер? Он настолько тонкий, что через мгновение понимаешь – машина уже не там, где должна быть. Что порадовало – мое среднеарифметическое время реагирования оказалось хорошим. Может, в водители пойти?

Конечно, погрешность, как и в любом исследовании, есть и тут. Но не было ни одного тестирования, где результаты не совпали бы с реалиями. Даже если с этими результатами вначале не согласны:

– И этот тест покажет мою склонность к риску? Я сначала не понял, как нажимать, кнопки у вас жесткие... А желтый у вас какой-то коричневый, из-за этого запутался, – возмутился один из проходивших испытание водитель к концу исследования.

Нет, желтый вполне себе желтый. А вот мужчина закономерно не прошел по эмоциональности – она у него оказалось повышенная, чему мы и были свидетелями. Но дисквалификация его не ждет:

– Этому водителю можно доверить жизнь без боязни – все остальные показатели очень хорошие, – прокомментировала Татьяна Арбатская. – На самом деле уже с порога было видно, что он волнуется. Но эмоции у него были направленные – это не так страшно. Изредка нам попадаются суперпрофессионалы, единицы, которых можно взять хоть куда – хоть в космос, хоть в разведку. Как правило, это флегматики, хоть их чаще всего не очень любят коллеги и руководители – они кажутся толстокожими и равнодушными. Но на деле флегматики отлично умеют концентрироваться.

Нельзя забывать и про то, что для меня тестирование было не более чем экспериментом, в то время как у других водителей процедура решала многое. По результатам теста можно даже примерно представить стиль вождения испытуемого. Но основной вопрос, который решается тестами, – не угадывать того, чего не следует, а расставить сотрудников по своим местам.

– Стиль вождения работодателю проще и быстрее отследить по статистике нарушений этого человека в ГИБДД, – улыбнулась Татьяна Арбатская. – Просто каждый поднимает свой пласт, и из этого формируется цельная картина.

Как-то в лаборатории тестировался молодой человек. Всем своим видом он пытался показать – я, мол, значимая фигура в аппарате управления фирмы. Лез из кожи вон, напыщенно и пафосно: судя по всему, пытался произвести впечатление на двух блондинок за соседними столами.

Мужчине захотелось проверить себя на склонность к риску. Увы, к большому его сожалению, результаты показали – он, мягко говоря, человек осторожный. Объявил: тест, мол, неправильный. Мол, я разбил три дорогие машины. Пришлось объяснять, что есть понятие демонстративного поведения – когда человек работает на публику. И юношеского максимализма, о котором он тоже вряд ли знал, и который к двадцати шести годам должен уже проходить. Получилось, что природа заложила в него одно, но возраст, воспитание и финансовые возможности позволяют до определенных пределов демонстрировать совсем другое: бить машины, например. Мужчине осталось только покраснеть и согласиться.

Бывают и забавные моменты: один мужчина, сдавший много тестов в лаборатории СибАДИ, узнал о себе столько нового, что в итоге решился спросить – можно ли еще жену на исследование привести? На что получил резонный ответ: вы в браке уже двадцать лет, растите двоих детей – на что вам тесты? Но вот за несколько месяцев до свадьбы пройти исследования для многих было бы нелишним.

– Проект уже вышел в практическую плоскость, он поддерживается и продвигается, – отмечает Степан Бонковский, координатор проекта, председатель Аграрной комиссии регионального отделения «Единой России». – У него очень большое будущее – и это касается не только водителей. Лабораторию ждет многоэтапное развитие. Мы начали с безопасности, но уже есть и другие перспективы.

Очевидно, что лаборатория будет развиваться. И жизнь показывает, что не пользоваться такими возможностями если и не преступно, то, как минимум, нерационально. Чтобы спокойно сесть в автобус и знать – до пункта Б он дойдет без происшествий.

Анатолий Сергеев

1632

Как показали последние исследования в лаборатории СибАДИ, безопасность работы водителя зависит вовсе не от возраста и даже не от стажа.

Авария автобуса на Сыропятском тракте, унесшая жизни 16 человек, в очередной раз доказала: существующие методы контроля состояния водителя в наших условиях, мягко говоря, недостаточно эффективны, и одного лишь планового предрейсового медосмотра для безопасной работы мало. Давно существуют прогрессивные технологии, которыми не так сложно дополнить нынешнюю систему. В частности, подобными исследованиями занимаются в комплексной лаборатории психофизиологической диагностики СибАДИ. Вместе с водителями автобусов, которые сейчас массово проходят тестирование, проверил себя и корреспондент РИА «Омск-Информ».

