Поиск

В Омске официально существует огромная свалка, которой нет. Точнее, она есть и не только вовсю функционирует, но и является сегодня единственным для миллионного города местом, куда на законных основаниях можно свозить твердые бытовые отходы. Речь о полигоне ООО «ЖКХ «Сервис». Но вот полностью ли отвечает законодательству само его существование – большой вопрос.

В феврале 2010 года 40 гектаров земли Надеждинского сельского поселения, что в 30 км от Омска, были переведены из земель сельскохозяйственного назначения в промышленные «в целях размещения полигона твердых бытовых отходов» и проданы в этих же целях ООО «ЖКХ «Сервис». На следующий год Росприроднадзор выдал ЖКХ «Сервис» лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. В начале 2012 года компания получила заключение на проект экологической госэкспертизы, а еще через два года – разрешение на строительство первой очереди полигона ТБО. Однако к этому времени сюда уже вовсю свозились отходы из города и ближайших населенных пунктов. В среднем по 380 тысяч кубометров в год.

Все бы ничего, принимает ЖКХ «Сервис» в Надеждино бытовые отходы и пусть себе принимает. Но в сентябре прошлого года природоохранная прокуратура требует закрыть два муниципальных полигона ТБО – в Ленинском и Кировском округах, каждый из которых в несколько раз мощнее Надеждинского, и Росприроднадзор не продлевает им закончившиеся по срокам лицензии. ЖКХ «Сервис» одномоментно становится монополистом в этой сфере – «все ТБО пусть будут хорониться там». О том, что это автоматически резко удорожает вывоз мусора, никто особо задумываться не стал.

Основания для непродления лицензий, спору нет, были. Изменения в федеральном законе однозначно запретили размещение свалок в черте населенного пункта. Кроме того, полигоны должны быть занесены в кадастр и зарегистрированы в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО).

Первую претензию вполне изящно устранили – решением горсовета передвинули границы Омска так, чтобы оба муниципальных полигона остались за чертой города. Но дальше дело не пошло. По представлению прокуратуры Росреестр снял Ленинский и Кировский полигоны с кадастрового учета, соответственно и в ГРОРО вносить их отказались.

Но это все бумажные формальности, что же мы имеем на деле? Если взглянуть на фото объектов Ленинского и Надеждинского полигонов, принадлежащих городу, – небо и земля. У первого нормальные строения, обихоженная, если так можно сказать о свалке, территория, у второго – настоящая свалка. Но даже не это главное. Не важно, кто будет эксплуатировать полигон ТБО. Важно, отвечает ли он потребностям города.

Вот это-то относительно Надеждинского полигона и его возможностей вызывает сомнения. Согласно проектной документации, по которой еще ничего не построено и неизвестно, будет ли, полигон сможет вместить 4 млн куб. м мусора. Но наш мегаполис «производит» в год 1,6-1,8 млн куб. м, то есть через 2-2,5 года возможности у ЖКХ «Сервис» будут исчерпаны. Стоит ли делать на него ставку, если есть площадки на порядок большей вместимости?

Теперь о самом странном во всей этой истории. С точки зрения закона, у ЖКХ «Сервис» вообще никакого полигона нет. Сама компания заявляет, что он будет построен и поставлен на учет в ГРОРО не раньше ноября будущего года. Об этом хорошо известно и в Росприроднадзоре, который провел проверку полигона, обнаружил массу нарушений и еще в сентябре подал в Советский суд иск о признании деятельности ЖКХ «Сервис» в части сбора и захоронения ТБО незаконной. Этого суд признавать не стал, но обязал компанию ввести полигон в эксплуатацию в означенные ею сроки.

Тем не менее, тот же Росприроднадзор, противореча материалам собственной проверки, не отзывает у ЖКХ «Сервис» лицензию на захоронение ТБО, регистрирует полигон как объект в ГРОРО и закрывает глаза на то, что полигона по захоронению ТБО как такового в Надеждино просто не существует. К нему нет даже подъездной дороги, не говоря уж о дорожном покрытии на самой территории и профильтрационных экранах. В акте проверки перечислены 13 предусмотренных проектом и не построенных объектов и еще 8 нарушений природоохранного законодательства.

Звоним заместителю руководителя Управления Росприроднадзора по Омской области Сергею Еремину. На главный вопрос – почему Надеждинский полигон внесен в ГРОРО и получил лицензию без обязательного по закону акта ввода объекта в эксплуатацию, чиновник ответить так и не смог. Зато рассказал о том, что нельзя его закрывать, так как тогда ТБО вообще некуда будет возить, и посетовал на нерадивых мусоровозов, которые сбрасывают свой груз по обочинам Красноярского тракта.

