Поиск

Водители откровенно рассказали РИА «Омск – Информ», почему они ездят на таких «убитых» автобусах, перерабатывают, а за руль садятся с опаской.

Трагедия на Сыропятском тракте, случившаяся почти неделю назад, потрясла не только омичей, но жителей других регионов. Гибель 16 человек в муниципальном автобусе стала «детонатором» масштабных проверок городских ПАТП, в ходе которых представители прокуратуры, Следственного комитета и полиции нашли масштабные и грубейшие нарушения. Больше всех «досталось» ПАТП №4, которому и принадлежал разбившийся под Омском автобус. Руководитель предприятия Александр Чертоляс стал фигурантом уголовного дела и заключен под стражу.

Впрочем, вместе с Чертолясом в СИЗО №1 может оказаться любой руководитель омского ПАТП – всему виной ужасное техническое состояние омских автобусов и психологическое состояние водителей, которые из-за нехватки кадров вынуждены перерабатывать. Именно переработка  водителя могла стать причиной трагедии на Сыропятском тракте.

Что касается технического состояния автобусов, то только за последние 3 дня сотрудниками ГИБДД было выявлено 90 неисправных машин. С начала года городские автобусы побывали в 56 ДТП, в которых 18 человек погибли и 72 получили ранения. Всего же водители автотранспортных предприятий нарушили правила дорожного движения более 5 000 раз.

Корреспондент РИА «Омск-Информ» решил лично побеседовать с водителями муниципальных автобусов, чтобы разобраться в сложившейся  ситуации, а также узнать мнение пассажиров и чиновников относительно неудовлетворительного состояния городского пассажирского транспорта.

Разговор с водителями проходил сегодня утром на  конечной остановке десятков городских маршрутов – у железнодорожного вокзала. Первый вопрос о том, мог ли разбившийся водитель ездить без тормозов, поставил водителей в ступор.

- Без тормозов? Бред это все, что он без тормозов ездил. Без тормозов ездят только самоубийцы. У нас каждое утро механик проверяет техническое состояние, внутри салона осмотр проводят, чтобы чисто все было. Ну а вообще, очень старые у нас автобусы:  вот моя «кароса» 1996 года выпуска. Ломается, конечно, постоянно, но не так, как русские, - говорит водитель ПАТП №7 Михаил.

По словам водителя, в ПАТП, где он работает, нет денег ни на что: ни на запчасти, ни на замену автобусов, ни на достойную зарплату. При этом, руководство предприятия мужчина не винит, но к этому самому руководству у водителей есть серьезные претензии.

- Сейчас проезд что в маршрутках, что в автобусах 18 рублей. Езжу я по 110-го маршруту («Бархатовой – Ж/д вокзал»). План на круг – 1200 рублей. Но он сильно завышен – максимум, собираем рублей 800. Я пока от Бархатовой до Первомайского рынка проеду, меня три 207-е маршрутки обгонят и соберут всех пассажиров (207-й маршрут дублирует 110-й – РИА «Омск – Информ»). И пассажиров можно понять: зачем ехать в автобусе, если за те же деньги можно в три раза быстрее на маршрутке добраться, - сетует Михаил.

Вторит ему и его коллега по предприятию, представившийся  Николаем. По его словам, чтобы более-менее заработать, нужно серьезно перерабатывать.

- Если не перерабатывать, то будешь получать 18 тысяч. Можно ли на эти деньги прожить? Нет! Поэтому и перерабатываем - от 30 до 50 часов в месяц. Везде так. Тогда можно заработать тысяч 25. Но и это мизер. При коммунистах я получал в 2 раза больше инженера. А сейчас? Все наоборот! - эмоционально сказал водитель.

Как отмечают водители, в каждом парке ситуация с переработками разная – если в скандальном ПАТП №4 «крутить баранку» дополнительно заставляют чуть ли не обязательно, то в седьмом  ПАТП переработки добровольные. Водители выходят в рейс в 6 утра и работают до 8-9 часов вечера. После 5 дней такой изнуряющей работы есть 2 выходных. А потом все снова.

- У меня вот 5 дней рабочих, 2 выходных. Кто-то работает день через день по 12-14 часов. Но это если есть сменщик. Обычно сменщиков нет, и водители поодиночке работают на автобусах, - отметил сотрудник ПАТП №7.

