Поиск

По лестнице АЙ-ТИ в будущее идти!

Для сегодняшних школьников и студентов информационные технологии открывают реальные возможности и серьезные перспективы. С ними связан целый ряд современных профессий, разговор о которых шел на недавней онлайн-конференции в «МК» с участием директора департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России Марины Левиной. Мероприятие вызвало заметный интерес у читателей. И это понятно: ведь данная компания в помощь современной российской молодежи организует всевозможные образовательные проекты и, что самое главное, рабочие места здесь, в России, а не где-то за бугром.

Неизбежное будущее

Почти полвека назад мечта о компьютере на каждом столе казалась многим обыкновенной научной фантастикой. Однако уже на наших глазах мир стал другим: ныне многие из нас и дня не способны прожить без удобных гаджетов. Мы так крепко привязаны к мобильным устройствам, что зачастую этого даже просто не замечаем. Информационные технологии используются в частной жизни и в работе, и их роль со временем будет только расти. Но проблема в том, что в данной сфере чрезвычайно мало хороших специалистов. А прогресс в этой, как и в любой другой области, зависит именно от них.

Большинство из нас привыкли искать самую разную информацию в Интернете, совершать покупки в онлайн-магазинах, приятельствовать в соцсетях. С каждым днем наши многочисленные девайсы делаются все умнее и способны непрерывно взаимодействовать друг с другом.

Вообразите себе город, где в инфраструктуру интегрированы, скажем, дорожные сенсоры. Данные с них круглосуточно подпитывают аналитику дорожной ситуации и регулируют светофоры, в то время как автомобили в реальном времени получают эту аналитику и согласуют свое движение в соответствии с ней. Таким образом, водители могут корректировать маршрут, а городские власти сокращать пробки.

Все мы сегодня незаметно для себя вовлечены в начальный этап реализации подобных проектов, отражающих один из значимых технологических трендов последнего времени — так называемый «Интернет вещей».

Речь идет о физических объектах, объединенных в сеть, которые могут взаимодействовать с внешней средой или друг с другом. В каждодневной жизни это означает, что утюг сможет самостоятельно анализировать типы тканей и автоматически выбирать наиболее оптимальные режимы глажки. Ну а если вы забудете его дома включенным, он позвонит вам на мобильный и спросит, стоит ли ему отключить питание.

Еще один глобальный тренд на рынке ИТ — это Big Data. Благодаря новейшим технологиям сейчас стало возможно обрабатывать, структурировать и анализировать огромные массивы данных и получать выводы, которые могут помочь в ведении бизнеса. Такую ситуацию предвидел еще в 2002 году научно-фантастический фильм американского режиссера Спилберга. В фильме «Особое мнение» трое провидцев предугадывают еще не совершенные преступления, а реклама в торговых центрах отображается только с учетом потребностей конкретных людей, которые проходят мимо нее.

И вот минуло всего лишь 13 лет, а предсказательная аналитика нам уже не кажется научной фантастикой. Для примера, предсказание результатов последней премии «Оскар» вышло предельно точным. Их удалось получить при помощи поисковой системы Bing и голосового ассистента Cortana (программа просто отвечала на поставленный вопрос: «Кто получит «Оскар» в этом году?»).

Bing был готов дать верные прогнозы на предстоящую 87-ю церемонию вручения «Оскара» накануне событий. Поисковая машина «поставила» 37% на то, что картина «Бердмен» победит в номинации лучшего фильма 2015 года. Кроме того, поисковик на удивление верно предсказал победителей номинаций «За лучшую режиссуру», «Лучший актер» и «Лучшая актриса».

Для реализации подобных проектов, как вы понимаете, требуются мощнейшие вычислительные центры и технологии, которые способны защитить их от взлома, обеспечить бесперебойную работу, а, значит, и требуется большое количество специалистов, способных такие технологии создавать.

Другое важное направление современной ИТ-сферы — машинное обучение, т.е. работы над созданием самообучающихся технологий, которые не просто готовы выполнять задания человека, но и сами в состоянии понимать контекст, предвидеть желания и исполнять их. Скажем, на завтрак вы едите одну и ту же кашу, которую по инструкции нужно разогревать одну минуту. Вы же предпочитаете более горячую пищу — микроволновка проанализирует ваши действия и через какое-то время будет автоматически продлевать время нагрева, скажем, до двух минут. Другой пример — роботы-пылесосы, которых боятся домашние животные, смогут после определенного знакомства с питомцем идентифицировать его в пространстве и объезжать, чтобы не травмировать животное.

