Поиск

РИА «Омск-Информ» выяснило, как в разных городах России вводили электронные проездные. Омские чиновники сработали едва ли не хуже всех.

Омск стал едва ли не последним крупным городом, где ввели электронные проездные в общественном транспорте. Возможно, наши чиновники по этому поводу как-то комплексовали и поэтому решили форсировать введение новой системы, не слишком заморачиваясь о том, готовы ли к ней люди.

Уже первые дни работы системы электронных проездных показывают, что жители города, мягко говоря, находятся в растерянности. Некоторые горожане говорят, что пока не будут покупать никакой проездной, так как абсолютно ничего не понимают.

1 мая у киосков муниципального предприятия «Пассажирсервис», где раньше продавались бумажные проездные, выстроились очереди. Люди спешили купить новые проездные, чтобы ехать по своим делам, однако не могли сделать это оперативно из-за того, что городские власти из рук вон плохо подготовились к запуску системы электронных проездных. Продавцы в киосках вынуждены были долго объяснять людям разницу между видами проездных и способы их пополнения.

Корреспондент РИА «Омск-Информ» решил выяснить, как вводилась система электронных проездных в других городах, и обнаружил, что там все делалось намного  грамотнее.

Так, в соседнем Новосибирске электронная транспортная карта начала действовать с 1 июля 2006 года. За прошедшее время электронные проездные стали для горожан обычным платежным инструментом, функциональным электронным транспортным кошельком, призванным упрощать и удешевлять оплату поездок в общественном транспорте.

Внедрение системы шло постепенно. Первыми к безналичной оплате присоединились метрополитен и муниципальный наземный электротранспорт – более 450 трамваев и троллейбусов. Через короткое время к системе подключились коммерческие перевозчики, и появились скидки для пользователей транспортных карт.

В 2007 году новосибирские транспортные карты впервые в России стали единым электронным кошельком для наземного транспорта и метро, а студенты получили возможность безлимитного проезда по картам.

Вместе с тем новосибирские власти через некоторое время после перехода на новую систему заявили, что убытки муниципальных предприятий сократились, в то же время впервые удалось учесть фактический объем перевозок пассажиров, в том числе студентов, школьников и льготников.

Если в Омске при утере транспортной карты деньги, находящиеся на ней, переходят к тому счастливчику, который ее нашел, то в Новосибирске все по-другому. При наличии чека о покупке транспортной карты пассажир может обратиться с заявлением о том, чтобы ее заблокировали, а деньги, оставшиеся на карте, не пропадут. Интересно, что деньги, положенные на транспортную карту, находятся на ней в течение года, а не сгорают через два месяца, как на лимитированных картах в Омске.

Отметим, что Единая транспортная карта в Новосибирске стоит 70 рублей, тогда как в Омске – 50 рублей.

Кроме того, для новосибирских льготников действует социальная карта, которая тоже выгодно отличается от транспортных карт омских льготников. Так, льготник может «выкатать» 360 поездок, а потом купить дисконтную социальную карту, позволяющую оплачивать проезд с 50-процентной скидкой. Есть также «безлимитная» форма, которая предоставляет безлимитный проезд по карте во всем городском транспорте, подключенном к системе «Электронный проездной», с обязательным ежемесячным продлением срока действия карты, который составляет всего лишь 170 рублей.

Кроме того, сейчас жители Новосибирска могут оплатить проезд с помощью мобильного телефона, для этого его достаточно поднести к турникету или терминалу кондуктора. Лишних денег он не снимает.

Обычные жители Новосибирска не имеют возможности безлимитного проезда по транспортной карте. Количество поездок зависит от суммы пополнения. По социальным, школьным и студенческим картам есть безлимитная форма карты. В частности, студенты могут положить в месяц 750 рублей и ездить неограниченное количество раз.

Как сообщил РИА «Омск-Информ» замначальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Игорь Синельников, в 2006 году главной проблемой было подключить к новой системе частных перевозчиков. На это потребовалось полтора года.