Здесь нужно быть особенно внимательным - под "гармошкой" нет амортизаторов 

Между тем, к разговору присоединился еще один водитель – с другого ПАТП. Он не стал говорить, как его зовут  и откуда он (иначе руководство предприятия сделает «оргвыводы»), зато рассказал всю  «подноготную».

- Молодые работать к нам не идут. И тоже по простой причине - крайне низкой зарплаты. Из- за недостатка кадров мы и вынуждены перерабатывать. И можно молодых понять: придет парень, дадут ему старый ЛиАЗ. Он полмесяца на ремонте простоит и получит 10 тысяч. Дворник в Омске больше получает! Но у дворника какая ответственность? А у нас целый день держи ухо востро. Нам и ремонт раз через раз оплачивают: в лучшем случае 30 рублей за час заплатят, - отметил водитель.

Рассказали водители и о том, что в уже упомянутое ПАТП №7 за последние 8 (!) лет пришло всего 6  новых автобусов. Парк стремительно стареет, а на запчасти денег нет. При этом, как ни странно, водители благодарны бывшему мэру Омска Валерию Рощупкину

- Я вот на своей «каросе» езжу и вовсе без амортизаторов. Они для нас роскошь. Поэтому и «прыгает» «гармошка», как на качелях – амортизаторов-то нет. Запчасти все подорожали, качественных мало. Приходится смекалку проявлять, самим подделывать, подкручивать, - рассказал водитель 110- го «длинномера» Михаил. - За 8 лет к нам в парк поступило 6 автобусов, тогда как при коммунистах по 25-30 ежегодно покупали. Спасибо мэру Рощупкину, что хоть в 90-е эти автобусы купил. Они хоть и российской сборки, но сделаны по немецкой технологии. Любой ЛиАЗ переживут.

Автобусы в Омске в час пик ходят пустыми 

«Наехали» водители и на маршрутчиков, которые элементарно мешают работать и ставят под угрозу жизнь и здоровье омичей.

- Мой автобус весит 29 тонн без пассажиров. Бывает, что набивается еще тонн 5-6 пассажиров. Вот и попробуй быстро такую махину остановить, если ее маршрутка подрежет. А происходит это постоянно. При этом кто крайним остается? Конечно водитель автобуса! В таких случаях обычно бабушки падают в салоне, а потом жалуются на нас. А я что сделаю, если «газелисты» подрезают и вообще не соблюдают правила. И за такую нервную работу нам платят копейки! - возмущается водитель Михаил.

Поддержали водителей и кондукторы, которым в эти жаркие дни тоже приходится по 12 часов чувствовать все «прелести» «убитых» омских автобусов. Они вынуждены дышать выхлопными газами, которые идут в салон, а также мириться с постоянными шумами и вибрацией.

-  А что поделаешь – работать-то нужно. Руководство в курсе, но кто нам новые автобусы даст? Вон в старых маршрутках то же самое, – отметила кондуктор Галина Парминова из автобуса с гаражным номером 1089.

Аналогичное мнение и у кондуктора 69-го автобуса Ирины Глуховой. Она также ездит на «сочлененнике» по 12 часов в день.

- Кто нам новые автобусы даст? Если они такими на линию выходят – значит, допустимо это, – сказала кондуктор. – Этому моему автобусу 20 лет, что вы хотите?

К слову, последнее масштабное обновление автобусного парка в Омске проходило в Омске 10 лет назад. Тогда по лизингу было приобретено несколько сотен ЛиАЗов. Их покупка совпала с выборами мэра, а финансирование осуществлялось в основном из областного бюджета. Благо, тогдашние губернатор Леонид Полежаев и мэр Виктор Шрейдер еще находились в хороших отношениях. Потом приобретались автобусы в 2008 и 2009 годах, но уже в меньших количествах. Последнее приобретение – 20 новых ЛиАЗов, купленных в 2014 году в ПАТП №2. Больше парк не пополнялся, хотя ежегодно для его обновления нужно покупать минимум 100 автобусов.

Те же самые ЛиАЗы, которые приобретались 10 лет назад, уже подлежат списанию, но омичи продолжают на них ездить. Эти автобусы постоянно ломаются, горят (в том числе у омской мэрии). Но заменить их нечем.