И ведь это еще не все сюрпризы из будущего: искусственный интеллект и роботы довольно скоро будут помогать нам выполнять самую рутинную работу. Сверхсовременные машины смогут не только понимать задания людей, но и предугадывать их, выстраивать последовательность действий и распознавать информацию в определенном контексте. Но самое главное — они смогут обучаться самостоятельно!

Машинное обучение лежит на стыке информационных технологий, статистики и инженерии и может применяться в любой области человеческой деятельности, предполагающей интерпретацию данных с последующей реакцией на полученные результаты. Это может быть ранняя медицинская диагностика на основе анализа образа жизни человека, исходя, скажем, из списка его ежедневных покупок, или автоматическая настройка режимов работы бытовой техники под предпочтения конкретного владельца.

Совершенно ясно — информационные технологии — не обособленная область знаний, а необходимая составляющая практически любой сферы человеческой жизни, от искусства и науки до домашних хобби и благотворительности. В сфере ИТ существует ощутимое разнообразие профессий: веб-дизайнеры, программисты, разработчики, тестировщики, аналитики, руководители и т.д. В 5—7-летней перспективе больше всего будут цениться специалисты, работающие на стыке информационных технологий и других наук: ИТ-генетики, биоинформатики, аналитики больших данных, специалисты по искусственному интеллекту, робототехнике, «умным» городам и другие. И хотя спектр профессий в сфере информационных технологий весьма разнообразен, базовые знания по информатике нужны всем: любой современный специалист должен понимать, что такое компьютерные технологии и как с ними работать.

Для того чтобы подрастающее поколение могло понять, каким будет мир будущего, и по достоинству оценить перспективность и престижность работы в ИТ-индустрии, государство планомерно разрабатывает образовательные программы и проводит профориентационные мероприятия. А планов по частно-государственному партнерству в этой сфере очень и очень много.

Где учат ИТ

Отечественная ИТ-сфера сегодня переживает бурное развитие, испытывая при этом серьезный недостаток соответствующих специалистов. И все это при том, что в нашей стране довольно много талантливых ребят. И, увы, по данным автора, почти половина молодых специалистов стремится сегодня продать свои услуги на Запад или ведущим азиатским странам.

По мнению отраслевых экспертов, в ближайшее время дефицит кадров будет только возрастать, так как возникнут новые, пока что еще не существующие специальности на стыке ИТ и прочих научных областей.

По официальным данным Минкомсвязи, в ближайшие 5—7 лет российскому ИТ-рынку понадобятся не менее 350 тысяч квалифицированных экспертов, программистов и разработчиков. Сегодня же только около 10% школьников сдают ЕГЭ по информатике, поэтому получив ИТ-специальность, теперешний студент всего через несколько лет сможет стать востребованным высокооплачиваемым специалистом или же успешным предпринимателем. Почему? Потому что ИТ-рынок переживает кадровый голод! Как известно, существует даже госзаказ на ИТ-специальности в российских вузах. А если учесть, что, по статистике, 90 процентов выпускников выбирают профессию неосознанно, то своего рода стимулирование профориентации является делом вполне оправданным.

В связи с этим основной задачей на пути увеличения количества ИТ-кадров в России является активная популяризация информационных технологий среди молодежи.

Как пояснила на прошедшей в «МК» онлайнконференции Марина Левина: « Талантливые программисты сегодня являются выпускниками самых разных российских вузов. Считается, что самые актуальные и полные знания в области программирования можно получить в МГТУ им. Н.Э. Баумана, на факультете ВМК МГУ им. Ломоносова, в МФТИ, МИФИ, МЭСИ. Однако стать отличным программистом можно и по окончании других вузов. Дополнительные курсы, тренинги и семинары, а также участие в конкурсах и образовательных программах крупнейших ИТ-компаний помогут молодым специалистам в профессиональном и карьерном развитии».

