Поиск

Эксперт министерства образования и науки РФ в научно-технической сфере объясняет, как нужно выстроить работу по развитию агрокомплекса.

РИА «Омск-Информ» продолжает разговор с ведущими специалистами в области экономики на тему, как сделать Омский регион успешным. Сегодня у нас в гостях эксперт министерства образования и науки РФ в научно-технической сфере, профессор, доктор технических наук Виктор Стукач.

– Виктор Федорович, как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию в  регионе в сфере сельского хозяйства? Мы сумели преодолеть негативное влияние западных санкций?

 – Сказать, что нас совершенно выбили из колеи эти санкционные дела, мы не можем. Может, особенно нового я в этом смысле не скажу, но этот просвет, который сегодня подарен для развития собственного производителя, нужно использовать с максимальным КПД. Я уверен, что Западом будут предприняты попытки снова войти на наши рынки, но позиции нам сдавать ни в коем случае нельзя.

Если говорить об Омской области, у нас, в общем-то, макроэкономические показатели выглядят неплохо. Вполне очевидны успехи предприятий, механизаторов, животноводов, работников других профессий на селе, но надо признать, что это, скорее, «островки», а не подавляющее большинство. При этом устойчивой линии на развитие у нас по-прежнему нет. С начала 90-х мы все реформировали, и реформирование вроде закончилось, но ощущения, что появился крепкий крестьянин, который собирается долго жить на селе и понимает, куда идет, как не было в последние годы, так и нет сегодня. Произошло «вымывание» многих профессионалов как в директорском корпусе, так и, что особенно важно, в первичном,  производственном звене.

– Кто должен дать эту линию, или крестьянин ее должен выстроить сам?

– Думаю, сам крестьянин выстроить ее не сможет. Стихийно такие целевые действия  не осуществляются, тут нужен стратегический подход, во-первых, в политике региона.  Посмотрите, чем сейчас занимаются отделы правительственных организаций, в том числе и структуры нашего министерства сельского хозяйства? В основном реагируют на бумаги, на указания, на документы, которые идут сверху, а мы в лучшем случае отчитываемся о четком исполнении.

Навязанные «бумажные потоки» нередко вымывают из живого дела здравый смысл. А отчитаться надо получше, потому что каждый из нас на какой-то срок избран либо назначен тем, кто в свою очередь избран на определенный срок.  Это во многом холостая работа на какие-то внешние силы, и, уверен, эта работа в целом даже непонятна большинству исполнителей. И, по сути, у нас не только нет возможности учиться, чтобы соответствовать стоящим задачам, – сформировать политику «для своей» территории, под свои нужды, но и настойчиво, твердо ее проводить. Дай Бог успевать выполнять навязанные сверху средние для России решения и правила игры.

– Но это же в силах нашего регионального правительства? Или ситуация в этом смысле патовая для всего сельского хозяйства России? Спущенные сверху и детализированные до мелочей, но обязательные для исполнения установки вредят выстраиванию стратегии развития как на уровне региона, так и в муниципальных образованиях?

– Безусловно, создание стратегии – задача регионального правительства. Прежде всего должен быть понятным алгоритм действий. Под него, используя финансовые ресурсы и потенциал аппарата органов управления, применяя проблемно-ориентированный подход, можно решать целевые задачи развития села. Но есть беда. С одной стороны, ошибки при подборе кадров, их недостаточный уровень – это я думаю оспаривать никто не будет. С другой – частая сменяемость. Ошибки в подборе кадров – это недостаточный профессионализм, и за это надо отвечать. Здесь не следует придавать забвению «номенклатурную» нашу же практику. Сегодня аппарат меняется хоть и не через каждые 20 минут, а все-таки достаточно часто. В принципе, нет механизмов, которые бы в кадровой составляющей позволяли с опережением двигать экономику.

– А нашему региону стоит делать основную ставку на сельское хозяйство?

– Само расположение на карте России говорит о месте Омской области в обеспечении продовольственной безопасности страны. Посмотрите, у нас сформирована индустрия переработки. Простите, что я в какой-то мере идеализирую прошлое Омской области. Однако, если вспомнить, как во времена Манякина мы кормили население до Урала, почему нет?  Мы и сейчас реализуем продукцию в Казахстан, в Тюмень и так далее. Но и тюменскую продукцию мы видим у нас на рынках, они к нам заходят, они с нами конкурируют.

