Поиск

За два месяца только в одну юридическую фирму, занимающуюся исками граждан к банкам, обратилось более пятидесяти омичей. В чем причина?

Омичи, как и многие россияне, уже привыкли переплачивать, тем более когда дело касается кредитов. Если нужны деньги, и нужны они срочно, люди часто закрывают глаза на чрезмерные аппетиты банков. Бывает и другая ситуация: клиенты даже не знают, что оплачивают кучу дополнительных услуг. Но правовое сознание потребителей растет, и омичи  все чаще пытаются отстоять свои права. Корреспондент РИА «Омск-Информ» собрал несколько кредитных историй, чтобы показать, как это бывает на практике.

Не то, чем кажется

В 2014 году омичка Наталья Пахомова запланировала купить в кредит подержанную иномарку. В одном из банков ей предложили кредит на двести пятьдесят тысяч рублей под 36 процентов на три года. Кроме того, добавили еще одно обязательное условие.

– Мне сказали, что положительного решения без страхования жизни я вряд ли дождусь, – рассказала Наталья. – Но до этого мне уже отказали в двух банках, поэтому я уступила. Тем более что и сама программа показалась полезной:  страхуется жизнь и здоровье, на первую и вторую группы инвалидности.

К нужной сумме кредита прибавили еще 66 тысяч на страховку – общий долг вырос до 316 тысяч. Оказалось, что Наталья переплатила: стандартная ставка по медицинским страховкам ниже в пять раз! Кроме того, на деле получается, что навязанная страховка обращена вовсе не на жизнь и здоровье человека.

– С подобными случаями к нам только за два месяца обратилось более 50 граждан, – говорит Андрей Задворнов из компании «Омский юрист». – Во всех случаях размер страховой выплаты совпадает с размером кредитной задолженности. То есть, если наступает страховой случай – человек компенсации не видит: банк просто забирает эти деньги на закрытие кредита. И анализ договоров подтверждает, что банк на самом деле в очередной раз страхует свои финансовые риски, но никак не здоровье клиента. Зато за его счет! Между прочим, эти риски всегда застрахованы банком отдельно и... включены в кредитный процент.

Что интересно, сумма страховой выплаты зависит от суммы оставшегося долга – то есть со временем снижается. Грустный курьез: в последний месяц кредита жизнь человека уже почти ничего не стоит.

Он «неправильно» умер

Кроме того, банки не торопятся признавать случай страховым и ищут лазейки, доказывая: клиент заболел или умер «неправильно». К примеру, если застрахованный умер от инфаркта, а банку становится известно, что этот человек курил, его могут выдать за хронического сердечника и отказать в компенсации – были и такие инциденты.

– За страхование в банке ему пришлось платить почти сто тысяч, – вспоминает супруга умершего клиента одного из банков. – В итоге в компенсации отказали, а долг упал на меня. Пыталась судиться, но юристы у банка оказались сильные и свели все к анкете, которую мой муж, оказывается, не до конца заполнил.

Поэтому, коль уж приходится идти на навязанную страховку, важно максимально подробно заполнить анкету – указать даже увлечения, вплоть до занятий плаванием и парашютным спортом.

Извините, передумал

Неужели банковский произвол не остановить? Решение нашлось: в июле прошлого года вышел закон о потребительском кредитовании, о котором до сих пор знают далеко не все.

– У человека появилось право за две недели передумать и расторгнуть договор страхования, – разъясняет Андрей Задворнов. – То есть при оформлении кредита, коль уж менеджер настаивает, можно и согласиться на «жизнь-здоровье», а через два дня прийти и сказать: извините, передумал, верните деньги. Банк не имеет права отказать – в законе это прописано, но не так явно, как хотелось бы, из-за чего каждый раз правоту приходится доказывать. Что особенно важно – банк не имеет права менять кредитную ставку после расторжения страхового договора.

Почему? Во-первых, нельзя менять процентную ставку в одностороннем порядке. Во-вторых, станет очевидным тот факт, что приобретение одной услуги обуславливает приобретение другой. А таким нарушением с радостью займутся Центробанк и Роспотребнадзор.

Компенсацию – на новую страховку

Омич Николай П. уже вернул пятьдесят тысяч, уплаченные за псевдостраховку жизни. Суд оказался на его стороне и сумму компенсировал полностью. Получив свои деньги, Николай тут же вложил часть из них в... страховку жизни и здоровья! Но в этот раз полис дополнительного медицинского страхования обошелся ему меньше чем в десять тысяч. Сумма максимальной выплаты получилась даже чуть больше – на двадцать две тысячи.

– Дело это полезное, когда условия страхования нормальные, – прокомментировал Николай. – И, как ни странно, именно навязанная банком страховка дала мне понять, что в жизни бывает всякое.

Согласно прейскуранту компании «Аско-жизнь» страхование жизни даже по самой дорогой программе, защищающей от несчастного случая и болезни, с выплатой в 250 тысяч обходится примерно в 7 500 рублей.

Для вас – бесплатно

Ситуацию прокомментировали в Роспотребнадзоре:

– Согласно закону «О защите прав потребителей» банки при предоставлении потребительского кредита должны изначально обеспечивать возможность заключения соответствующего договора без возложения на заемщика каких-либо дополнительных обременений помимо тех, которые сводятся к обязанности возвратить кредитору полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее, – прокомментировала Галина Гладких, пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Омской области.

А Наталье Пахомовой выплаченные за страховку деньги тоже компенсировали. Важно отметить и то, что подобные иски не облагаются государственной пошлиной и потому для людей бесплатны. А вот для банка наказание предусмотрено жесткое – штраф в 50 процентов от страховой суммы. Так что бороться с поборами банков можно и нужно. 

