Поиск

Омичи редко используют реки в качестве транспортных артерий, однако в регионе только официально числится более 8 тысяч маломерных судов.

…Теплый летний день, единственный омский ресторан на воде «Баржа», оборудованный на настоящем плавсредстве, стоящем на приколе в районе Первомайского пляжа. Возникает необычное ощущение, когда баржу-ресторан слегка покачивает от набежавшей волны. В честь открытия «Баржи» проходит Yachting party. Гости подтягиваются не только со стороны берега, но и подплывают на катерах – ресторан успешно выполняет функцию причала. Несколько дорогих катеров, среди которых есть и иностранные, пришвартовываются по очереди, высаживая гостей.

Для немногочисленных омичей катер – уже не роскошь, а средство передвижения. Для чего люди обзаводятся не просто лодками, а катерами, на которых можно совершать длительные путешествия по рекам, морям и океанам? Что это? Понты? Выгодное вложение средств? Романтика? И почему наши реки так редко используются в качестве транспортных артерий? Попытаемся разобраться.

Кто на учете?

Вообще-то, по чисто субъективным ощущениям, средств передвижения по Иртышу стало гораздо меньше. И не только барж с песком или трубопрокатом, речных трамвайчиков или прогулочных кораблей. Личные лодки-моторки, катера, яхты, гидроциклы – сколько их осталось, бороздящих Иртыш, Омь и другие речки? За пару часов, к примеру, на Советском пляже, можно заметить всего 2–3 суденышка, а когда-то их было в разы больше.

Более-менее точный ответ можно получить в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Правда, в поле зрения этого подразделения МЧС находятся плавсредства массой более 200 кг и мощностью двигателя более 8 кВт, но длиной не более 20 метров и общей вместимостью не более 12 человек. Менее габаритные лодки на учет не ставятся, ну а более крупные катера и яхты должны попасть в Российский речной регистр.

– Всего в ГИМС регионального МЧС зарегистрировано более 8 тысяч судов, – рассказывает инспектор Дмитрий Сапожко, – из них серьезных катеров, стоимостью около 2 миллионов рублей и выше, около двухсот.

По словам Дмитрия Сапожко, далеко не все владельцы маломерных судов ставят их на учет, кто-то их не эксплуатирует, а просто хранит в гараже, а кто-то умышленно рисует «левые» номера, чтобы не платить налог. Штраф заплатить – дешевле выйдет. Хотя владелец того же катера – это априори человек небедный.

Сама регистрация и постановка на учет стоит 1700 рублей. Налог, кстати, исчисляется с лошадиной силы мотора. Можно ставить судно на учет только на время навигации.

Официально навигация в Омской области в этом году длится с 26 мая по 31 октября.  Эти сроки, особенно весной, часто нарушают на свой страх и риск. Правда, оштрафовать любителей водных прогулок сразу после ледохода могут разве что органы рыбоохраны.

Катер – как «плавучая «дача»

Договариваюсь о встрече с продавцом катера. Со второй попытки удается, первая сорвалась, поскольку тот катеровладелец, видимо, решил, что «такая корова нужна самому». В Константине с трудом узнаю своего бывшего соседа, жили рядом лет 20 назад. К счастью, он не слишком раздосадован, что зря у него отнимаю время, и с удовольствием рассказывает о своей красавице-лодке. Катеру 13 лет, финский, куплен на аукционе и в Омске всего два года.

– По сути, это мой второй дом, здесь можно жить, не мешая друг другу, впятером, именно столько спальных мест, а пассажиров может быть 12, – рассказывает Константин. – Имеются все удобства: санузел, душ, холодная и горячая вода, есть кухня с холодильником, электроплитой, микроволновкой.

Стоит б/у катер тоже как дом или квартира – около 2 млн рублей. А такой же новый вдвое дороже. Константин не скрывает, что владение «игрушкой» обходится недешево. Чтобы катер стал по-настоящему уютным, вложил в него около полумиллиона рублей на различный, назовем это, тюнинг. Недешево обходится и содержание судна.

Стоянка, скажем так, в комфортабельных условиях на лодочной станции –  от 16,5 тысячи в месяц. Если платить сразу за сезон, скидка – 20%. Можно, конечно, сэкономить, охраняемая стоянка на берегу при годовом обслуживании может стоить и 4 тысячи в месяц.

– Свой катер – это такой кайф и драйв! – делится Константин. – Это водный трейлер, если хотите, плавучая дача. Загрузились с семьей или компанией друзей, доплыли до какого-нибудь острова, пришвартовались, и отдыхаешь пару дней или больше. Не надо ни палаток, ни костров-котелков. Ваш дом со всеми удобствами рядом с вами!