Различные крупные ИТ-компании также уделяют подготовке молодых специалистов много внимания. Всем известный Microsoft проводит в нашей стране целый ряд программ обучения, ориентированных на разные возрастные группы: от школьников — до студентов. В меню проектов компании «Твой курс: ИТ для молодежи», школьный конкурс «Магистр кода» и студенческий — Imagine Cup, различные стажировки, гранты и программы поддержки. Но продвинутые программы для обучения есть и у других IT-компаний — та же «Лаборатория Касперского» или «1С» выпускают образовательные продукты и пособия.

В ходе акции «Час кода», прошедшей при поддержке Министерства науки и образования и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, а также крупнейших ИТ-компаний, представленных в России, в школах прошли открытые уроки информатики. В основном они проходили в 5—6-х классах.

Спецакция «Час кода» прошла в необычном для российских школьников формате, который позволил детям и их родителям оценить важность такого предмета, как информатика, в школьной программе и, возможно, определить информационные технологии как сферу дальнейшего обучения и построения карьеры.

«Одна из главных задач школы сегодня — подготовить учеников к выбору направления своей будущей профессиональной деятельности. К осознанному выбору, который зависит от личных интересов, индивидуальных особенностей и способностей, — отметила в ходе всероссийской акции «Час кода» директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Зырянова. — Проводя во всех школах России акцию «Час кода», мы хотим привлечь внимание учащихся и их родителей к одной из самых перспективных на данный момент сфер деятельности — информационным технологиям. Уверена, что часть ребят, принявших участие в ней, всерьез заинтересуется IT-отраслью».

В «Часе кода» приняли участие почти 70% общего числа школьников в России. После успеха акции компанией Microsoft был проведен новый конкурс для детей — «Магистр кода». Главная цель, которую преследовали организаторы, — стремление мотивировать талантливых ребят со всей страны развиваться в крайне перспективной на сегодняшний день IT-отрасли. В конкурсе могли принять участие школьники в возрасте от 12 до 17 лет, для чего им было нужно зарегистрироваться на сайте www.masterofcode.ru и создать свой проект, в одной из трех категорий: игры, мобильные приложения и веб-сайты.

Победителей конкурса «Магистр кода» ждала возможность побороться за поездку в штабквартиру Microsoft в США на международный финал крупнейшего международного технологического конкурса Imagine Cup.

В финал состязания вышли 9 претендентов, из них жюри выбрало три самых сильных. В категории «Игры» первое место занял Иван Копылов (18 лет, г. Жигулевск) с проектом «Space of Hero». Проект «Лучшие вузы России» Данила Балавнева (16 лет, г. Магнитогорск) стал лучшим в категории «Мобильные приложения». Илья Дементьев (15 лет, г. Альметьевск) с проектом Protecty.me занял первое место в категории «Сайты», именно ему достался билет в штаб-квартиру Microsoft. Он разработал технологию, не позволяющую злоумышленникам получить доступ к сообщениям пользователей в социальных сетях и мэссенджерах даже при получении доступа к аккаунту.

На конкурс присылали работы со всей страны. И пускай не все участники выигрывают в подобных состязаниях, зато именно благодаря их существованию уже со школьной скамьи у молодых людей появляется отличная возможность проявить свои способности и направить свою любовь к компьютерам и гаджетам в русло будущего жизненного успеха.

Начните воображать

В качестве старта талантливым студентам с их проектами лучше всего начинать с участия в международном конкурсе ИТ-проектов Imagine Cup («Кубок воображения»).

В первом конкурсе Imagine Cup в 2003 году приняли участие 2000 студентов из 25 стран. На сегодняшний день в различных образовательных программах и мероприятиях Imagine Cup задействованы более 1,65 млн студентов.

В 2005 году российская команда с проектом OmniMusic одержала победу в категории «Программные проекты». OmniMusic позволяет музыкантам присоединяться к сообществу, находить пользователей со схожими интересами и исполнительским уровнем через Интернет, а также устраивать концерты в распределенном окружении и транслировать их в режиме реального времени с помощью технологии IP multicasting.

В 2014 году российской победительницей Международного финала в категории «Игры» стала команда Brainy Studio с платформенной игрой Turn On, повествующей историю одной искры, которая пытается восстановить электроэнергию в городе. В конце апреля этого года ребята преобразовали свой проект в настоящий стартап и выпустили Turn On для Windows Phone. Уже более 15 000 пользователей скачали игру в магазине Windows Phone Store.