Скорость реакции, склонность к риску, эмоциональная выносливость... В Европе и Америке психофизиологическое тестирование применяется уже почти сто лет – еще с двадцатых годов прошлого века! Оно, в общем-то, и логично: бизнес не хочет терять свою копейку и время, поэтому на работу там принимают только с кипой страховок и тестов.

Да, слепое копирование зарубежной системы вряд ли бы увенчалось успехом в наших условиях, когда предприятия и рады бы выбирать только лучших водителей, но их и любых не хватает... Однако в нашем случае более подробные исследования кадров становятся еще более важными: они достоверно покажут, можно ли этого водителя подержать на маршруте лишние три часа или лучше пораньше отправить его домой, чтобы дров не наломал. Кроме того, по результатам теста станет понятно, кого на какой маршрут лучше поставить.

– Обычно это делается интуитивно: вроде тянет, ну и пусть себе тянет – пока не подведет, – говорит Татьяна Арбатская, заведующая лабораторией психофизиологической диагностики СибАДИ. – Есть и такое заблуждение: молодой – значит, пахать на нем можно. Пожилой – значит, профессионал. Нет, это не аксиомы: у нас уже такая шикарная статистика собралась – профессионализм ни от возраста не зависит, ни даже от стажа. Вот пример из жизни: прихожу в дорогую клинику, начинают брать кровь. А у меня вен на руках не видно, и женщина-санитар с тридцатилетним стажем не может в сосуд попасть. Комментирует: это не я не умею, мол, это у вас вен нет. Тут же приходит молоденькая девочка – только-только отучилась. Раз – и попала! Один и тот же жгут, одна и та же рука. То же самое и у водителей – на ситуацию лучше смотреть в разрезе. Всегда есть маркеры, на появление которых и нужно реагировать –тогда мы будем бороться с причиной, а не со следствием.

Я ожидал увидеть в лаборатории огромные футуристичные установки типа томографов или какие-нибудь шлемы, надевающиеся на голову... Нет, пересмотрел фантастики: на столах располагаются обыкновенные ноутбуки с подключенными к ним специальными пультами о пяти кнопках и паре джойстиков-контроллеров. Но большего, как выяснилось, и не нужно: сердце исследования – в программе.

– Эти тесты разработала московская компания «Нейроком», – рассказал Владимир Кирничный, ректор СибАДИ. – Им удалось собрать профессиональный коллектив единомышленников в те времена, когда начали разваливаться ведущие НИИ. Занимаются они разработками систем в области безопасности движения, учитывающих человеческий фактор, которые успешно внедрены в компании РЖД и удостоены государственной премии.

Что же, начнем. Первый этап называется «Готовность к тестированию». И не случайно – врач на медосмотре всегда начинает собирать анамнез с вопроса: как себя чувствует пациент? Но последний может покривить душой, и в некоторых случаях это проверить никак нельзя. Здесь так не получится: если человек не в состоянии сконцентрироваться и нажать кнопки в нужный момент, он этот тест просто не пройдет. И сотрудники лаборатории предлагают ему прийти в следующий раз – после того как нормально отдохнет и выспится.

Существует множество интересных методик исследования психофизиологии. Например, тест Гордона, который применяется для изучения совместимости космонавтов: в двух комнатах, разделенных стенкой, монтируется совмещенный душ. Задача двух человек, располагающихся в разных комнатах, – отрегулировать температуру и напор воды так, чтобы можно было помыться. Сложность в том, что о тестировании и партнере, располагающемся в другой комнате, испытуемые... не знали. Так проверяется интуитивная совместимость принимаемых людьми решений.

Вот и здесь сначала тест кажется игрой, чем-то не очень серьезным – совместить маркеры, прочертить линии, нажать вовремя на кнопку и не поддаться сбивающему с толку голосу в наушниках... На самом деле в основе лежат серьезные научные разработки. Многие из них закрытые – ученые «Нейрокома» редко публикуются и тщательно патентуют свои разработки. Вот и я не буду вдаваться в подробности тестов – читающий эти строки может завтра отправиться в лабораторию СибАДИ, и его результаты будут чище, если лишних деталей он знать не будет.