Один известный экономист сказал, что конкурентоспособность, богатство региона в значительной степени определяются внутренним спросом. То есть если мы нашу продукцию доведем до качественной переработки и потребления на месте, то, во-первых, основным потребителем мы будем сами, что уже есть серьезная поддержка местного сельхозпроизводителя – ведь внутренний спрос делает менее уязвимым любую структуру. Проголосуем рублем за своих производителей, те подтянут качество, глядишь, и снова за нашей продукцией страна и окрестности встанут в очередь.

– А как продукцию реализовывать? Местному производителю трудно, а порой невозможно собственные магазины содержать, а сетевики, несмотря на приказы чуть ли не из Кремля, связываться не хотят.

– Да, в самом деле. Сетевики преследуют свою цель. Им необходимы долговременные связи, им выгодны вагонные поставки, и они будут, конечно, хоть из Белгорода возить. Им это дешевле обойдется, чем брать у нас, с нами надо возиться. Им необходим широкий ассортимент, плюс они устанавливают большие сроки хранения для скоропортящихся продуктов.  По сути, объективно существует некий конфликт.  Есть в мировой практике способы разрешения такого рода конфликтов. Например, есть опыт ряда стран, где объединяют товаропроизводителя и розничную торговлю. Их кооперативные структуры в своих недрах создают сетевые магазины.  Кроме этого, когда кто-то входит со своей сетью в регион, местные власти оговаривают условия, в которых предусматривается защита местных товаропроизводителей. Скажем, магазин должен принять на реализацию не менее определенной доли от товарооборота продукции местных фермеров.

– Но разве это в компетенции местной власти? В Омской области, например, такое возможно?

– По горячим следам, когда возникли все эти антисанкционные мероприятия, наверное, можно было и на местном уровне такие положения принять. Сейчас нужно юристам заниматься. Но точно знаю, что в ряде стран вот такие договоры заключаются и они снимают проблему реализации товаров местных производителей.  Начало положено и в Омской области, например, торговая сеть ООО «Компания «Холидей» взаимодействует с региональным министерством сельского хозяйства в реализации пилотного проекта создания инфраструктуры распределения внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоями населения.

-– Ну, если с сетевиками такие сложности, может, пойти по пути предоставления муниципалитетами помещений местным предпринимателям. Как Вы можете прокомментировать значение так называемого пилотного проекта социального питания, можно ли это связать с будущим развития сельского хозяйства в регионе?

– Прежде всего, надо признать, что против глобализации идти нет смысла. Сетевая торговля, так называемый ретейл, – порождение глобализации. Вопрос в том, что надо переходить от конфликта к сотрудничеству. Это объективный процесс. Думаю, возможности для этого есть.

Я изучал статистику наших городских властей, и получается, что они в заслугу себе нередко ставят борьбу с «дикой» продажей. То есть пенсионер-дачник выйдет, на углу где-то продает, и они этому вопросу уделяют внимание в принципе гораздо большее, чем взаимодействию, допустим, с торговыми сетями. А сегодня есть ведь и другие интересные решения. В регионе реализуется пилотный проект, одна из задач которого путем прямых поставок довести продуктовую цепочку до уровня изготовления пищи, создать логистические центры, привлечь местных товаропроизводителей и переработчиков продовольствия. Создать предприятия по изготовлению полуфабрикатов.

Поставки продукции непосредственно в логистические центры для изготовления полуфабрикатов имеют преимущества в сравнении с торговыми сетями. Надо иметь в виду, что в областном центре, других городах имеются сотни столовых, которым выгодна продукция по цене производителя.  И если продукцию фермеров пустить сразу на приготовление пищи, то выиграют все. Конечно, для такой схемы потребуется создать инфраструктуру внутренней продовольственной помощи, логистические центры. В этом случае фермера можно ориентировать на определенный заказ – напрямую отправлять в систему социального питания молоко, мясо, картофель, свеклу, морковь и другую продукцию. И последнее, имеет ли существенное значение схема, о которой шла речь выше? Да, имеет. Расчеты заинтересованных министерств показывают, что через эту инфраструктуру может быть использовано более 15 процентов от общего объема производства продукции в регионе. Выходит, что это важный резерв!

