Депутат Госдумы просит сообщать ему обо всех фактах нарушений в сфере дорожного строительства в Омской области. Он обещает разобраться.
В мае этого года депутат Государственной думы РФ от Омской области, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко предложил омичам дать оценку деятельности регионального правительства. Был открыт call-центр (тел. 433-477) по приему звонков от жителей Омска и районов области, обращения также можно было отправить через сайт www.olegdenisenko.ru.
За месяц Денисенко поступило 368 обращений от жителей города и области. Омичей беспокоит неисполнение чиновниками разного уровня, в том числе и областного правительства, своих прямых обязанностей, плохое качество дорог, очереди в детские сады, высокие коммунальные тарифы, непрозрачность (необоснованность) расчета тарифа на общедомовые нужды и многие другие накопившиеся за несколько лет проблемы.
Около 30% всех сообщений, поступивших депутату Денисенко, касаются состояния дорог. Ни в Омске, ни тем более в районах ни о каком качестве дорог говорить не приходится. По результатам экспертной оценки Агентства стратегических инициатив (АСИ), в городе Омске только 5% внутригородских дорог соответствуют современным стандартам качества и благоустройства дорог, а 67% являются опасными для транспорта (приводят к поломкам автотранспорта, ограничивают нормативную скорость передвижения, имеют высокий потенциал опасности дорожного движения).
Буквально каждый день омичи размещают в социальных сетях фото и видео, свидетельствующие об ужасающей ситуации на омских дорогах. Уже не эпизодическими являются случаи, когда автомобили попадают в ямы в дорожном покрытии, при этом мэр Вячеслав Двораковский только разводит руками и советует автолюбителям обращаться в ГИБДД, а затем претендовать на компенсацию.
Кто виноват в сложившейся катастрофической ситуации на наших дорогах? Ответственность должны нести чиновники профильных министерств и департаментов на уровне области и города. При размещении государственных и муниципальных заказов не контролируется качество работ, в результате основные городские магистрали (Красный Путь, Орджоникидзе, Герцена, Омская), которые за последние 4 года были капитально отремонтированы, изношены (вдумайтесь в эту цифру!) на 35%. Бордюры и ограждения пришли в негодность, невооруженным глазом видны трещины и ямы – все это следствие нежелания и неумения решать эту набившую оскомину проблему.
При этом омичи ежегодно платят транспортный налог, который идет в региональный бюджет, а потому возникает законный вопрос: как расходуются эти средства? Почему качество работ не проверяется, как положено? Почему нет никаких долгосрочных гарантийных обязательств со стороны подрядных организаций? Мы много говорим о том, что за рубежом такие организации в течение 3–5 лет проводят гарантийный ремонт дорог. В Омской области же практика перехода на долгосрочные контракты пока остается несбыточной. Дороги у нас дорогие, некачественные, при этом никто ни за что не отвечает.
Денисенко направил запрос на имя генерального прокурора Юрия Чайки с просьбой проверить расходование средств бюджетов всех уровней на дороги Омской области. Ответ пришел из прокуратуры Омской области.
Из ответа прокурора Омской области Анастаса Спиридонова следует, что потребность на 2015 год в затратах на выполнение капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог Омской области составляет 25 264 807 тыс. рублей. В то же время в бюджете на 2015 год запланировано 4 252 569 тыс. рублей, то есть это всего 16,8% от имеющейся потребности. Далее цитируем ответ из прокуратуры Омской области:
– В связи с непринятием органами власти и дорожными организациями надлежащих мер по содержанию и ремонту автомобильных дорог только в 2014 году прокурорами выявлены более 2000 нарушений федерального законодательства, внесены 1300 актов прокурорского реагирования, к различным видам ответственности привлечены более 450 должностных лиц. При этом органами прокуратуры области активно используются полномочия по обращению в суды с заявлениями об обязании устранить нарушения требований, предъявляемых к техническому состоянию автомобильных дорог общего пользования (за 2014 год – истекший период 2015 года направлено около 200 таких исковых заявлений).
Далее прокурор Спиридонов указывает на то, что было проведено обследование улиц Герцена, Орджоникидзе и Красный Путь, которое выявило «ненадлежащее состояние отдельных участков перечисленных автомобильных дорог, которое выразилось в отсутствии бордюрного камня и дорожной разметки, трещинах, разрушениях и колейности дорожного полотна. Причинами возникновения указанных нарушений послужило ненадлежащее содержание улично-дорожной сети и отсутствие должного контроля за деятельностью дорожно-ремонтных организаций со стороны органов местного самоуправления».
Также в ответе на депутатский запрос Олега Денисенко сказано, что «выявлены систематические факты проведения на территории города Омска дорожно-ремонтных работ с грубыми нарушениями требований, предъявляемых к температурному режиму окружающего воздуха». Фактически прокурор Омской области официально подтвердил то, что омичи видят каждый год – ремонтные работы у нас, как правило, начинаются осенью. При этом дорожников не смущает даже дождь – им главное вовремя отчитаться о проделанной работе.
Одним из результатов проверки, проведенной по депутатскому запросу Олега Денисенко, стало внесение представления мэру Омска об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности.
Ситуация в районах Омской области вообще катастрофическая. Еще в 2012 году Олег Илюшин, тогда заместитель министра строительства, транспорта и ЖКК, признавал, что 74% дорог в Омской области не соответствуют нормативам. Дороги севера Омской области размыты сильнейшим за 30 лет наводнением и пока ни от Виктора Назарова, ни от чиновников областного Минтранса не поступало никаких заявлений о том, в какие сроки эти дороги будут восстановлены. Пока решение только одно: жителям необходимо обращаться в прокуратуру, которая будет вынуждать областное правительство проводить ремонт.
И положительные примеры такого вынужденного давления есть. В начале июня этого года на лентах омских информагентств появилось сообщение о том, что прокуратура Саргатского района добилась в суде решения о ремонте дороги Саргатское – Михайловка – Новотроицк, которая соединяет 8 населенных пунктов. При этом основным аргументом ответчиков – регионального Минтранса и Управления дорожного хозяйства Омской области – был недостаток средств на ремонт дороги. Теперь, надо полагать, деньги найдутся.
– Я часто езжу по омским дорогам, бываю в районах и вижу реальное состояние дорог. Отсутствие качественной дорожной инфраструктуры – это показатель отсутствия работы областного министерства транспорта. Чиновники не хотят, не умеют решать эти проблемы. А судиться со своими же гражданами, которые платят транспортный налог, – это безответственно и глупо. Я призываю жителей Омской области сообщать мне обо всех фактах нарушений в сфере дорожного строительства. Если правительство Омской области не хочет решить дорожную проблему, значит моя задача, как депутата, использовать все возможные способы давления на областных чиновников. Но в сборе фактов мне нужна помощь омичей, – заявил Олег Денисенко.