«Кажется, что международный финал — это далекое и почти нереальное событие, победить в котором практически невозможно. На самом деле эмоционально сложнее всего пройти региональный этап, — поясняет Евгений Ромин, руководитель команды-победителя международного финала Imagine Cup 2014. — С каждым этапом становится все легче, очень большая поддержка от судей и зрителей, главное — любить свое дело и не бросать начатое. Microsoft — единственная компания, которая проводит такие масштабные конкурсы, к тому же, с нашей точки зрения, ни одна другая платформа не дает столько возможностей для реализации технологических проектов. Мы искренне желаем удачи номинантам этого года, вера в себя и серьезная подготовка — самые правильные спутники успеха».

Российский финал Imagine Cup стал яркой выставкой инноваций и перспективных идей талантливых ребят со всей страны. Его посетили более 400 гостей из разных регионов России. Участники смогли не только поболеть за команды, но и послушать доклады ведущих экспертов ИТ-индустрии.

Победителями российского финала этого года стали: в категории «Инновации» победила команда Lexy (Сколтех, г. Москва) с одноименным проектом. Ребята создали электронный помощник, наделенный искусственной личностью, с которой человеку интересно общаться. в категории «Социальные проекты» победила команда Galvani Bionix (МФТИ, г. Москва), разработавшая Myoarm Control System. Универсальная платформа для бесконтактного управления устройствами основана на регистрации поверхностных электромиографических сигналов мышц человека. Система может быть в первую очередь полезной инвалидам с отсутствием верхних конечностей. в категории «Игры» победа досталась команде IzHard (СПбГУ, г. Санкт-Петербург) с проектом «OVIVO» — игрой-платформером, герой которой путешествует по чернобелому абстрактному миру.

По лестнице успеха

Итак, развитие сферы образования и поддержка молодых специалистов входят в число приоритетных задач для любой крупной ИТ-компании. С учетом этого в 2012 году в рамках глобальной инициативы компанией Microsoft YouthSpark была создана «образовательная лестница», которая объединяет широкий спектр дополняющих друг друга программ, направленных на поддержку молодых людей от 6 до 24 лет в их стремлении реализовать свой потенциал в трех направлениях: образовании, трудоустройстве и предпринимательстве.

« Образовательная лестница » Microsoft YouthSpark включает в себя специализированные программы обучения, сертификации и стажировки студентов, технологические конкурсы и доступ к передовым технологиям, консультационную, техническую и онлайн-поддержку для молодых специалистов и начинающих предпринимателей. Она построена таким образом, чтобы комплексно охватить широкую молодежную аудиторию, условно говоря, в трех группах: дети в возрасте 6 — 12 лет, подростки 13 — 17 лет, молодежь 18 — 24 лет. Для каждой группы есть свой набор программ.

На профориентацию молодежи в сфере информационных технологий и повышение престижности ИТ-специальностей направлен еще один проект — «Твой курс: ИТ для молодежи». Он поможет молодым людям познакомиться с возможностями построения карьеры в ИТ и познакомиться с основами программирования и ИТ-предпринимательства по тренинговым программам и курсам для самообразования.

Таким образом, советует директор департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России Марина Левина, если речь идет о выборе профессии именно программиста, то упор нужно делать на математику, информатику и точные науки. Если о работе в сфере информационных технологий, то помочь может любой гуманитарный предмет или естественно-научная дисциплина: история, обществоведение, биология, химия и даже литература.

Каждый добивается желаемого по-своему, и участие в конкурсах или спецпрограммах не является непреложной аксиомой успеха в сфере IT. Не обязательно иметь и природный талант или быть гением-программистом — важнее быть усердным, целеустремленным и верить в правильность выбранного пути. Верить в его востребованность и стараться быть созвучным поступательному развитию цивилизации. Необходимы также самостоятельные занятия по важным для будущей профессии предметам и наукам. Ведь не всегда везет с хорошими учителями в той же школе.

Тем, кто действительно желает связать свою судьбу с многоплановой и увлекательной IT-сферой, необходимо сознавать, что именно сегодня и именно сейчас появились все основные возможности для того, чтобы раскрыть себя и стать качественным и перспективным специалистом, которого всегда будет ждать хороший заработок и который «с руками и ногами» будет востребован на российском IT-рынке.