– Сейчас если появляются новые перевозчики, то они сразу подключаются к этой системе, – отметил Синельников. – Бумажные проездные мы убрали сразу, тем более что они на коммерческом транспорте не действовали. Что касается льготы, то, когда мы вводили электронную транспортную карту, была льгота в зависимости от пополнения. Скидки были от 5 до 15%. А сегодня скидка составляет рубль с каждой поездки при том, что стоимость поездки в метро составляет 20 рублей, в автобусе – 19. А в трамвае и троллейбусе – 18.

По словам чиновника, в настоящее время в Новосибирске действует порядка 400 пунктов пополнения транспортных карт, которые работают на станциях метрополитена, в отделениях почты, банках. Есть специальные терминалы для самостоятельного пополнения карты, которые находятся в самых оживленных местах, например, в магазинах. Ко всему прочему, власти стараются увеличить количество этих пунктов. А изначально было около 50 пунктов пополнения карт, к тому же можно было пополнить карты вместе с оплатой коммунальных услуг.

В еще одном сибирском городе – Кемерово – «Единая транспортная карта» действует практически с начала 2010 года. Ее стоимость, как и в Новосибирске, составляет 70 рублей. Как только в Кемерово ввели новую систему, сразу открыли 50 пунктов, где можно купить или пополнить электронные карты. При продаже «электронного кошелька» выдавалась «Памятка пользователя транспортной картой», а также чек, который необходимо хранить все время пользования картой. Он является документом, подтверждающим право владения. В случае утери карты или ее порчи владелец может заблокировать денежные средства, написав заявление в Центр по работе с пассажирами.

Электронных проездных в Кемерово четыре вида: «Единая транспортная карта», «Карта школьника», «Карта учащегося» и «Транспортная карта пенсионера», которая предназначена для представителей старшего поколения, не имеющих льгот. По карте пенсионера проезд стоит 4 рубля, по карте школьника и учащегося – 7 рублей, хотя сам проезд в Кемерово без карты стоит 15 рублей. Безлимитных карт сейчас нет, остались они только для корпоративных пользователей. По этим картам люди ездят безгранично, но организация все равно платит за каждую поездку.

В феврале 2010 года, когда только ввели электронные проездные, число поездок по ним было неограниченно, а начиная с марта электронный проездной превратится в «электронный кошелек». По «Единой транспортной карте» предоставляется скидка 50 копеек на одну поездку. Деньги на ней не сгорают, при этом ее можно использовать неограниченное количество времени.

Начальник отдела по работе с транспортными картами МБУ «Управление единого заказчика транспортных услуг» города Кемерово Вера Теропова отметила, что при введении новой системы сложнее всего было отойти от бумажных проездных.

– Но в целом система была продуманной и запустилась нормально. Бумажные проездные отменили сразу. У нас остался только единый социальный проездной билет в бумажном виде. Но и то в скором времени планируется от него отойти. Скажу, что люди отреагировали по-разному. С одной стороны, это удобно. Не надо покупать проездной каждый месяц. С каждой поездки списывается определенная сумма денег, а оставшиеся деньги переходят из месяца в месяц. Но люди привыкают к определенной системе, и на новое сложно перейти. Но проще купить карту и пользоваться ею всю жизнь, чем покупать каждый месяц новый проездной, – говорит Вера Теропова.

Она также добавила, что к введению новой системы в Кемерово готовились достаточно долго. Главное, что население, в отличие от Омска, было готово к этому.

– Было много рекламы, по-моему, появилась она за полгода до введения этой системы, – говорит Вера Теропова. – Сначала людям было непонятно, но со временем они втянулись.

В Самаре проект «Электронный проездной» стартовал с 1 июля 2008 года. Оплата проезда с помощью транспортной карты там возможна не только в муниципальном, но и в коммерческом транспорте. Стоимость самой карточки в Самаре достаточно высокая – 100 рублей. А платежные терминалы уже на первом этапе были установлены во всех привычных для самарцев оживленных местах.

Вместе с тем в Самаре одной карточкой для проезда не могут воспользоваться несколько человек, в то время как в Омске для лимитированных карт эта возможность предусмотрена.