Константин рассказал, что самым длительным его путешествием стал «рейс» до Ханты-Мансийска. Если бы не приболела дочка, дошли бы до Салехарда. Сам он знаком с путешественниками, которые бороздят любые реки и моря. Из Омска, кстати, можно даже совершить кругосветное путешествие, и это доказано командой яхты «Сибирь». Что касается катера, его можно перемещать и по суше.

– В комплектацию моего катера входит тележка, и его легко транспортировать при помощи автомобиля, – поясняет Константин. – Была мечта пройтись по рекам, к примеру, Красноярского края, но понял, что это влетит в такую  «копеечку».

На вопрос, не жалко ли расставаться с катером, Константин отвечает уклончиво. Но становится понятно, что содержание «игрушки» неоправданно дорого. На воду он выходит за навигацию 6–8 раз, и если поделить на эти несколько дней годовое обслуживание катера, то водный отдых оказывается очень недешевым удовольствием. К тому же продажная цена на водную технику не растет пропорционально курсу валют. Если перевести в евро вложения Константина, которые он сделал в свою лодку, получается, что ему даже не удастся вернуть свое при продаже.

– Зато получил столько положительных эмоций! – говорит катеровладелец. – Обязательно куплю взамен гидроцикл или водомет, чтобы сесть, погонять и убедиться, что жизнь прекрасна!

Где они «живут»?

Получается, что основное время катера и яхты находятся на приколе. Часть из них «живет» в гаражах и ангарах, есть в Омске и несколько лодочных станций.

По словам инспектора ГИМС Дмитрия Сапожко, самые дорогие суда сконцентрированы в яхт-клубе «Миллениум» в парке развлечений «Пиратский остров». Стоянка катеров и лодок «Кировец» расположена в районе ДОСААФ,  есть еще две лодочные станции  на Левом берегу, «Каучук» и «Дельфин», они  расположены в районе моста имени 60-летия ВЛКСМ.

Бросить якорь можно и в районе «Зеленого острова» в яхт-клубе. Недавно официально начала работать лодочная станция «Радуга» рядом с Советским пляжем.  Раньше там были просто охраняемые гаражи и ангары для катеров и лодок. Есть лодочная станция и на Оми, «Вертикаль-СЛ», расположена на ул. 2-й Линии.

Именно на лодочной станции при желании можно нанять катер или иное плавсредство.

Почем водные «покатушки»?

На одной из лодочных станций без особого труда нахожу небольшой катер со скучающим капитаном, назовем его так. Получасовая водная прогулка обходится мне в бутылку коньяка. Оказывается, это совсем недорого. Правда, уже с опозданием понимаю, что судоводитель, скорее всего, нетрезв. И на маленький гонорар повелся, чтобы лишний раз в магазин не ходить, ближайший находится далековато. В общем-то, пьяный «капитан» – «классика жанра». Катер делает головокружительные виражи, вспоминаю про то, что на воде надо бы иметь спасжилет, было бы намного спокойнее, но его нет, не вижу и спасательного круга.  

Но можно обойтись и без экстрима. На лодочных станциях официально предоставляется услуга проката судов. Есть и услуга «аренда капитана-судоводителя» за 1500 руб./час. А к примеру, прокат яхты до 10 человек обходится  в 10 тысяч руб./час, причем минимальный заказ – 3 часа.

Любопытно, что есть любители активного отдыха на воде, которые арендуют катера на сезон. Правда, такое возможно только при наличии обеспечения. То есть катеровладелец оформляет в качестве залога какое-то имущество арендатора. Размер аренды варьируется в зависимости от масштаба плавсредства и начинается от 5 тысяч рублей в месяц за 4-местный катер при условии оплаты целиком за всю навигацию (4–5 месяцев).

Итак, мы выяснили, в общем-то, очевидные вещи. Владение серьезным плавсредством требует не менее серьезных денежных вливаний. Омичи очень мало используют Иртыш и Омь в качестве транспортных артерий. Хлопотно это, да и инфраструктура отсутствует. Вот куда подевались небольшие причалы?

Лодки и лодочки, самодельные и серийного производства плоты, гидроциклы, катера и яхты – это скорее хобби (охота и рыбалка – отдельная тема). Нет у нас и такой услуги, как водное такси, и вряд ли будет – нерентабельно. Но все же имеется возможность устроить себе праздник и нанять катер или яхту, были бы деньги.