Будто Еремину неизвестно, что возить мусор больше некуда по причине закрытия двух вполне работоспособных муниципальных полигонов в Ленинском и Кировском округах. А «нерадивость» мусорщиков – следствие того, что Надеждинский полигон не приспособлен к приему такого объема ТБО, который на него свалился, кроме того, в распутицу к нему почти невозможно проехать.

Услышав такие возражения, зам руководителя ведомства стал рассуждать о лоббировании интересов определенных коммерческих структур. Но почему с таким же успехом (если не большем) нельзя говорить о том, что как раз Росприроднадзор всячески лоббирует интересы совершенно определенной коммерческой структуры – ЖКХ «Сервис»?

В нашем случае ото всего происходящего страдают интересы города и населения. Компании, эксплуатирующие Ленинский и Кировский полигоны, не являются их собственниками, земля эта и все что на ней расположено – муниципальное имущество, а «Норма Плюс» и «Экотехнологии» всего лишь арендаторы, каким в будущем может стать любой, тот же ЖКХ «Сервис». В отличие от Надеждинского полигона, где и участок и строения сугубо частные. Что произойдет, если эту землю кто-то купит, а учитывая, что единственный учредитель ЖКХ «Сервис» – НПО «Мостовик», это совсем не исключено, и решит построить здесь нечто другое?

Если же говорить о населении, то для него ситуация оборачивается вот чем. Сейчас суд разрешил Ленинскому и Кировскому полигонам работать до конца года, но только в режиме временного накопления. То есть возить туда мусор можно, но потом его надо вывезти в Надеждино. У клининговой компании «Норма Плюс», арендующей у города Ленинский полигон, тариф подскочил с 92 рублей за кубометр мусора до 231 рубля. Причем почти половина этой суммы – 108 рублей – расходы на перевозку ТБО за 60 с лишним километров в Надеждино. Стоит ли говорить, кому придется покрывать эту разницу?

Есть и еще один аспект. Согласно изменениям в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29 декабря 2014 года, все лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности действуют только до 30 июня этого года (сейчас продлили до октября). Что потом? Не проще ли было не заваривать всю эту кашу, а разрешить эксплуатацию муниципальных полигонов, которые составляют имущество казны, до ввода в строй нового, отвечающего всем современным требованиям полигона, тем более что инвесторы на него уже есть? Или все же возобладали чьи-то интересы?

Кирилл Драгомилов

1789

В Омске официально существует огромная свалка, которой нет. Точнее, она есть и не только вовсю функционирует, но и является сегодня единственным для миллионного города местом, куда на законных основаниях можно свозить твердые бытовые отходы. Речь о полигоне ООО «ЖКХ «Сервис». Но вот полностью ли отвечает законодательству само его существование – большой вопрос.

В феврале 2010 года 40 гектаров земли Надеждинского сельского поселения, что в 30 км от Омска, были переведены из земель сельскохозяйственного назначения в промышленные «в целях размещения полигона твердых бытовых отходов» и проданы в этих же целях ООО «ЖКХ «Сервис». На следующий год Росприроднадзор выдал ЖКХ «Сервис» лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. В начале 2012 года компания получила заключение на проект экологической госэкспертизы, а еще через два года – разрешение на строительство первой очереди полигона ТБО. Однако к этому времени сюда уже вовсю свозились отходы из города и ближайших населенных пунктов. В среднем по 380 тысяч кубометров в год.

Все бы ничего, принимает ЖКХ «Сервис» в Надеждино бытовые отходы и пусть себе принимает. Но в сентябре прошлого года природоохранная прокуратура требует закрыть два муниципальных полигона ТБО – в Ленинском и Кировском округах, каждый из которых в несколько раз мощнее Надеждинского, и Росприроднадзор не продлевает им закончившиеся по срокам лицензии. ЖКХ «Сервис» одномоментно становится монополистом в этой сфере – «все ТБО пусть будут хорониться там». О том, что это автоматически резко удорожает вывоз мусора, никто особо задумываться не стал.

Основания для непродления лицензий, спору нет, были. Изменения в федеральном законе однозначно запретили размещение свалок в черте населенного пункта. Кроме того, полигоны должны быть занесены в кадастр и зарегистрированы в Государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО).

Первую претензию вполне изящно устранили – решением горсовета передвинули границы Омска так, чтобы оба муниципальных полигона остались за чертой города. Но дальше дело не пошло. По представлению прокуратуры Росреестр снял Ленинский и Кировский полигоны с кадастрового учета, соответственно и в ГРОРО вносить их отказались.

Но это все бумажные формальности, что же мы имеем на деле? Если взглянуть на фото объектов Ленинского и Надеждинского полигонов, принадлежащих городу, – небо и земля. У первого нормальные строения, обихоженная, если так можно сказать о свалке, территория, у второго – настоящая свалка. Но даже не это главное. Не важно, кто будет эксплуатировать полигон ТБО. Важно, отвечает ли он потребностям города.