Московский комсомолец

По лестнице АЙ-ТИ в будущее идти!

Для сегодняшних школьников и студентов информационные технологии открывают реальные возможности и серьезные перспективы. С ними связан целый ряд современных профессий, разговор о которых шел на недавней онлайн-конференции в «МК» с участием директора департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России Марины Левиной. Мероприятие вызвало заметный интерес у читателей. И это понятно: ведь данная компания в помощь современной российской молодежи организует всевозможные образовательные проекты и, что самое главное, рабочие места здесь, в России, а не где-то за бугром.

Неизбежное будущее

Почти полвека назад мечта о компьютере на каждом столе казалась многим обыкновенной научной фантастикой. Однако уже на наших глазах мир стал другим: ныне многие из нас и дня не способны прожить без удобных гаджетов. Мы так крепко привязаны к мобильным устройствам, что зачастую этого даже просто не замечаем. Информационные технологии используются в частной жизни и в работе, и их роль со временем будет только расти. Но проблема в том, что в данной сфере чрезвычайно мало хороших специалистов. А прогресс в этой, как и в любой другой области, зависит именно от них.

Большинство из нас привыкли искать самую разную информацию в Интернете, совершать покупки в онлайн-магазинах, приятельствовать в соцсетях. С каждым днем наши многочисленные девайсы делаются все умнее и способны непрерывно взаимодействовать друг с другом.

Вообразите себе город, где в инфраструктуру интегрированы, скажем, дорожные сенсоры. Данные с них круглосуточно подпитывают аналитику дорожной ситуации и регулируют светофоры, в то время как автомобили в реальном времени получают эту аналитику и согласуют свое движение в соответствии с ней. Таким образом, водители могут корректировать маршрут, а городские власти сокращать пробки.

Все мы сегодня незаметно для себя вовлечены в начальный этап реализации подобных проектов, отражающих один из значимых технологических трендов последнего времени — так называемый «Интернет вещей».

Речь идет о физических объектах, объединенных в сеть, которые могут взаимодействовать с внешней средой или друг с другом. В каждодневной жизни это означает, что утюг сможет самостоятельно анализировать типы тканей и автоматически выбирать наиболее оптимальные режимы глажки. Ну а если вы забудете его дома включенным, он позвонит вам на мобильный и спросит, стоит ли ему отключить питание.

Еще один глобальный тренд на рынке ИТ — это Big Data. Благодаря новейшим технологиям сейчас стало возможно обрабатывать, структурировать и анализировать огромные массивы данных и получать выводы, которые могут помочь в ведении бизнеса. Такую ситуацию предвидел еще в 2002 году научно-фантастический фильм американского режиссера Спилберга. В фильме «Особое мнение» трое провидцев предугадывают еще не совершенные преступления, а реклама в торговых центрах отображается только с учетом потребностей конкретных людей, которые проходят мимо нее.

И вот минуло всего лишь 13 лет, а предсказательная аналитика нам уже не кажется научной фантастикой. Для примера, предсказание результатов последней премии «Оскар» вышло предельно точным. Их удалось получить при помощи поисковой системы Bing и голосового ассистента Cortana (программа просто отвечала на поставленный вопрос: «Кто получит «Оскар» в этом году?»).

Bing был готов дать верные прогнозы на предстоящую 87-ю церемонию вручения «Оскара» накануне событий. Поисковая машина «поставила» 37% на то, что картина «Бердмен» победит в номинации лучшего фильма 2015 года. Кроме того, поисковик на удивление верно предсказал победителей номинаций «За лучшую режиссуру», «Лучший актер» и «Лучшая актриса».

Для реализации подобных проектов, как вы понимаете, требуются мощнейшие вычислительные центры и технологии, которые способны защитить их от взлома, обеспечить бесперебойную работу, а, значит, и требуется большое количество специалистов, способных такие технологии создавать.

Другое важное направление современной ИТ-сферы — машинное обучение, т.е. работы над созданием самообучающихся технологий, которые не просто готовы выполнять задания человека, но и сами в состоянии понимать контекст, предвидеть желания и исполнять их. Скажем, на завтрак вы едите одну и ту же кашу, которую по инструкции нужно разогревать одну минуту. Вы же предпочитаете более горячую пищу — микроволновка проанализирует ваши действия и через какое-то время будет автоматически продлевать время нагрева, скажем, до двух минут. Другой пример — роботы-пылесосы, которых боятся домашние животные, смогут после определенного знакомства с питомцем идентифицировать его в пространстве и объезжать, чтобы не травмировать животное.