Но не только смертельно опасные автобусы ежедневно перевозят десятки тысяч пассажиров. В городе есть еще более 200 троллейбусов, которые изношены еще больше автобусов – на 95-97%. Корреспондент РИА «Омск-Информ» накануне стал свидетелем вопиющего случая, когда в салоне троллейбуса №3 женщине стало плохо из-за 35- градусной жары. Но вот открыть люк в нем, чтобы хоть немного снизить температуру, не получилось – он заржавел. А что было бы, если, не дай Бог, ДТП. Люки в пассажирском транспорте выполняют функцию аварийных выходов. К счастью, старые троллейбусы не настолько скоростные, чтобы серьезно разогнаться и попасть в ДТП. С другой стороны, они серьезно снижают скорость потока на дорогах города и затрудняют движение.

Люки в троллейбусах закрыты намертво. Даже в 35-градусную жару их не откроешь 

Более-менее новые троллейбусы работают лишь на 4 маршруте и частично на маршруте №2. На остальных выходят в рейс 20 - 25 летние машины. Их уже не раз перекрашивали, переваривали. Но, как говорится, из старого новое не сделаешь. Впрочем, умельцы из МП «Электрический транспорт» пытаются это делать.

- Тот транспорт, что есть, ремонтируем. Проводим капитальный ремонт троллейбусов, трамваев: меняем всю начинку, продлевая тем самым им жизнь. Если купить новый троллейбус стоит до 6 миллионов рублей, то модернизировать – 2 миллиона, трамвай – 3 миллиона, Это все от того, что у нас нет денег. А вот капитально ремонтировать автобусы экономического смысла нет, - пояснил директор департамента транспорта Виталий Маслик.

Как всегда, чиновник посетовал на хроническую нехватку денег на обновление подвижного состава – в ближайшее время новые автобусы в Омск не поступят. Город не смог попасть в федеральную программу, по которой мог бы получить софинансирование на покупку автобусов на газомотороном топливе. Кроме этого, свой «вклад» в модернизацию парка внес кризис – перед Новым годом сорвался контракт между мэрией и производителем на покупку нового подвижного состава из-за того, что автобусы резко подорожали.

Виталий Маслик признает, что парк сильно изношен. Но другого выхода, кроме как выпускать на линию разваливающееся автобусы, нет. Вспомнил он и про 20-летние автобусы «кароса» и «мерседес».

- В зависимости от износа, пробега зависит срок эксплуатации автобусов. Бывает, что у него пробег 1,5 миллиона километров, а он нормален технически, а бывает, что пробег небольшой, а автобус уже негоден. Вообще, через 7 лет нужно списывать автобусы, но у нас работают автобусы «мерседес»  и «кароса» 1997 года выпуска. Признаюсь честно, потому, что они качественнее российских, - отметил чиновник.

Для того, чтобы хоть как-то сэкономить на запчастях, в ПАТП списанные автобусы разбирают и потом используют их для ремонта «оставшихся» в живых. Но такие запчасти долго не служат, поэтому транспорт ломается вновь.

То же самое можно сказать и про омские трамваи, которые впору отправлять в музей. Многие из них старше кондукторов и водителей.

Омские троллейбусы из-за старости еле двигаются 
Табличку с номером маршрута использовали как мишень

Выход из сложившейся в городском транспорте ситуации только один – необходима масштабная покупка автобусов, троллейбусов, трамваев. Но денег на это нет и не предвидется. Поэтому, скорее всего, через несколько лет городской пассажирский транспорт в Омске «скукожится» - на маршруты будут выходить только те автобусы и троллейбусы, которые приобретены в последние годы. А это не более 20% от имеющегося парка. Место списанного транспорта займут частники,  в том числе такие, как «Автосила» и «Стэнли». И омичи уже пересаживаются на маршрутки, ведь теперь нет даже ценовой разницы в 2 рубля.

- Езжу в основном на маршрутках, на автобусах редко. Раньше ездил по проездному, но теперь покупать его невыгодно – безлимитный сильно подорожал, - отметил Дмитрий, ожидавший на остановке «Дом печати» свою маршрутку.

Так что можно с уверенностью сказать, что произошедшее под Омском  24 июня страшное ДТП поставило не только диагноз омскому пассажирскому транспорту, но и крест на нем.