Вот это-то относительно Надеждинского полигона и его возможностей вызывает сомнения. Согласно проектной документации, по которой еще ничего не построено и неизвестно, будет ли, полигон сможет вместить 4 млн куб. м мусора. Но наш мегаполис «производит» в год 1,6-1,8 млн куб. м, то есть через 2-2,5 года возможности у ЖКХ «Сервис» будут исчерпаны. Стоит ли делать на него ставку, если есть площадки на порядок большей вместимости?

Теперь о самом странном во всей этой истории. С точки зрения закона, у ЖКХ «Сервис» вообще никакого полигона нет. Сама компания заявляет, что он будет построен и поставлен на учет в ГРОРО не раньше ноября будущего года. Об этом хорошо известно и в Росприроднадзоре, который провел проверку полигона, обнаружил массу нарушений и еще в сентябре подал в Советский суд иск о признании деятельности ЖКХ «Сервис» в части сбора и захоронения ТБО незаконной. Этого суд признавать не стал, но обязал компанию ввести полигон в эксплуатацию в означенные ею сроки.

Тем не менее, тот же Росприроднадзор, противореча материалам собственной проверки, не отзывает у ЖКХ «Сервис» лицензию на захоронение ТБО, регистрирует полигон как объект в ГРОРО и закрывает глаза на то, что полигона по захоронению ТБО как такового в Надеждино просто не существует. К нему нет даже подъездной дороги, не говоря уж о дорожном покрытии на самой территории и профильтрационных экранах. В акте проверки перечислены 13 предусмотренных проектом и не построенных объектов и еще 8 нарушений природоохранного законодательства.

Звоним заместителю руководителя Управления Росприроднадзора по Омской области Сергею Еремину. На главный вопрос – почему Надеждинский полигон внесен в ГРОРО и получил лицензию без обязательного по закону акта ввода объекта в эксплуатацию, чиновник ответить так и не смог. Зато рассказал о том, что нельзя его закрывать, так как тогда ТБО вообще некуда будет возить, и посетовал на нерадивых мусоровозов, которые сбрасывают свой груз по обочинам Красноярского тракта.

Будто Еремину неизвестно, что возить мусор больше некуда по причине закрытия двух вполне работоспособных муниципальных полигонов в Ленинском и Кировском округах. А «нерадивость» мусорщиков – следствие того, что Надеждинский полигон не приспособлен к приему такого объема ТБО, который на него свалился, кроме того, в распутицу к нему почти невозможно проехать.

Услышав такие возражения, зам руководителя ведомства стал рассуждать о лоббировании интересов определенных коммерческих структур. Но почему с таким же успехом (если не большем) нельзя говорить о том, что как раз Росприроднадзор всячески лоббирует интересы совершенно определенной коммерческой структуры – ЖКХ «Сервис»?

В нашем случае ото всего происходящего страдают интересы города и населения. Компании, эксплуатирующие Ленинский и Кировский полигоны, не являются их собственниками, земля эта и все что на ней расположено – муниципальное имущество, а «Норма Плюс» и «Экотехнологии» всего лишь арендаторы, каким в будущем может стать любой, тот же ЖКХ «Сервис». В отличие от Надеждинского полигона, где и участок и строения сугубо частные. Что произойдет, если эту землю кто-то купит, а учитывая, что единственный учредитель ЖКХ «Сервис» – НПО «Мостовик», это совсем не исключено, и решит построить здесь нечто другое?

Если же говорить о населении, то для него ситуация оборачивается вот чем. Сейчас суд разрешил Ленинскому и Кировскому полигонам работать до конца года, но только в режиме временного накопления. То есть возить туда мусор можно, но потом его надо вывезти в Надеждино. У клининговой компании «Норма Плюс», арендующей у города Ленинский полигон, тариф подскочил с 92 рублей за кубометр мусора до 231 рубля. Причем почти половина этой суммы – 108 рублей – расходы на перевозку ТБО за 60 с лишним километров в Надеждино. Стоит ли говорить, кому придется покрывать эту разницу?

Есть и еще один аспект. Согласно изменениям в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29 декабря 2014 года, все лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности действуют только до 30 июня этого года (сейчас продлили до октября). Что потом? Не проще ли было не заваривать всю эту кашу, а разрешить эксплуатацию муниципальных полигонов, которые составляют имущество казны, до ввода в строй нового, отвечающего всем современным требованиям полигона, тем более что инвесторы на него уже есть? Или все же возобладали чьи-то интересы?

Кирилл Драгомилов

1789