Диана Питерская

Фото barzha55.ru и из открытых источников

2738

Омичи редко используют реки в качестве транспортных артерий, однако в регионе только официально числится более 8 тысяч маломерных судов.

…Теплый летний день, единственный омский ресторан на воде «Баржа», оборудованный на настоящем плавсредстве, стоящем на приколе в районе Первомайского пляжа. Возникает необычное ощущение, когда баржу-ресторан слегка покачивает от набежавшей волны. В честь открытия «Баржи» проходит Yachting party. Гости подтягиваются не только со стороны берега, но и подплывают на катерах – ресторан успешно выполняет функцию причала. Несколько дорогих катеров, среди которых есть и иностранные, пришвартовываются по очереди, высаживая гостей.

Для немногочисленных омичей катер – уже не роскошь, а средство передвижения. Для чего люди обзаводятся не просто лодками, а катерами, на которых можно совершать длительные путешествия по рекам, морям и океанам? Что это? Понты? Выгодное вложение средств? Романтика? И почему наши реки так редко используются в качестве транспортных артерий? Попытаемся разобраться.

Кто на учете?

Вообще-то, по чисто субъективным ощущениям, средств передвижения по Иртышу стало гораздо меньше. И не только барж с песком или трубопрокатом, речных трамвайчиков или прогулочных кораблей. Личные лодки-моторки, катера, яхты, гидроциклы – сколько их осталось, бороздящих Иртыш, Омь и другие речки? За пару часов, к примеру, на Советском пляже, можно заметить всего 2–3 суденышка, а когда-то их было в разы больше.

Более-менее точный ответ можно получить в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Правда, в поле зрения этого подразделения МЧС находятся плавсредства массой более 200 кг и мощностью двигателя более 8 кВт, но длиной не более 20 метров и общей вместимостью не более 12 человек. Менее габаритные лодки на учет не ставятся, ну а более крупные катера и яхты должны попасть в Российский речной регистр.

– Всего в ГИМС регионального МЧС зарегистрировано более 8 тысяч судов, – рассказывает инспектор Дмитрий Сапожко, – из них серьезных катеров, стоимостью около 2 миллионов рублей и выше, около двухсот.

По словам Дмитрия Сапожко, далеко не все владельцы маломерных судов ставят их на учет, кто-то их не эксплуатирует, а просто хранит в гараже, а кто-то умышленно рисует «левые» номера, чтобы не платить налог. Штраф заплатить – дешевле выйдет. Хотя владелец того же катера – это априори человек небедный.

Сама регистрация и постановка на учет стоит 1700 рублей. Налог, кстати, исчисляется с лошадиной силы мотора. Можно ставить судно на учет только на время навигации.

Официально навигация в Омской области в этом году длится с 26 мая по 31 октября.  Эти сроки, особенно весной, часто нарушают на свой страх и риск. Правда, оштрафовать любителей водных прогулок сразу после ледохода могут разве что органы рыбоохраны.

Катер – как «плавучая «дача»

Договариваюсь о встрече с продавцом катера. Со второй попытки удается, первая сорвалась, поскольку тот катеровладелец, видимо, решил, что «такая корова нужна самому». В Константине с трудом узнаю своего бывшего соседа, жили рядом лет 20 назад. К счастью, он не слишком раздосадован, что зря у него отнимаю время, и с удовольствием рассказывает о своей красавице-лодке. Катеру 13 лет, финский, куплен на аукционе и в Омске всего два года.

– По сути, это мой второй дом, здесь можно жить, не мешая друг другу, впятером, именно столько спальных мест, а пассажиров может быть 12, – рассказывает Константин. – Имеются все удобства: санузел, душ, холодная и горячая вода, есть кухня с холодильником, электроплитой, микроволновкой.

Стоит б/у катер тоже как дом или квартира – около 2 млн рублей. А такой же новый вдвое дороже. Константин не скрывает, что владение «игрушкой» обходится недешево. Чтобы катер стал по-настоящему уютным, вложил в него около полумиллиона рублей на различный, назовем это, тюнинг. Недешево обходится и содержание судна.

Стоянка, скажем так, в комфортабельных условиях на лодочной станции –  от 16,5 тысячи в месяц. Если платить сразу за сезон, скидка – 20%. Можно, конечно, сэкономить, охраняемая стоянка на берегу при годовом обслуживании может стоить и 4 тысячи в месяц.

– Свой катер – это такой кайф и драйв! – делится Константин. – Это водный трейлер, если хотите, плавучая дача. Загрузились с семьей или компанией друзей, доплыли до какого-нибудь острова, пришвартовались, и отдыхаешь пару дней или больше. Не надо ни палаток, ни костров-котелков. Ваш дом со всеми удобствами рядом с вами!

