Поиск

Такие необычные гастроли

Об этой страничке своей биографии актеры-вахтанговцы никогда не забывали. Омск для всех, переживших два суровых военных года на берегах Иртыша и Оми, навсегда стал по-особому родным  городом, городом-побратимом. «Выделить жилье в центре» 22 октября 1941 года газета «Омская правда» сообщила читателям, что московский государственный театр им. Евгения Вахтангова приехал на гастроли. Но это не были гастроли. Веселое слово из довоенного прошлого, как и вышедший в войну феерический фильм «Антон Иванович сердится» с вахтанговкой Людмилой Целиковской в главной роли нужны были для утешения, для камуфляжа чрезвычайных и горестных обстоятельств, символами нормальной жизни. «Гастролеров» сначала привезли в школу. В актовом зале (он же физкультурный) стояли кровати в три ряда. Кому не хватило кроватей, спали на полу. 23 сентября Омским горисполкомом было принято решение № 1901 «О расселении работников театра им. Вахтангова»: «Предложить исполкомам Куйбышевского и Сталинского райсоветов расселить работников театра им. Евгения Вахтангова: в Сталинском районе – 150 чел., в Куйбышевском районе – 100 чел.». Сталинский район позднее был назван Центральным. Сохранившиеся в архиве списки дают представление о том, как были устроены вахтанговцы. Так, например, актер А. Тутышкин получил 20 кв. метров жилплощади по адресу: ул. Рабиновича, 66; Ц. Мансурова – 25 кв. метров на ул. Третьяковской, 20; М. Державин – 32 кв. метра в доме № 30 по улице Лермонтова; Б. Захава – 30 кв. метров по ул. Герцена, 18. Это примеры удачного расселения. Большинство актеров и сотрудников получили гораздо более скромные комнаты. Но всем жилье было предоставлено в центре Омска. Самые дальние от театра улицы – Кемеровская, Учебная, Красных Зорь. А именитые вахтанговцы – Рубен Симонов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и директор театра Яков Рыжакин хлопотами областной власти были поселены по соседству с театром – в двух лучших кирпичных домах того времени. Это было знаком большого уважения к театру и его артистам. Два театра под одной крышей Вообще-то было принято решение на время перевести Омский драматический театр в Тару, а здание отдать в безраздельное пользование вахтанговцам. Но главный режиссер Омской драмы Лина Самборская сумела отстоять интересы своей труппы. На север театр не поехал. В Омске от безысходности ситуации был поставлен уникальный художественный  эксперимент сосуществования двух совершенно разных театральных коллективов под одной крышей. Беда может поссорить, а может объединить. К чести артистов, отношения коллег из вахтанговского и омского театров не были омрачены размолвками, а тем более ссорами, завистью. Был взаимный интерес. И примеры сотрудничества. Композитор из Москвы А. Голубенцев написал музыку к спектаклю «Давным-давно», поставленному Л. Самборской. Режиссер Б. Захава поставил в омском театре спектакль по пьесе Л. Леонова «Нашествие».  Объединяли общие трудности. Обедали вместе в театральном подвале. Неизбежные очереди, глиняные чашки, коронное блюдо, одно для всех – чечевичная похлебка. По другим воспоминаниям – жидкий капустный суп на первое, тушеная капуста – на второе. Мастера сцены Москвы и Омска равно терпели нужду, голод, холод. И не роптали. Было очень стыдно роптать, показаться капризным или избалованным. Хорошим тоном считалось быть выше быта, не обращать внимания на трудности, не ныть, не жаловаться. Из двух совершенно разных родословных древ театров на время родилась одна большая семья. А в семьях случаются родственные сближения, а также переезды. Так вахтанговцы полюбили омского актера Сергея Лукьянова и пригласили его сначала участвовать в своих спектаклях, а потом войти в труппу театра им. Евгения Вахтангова. Переехав в Москву, Сергей Владимирович сыграл на сцене и в кино роли, которые принесли ему всесоюзную известность. Особенно он прославился после выхода на экраны страны фильма «Кубанские казаки» И. Пырьева, где сыграл главную роль. Дважды стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1952 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. А начинался путь актера на омской сцене, и столь блистательное развитие получил благодаря встрече в эвакуации с вахтанговцами. Легенды о стойкости и любви Первым сыгранным спектаклем был шекспировский «Много шума из ничего». Первой премьерой в Омске – «Олеко Дундич». Взяв в работу далеко не совершенную пьесу о Гражданской войне, знаменитый актер Алексей Дикий сумел театральными средствами создать вдохновенное произведение на тему героизма и патриотизма, а образ храброго, бескомпромиссного Олеко Дундича стал легендарным символом стойкости. Премьеру спектакля «Олеко Дундич» сыграли 22 февраля 1942 года, после торжественного заседания, посвященного XXIV годовщине Красной Армии, которое проходило в театре. Таким образом, в зале находилась избранная публика. Она приняла спектакль горячо. 