– Вы озвучили вещи, которые на уровне региональной власти, может, не так легко, но решаемы. Чего не хватает у власти, руководящей сельским хозяйством, может,  у самих товаропроизводителей, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки?

– Во-первых, кадры. У нас одна из основных бед, что сельским хозяйством в регионе занимаются недостаточно профессиональные кадры. По остаточному принципу в сельское хозяйство идут. Нигде не может устроиться – идет на ферму. Не легче история и с  руководителями. Изменились инструменты влияния. Ушло из практики, и это вполне обосновано, понятие номенклатура. Существовало правило: каждые 3-5 лет учеба, повышение квалификации. Нужен контроль над человеком, поставленным решать важные задачи. Но не по мелочам. Нужны комплексные общественно значимые показатели, мониторинг.

Во-вторых, изменить отношение к повышению квалификации и переподготовке кадров и   науке в сельском хозяйстве. Наукой занимаются вузы, специальные академические институты. При безденежье каждое из учреждений влачит жалкое существование. Однако практически у каждого из них есть одинаковые названия кафедр, отделов, лабораторий. Серьезной координации нет. Замысел создания в стране Федерального агентства взамен существовавшего порядка при наличии наряду с РАН и отраслевых академий наук до конца не реализован. Думаю, что имеет смысл объединять академическую и вузовскую науку путем создания региональных академических научных центров аграрных исследований. Выиграют и кадры, и сельское хозяйство в целом. Не будут тратиться впустую ресурсы. В-третьих, производству нужны инновационные технологии.

– Ну как мы уже договорились, само собой все это не образуется. Существует мнение, что для наведения порядка, выстраивания той самой стратегии, аграрный сектор Омской области необходимо взять на ручное управление. Вы поддерживаете эту идею?

– Ну, наверное, это сегодня невозможно. Но  отдельные сектора  на ручное управление взять необходимо. В частности, это подбор и воспитание кадров. Это формирование обстановки, мотивации, которая бы побуждала людей ехать в село. На уровне аппарата управления – сокращение бумажных потоков, применение информационных технологий на всех уровнях управления.

Я убежден, что время, запросы общества подвигают нас к рубежу, когда коренные изменения в сельском хозяйстве станут условием выживания.

Записал Андрей Зубов

Эксперт министерства образования и науки РФ в научно-технической сфере объясняет, как нужно выстроить работу по развитию агрокомплекса.

РИА «Омск-Информ» продолжает разговор с ведущими специалистами в области экономики на тему, как сделать Омский регион успешным. Сегодня у нас в гостях эксперт министерства образования и науки РФ в научно-технической сфере, профессор, доктор технических наук Виктор Стукач.

– Виктор Федорович, как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию в  регионе в сфере сельского хозяйства? Мы сумели преодолеть негативное влияние западных санкций?

 – Сказать, что нас совершенно выбили из колеи эти санкционные дела, мы не можем. Может, особенно нового я в этом смысле не скажу, но этот просвет, который сегодня подарен для развития собственного производителя, нужно использовать с максимальным КПД. Я уверен, что Западом будут предприняты попытки снова войти на наши рынки, но позиции нам сдавать ни в коем случае нельзя.

Если говорить об Омской области, у нас, в общем-то, макроэкономические показатели выглядят неплохо. Вполне очевидны успехи предприятий, механизаторов, животноводов, работников других профессий на селе, но надо признать, что это, скорее, «островки», а не подавляющее большинство. При этом устойчивой линии на развитие у нас по-прежнему нет. С начала 90-х мы все реформировали, и реформирование вроде закончилось, но ощущения, что появился крепкий крестьянин, который собирается долго жить на селе и понимает, куда идет, как не было в последние годы, так и нет сегодня. Произошло «вымывание» многих профессионалов как в директорском корпусе, так и, что особенно важно, в первичном,  производственном звене.

– Кто должен дать эту линию, или крестьянин ее должен выстроить сам?

– Думаю, сам крестьянин выстроить ее не сможет. Стихийно такие целевые действия  не осуществляются, тут нужен стратегический подход, во-первых, в политике региона.  Посмотрите, чем сейчас занимаются отделы правительственных организаций, в том числе и структуры нашего министерства сельского хозяйства? В основном реагируют на бумаги, на указания, на документы, которые идут сверху, а мы в лучшем случае отчитываемся о четком исполнении.