Водители откровенно рассказали РИА «Омск – Информ», почему они ездят на таких «убитых» автобусах, перерабатывают, а за руль садятся с опаской.

Трагедия на Сыропятском тракте, случившаяся почти неделю назад, потрясла не только омичей, но жителей других регионов. Гибель 16 человек в муниципальном автобусе стала «детонатором» масштабных проверок городских ПАТП, в ходе которых представители прокуратуры, Следственного комитета и полиции нашли масштабные и грубейшие нарушения. Больше всех «досталось» ПАТП №4, которому и принадлежал разбившийся под Омском автобус. Руководитель предприятия Александр Чертоляс стал фигурантом уголовного дела и заключен под стражу.

Впрочем, вместе с Чертолясом в СИЗО №1 может оказаться любой руководитель омского ПАТП – всему виной ужасное техническое состояние омских автобусов и психологическое состояние водителей, которые из-за нехватки кадров вынуждены перерабатывать. Именно переработка  водителя могла стать причиной трагедии на Сыропятском тракте.

Что касается технического состояния автобусов, то только за последние 3 дня сотрудниками ГИБДД было выявлено 90 неисправных машин. С начала года городские автобусы побывали в 56 ДТП, в которых 18 человек погибли и 72 получили ранения. Всего же водители автотранспортных предприятий нарушили правила дорожного движения более 5 000 раз.

Корреспондент РИА «Омск-Информ» решил лично побеседовать с водителями муниципальных автобусов, чтобы разобраться в сложившейся  ситуации, а также узнать мнение пассажиров и чиновников относительно неудовлетворительного состояния городского пассажирского транспорта.

Разговор с водителями проходил сегодня утром на  конечной остановке десятков городских маршрутов – у железнодорожного вокзала. Первый вопрос о том, мог ли разбившийся водитель ездить без тормозов, поставил водителей в ступор.

- Без тормозов? Бред это все, что он без тормозов ездил. Без тормозов ездят только самоубийцы. У нас каждое утро механик проверяет техническое состояние, внутри салона осмотр проводят, чтобы чисто все было. Ну а вообще, очень старые у нас автобусы:  вот моя «кароса» 1996 года выпуска. Ломается, конечно, постоянно, но не так, как русские, - говорит водитель ПАТП №7 Михаил.

По словам водителя, в ПАТП, где он работает, нет денег ни на что: ни на запчасти, ни на замену автобусов, ни на достойную зарплату. При этом, руководство предприятия мужчина не винит, но к этому самому руководству у водителей есть серьезные претензии.

- Сейчас проезд что в маршрутках, что в автобусах 18 рублей. Езжу я по 110-го маршруту («Бархатовой – Ж/д вокзал»). План на круг – 1200 рублей. Но он сильно завышен – максимум, собираем рублей 800. Я пока от Бархатовой до Первомайского рынка проеду, меня три 207-е маршрутки обгонят и соберут всех пассажиров (207-й маршрут дублирует 110-й – РИА «Омск – Информ»). И пассажиров можно понять: зачем ехать в автобусе, если за те же деньги можно в три раза быстрее на маршрутке добраться, - сетует Михаил.

Вторит ему и его коллега по предприятию, представившийся  Николаем. По его словам, чтобы более-менее заработать, нужно серьезно перерабатывать.

- Если не перерабатывать, то будешь получать 18 тысяч. Можно ли на эти деньги прожить? Нет! Поэтому и перерабатываем - от 30 до 50 часов в месяц. Везде так. Тогда можно заработать тысяч 25. Но и это мизер. При коммунистах я получал в 2 раза больше инженера. А сейчас? Все наоборот! - эмоционально сказал водитель.

Как отмечают водители, в каждом парке ситуация с переработками разная – если в скандальном ПАТП №4 «крутить баранку» дополнительно заставляют чуть ли не обязательно, то в седьмом  ПАТП переработки добровольные. Водители выходят в рейс в 6 утра и работают до 8-9 часов вечера. После 5 дней такой изнуряющей работы есть 2 выходных. А потом все снова.

- У меня вот 5 дней рабочих, 2 выходных. Кто-то работает день через день по 12-14 часов. Но это если есть сменщик. Обычно сменщиков нет, и водители поодиночке работают на автобусах, - отметил сотрудник ПАТП №7.