23 февраля на спектакль были приглашены бойцы, командиры и политработники РККА, которые тоже приняли спектакль с энтузиазмом. Стало понятно, что «Олеко Дундич» обречен на успех у любой аудитории. Сталинская премия, триумфальный показ в Москве – все это впереди. Ошеломляющий омский успех словно предсказал счастливое будущее этой первой постановки в Омске. Свой второй сезон в Омске 15 октября 1942 года вахтанговцы открывали спектаклем «Русские люди» по пьесе К. Симонова в постановке Алексея Дикого. Через два дня последовала премьера спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В изысканном, эстетском спектакле – комедии о любви, поставленном Николаем Охлопковым, трудно увидеть размышления на злобу дня. Однако – как посмотреть. Директор театра им. Евгения Вахтангова Я. Рыжакин считал, что «в непреклонном, свободолюбивом поэте Сирано зрители узнают многие черты современных свободных французов, борющихся против фашистской тирании». Степашка родился в Омске Нину Николаевну Архипову, актрису Театра сатиры, пригласили на радио и попросили рассказать о войне. Во время беседы возник разговор о  патриотизме,  и актрису спросили: «В чем он проявлялся?» – Как в чем? – ответила Нина Николаевна. – Мы рожали! Как можно спрашивать про патриотизм, если не боялись детей заводить, когда еще сводки были плохие, наши отступали. Но мы безоговорочно верили в победу, в то, что родину у нас немцы не отнимут, что у детей будет счастливое будущее. В 1942-м году в Омске родились дети у вахтанговцев Нины Архиповой, Ларисы Пашковой, Нины Сундаревой, Георгия Иванова. У Нины Архиповой в Омске родилась дочь Наталья Голубенцева, которая стала актрисой и много-много лет играла в телепередаче «Спокойной ночи, малыши» роль очаровательного Степашки, три раза получила «Тэффи» за  свою телевизионную  работу. Выходит, любимый детьми персонаж – земляк омичей.  Когда Нина Николаевна принесла из роддома домой маленькую дочку, то увидела, что вода в чайнике замерзла – такая холодная стояла погода. Все вахтанговцы знали, что у Архиповой нет никакого приданого для новорожденной. Первым делом разрезали одеяло в театре на четыре части. Потом кто-то пожертвовал простыню, ее тоже разрезали. Так и собрали пеленки, сшили распашонки. Маленькую Наташу приходилось брать с собой на репетиции и спектакли, во время которых  малышка ждала маму за кулисами. «Вахтанговец» взлетел Во время войны в Омске рождалось немало патриотических инициатив. И вахтанговцы решили строить противотанковые самолеты. 3 декабря 1941 года коллектив через газету «Омская правда» обратился к работникам искусства с призывом начать сбор средств на постройку эскадрильи  «Советский артист». У вахтанговцев к фашистам был свой счет: вражеской бомбой было разрушено здание театра на Арбате. Вахтанговцы решили отчислить в фонд постройки эскадрильи «Советский артист» двухдневный заработок и сыграть несколько спектаклей сверх плана. «Пусть эскадрилья, – писали они в своем обращении, – построенная на средства работников советского театра, не даст покоя человекоподобным животным ни днем, ни ночью, истребляя их тысячами, как ядовитых насекомых. Пусть знает Гитлер, что советский народ един и своей свободы, радости творческого труда, своей культуры не отдаст никому». После «темпераментных дискуссий» о том, как заработать деньги для фронта, сыграли два спектакля, сбор от которых был отправлен в Москву на постройку самолета «Вахтанговец». Подводя итоги Театр имени Евгения Вахтангова закончил работу в Омске 29 августа 1943 года. За 22 месяца в сибирском городе вахтанговцы сыграли 628 спектаклей (из них 170 – выездных), дали 658 шефских концертов. Четверо вахтанговцев за время работы в Омске удостоены почетных званий. Р. Симонов стал лауреатом Сталинской премии. Звание народных артистов РСФСР получили Н. Охлопков и Ц. Мансурова. А М. Державину присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Директор театра Яков Рыжакин написал в «Омской правде»: «Двадцать два месяца, проведенные в советской Сибири, войдут в историю театра как месяцы наиболее плодотворной творческой и общественно-политической деятельности коллектива вахтанговцев».