Навязанные «бумажные потоки» нередко вымывают из живого дела здравый смысл. А отчитаться надо получше, потому что каждый из нас на какой-то срок избран либо назначен тем, кто в свою очередь избран на определенный срок.  Это во многом холостая работа на какие-то внешние силы, и, уверен, эта работа в целом даже непонятна большинству исполнителей. И, по сути, у нас не только нет возможности учиться, чтобы соответствовать стоящим задачам, – сформировать политику «для своей» территории, под свои нужды, но и настойчиво, твердо ее проводить. Дай Бог успевать выполнять навязанные сверху средние для России решения и правила игры.

– Но это же в силах нашего регионального правительства? Или ситуация в этом смысле патовая для всего сельского хозяйства России? Спущенные сверху и детализированные до мелочей, но обязательные для исполнения установки вредят выстраиванию стратегии развития как на уровне региона, так и в муниципальных образованиях?

– Безусловно, создание стратегии – задача регионального правительства. Прежде всего должен быть понятным алгоритм действий. Под него, используя финансовые ресурсы и потенциал аппарата органов управления, применяя проблемно-ориентированный подход, можно решать целевые задачи развития села. Но есть беда. С одной стороны, ошибки при подборе кадров, их недостаточный уровень – это я думаю оспаривать никто не будет. С другой – частая сменяемость. Ошибки в подборе кадров – это недостаточный профессионализм, и за это надо отвечать. Здесь не следует придавать забвению «номенклатурную» нашу же практику. Сегодня аппарат меняется хоть и не через каждые 20 минут, а все-таки достаточно часто. В принципе, нет механизмов, которые бы в кадровой составляющей позволяли с опережением двигать экономику.

– А нашему региону стоит делать основную ставку на сельское хозяйство?

– Само расположение на карте России говорит о месте Омской области в обеспечении продовольственной безопасности страны. Посмотрите, у нас сформирована индустрия переработки. Простите, что я в какой-то мере идеализирую прошлое Омской области. Однако, если вспомнить, как во времена Манякина мы кормили население до Урала, почему нет?  Мы и сейчас реализуем продукцию в Казахстан, в Тюмень и так далее. Но и тюменскую продукцию мы видим у нас на рынках, они к нам заходят, они с нами конкурируют.

Один известный экономист сказал, что конкурентоспособность, богатство региона в значительной степени определяются внутренним спросом. То есть если мы нашу продукцию доведем до качественной переработки и потребления на месте, то, во-первых, основным потребителем мы будем сами, что уже есть серьезная поддержка местного сельхозпроизводителя – ведь внутренний спрос делает менее уязвимым любую структуру. Проголосуем рублем за своих производителей, те подтянут качество, глядишь, и снова за нашей продукцией страна и окрестности встанут в очередь.

– А как продукцию реализовывать? Местному производителю трудно, а порой невозможно собственные магазины содержать, а сетевики, несмотря на приказы чуть ли не из Кремля, связываться не хотят.

– Да, в самом деле. Сетевики преследуют свою цель. Им необходимы долговременные связи, им выгодны вагонные поставки, и они будут, конечно, хоть из Белгорода возить. Им это дешевле обойдется, чем брать у нас, с нами надо возиться. Им необходим широкий ассортимент, плюс они устанавливают большие сроки хранения для скоропортящихся продуктов.  По сути, объективно существует некий конфликт.  Есть в мировой практике способы разрешения такого рода конфликтов. Например, есть опыт ряда стран, где объединяют товаропроизводителя и розничную торговлю. Их кооперативные структуры в своих недрах создают сетевые магазины.  Кроме этого, когда кто-то входит со своей сетью в регион, местные власти оговаривают условия, в которых предусматривается защита местных товаропроизводителей. Скажем, магазин должен принять на реализацию не менее определенной доли от товарооборота продукции местных фермеров.

– Но разве это в компетенции местной власти? В Омской области, например, такое возможно?

– По горячим следам, когда возникли все эти антисанкционные мероприятия, наверное, можно было и на местном уровне такие положения принять. Сейчас нужно юристам заниматься. Но точно знаю, что в ряде стран вот такие договоры заключаются и они снимают проблему реализации товаров местных производителей.  Начало положено и в Омской области, например, торговая сеть ООО «Компания «Холидей» взаимодействует с региональным министерством сельского хозяйства в реализации пилотного проекта создания инфраструктуры распределения внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоями населения.