В Самаре существует несколько видов электронных транспортных карт. Безлимитная единая транспортная карта предоставляет право на безлимитный проезд во всем городском транспорте. В месяц эту карту нужно пополнять на 1200 рублей.

Еще один вид – единая транспортная карта. Она предоставляет скидку на каждую поездку в 2,5 рубля. При стоимости проезда в самарском транспорте 20 рублей, по Единой транспортной карте проезд стоит 17,5 рубля. По мере расходования денежных средств Единую транспортную карту необходимо пополнять.

Безлимитную карту школьника в месяц необходимо пополнять на 400 рублей. По лимитированной карте школьника стоимость проезда составляет 10 рублей, то есть 50% от полной стоимости. При этом стоимость самой школьной карты составляет 50 рублей.

Безлимитная студенческая карта пополняется на 500 рублей в месяц, стоимость проезда по лимитированной студенческой карте составляет, как и у школьников, 10 рублей. Стоит сама студенческая карта 75 рублей.  

Еще один город, где уже несколько лет существуют электронные проездные, – Ярославль. Там эта система применяется с 2010 года. Срок службы проездного там составляет несколько лет. После истечения срока действия проездного билета эту карточку не нужно выбрасывать, а можно использовать для записи нового вида и периода действия проездного билета по выбору пассажира. Вместе с тем в случае утраты проездной билет не восстанавливается, а приобретается повторно.

В Ярославле нет лимитированных проездных. А вот видов безлимитных транспортных карт очень много. При этом дату начала периода выбирает сам пассажир. Существуют отдельные проездные на каждый вид транспорта – автобус, троллейбус и трамвай.

При стоимости проезда во всех видах транспорта 18 рублей на автобус проездной стоит 850 рублей, троллейбус и трамвай – 700. Существуют проездные рабочего дня (понедельник – пятница), автобус – 600 рублей, троллейбус, трамвай – 500 рублей.  Есть проездные на два вида транспорта. Стоят они 1000 рублей. Проездной рабочего дня на два вида транспорта – 700 рублей. Проездной на три вида транспорта стоит 1250 рублей; проездной рабочего дня – 900 рублей.

Школьный проездной на автобус стоит 300 рублей, на троллейбус или трамвай – 250 рублей. На два вида транспорта – 400 рублей. Студенческий проездной на автобус обойдется в 300 рублей, на троллейбус или трамвай – в 250 рублей. На два вида транспорта студенческий проездной стоит 400 рублей.

Начальник службы сбора выручки МУП «Яргортранс» Наталья Виноградова сообщила РИА «Омск-Информ», что во время запуска системы приезжали специалисты из Санкт-Петербурга, которые помогали и решали возникающие вопросы.

– Какого-то серьезного бума среди населения я не припоминаю. Проблема была только в том, чтобы одновременно заменить бумажные носители на электронные. Нам нужно было людей набирать, расширять свой штат. Но с этим успешно справились. Когда начали запускать систему, было 27 пунктов пополнения, сегодня пунктов пополнения осталось 13, и этого достаточно, – говорит Наталья Виноградова.

Интересно, что в Ярославле бумажные проездные отменялись постепенно по видам транспорта. Сначала бумажные носители отменили на трамвае, где ездит меньше всего народу, посмотрели отладку электронных носителей. Затем запустили электронные проездные в троллейбусах, и только потом ввели их в автобусах. Весь процесс занял полгода. Наталья Виноградова очень удивилась, когда узнала, что в Омске решили применить «шоковую терапию», сразу отменив все бумажные проездные.

Как оказалось, Омск является не последним городом-миллионником, где вводится система электронных проездных. В Нижнем Новгороде их начали вводить в прошлом году, но этот процесс проходит поэтапно. Лимитированные проездные пока не введены, а безлимитные стоят на автобус 950 рублей, на трамвай и троллейбус – 920, на метро 1000 рублей. Есть еще совмещенный проездной «трамвай – троллейбус», который стоит 1190 рублей. Стоимость безлимитных проездных на все виды транспорта за исключением маршрутных такси – 1600 рублей. Отметим, что стоимость проезда в транспорте Нижнего Новгорода – 20 рублей.