И ведь это еще не все сюрпризы из будущего: искусственный интеллект и роботы довольно скоро будут помогать нам выполнять самую рутинную работу. Сверхсовременные машины смогут не только понимать задания людей, но и предугадывать их, выстраивать последовательность действий и распознавать информацию в определенном контексте. Но самое главное — они смогут обучаться самостоятельно!

Машинное обучение лежит на стыке информационных технологий, статистики и инженерии и может применяться в любой области человеческой деятельности, предполагающей интерпретацию данных с последующей реакцией на полученные результаты. Это может быть ранняя медицинская диагностика на основе анализа образа жизни человека, исходя, скажем, из списка его ежедневных покупок, или автоматическая настройка режимов работы бытовой техники под предпочтения конкретного владельца.

Совершенно ясно — информационные технологии — не обособленная область знаний, а необходимая составляющая практически любой сферы человеческой жизни, от искусства и науки до домашних хобби и благотворительности. В сфере ИТ существует ощутимое разнообразие профессий: веб-дизайнеры, программисты, разработчики, тестировщики, аналитики, руководители и т.д. В 5—7-летней перспективе больше всего будут цениться специалисты, работающие на стыке информационных технологий и других наук: ИТ-генетики, биоинформатики, аналитики больших данных, специалисты по искусственному интеллекту, робототехнике, «умным» городам и другие. И хотя спектр профессий в сфере информационных технологий весьма разнообразен, базовые знания по информатике нужны всем: любой современный специалист должен понимать, что такое компьютерные технологии и как с ними работать.

Для того чтобы подрастающее поколение могло понять, каким будет мир будущего, и по достоинству оценить перспективность и престижность работы в ИТ-индустрии, государство планомерно разрабатывает образовательные программы и проводит профориентационные мероприятия. А планов по частно-государственному партнерству в этой сфере очень и очень много.

Где учат ИТ

Отечественная ИТ-сфера сегодня переживает бурное развитие, испытывая при этом серьезный недостаток соответствующих специалистов. И все это при том, что в нашей стране довольно много талантливых ребят. И, увы, по данным автора, почти половина молодых специалистов стремится сегодня продать свои услуги на Запад или ведущим азиатским странам.

По мнению отраслевых экспертов, в ближайшее время дефицит кадров будет только возрастать, так как возникнут новые, пока что еще не существующие специальности на стыке ИТ и прочих научных областей.

По официальным данным Минкомсвязи, в ближайшие 5—7 лет российскому ИТ-рынку понадобятся не менее 350 тысяч квалифицированных экспертов, программистов и разработчиков. Сегодня же только около 10% школьников сдают ЕГЭ по информатике, поэтому получив ИТ-специальность, теперешний студент всего через несколько лет сможет стать востребованным высокооплачиваемым специалистом или же успешным предпринимателем. Почему? Потому что ИТ-рынок переживает кадровый голод! Как известно, существует даже госзаказ на ИТ-специальности в российских вузах. А если учесть, что, по статистике, 90 процентов выпускников выбирают профессию неосознанно, то своего рода стимулирование профориентации является делом вполне оправданным.

В связи с этим основной задачей на пути увеличения количества ИТ-кадров в России является активная популяризация информационных технологий среди молодежи.

Как пояснила на прошедшей в «МК» онлайнконференции Марина Левина: « Талантливые программисты сегодня являются выпускниками самых разных российских вузов. Считается, что самые актуальные и полные знания в области программирования можно получить в МГТУ им. Н.Э. Баумана, на факультете ВМК МГУ им. Ломоносова, в МФТИ, МИФИ, МЭСИ. Однако стать отличным программистом можно и по окончании других вузов. Дополнительные курсы, тренинги и семинары, а также участие в конкурсах и образовательных программах крупнейших ИТ-компаний помогут молодым специалистам в профессиональном и карьерном развитии».