Антон Малахевич

1199

За два месяца только в одну юридическую фирму, занимающуюся исками граждан к банкам, обратилось более пятидесяти омичей. В чем причина?

Омичи, как и многие россияне, уже привыкли переплачивать, тем более когда дело касается кредитов. Если нужны деньги, и нужны они срочно, люди часто закрывают глаза на чрезмерные аппетиты банков. Бывает и другая ситуация: клиенты даже не знают, что оплачивают кучу дополнительных услуг. Но правовое сознание потребителей растет, и омичи  все чаще пытаются отстоять свои права. Корреспондент РИА «Омск-Информ» собрал несколько кредитных историй, чтобы показать, как это бывает на практике.

Не то, чем кажется

В 2014 году омичка Наталья Пахомова запланировала купить в кредит подержанную иномарку. В одном из банков ей предложили кредит на двести пятьдесят тысяч рублей под 36 процентов на три года. Кроме того, добавили еще одно обязательное условие.

– Мне сказали, что положительного решения без страхования жизни я вряд ли дождусь, – рассказала Наталья. – Но до этого мне уже отказали в двух банках, поэтому я уступила. Тем более что и сама программа показалась полезной:  страхуется жизнь и здоровье, на первую и вторую группы инвалидности.

К нужной сумме кредита прибавили еще 66 тысяч на страховку – общий долг вырос до 316 тысяч. Оказалось, что Наталья переплатила: стандартная ставка по медицинским страховкам ниже в пять раз! Кроме того, на деле получается, что навязанная страховка обращена вовсе не на жизнь и здоровье человека.

– С подобными случаями к нам только за два месяца обратилось более 50 граждан, – говорит Андрей Задворнов из компании «Омский юрист». – Во всех случаях размер страховой выплаты совпадает с размером кредитной задолженности. То есть, если наступает страховой случай – человек компенсации не видит: банк просто забирает эти деньги на закрытие кредита. И анализ договоров подтверждает, что банк на самом деле в очередной раз страхует свои финансовые риски, но никак не здоровье клиента. Зато за его счет! Между прочим, эти риски всегда застрахованы банком отдельно и... включены в кредитный процент.

Что интересно, сумма страховой выплаты зависит от суммы оставшегося долга – то есть со временем снижается. Грустный курьез: в последний месяц кредита жизнь человека уже почти ничего не стоит.

Он «неправильно» умер

Кроме того, банки не торопятся признавать случай страховым и ищут лазейки, доказывая: клиент заболел или умер «неправильно». К примеру, если застрахованный умер от инфаркта, а банку становится известно, что этот человек курил, его могут выдать за хронического сердечника и отказать в компенсации – были и такие инциденты.

– За страхование в банке ему пришлось платить почти сто тысяч, – вспоминает супруга умершего клиента одного из банков. – В итоге в компенсации отказали, а долг упал на меня. Пыталась судиться, но юристы у банка оказались сильные и свели все к анкете, которую мой муж, оказывается, не до конца заполнил.

Поэтому, коль уж приходится идти на навязанную страховку, важно максимально подробно заполнить анкету – указать даже увлечения, вплоть до занятий плаванием и парашютным спортом.

Извините, передумал

Неужели банковский произвол не остановить? Решение нашлось: в июле прошлого года вышел закон о потребительском кредитовании, о котором до сих пор знают далеко не все.

– У человека появилось право за две недели передумать и расторгнуть договор страхования, – разъясняет Андрей Задворнов. – То есть при оформлении кредита, коль уж менеджер настаивает, можно и согласиться на «жизнь-здоровье», а через два дня прийти и сказать: извините, передумал, верните деньги. Банк не имеет права отказать – в законе это прописано, но не так явно, как хотелось бы, из-за чего каждый раз правоту приходится доказывать. Что особенно важно – банк не имеет права менять кредитную ставку после расторжения страхового договора.

Почему? Во-первых, нельзя менять процентную ставку в одностороннем порядке. Во-вторых, станет очевидным тот факт, что приобретение одной услуги обуславливает приобретение другой. А таким нарушением с радостью займутся Центробанк и Роспотребнадзор.

Компенсацию – на новую страховку

Омич Николай П. уже вернул пятьдесят тысяч, уплаченные за псевдостраховку жизни. Суд оказался на его стороне и сумму компенсировал полностью. Получив свои деньги, Николай тут же вложил часть из них в... страховку жизни и здоровья! Но в этот раз полис дополнительного медицинского страхования обошелся ему меньше чем в десять тысяч. Сумма максимальной выплаты получилась даже чуть больше – на двадцать две тысячи.

– Дело это полезное, когда условия страхования нормальные, – прокомментировал Николай. – И, как ни странно, именно навязанная банком страховка дала мне понять, что в жизни бывает всякое.

Согласно прейскуранту компании «Аско-жизнь» страхование жизни даже по самой дорогой программе, защищающей от несчастного случая и болезни, с выплатой в 250 тысяч обходится примерно в 7 500 рублей.

Для вас – бесплатно

Ситуацию прокомментировали в Роспотребнадзоре:

– Согласно закону «О защите прав потребителей» банки при предоставлении потребительского кредита должны изначально обеспечивать возможность заключения соответствующего договора без возложения на заемщика каких-либо дополнительных обременений помимо тех, которые сводятся к обязанности возвратить кредитору полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее, – прокомментировала Галина Гладких, пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Омской области.

А Наталье Пахомовой выплаченные за страховку деньги тоже компенсировали. Важно отметить и то, что подобные иски не облагаются государственной пошлиной и потому для людей бесплатны. А вот для банка наказание предусмотрено жесткое – штраф в 50 процентов от страховой суммы. Так что бороться с поборами банков можно и нужно. 

Антон Малахевич

1199