– Мы до сих пор не ввели электронные проездные билеты для льготных категорий граждан, но для других категорий граждан есть проездные на один вид транспорта и на несколько видов, – говорит главный специалист отдела автотранспорта департамента транспорта Кирилл Быков. – Они пока безлимитные. Электронный кошелек у нас еще не введен. Вообще, мы сначала в тестовом режиме работали с наличными. Пассажиры дают деньги, а кондуктор своей служебной картой проводит по терминалу. Потом начали вводить проездные билеты на месяц.  В мае мы запускаем электронные проездные для школьников и студентов. Они будут также безлимитными. Наверное, летом появится электронный кошелек.  Мы постепенно отменяли бумажные проездные. Делали это тогда, когда люди уже привыкли к электронным.

По словам Кирилла Быкова, сейчас в Нижнем Новгороде работает более 100 пунктов пополнения проездных, причем в Сбербанке их, в отличие от Омска, пополняют без комиссии.

Как видим, в разных городах России систему электронных проездных вводили постепенно, готовя к этому жителей и продумывая нюансы. А вот в Омске чиновники, ссылаясь на то, что им больше не хочется закупать дополнительные бумажные проездные и рулонные билеты, решили, особо не предупреждая население, буквально вбросить новую систему и посмотреть, что из этого получится. Нюансы новой системы до конца, похоже, не поняли даже в департаменте транспорта. Дошло до того, что директор департамента транспорта Виталий Маслик заявляет, что электронный носитель безлимитного проездного нельзя перепрограммировать на лимитированный, а в пунктах продажи проездных говорят, что сделать это очень легко.

РИА «Омск-Информ» выяснило, как в разных городах России вводили электронные проездные. Омские чиновники сработали едва ли не хуже всех.

Омск стал едва ли не последним крупным городом, где ввели электронные проездные в общественном транспорте. Возможно, наши чиновники по этому поводу как-то комплексовали и поэтому решили форсировать введение новой системы, не слишком заморачиваясь о том, готовы ли к ней люди.

Уже первые дни работы системы электронных проездных показывают, что жители города, мягко говоря, находятся в растерянности. Некоторые горожане говорят, что пока не будут покупать никакой проездной, так как абсолютно ничего не понимают.

1 мая у киосков муниципального предприятия «Пассажирсервис», где раньше продавались бумажные проездные, выстроились очереди. Люди спешили купить новые проездные, чтобы ехать по своим делам, однако не могли сделать это оперативно из-за того, что городские власти из рук вон плохо подготовились к запуску системы электронных проездных. Продавцы в киосках вынуждены были долго объяснять людям разницу между видами проездных и способы их пополнения.

Корреспондент РИА «Омск-Информ» решил выяснить, как вводилась система электронных проездных в других городах, и обнаружил, что там все делалось намного  грамотнее.

Так, в соседнем Новосибирске электронная транспортная карта начала действовать с 1 июля 2006 года. За прошедшее время электронные проездные стали для горожан обычным платежным инструментом, функциональным электронным транспортным кошельком, призванным упрощать и удешевлять оплату поездок в общественном транспорте.

Внедрение системы шло постепенно. Первыми к безналичной оплате присоединились метрополитен и муниципальный наземный электротранспорт – более 450 трамваев и троллейбусов. Через короткое время к системе подключились коммерческие перевозчики, и появились скидки для пользователей транспортных карт.

В 2007 году новосибирские транспортные карты впервые в России стали единым электронным кошельком для наземного транспорта и метро, а студенты получили возможность безлимитного проезда по картам.

Вместе с тем новосибирские власти через некоторое время после перехода на новую систему заявили, что убытки муниципальных предприятий сократились, в то же время впервые удалось учесть фактический объем перевозок пассажиров, в том числе студентов, школьников и льготников.