Различные крупные ИТ-компании также уделяют подготовке молодых специалистов много внимания. Всем известный Microsoft проводит в нашей стране целый ряд программ обучения, ориентированных на разные возрастные группы: от школьников — до студентов. В меню проектов компании «Твой курс: ИТ для молодежи», школьный конкурс «Магистр кода» и студенческий — Imagine Cup, различные стажировки, гранты и программы поддержки. Но продвинутые программы для обучения есть и у других IT-компаний — та же «Лаборатория Касперского» или «1С» выпускают образовательные продукты и пособия.

В ходе акции «Час кода», прошедшей при поддержке Министерства науки и образования и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, а также крупнейших ИТ-компаний, представленных в России, в школах прошли открытые уроки информатики. В основном они проходили в 5—6-х классах.

Спецакция «Час кода» прошла в необычном для российских школьников формате, который позволил детям и их родителям оценить важность такого предмета, как информатика, в школьной программе и, возможно, определить информационные технологии как сферу дальнейшего обучения и построения карьеры.

«Одна из главных задач школы сегодня — подготовить учеников к выбору направления своей будущей профессиональной деятельности. К осознанному выбору, который зависит от личных интересов, индивидуальных особенностей и способностей, — отметила в ходе всероссийской акции «Час кода» директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Зырянова. — Проводя во всех школах России акцию «Час кода», мы хотим привлечь внимание учащихся и их родителей к одной из самых перспективных на данный момент сфер деятельности — информационным технологиям. Уверена, что часть ребят, принявших участие в ней, всерьез заинтересуется IT-отраслью».

В «Часе кода» приняли участие почти 70% общего числа школьников в России. После успеха акции компанией Microsoft был проведен новый конкурс для детей — «Магистр кода». Главная цель, которую преследовали организаторы, — стремление мотивировать талантливых ребят со всей страны развиваться в крайне перспективной на сегодняшний день IT-отрасли. В конкурсе могли принять участие школьники в возрасте от 12 до 17 лет, для чего им было нужно зарегистрироваться на сайте www.masterofcode.ru и создать свой проект, в одной из трех категорий: игры, мобильные приложения и веб-сайты.

Победителей конкурса «Магистр кода» ждала возможность побороться за поездку в штабквартиру Microsoft в США на международный финал крупнейшего международного технологического конкурса Imagine Cup.

В финал состязания вышли 9 претендентов, из них жюри выбрало три самых сильных. В категории «Игры» первое место занял Иван Копылов (18 лет, г. Жигулевск) с проектом «Space of Hero». Проект «Лучшие вузы России» Данила Балавнева (16 лет, г. Магнитогорск) стал лучшим в категории «Мобильные приложения». Илья Дементьев (15 лет, г. Альметьевск) с проектом Protecty.me занял первое место в категории «Сайты», именно ему достался билет в штаб-квартиру Microsoft. Он разработал технологию, не позволяющую злоумышленникам получить доступ к сообщениям пользователей в социальных сетях и мэссенджерах даже при получении доступа к аккаунту.

На конкурс присылали работы со всей страны. И пускай не все участники выигрывают в подобных состязаниях, зато именно благодаря их существованию уже со школьной скамьи у молодых людей появляется отличная возможность проявить свои способности и направить свою любовь к компьютерам и гаджетам в русло будущего жизненного успеха.

Начните воображать

В качестве старта талантливым студентам с их проектами лучше всего начинать с участия в международном конкурсе ИТ-проектов Imagine Cup («Кубок воображения»).

В первом конкурсе Imagine Cup в 2003 году приняли участие 2000 студентов из 25 стран. На сегодняшний день в различных образовательных программах и мероприятиях Imagine Cup задействованы более 1,65 млн студентов.

В 2005 году российская команда с проектом OmniMusic одержала победу в категории «Программные проекты». OmniMusic позволяет музыкантам присоединяться к сообществу, находить пользователей со схожими интересами и исполнительским уровнем через Интернет, а также устраивать концерты в распределенном окружении и транслировать их в режиме реального времени с помощью технологии IP multicasting.

В 2014 году российской победительницей Международного финала в категории «Игры» стала команда Brainy Studio с платформенной игрой Turn On, повествующей историю одной искры, которая пытается восстановить электроэнергию в городе. В конце апреля этого года ребята преобразовали свой проект в настоящий стартап и выпустили Turn On для Windows Phone. Уже более 15 000 пользователей скачали игру в магазине Windows Phone Store.