Омская правда

Такие необычные гастроли

Об этой страничке своей биографии актеры-вахтанговцы никогда не забывали. Омск для всех, переживших два суровых военных года на берегах Иртыша и Оми, навсегда стал по-особому родным  городом, городом-побратимом. «Выделить жилье в центре» 22 октября 1941 года газета «Омская правда» сообщила читателям, что московский государственный театр им. Евгения Вахтангова приехал на гастроли. Но это не были гастроли. Веселое слово из довоенного прошлого, как и вышедший в войну феерический фильм «Антон Иванович сердится» с вахтанговкой Людмилой Целиковской в главной роли нужны были для утешения, для камуфляжа чрезвычайных и горестных обстоятельств, символами нормальной жизни. «Гастролеров» сначала привезли в школу. В актовом зале (он же физкультурный) стояли кровати в три ряда. Кому не хватило кроватей, спали на полу. 23 сентября Омским горисполкомом было принято решение № 1901 «О расселении работников театра им. Вахтангова»: «Предложить исполкомам Куйбышевского и Сталинского райсоветов расселить работников театра им. Евгения Вахтангова: в Сталинском районе – 150 чел., в Куйбышевском районе – 100 чел.». Сталинский район позднее был назван Центральным. Сохранившиеся в архиве списки дают представление о том, как были устроены вахтанговцы. Так, например, актер А. Тутышкин получил 20 кв. метров жилплощади по адресу: ул. Рабиновича, 66; Ц. Мансурова – 25 кв. метров на ул. Третьяковской, 20; М. Державин – 32 кв. метра в доме № 30 по улице Лермонтова; Б. Захава – 30 кв. метров по ул. Герцена, 18. Это примеры удачного расселения. Большинство актеров и сотрудников получили гораздо более скромные комнаты. Но всем жилье было предоставлено в центре Омска. Самые дальние от театра улицы – Кемеровская, Учебная, Красных Зорь. А именитые вахтанговцы – Рубен Симонов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов и директор театра Яков Рыжакин хлопотами областной власти были поселены по соседству с театром – в двух лучших кирпичных домах того времени. Это было знаком большого уважения к театру и его артистам. Два театра под одной крышей Вообще-то было принято решение на время перевести Омский драматический театр в Тару, а здание отдать в безраздельное пользование вахтанговцам. Но главный режиссер Омской драмы Лина Самборская сумела отстоять интересы своей труппы. На север театр не поехал. В Омске от безысходности ситуации был поставлен уникальный художественный  эксперимент сосуществования двух совершенно разных театральных коллективов под одной крышей. Беда может поссорить, а может объединить. К чести артистов, отношения коллег из вахтанговского и омского театров не были омрачены размолвками, а тем более ссорами, завистью. Был взаимный интерес. И примеры сотрудничества. Композитор из Москвы А. Голубенцев написал музыку к спектаклю «Давным-давно», поставленному Л. Самборской. Режиссер Б. Захава поставил в омском театре спектакль по пьесе Л. Леонова «Нашествие».  Объединяли общие трудности. Обедали вместе в театральном подвале. Неизбежные очереди, глиняные чашки, коронное блюдо, одно для всех – чечевичная похлебка. По другим воспоминаниям – жидкий капустный суп на первое, тушеная капуста – на второе. Мастера сцены Москвы и Омска равно терпели нужду, голод, холод. И не роптали. Было очень стыдно роптать, показаться капризным или избалованным. Хорошим тоном считалось быть выше быта, не обращать внимания на трудности, не ныть, не жаловаться. Из двух совершенно разных родословных древ театров на время родилась одна большая семья. А в семьях случаются родственные сближения, а также переезды. Так вахтанговцы полюбили омского актера Сергея Лукьянова и пригласили его сначала участвовать в своих спектаклях, а потом войти в труппу театра им. Евгения Вахтангова. Переехав в Москву, Сергей Владимирович сыграл на сцене и в кино роли, которые принесли ему всесоюзную известность. Особенно он прославился после выхода на экраны страны фильма «Кубанские казаки» И. Пырьева, где сыграл главную роль. Дважды стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1952 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. А начинался путь актера на омской сцене, и столь блистательное развитие получил благодаря встрече в эвакуации с вахтанговцами. Легенды о стойкости и любви Первым сыгранным спектаклем был шекспировский «Много шума из ничего». Первой премьерой в Омске – «Олеко Дундич». Взяв в работу далеко не совершенную пьесу о Гражданской войне, знаменитый актер Алексей Дикий сумел театральными средствами создать вдохновенное произведение на тему героизма и патриотизма, а образ храброго, бескомпромиссного Олеко Дундича стал легендарным символом стойкости. Премьеру спектакля «Олеко Дундич» сыграли 22 февраля 1942 года, после торжественного заседания, посвященного XXIV годовщине Красной Армии, которое проходило в театре. Таким образом, в зале находилась избранная публика. Она приняла спектакль горячо. 