Константин рассказал, что самым длительным его путешествием стал «рейс» до Ханты-Мансийска. Если бы не приболела дочка, дошли бы до Салехарда. Сам он знаком с путешественниками, которые бороздят любые реки и моря. Из Омска, кстати, можно даже совершить кругосветное путешествие, и это доказано командой яхты «Сибирь». Что касается катера, его можно перемещать и по суше.

– В комплектацию моего катера входит тележка, и его легко транспортировать при помощи автомобиля, – поясняет Константин. – Была мечта пройтись по рекам, к примеру, Красноярского края, но понял, что это влетит в такую  «копеечку».

На вопрос, не жалко ли расставаться с катером, Константин отвечает уклончиво. Но становится понятно, что содержание «игрушки» неоправданно дорого. На воду он выходит за навигацию 6–8 раз, и если поделить на эти несколько дней годовое обслуживание катера, то водный отдых оказывается очень недешевым удовольствием. К тому же продажная цена на водную технику не растет пропорционально курсу валют. Если перевести в евро вложения Константина, которые он сделал в свою лодку, получается, что ему даже не удастся вернуть свое при продаже.

– Зато получил столько положительных эмоций! – говорит катеровладелец. – Обязательно куплю взамен гидроцикл или водомет, чтобы сесть, погонять и убедиться, что жизнь прекрасна!

Где они «живут»?

Получается, что основное время катера и яхты находятся на приколе. Часть из них «живет» в гаражах и ангарах, есть в Омске и несколько лодочных станций.

По словам инспектора ГИМС Дмитрия Сапожко, самые дорогие суда сконцентрированы в яхт-клубе «Миллениум» в парке развлечений «Пиратский остров». Стоянка катеров и лодок «Кировец» расположена в районе ДОСААФ,  есть еще две лодочные станции  на Левом берегу, «Каучук» и «Дельфин», они  расположены в районе моста имени 60-летия ВЛКСМ.

Бросить якорь можно и в районе «Зеленого острова» в яхт-клубе. Недавно официально начала работать лодочная станция «Радуга» рядом с Советским пляжем.  Раньше там были просто охраняемые гаражи и ангары для катеров и лодок. Есть лодочная станция и на Оми, «Вертикаль-СЛ», расположена на ул. 2-й Линии.

Именно на лодочной станции при желании можно нанять катер или иное плавсредство.

Почем водные «покатушки»?

На одной из лодочных станций без особого труда нахожу небольшой катер со скучающим капитаном, назовем его так. Получасовая водная прогулка обходится мне в бутылку коньяка. Оказывается, это совсем недорого. Правда, уже с опозданием понимаю, что судоводитель, скорее всего, нетрезв. И на маленький гонорар повелся, чтобы лишний раз в магазин не ходить, ближайший находится далековато. В общем-то, пьяный «капитан» – «классика жанра». Катер делает головокружительные виражи, вспоминаю про то, что на воде надо бы иметь спасжилет, было бы намного спокойнее, но его нет, не вижу и спасательного круга.  

Но можно обойтись и без экстрима. На лодочных станциях официально предоставляется услуга проката судов. Есть и услуга «аренда капитана-судоводителя» за 1500 руб./час. А к примеру, прокат яхты до 10 человек обходится  в 10 тысяч руб./час, причем минимальный заказ – 3 часа.

Любопытно, что есть любители активного отдыха на воде, которые арендуют катера на сезон. Правда, такое возможно только при наличии обеспечения. То есть катеровладелец оформляет в качестве залога какое-то имущество арендатора. Размер аренды варьируется в зависимости от масштаба плавсредства и начинается от 5 тысяч рублей в месяц за 4-местный катер при условии оплаты целиком за всю навигацию (4–5 месяцев).

Итак, мы выяснили, в общем-то, очевидные вещи. Владение серьезным плавсредством требует не менее серьезных денежных вливаний. Омичи очень мало используют Иртыш и Омь в качестве транспортных артерий. Хлопотно это, да и инфраструктура отсутствует. Вот куда подевались небольшие причалы?

Лодки и лодочки, самодельные и серийного производства плоты, гидроциклы, катера и яхты – это скорее хобби (охота и рыбалка – отдельная тема). Нет у нас и такой услуги, как водное такси, и вряд ли будет – нерентабельно. Но все же имеется возможность устроить себе праздник и нанять катер или яхту, были бы деньги.

Диана Питерская

Фото barzha55.ru и из открытых источников

2738