Здесь нужно быть особенно внимательным - под "гармошкой" нет амортизаторов 

Между тем, к разговору присоединился еще один водитель – с другого ПАТП. Он не стал говорить, как его зовут  и откуда он (иначе руководство предприятия сделает «оргвыводы»), зато рассказал всю  «подноготную».

- Молодые работать к нам не идут. И тоже по простой причине - крайне низкой зарплаты. Из- за недостатка кадров мы и вынуждены перерабатывать. И можно молодых понять: придет парень, дадут ему старый ЛиАЗ. Он полмесяца на ремонте простоит и получит 10 тысяч. Дворник в Омске больше получает! Но у дворника какая ответственность? А у нас целый день держи ухо востро. Нам и ремонт раз через раз оплачивают: в лучшем случае 30 рублей за час заплатят, - отметил водитель.

Рассказали водители и о том, что в уже упомянутое ПАТП №7 за последние 8 (!) лет пришло всего 6  новых автобусов. Парк стремительно стареет, а на запчасти денег нет. При этом, как ни странно, водители благодарны бывшему мэру Омска Валерию Рощупкину

- Я вот на своей «каросе» езжу и вовсе без амортизаторов. Они для нас роскошь. Поэтому и «прыгает» «гармошка», как на качелях – амортизаторов-то нет. Запчасти все подорожали, качественных мало. Приходится смекалку проявлять, самим подделывать, подкручивать, - рассказал водитель 110- го «длинномера» Михаил. - За 8 лет к нам в парк поступило 6 автобусов, тогда как при коммунистах по 25-30 ежегодно покупали. Спасибо мэру Рощупкину, что хоть в 90-е эти автобусы купил. Они хоть и российской сборки, но сделаны по немецкой технологии. Любой ЛиАЗ переживут.

Автобусы в Омске в час пик ходят пустыми 

«Наехали» водители и на маршрутчиков, которые элементарно мешают работать и ставят под угрозу жизнь и здоровье омичей.

- Мой автобус весит 29 тонн без пассажиров. Бывает, что набивается еще тонн 5-6 пассажиров. Вот и попробуй быстро такую махину остановить, если ее маршрутка подрежет. А происходит это постоянно. При этом кто крайним остается? Конечно водитель автобуса! В таких случаях обычно бабушки падают в салоне, а потом жалуются на нас. А я что сделаю, если «газелисты» подрезают и вообще не соблюдают правила. И за такую нервную работу нам платят копейки! - возмущается водитель Михаил.

Поддержали водителей и кондукторы, которым в эти жаркие дни тоже приходится по 12 часов чувствовать все «прелести» «убитых» омских автобусов. Они вынуждены дышать выхлопными газами, которые идут в салон, а также мириться с постоянными шумами и вибрацией.

-  А что поделаешь – работать-то нужно. Руководство в курсе, но кто нам новые автобусы даст? Вон в старых маршрутках то же самое, – отметила кондуктор Галина Парминова из автобуса с гаражным номером 1089.

Аналогичное мнение и у кондуктора 69-го автобуса Ирины Глуховой. Она также ездит на «сочлененнике» по 12 часов в день.

- Кто нам новые автобусы даст? Если они такими на линию выходят – значит, допустимо это, – сказала кондуктор. – Этому моему автобусу 20 лет, что вы хотите?

К слову, последнее масштабное обновление автобусного парка в Омске проходило в Омске 10 лет назад. Тогда по лизингу было приобретено несколько сотен ЛиАЗов. Их покупка совпала с выборами мэра, а финансирование осуществлялось в основном из областного бюджета. Благо, тогдашние губернатор Леонид Полежаев и мэр Виктор Шрейдер еще находились в хороших отношениях. Потом приобретались автобусы в 2008 и 2009 годах, но уже в меньших количествах. Последнее приобретение – 20 новых ЛиАЗов, купленных в 2014 году в ПАТП №2. Больше парк не пополнялся, хотя ежегодно для его обновления нужно покупать минимум 100 автобусов.

Те же самые ЛиАЗы, которые приобретались 10 лет назад, уже подлежат списанию, но омичи продолжают на них ездить. Эти автобусы постоянно ломаются, горят (в том числе у омской мэрии). Но заменить их нечем.

