Жителям Омска продолжают навязывать дополнительные услуги при оформлении полиса ОСАГО. В итоге полис получается практически «золотым».
Главная новость последних дней в сфере автострахования – Центробанк запретил компании «Росгосстрах» заключать новые договоры по ОСАГО. Регулятор обвинил крупнейшего игрока в сфере автострахования в непредоставлении автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованном отказе в заключении договора ОСАГО и навязывании дополнительных услуг. Только с начала апреля на компанию поступило свыше 2300 жалоб.
Между тем претензии, которые ЦБ предъявляет к «Росгосстраху», являются весьма типичными для отрасли. Несмотря на то что с 12 апреля полисы ОСАГО подорожали сразу на 40%, страховщики продолжают сетовать на убыточность бизнеса и под этим предлогом буквально разоряют многих автовладельцев, навязывая им дополнительные услуги. Если оплатить все, полис получается практически «золотым».
Чтобы убедиться в этом, корреспондент РИА «Омск-Информ» прошел всех страховщиков на Советском авторынке – даже после двукратного увеличения цен купить «чистый» полис ОСАГО без допуслуг здесь не получится. Те, кто не желают доплачивать, простаивают в очередях, а некоторые на свой страх и риск покупают поддельные полисы.
Привет, автобус!
Очередной автовладелец вышел от страховщика с круглыми глазами – про выросшую стоимость ОСАГО, оказывается, пока знают не все. Жалко паренька, купившего первую машину – двадцатилетнюю Toyota. За иномарку насчитали... шестнадцать с лишним тысяч. В крыльях дыры, в ПТС – 125 «кобыл», которые сейчас стоят ой как дорого. И пусть добрая часть из них уже отошла в мир иной, все равно платить парню придется по полной программе.
С 12 апреля стоимость страховок выросла от 40 до 60%. Для автолюбителей, страховавших машину год назад, новые цифры стали откровением.
– Страховщики говорят, что максимальные выплаты по ОСАГО тоже увеличились (со 120 до 400 тысяч рублей. – РИА «Омск-Информ»), – говорит водитель Алексей. – Но еще, простите, год назад я мог докупить эти же триста тысяч дополнительным соглашением к базовой страховке всего-то за пятьсот рублей. А сейчас они мне фактически в четыре тысячи обходятся.
ОСАГО на «калину» Алексея стоит восемь с половиной тысяч. Со страховкой автолюбитель решил повременить – нет в семейном бюджете лишних денег. Теперь вспоминает молодость, передвигаясь на автобусе. А за руль садится только в крайнем случае и крестится, проезжая мимо сотрудников ДПС.
Цены, которым омские автолюбители не перестают удивляться:
Ваз-2110 (80 л.с.) Водитель: 21 год, стаж 1 год |
Toyota Carina (135 л.с.) Водитель: 24 года, стаж 2 года |
Merscedes S600 (360 л.с.) Водитель: 30 лет, стаж 8 лет |
ОСАГО: 13 200 руб. |
ОСАГО: 15 700 руб. |
ОСАГО: 10 600 |
Дополнительное страхование жизни |
Страховой дом ВСК – от 800 руб. |
Ингосстрах – от 950 руб. |
РЕСО-Гарантия – от 2 000 руб. |
Добровольно-принудительно
Покупка «чистого» полиса ОСАГО давно стала проблемой. В последнее время страховщики начали откровенно неохотно оформлять полисы или совсем отказывать, объясняя это тем, что автогражданская ответственность стала для них убыточной. Заветный бланк оказывался в руках автовладельца лишь в том случае, если он был готов купить к нему в придачу массу допуслуг. Которые в сумме стоили чуть не дороже, чем само ОСАГО.
– Не хочешь платить две тысячи сверху – становись в очередь месяца на три, мне так сказали, – поделился Владимир Сергеев, автолюбитель, страховавший машину в январе. – Я, конечно, заплатил.
После апрельского поднятия цен Российский союз страховщиков торжественно пообещал закончить саботаж и гарантировал, что проблем с приобретением ОСАГО отныне не будет. А государство объявило о 50-тысячных штрафах для должностных лиц, отказавших в продаже страховки или навязывавших дополнительные услуги. И что же? На Советском авторынке даже по новым ценам купить «чистый» полис ОСАГО без допуслуг не получается. Самым популярным по-прежнему остается страхование жизни. Цена вопроса колеблется от 800 до 2000 рублей.
– Попробуйте застраховаться в головных офисах, но будут там длинные очереди, – в один голос предупреждают страховые брокеры.
По словам автолюбителей, сейчас при определенном упорстве все-таки можно застраховаться без «допов». В одних компаниях записаться можно в лучшем случае через неделю, в других практикуют живую очередь, которая начинается еще с улицы.
И что поменялось? Предъявить страховщику в сущности нечего: предложение встать в очередь – это ведь не прямой отказ. А в крайнем случае у специалиста «вдруг» начинаются сбои в компьютере, программа перестает что-то «видеть», а напоследок (как назло!) пропадают бланки.
Нарушитель поневоле
Активизировались и мошенники. Поддельный полис можно купить в Интернете за полторы-две тысячи рублей. На свой страх и риск, только для того, чтобы предъявить сотруднику ДПС и не получить штраф 800 рублей. Но, само собой, в случае ДТП платить придется из своего кармана.
– Да, знаю на что иду, – признался таксист Александр. – Живу в районе, аварии у нас – редкость. А в город выбираюсь нечасто.
Александр нарушает закон не из вредности – он не может позволить себе отдать десять тысяч за страховку. А ездить надо – иначе семья без хлеба останется. Потому сейчас вдвойне осторожен за рулем незаконопослушный водитель.
А ведь могут такой полис продать и как «честный», по рыночной стоимости. Водителя в таком случае, помимо аварии, будет ждать еще один неприятный сюрприз. Рецепт тут один – не страховаться у кого попало.
Проверить свой полис по десятизначному номеру можно на сайте Российского союза автостраховщиков – autoins.ru. Вариантов обмана, по их словам, несколько: клиенту продают либо «потерянный» страховой компанией чистый бланк, либо поддельный, номер которого может совпадать с номером реального полиса. И хоть подлоги регулярно всплывают, мошенников от этого меньше не становится. А законопослушным водителям остается лишь платить деньги и быть внимательными.
Антон Малахевич
Фото автора и из открытых источников