Если в Омске при утере транспортной карты деньги, находящиеся на ней, переходят к тому счастливчику, который ее нашел, то в Новосибирске все по-другому. При наличии чека о покупке транспортной карты пассажир может обратиться с заявлением о том, чтобы ее заблокировали, а деньги, оставшиеся на карте, не пропадут. Интересно, что деньги, положенные на транспортную карту, находятся на ней в течение года, а не сгорают через два месяца, как на лимитированных картах в Омске.

Отметим, что Единая транспортная карта в Новосибирске стоит 70 рублей, тогда как в Омске – 50 рублей.

Кроме того, для новосибирских льготников действует социальная карта, которая тоже выгодно отличается от транспортных карт омских льготников. Так, льготник может «выкатать» 360 поездок, а потом купить дисконтную социальную карту, позволяющую оплачивать проезд с 50-процентной скидкой. Есть также «безлимитная» форма, которая предоставляет безлимитный проезд по карте во всем городском транспорте, подключенном к системе «Электронный проездной», с обязательным ежемесячным продлением срока действия карты, который составляет всего лишь 170 рублей.

Кроме того, сейчас жители Новосибирска могут оплатить проезд с помощью мобильного телефона, для этого его достаточно поднести к турникету или терминалу кондуктора. Лишних денег он не снимает.

Обычные жители Новосибирска не имеют возможности безлимитного проезда по транспортной карте. Количество поездок зависит от суммы пополнения. По социальным, школьным и студенческим картам есть безлимитная форма карты. В частности, студенты могут положить в месяц 750 рублей и ездить неограниченное количество раз.

Как сообщил РИА «Омск-Информ» замначальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Игорь Синельников, в 2006 году главной проблемой было подключить к новой системе частных перевозчиков. На это потребовалось полтора года.

– Сейчас если появляются новые перевозчики, то они сразу подключаются к этой системе, – отметил Синельников. – Бумажные проездные мы убрали сразу, тем более что они на коммерческом транспорте не действовали. Что касается льготы, то, когда мы вводили электронную транспортную карту, была льгота в зависимости от пополнения. Скидки были от 5 до 15%. А сегодня скидка составляет рубль с каждой поездки при том, что стоимость поездки в метро составляет 20 рублей, в автобусе – 19. А в трамвае и троллейбусе – 18.

По словам чиновника, в настоящее время в Новосибирске действует порядка 400 пунктов пополнения транспортных карт, которые работают на станциях метрополитена, в отделениях почты, банках. Есть специальные терминалы для самостоятельного пополнения карты, которые находятся в самых оживленных местах, например, в магазинах. Ко всему прочему, власти стараются увеличить количество этих пунктов. А изначально было около 50 пунктов пополнения карт, к тому же можно было пополнить карты вместе с оплатой коммунальных услуг.

В еще одном сибирском городе – Кемерово – «Единая транспортная карта» действует практически с начала 2010 года. Ее стоимость, как и в Новосибирске, составляет 70 рублей. Как только в Кемерово ввели новую систему, сразу открыли 50 пунктов, где можно купить или пополнить электронные карты. При продаже «электронного кошелька» выдавалась «Памятка пользователя транспортной картой», а также чек, который необходимо хранить все время пользования картой. Он является документом, подтверждающим право владения. В случае утери карты или ее порчи владелец может заблокировать денежные средства, написав заявление в Центр по работе с пассажирами.

Электронных проездных в Кемерово четыре вида: «Единая транспортная карта», «Карта школьника», «Карта учащегося» и «Транспортная карта пенсионера», которая предназначена для представителей старшего поколения, не имеющих льгот. По карте пенсионера проезд стоит 4 рубля, по карте школьника и учащегося – 7 рублей, хотя сам проезд в Кемерово без карты стоит 15 рублей. Безлимитных карт сейчас нет, остались они только для корпоративных пользователей. По этим картам люди ездят безгранично, но организация все равно платит за каждую поездку.

В феврале 2010 года, когда только ввели электронные проездные, число поездок по ним было неограниченно, а начиная с марта электронный проездной превратится в «электронный кошелек». По «Единой транспортной карте» предоставляется скидка 50 копеек на одну поездку. Деньги на ней не сгорают, при этом ее можно использовать неограниченное количество времени.