Но не только смертельно опасные автобусы ежедневно перевозят десятки тысяч пассажиров. В городе есть еще более 200 троллейбусов, которые изношены еще больше автобусов – на 95-97%. Корреспондент РИА «Омск-Информ» накануне стал свидетелем вопиющего случая, когда в салоне троллейбуса №3 женщине стало плохо из-за 35- градусной жары. Но вот открыть люк в нем, чтобы хоть немного снизить температуру, не получилось – он заржавел. А что было бы, если, не дай Бог, ДТП. Люки в пассажирском транспорте выполняют функцию аварийных выходов. К счастью, старые троллейбусы не настолько скоростные, чтобы серьезно разогнаться и попасть в ДТП. С другой стороны, они серьезно снижают скорость потока на дорогах города и затрудняют движение.

Люки в троллейбусах закрыты намертво. Даже в 35-градусную жару их не откроешь 

Более-менее новые троллейбусы работают лишь на 4 маршруте и частично на маршруте №2. На остальных выходят в рейс 20 - 25 летние машины. Их уже не раз перекрашивали, переваривали. Но, как говорится, из старого новое не сделаешь. Впрочем, умельцы из МП «Электрический транспорт» пытаются это делать.

- Тот транспорт, что есть, ремонтируем. Проводим капитальный ремонт троллейбусов, трамваев: меняем всю начинку, продлевая тем самым им жизнь. Если купить новый троллейбус стоит до 6 миллионов рублей, то модернизировать – 2 миллиона, трамвай – 3 миллиона, Это все от того, что у нас нет денег. А вот капитально ремонтировать автобусы экономического смысла нет, - пояснил директор департамента транспорта Виталий Маслик.

Как всегда, чиновник посетовал на хроническую нехватку денег на обновление подвижного состава – в ближайшее время новые автобусы в Омск не поступят. Город не смог попасть в федеральную программу, по которой мог бы получить софинансирование на покупку автобусов на газомотороном топливе. Кроме этого, свой «вклад» в модернизацию парка внес кризис – перед Новым годом сорвался контракт между мэрией и производителем на покупку нового подвижного состава из-за того, что автобусы резко подорожали.

Виталий Маслик признает, что парк сильно изношен. Но другого выхода, кроме как выпускать на линию разваливающееся автобусы, нет. Вспомнил он и про 20-летние автобусы «кароса» и «мерседес».

- В зависимости от износа, пробега зависит срок эксплуатации автобусов. Бывает, что у него пробег 1,5 миллиона километров, а он нормален технически, а бывает, что пробег небольшой, а автобус уже негоден. Вообще, через 7 лет нужно списывать автобусы, но у нас работают автобусы «мерседес»  и «кароса» 1997 года выпуска. Признаюсь честно, потому, что они качественнее российских, - отметил чиновник.

Для того, чтобы хоть как-то сэкономить на запчастях, в ПАТП списанные автобусы разбирают и потом используют их для ремонта «оставшихся» в живых. Но такие запчасти долго не служат, поэтому транспорт ломается вновь.

То же самое можно сказать и про омские трамваи, которые впору отправлять в музей. Многие из них старше кондукторов и водителей.

Омские троллейбусы из-за старости еле двигаются 
Табличку с номером маршрута использовали как мишень

Выход из сложившейся в городском транспорте ситуации только один – необходима масштабная покупка автобусов, троллейбусов, трамваев. Но денег на это нет и не предвидется. Поэтому, скорее всего, через несколько лет городской пассажирский транспорт в Омске «скукожится» - на маршруты будут выходить только те автобусы и троллейбусы, которые приобретены в последние годы. А это не более 20% от имеющегося парка. Место списанного транспорта займут частники,  в том числе такие, как «Автосила» и «Стэнли». И омичи уже пересаживаются на маршрутки, ведь теперь нет даже ценовой разницы в 2 рубля.

- Езжу в основном на маршрутках, на автобусах редко. Раньше ездил по проездному, но теперь покупать его невыгодно – безлимитный сильно подорожал, - отметил Дмитрий, ожидавший на остановке «Дом печати» свою маршрутку.

Так что можно с уверенностью сказать, что произошедшее под Омском  24 июня страшное ДТП поставило не только диагноз омскому пассажирскому транспорту, но и крест на нем.