«Кажется, что международный финал — это далекое и почти нереальное событие, победить в котором практически невозможно. На самом деле эмоционально сложнее всего пройти региональный этап, — поясняет Евгений Ромин, руководитель команды-победителя международного финала Imagine Cup 2014. — С каждым этапом становится все легче, очень большая поддержка от судей и зрителей, главное — любить свое дело и не бросать начатое. Microsoft — единственная компания, которая проводит такие масштабные конкурсы, к тому же, с нашей точки зрения, ни одна другая платформа не дает столько возможностей для реализации технологических проектов. Мы искренне желаем удачи номинантам этого года, вера в себя и серьезная подготовка — самые правильные спутники успеха».

Российский финал Imagine Cup стал яркой выставкой инноваций и перспективных идей талантливых ребят со всей страны. Его посетили более 400 гостей из разных регионов России. Участники смогли не только поболеть за команды, но и послушать доклады ведущих экспертов ИТ-индустрии.

Победителями российского финала этого года стали: в категории «Инновации» победила команда Lexy (Сколтех, г. Москва) с одноименным проектом. Ребята создали электронный помощник, наделенный искусственной личностью, с которой человеку интересно общаться. в категории «Социальные проекты» победила команда Galvani Bionix (МФТИ, г. Москва), разработавшая Myoarm Control System. Универсальная платформа для бесконтактного управления устройствами основана на регистрации поверхностных электромиографических сигналов мышц человека. Система может быть в первую очередь полезной инвалидам с отсутствием верхних конечностей. в категории «Игры» победа досталась команде IzHard (СПбГУ, г. Санкт-Петербург) с проектом «OVIVO» — игрой-платформером, герой которой путешествует по чернобелому абстрактному миру.

По лестнице успеха

Итак, развитие сферы образования и поддержка молодых специалистов входят в число приоритетных задач для любой крупной ИТ-компании. С учетом этого в 2012 году в рамках глобальной инициативы компанией Microsoft YouthSpark была создана «образовательная лестница», которая объединяет широкий спектр дополняющих друг друга программ, направленных на поддержку молодых людей от 6 до 24 лет в их стремлении реализовать свой потенциал в трех направлениях: образовании, трудоустройстве и предпринимательстве.

« Образовательная лестница » Microsoft YouthSpark включает в себя специализированные программы обучения, сертификации и стажировки студентов, технологические конкурсы и доступ к передовым технологиям, консультационную, техническую и онлайн-поддержку для молодых специалистов и начинающих предпринимателей. Она построена таким образом, чтобы комплексно охватить широкую молодежную аудиторию, условно говоря, в трех группах: дети в возрасте 6 — 12 лет, подростки 13 — 17 лет, молодежь 18 — 24 лет. Для каждой группы есть свой набор программ.

На профориентацию молодежи в сфере информационных технологий и повышение престижности ИТ-специальностей направлен еще один проект — «Твой курс: ИТ для молодежи». Он поможет молодым людям познакомиться с возможностями построения карьеры в ИТ и познакомиться с основами программирования и ИТ-предпринимательства по тренинговым программам и курсам для самообразования.

Таким образом, советует директор департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России Марина Левина, если речь идет о выборе профессии именно программиста, то упор нужно делать на математику, информатику и точные науки. Если о работе в сфере информационных технологий, то помочь может любой гуманитарный предмет или естественно-научная дисциплина: история, обществоведение, биология, химия и даже литература.

Каждый добивается желаемого по-своему, и участие в конкурсах или спецпрограммах не является непреложной аксиомой успеха в сфере IT. Не обязательно иметь и природный талант или быть гением-программистом — важнее быть усердным, целеустремленным и верить в правильность выбранного пути. Верить в его востребованность и стараться быть созвучным поступательному развитию цивилизации. Необходимы также самостоятельные занятия по важным для будущей профессии предметам и наукам. Ведь не всегда везет с хорошими учителями в той же школе.

Тем, кто действительно желает связать свою судьбу с многоплановой и увлекательной IT-сферой, необходимо сознавать, что именно сегодня и именно сейчас появились все основные возможности для того, чтобы раскрыть себя и стать качественным и перспективным специалистом, которого всегда будет ждать хороший заработок и который «с руками и ногами» будет востребован на российском IT-рынке.

Московский комсомолец