Не могу не рассказать лишь про последнее испытание на быстроту экстренной реакции, которое я, к собственному удивлению впоследствии, проходил... целый час. Да, во время тестирования стало понятно, что этап затянулся, но внутренние часы отсчитали примерно минут двадцать.

Сначала испытание кажется простым – нужно лишь следить за тем, чтобы курсор перемещался по шкале и не перескакивал деления. Через какое-то время начинаешь расслабляться. Но период утомления, как и за рулем, наступает незаметно – когда глаза открыты, руль держишь, педали давишь, а машина уже едет самостоятельно. Где этот барьер? Он настолько тонкий, что через мгновение понимаешь – машина уже не там, где должна быть. Что порадовало – мое среднеарифметическое время реагирования оказалось хорошим. Может, в водители пойти?

Конечно, погрешность, как и в любом исследовании, есть и тут. Но не было ни одного тестирования, где результаты не совпали бы с реалиями. Даже если с этими результатами вначале не согласны:

– И этот тест покажет мою склонность к риску? Я сначала не понял, как нажимать, кнопки у вас жесткие... А желтый у вас какой-то коричневый, из-за этого запутался, – возмутился один из проходивших испытание водитель к концу исследования.

Нет, желтый вполне себе желтый. А вот мужчина закономерно не прошел по эмоциональности – она у него оказалось повышенная, чему мы и были свидетелями. Но дисквалификация его не ждет:

– Этому водителю можно доверить жизнь без боязни – все остальные показатели очень хорошие, – прокомментировала Татьяна Арбатская. – На самом деле уже с порога было видно, что он волнуется. Но эмоции у него были направленные – это не так страшно. Изредка нам попадаются суперпрофессионалы, единицы, которых можно взять хоть куда – хоть в космос, хоть в разведку. Как правило, это флегматики, хоть их чаще всего не очень любят коллеги и руководители – они кажутся толстокожими и равнодушными. Но на деле флегматики отлично умеют концентрироваться.

Нельзя забывать и про то, что для меня тестирование было не более чем экспериментом, в то время как у других водителей процедура решала многое. По результатам теста можно даже примерно представить стиль вождения испытуемого. Но основной вопрос, который решается тестами, – не угадывать того, чего не следует, а расставить сотрудников по своим местам.

– Стиль вождения работодателю проще и быстрее отследить по статистике нарушений этого человека в ГИБДД, – улыбнулась Татьяна Арбатская. – Просто каждый поднимает свой пласт, и из этого формируется цельная картина.

Как-то в лаборатории тестировался молодой человек. Всем своим видом он пытался показать – я, мол, значимая фигура в аппарате управления фирмы. Лез из кожи вон, напыщенно и пафосно: судя по всему, пытался произвести впечатление на двух блондинок за соседними столами.

Мужчине захотелось проверить себя на склонность к риску. Увы, к большому его сожалению, результаты показали – он, мягко говоря, человек осторожный. Объявил: тест, мол, неправильный. Мол, я разбил три дорогие машины. Пришлось объяснять, что есть понятие демонстративного поведения – когда человек работает на публику. И юношеского максимализма, о котором он тоже вряд ли знал, и который к двадцати шести годам должен уже проходить. Получилось, что природа заложила в него одно, но возраст, воспитание и финансовые возможности позволяют до определенных пределов демонстрировать совсем другое: бить машины, например. Мужчине осталось только покраснеть и согласиться.

Бывают и забавные моменты: один мужчина, сдавший много тестов в лаборатории СибАДИ, узнал о себе столько нового, что в итоге решился спросить – можно ли еще жену на исследование привести? На что получил резонный ответ: вы в браке уже двадцать лет, растите двоих детей – на что вам тесты? Но вот за несколько месяцев до свадьбы пройти исследования для многих было бы нелишним.

– Проект уже вышел в практическую плоскость, он поддерживается и продвигается, – отмечает Степан Бонковский, координатор проекта, председатель Аграрной комиссии регионального отделения «Единой России». – У него очень большое будущее – и это касается не только водителей. Лабораторию ждет многоэтапное развитие. Мы начали с безопасности, но уже есть и другие перспективы.

Очевидно, что лаборатория будет развиваться. И жизнь показывает, что не пользоваться такими возможностями если и не преступно, то, как минимум, нерационально. Чтобы спокойно сесть в автобус и знать – до пункта Б он дойдет без происшествий.

Анатолий Сергеев

1632