-– Ну, если с сетевиками такие сложности, может, пойти по пути предоставления муниципалитетами помещений местным предпринимателям. Как Вы можете прокомментировать значение так называемого пилотного проекта социального питания, можно ли это связать с будущим развития сельского хозяйства в регионе?

– Прежде всего, надо признать, что против глобализации идти нет смысла. Сетевая торговля, так называемый ретейл, – порождение глобализации. Вопрос в том, что надо переходить от конфликта к сотрудничеству. Это объективный процесс. Думаю, возможности для этого есть.

Я изучал статистику наших городских властей, и получается, что они в заслугу себе нередко ставят борьбу с «дикой» продажей. То есть пенсионер-дачник выйдет, на углу где-то продает, и они этому вопросу уделяют внимание в принципе гораздо большее, чем взаимодействию, допустим, с торговыми сетями. А сегодня есть ведь и другие интересные решения. В регионе реализуется пилотный проект, одна из задач которого путем прямых поставок довести продуктовую цепочку до уровня изготовления пищи, создать логистические центры, привлечь местных товаропроизводителей и переработчиков продовольствия. Создать предприятия по изготовлению полуфабрикатов.

Поставки продукции непосредственно в логистические центры для изготовления полуфабрикатов имеют преимущества в сравнении с торговыми сетями. Надо иметь в виду, что в областном центре, других городах имеются сотни столовых, которым выгодна продукция по цене производителя.  И если продукцию фермеров пустить сразу на приготовление пищи, то выиграют все. Конечно, для такой схемы потребуется создать инфраструктуру внутренней продовольственной помощи, логистические центры. В этом случае фермера можно ориентировать на определенный заказ – напрямую отправлять в систему социального питания молоко, мясо, картофель, свеклу, морковь и другую продукцию. И последнее, имеет ли существенное значение схема, о которой шла речь выше? Да, имеет. Расчеты заинтересованных министерств показывают, что через эту инфраструктуру может быть использовано более 15 процентов от общего объема производства продукции в регионе. Выходит, что это важный резерв!

– Вы озвучили вещи, которые на уровне региональной власти, может, не так легко, но решаемы. Чего не хватает у власти, руководящей сельским хозяйством, может,  у самих товаропроизводителей, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки?

– Во-первых, кадры. У нас одна из основных бед, что сельским хозяйством в регионе занимаются недостаточно профессиональные кадры. По остаточному принципу в сельское хозяйство идут. Нигде не может устроиться – идет на ферму. Не легче история и с  руководителями. Изменились инструменты влияния. Ушло из практики, и это вполне обосновано, понятие номенклатура. Существовало правило: каждые 3-5 лет учеба, повышение квалификации. Нужен контроль над человеком, поставленным решать важные задачи. Но не по мелочам. Нужны комплексные общественно значимые показатели, мониторинг.

Во-вторых, изменить отношение к повышению квалификации и переподготовке кадров и   науке в сельском хозяйстве. Наукой занимаются вузы, специальные академические институты. При безденежье каждое из учреждений влачит жалкое существование. Однако практически у каждого из них есть одинаковые названия кафедр, отделов, лабораторий. Серьезной координации нет. Замысел создания в стране Федерального агентства взамен существовавшего порядка при наличии наряду с РАН и отраслевых академий наук до конца не реализован. Думаю, что имеет смысл объединять академическую и вузовскую науку путем создания региональных академических научных центров аграрных исследований. Выиграют и кадры, и сельское хозяйство в целом. Не будут тратиться впустую ресурсы. В-третьих, производству нужны инновационные технологии.

– Ну как мы уже договорились, само собой все это не образуется. Существует мнение, что для наведения порядка, выстраивания той самой стратегии, аграрный сектор Омской области необходимо взять на ручное управление. Вы поддерживаете эту идею?

– Ну, наверное, это сегодня невозможно. Но  отдельные сектора  на ручное управление взять необходимо. В частности, это подбор и воспитание кадров. Это формирование обстановки, мотивации, которая бы побуждала людей ехать в село. На уровне аппарата управления – сокращение бумажных потоков, применение информационных технологий на всех уровнях управления.

Я убежден, что время, запросы общества подвигают нас к рубежу, когда коренные изменения в сельском хозяйстве станут условием выживания.

Записал Андрей Зубов