23 февраля на спектакль были приглашены бойцы, командиры и политработники РККА, которые тоже приняли спектакль с энтузиазмом. Стало понятно, что «Олеко Дундич» обречен на успех у любой аудитории. Сталинская премия, триумфальный показ в Москве – все это впереди. Ошеломляющий омский успех словно предсказал счастливое будущее этой первой постановки в Омске. Свой второй сезон в Омске 15 октября 1942 года вахтанговцы открывали спектаклем «Русские люди» по пьесе К. Симонова в постановке Алексея Дикого. Через два дня последовала премьера спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В изысканном, эстетском спектакле – комедии о любви, поставленном Николаем Охлопковым, трудно увидеть размышления на злобу дня. Однако – как посмотреть. Директор театра им. Евгения Вахтангова Я. Рыжакин считал, что «в непреклонном, свободолюбивом поэте Сирано зрители узнают многие черты современных свободных французов, борющихся против фашистской тирании». Степашка родился в Омске Нину Николаевну Архипову, актрису Театра сатиры, пригласили на радио и попросили рассказать о войне. Во время беседы возник разговор о  патриотизме,  и актрису спросили: «В чем он проявлялся?» – Как в чем? – ответила Нина Николаевна. – Мы рожали! Как можно спрашивать про патриотизм, если не боялись детей заводить, когда еще сводки были плохие, наши отступали. Но мы безоговорочно верили в победу, в то, что родину у нас немцы не отнимут, что у детей будет счастливое будущее. В 1942-м году в Омске родились дети у вахтанговцев Нины Архиповой, Ларисы Пашковой, Нины Сундаревой, Георгия Иванова. У Нины Архиповой в Омске родилась дочь Наталья Голубенцева, которая стала актрисой и много-много лет играла в телепередаче «Спокойной ночи, малыши» роль очаровательного Степашки, три раза получила «Тэффи» за  свою телевизионную  работу. Выходит, любимый детьми персонаж – земляк омичей.  Когда Нина Николаевна принесла из роддома домой маленькую дочку, то увидела, что вода в чайнике замерзла – такая холодная стояла погода. Все вахтанговцы знали, что у Архиповой нет никакого приданого для новорожденной. Первым делом разрезали одеяло в театре на четыре части. Потом кто-то пожертвовал простыню, ее тоже разрезали. Так и собрали пеленки, сшили распашонки. Маленькую Наташу приходилось брать с собой на репетиции и спектакли, во время которых  малышка ждала маму за кулисами. «Вахтанговец» взлетел Во время войны в Омске рождалось немало патриотических инициатив. И вахтанговцы решили строить противотанковые самолеты. 3 декабря 1941 года коллектив через газету «Омская правда» обратился к работникам искусства с призывом начать сбор средств на постройку эскадрильи  «Советский артист». У вахтанговцев к фашистам был свой счет: вражеской бомбой было разрушено здание театра на Арбате. Вахтанговцы решили отчислить в фонд постройки эскадрильи «Советский артист» двухдневный заработок и сыграть несколько спектаклей сверх плана. «Пусть эскадрилья, – писали они в своем обращении, – построенная на средства работников советского театра, не даст покоя человекоподобным животным ни днем, ни ночью, истребляя их тысячами, как ядовитых насекомых. Пусть знает Гитлер, что советский народ един и своей свободы, радости творческого труда, своей культуры не отдаст никому». После «темпераментных дискуссий» о том, как заработать деньги для фронта, сыграли два спектакля, сбор от которых был отправлен в Москву на постройку самолета «Вахтанговец». Подводя итоги Театр имени Евгения Вахтангова закончил работу в Омске 29 августа 1943 года. За 22 месяца в сибирском городе вахтанговцы сыграли 628 спектаклей (из них 170 – выездных), дали 658 шефских концертов. Четверо вахтанговцев за время работы в Омске удостоены почетных званий. Р. Симонов стал лауреатом Сталинской премии. Звание народных артистов РСФСР получили Н. Охлопков и Ц. Мансурова. А М. Державину присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Директор театра Яков Рыжакин написал в «Омской правде»: «Двадцать два месяца, проведенные в советской Сибири, войдут в историю театра как месяцы наиболее плодотворной творческой и общественно-политической деятельности коллектива вахтанговцев».

Омская правда