Начальник отдела по работе с транспортными картами МБУ «Управление единого заказчика транспортных услуг» города Кемерово Вера Теропова отметила, что при введении новой системы сложнее всего было отойти от бумажных проездных.

– Но в целом система была продуманной и запустилась нормально. Бумажные проездные отменили сразу. У нас остался только единый социальный проездной билет в бумажном виде. Но и то в скором времени планируется от него отойти. Скажу, что люди отреагировали по-разному. С одной стороны, это удобно. Не надо покупать проездной каждый месяц. С каждой поездки списывается определенная сумма денег, а оставшиеся деньги переходят из месяца в месяц. Но люди привыкают к определенной системе, и на новое сложно перейти. Но проще купить карту и пользоваться ею всю жизнь, чем покупать каждый месяц новый проездной, – говорит Вера Теропова.

Она также добавила, что к введению новой системы в Кемерово готовились достаточно долго. Главное, что население, в отличие от Омска, было готово к этому.

– Было много рекламы, по-моему, появилась она за полгода до введения этой системы, – говорит Вера Теропова. – Сначала людям было непонятно, но со временем они втянулись.

В Самаре проект «Электронный проездной» стартовал с 1 июля 2008 года. Оплата проезда с помощью транспортной карты там возможна не только в муниципальном, но и в коммерческом транспорте. Стоимость самой карточки в Самаре достаточно высокая – 100 рублей. А платежные терминалы уже на первом этапе были установлены во всех привычных для самарцев оживленных местах.

Вместе с тем в Самаре одной карточкой для проезда не могут воспользоваться несколько человек, в то время как в Омске для лимитированных карт эта возможность предусмотрена.

В Самаре существует несколько видов электронных транспортных карт. Безлимитная единая транспортная карта предоставляет право на безлимитный проезд во всем городском транспорте. В месяц эту карту нужно пополнять на 1200 рублей.

Еще один вид – единая транспортная карта. Она предоставляет скидку на каждую поездку в 2,5 рубля. При стоимости проезда в самарском транспорте 20 рублей, по Единой транспортной карте проезд стоит 17,5 рубля. По мере расходования денежных средств Единую транспортную карту необходимо пополнять.

Безлимитную карту школьника в месяц необходимо пополнять на 400 рублей. По лимитированной карте школьника стоимость проезда составляет 10 рублей, то есть 50% от полной стоимости. При этом стоимость самой школьной карты составляет 50 рублей.

Безлимитная студенческая карта пополняется на 500 рублей в месяц, стоимость проезда по лимитированной студенческой карте составляет, как и у школьников, 10 рублей. Стоит сама студенческая карта 75 рублей.  

Еще один город, где уже несколько лет существуют электронные проездные, – Ярославль. Там эта система применяется с 2010 года. Срок службы проездного там составляет несколько лет. После истечения срока действия проездного билета эту карточку не нужно выбрасывать, а можно использовать для записи нового вида и периода действия проездного билета по выбору пассажира. Вместе с тем в случае утраты проездной билет не восстанавливается, а приобретается повторно.

В Ярославле нет лимитированных проездных. А вот видов безлимитных транспортных карт очень много. При этом дату начала периода выбирает сам пассажир. Существуют отдельные проездные на каждый вид транспорта – автобус, троллейбус и трамвай.

При стоимости проезда во всех видах транспорта 18 рублей на автобус проездной стоит 850 рублей, троллейбус и трамвай – 700. Существуют проездные рабочего дня (понедельник – пятница), автобус – 600 рублей, троллейбус, трамвай – 500 рублей.  Есть проездные на два вида транспорта. Стоят они 1000 рублей. Проездной рабочего дня на два вида транспорта – 700 рублей. Проездной на три вида транспорта стоит 1250 рублей; проездной рабочего дня – 900 рублей.

Школьный проездной на автобус стоит 300 рублей, на троллейбус или трамвай – 250 рублей. На два вида транспорта – 400 рублей. Студенческий проездной на автобус обойдется в 300 рублей, на троллейбус или трамвай – в 250 рублей. На два вида транспорта студенческий проездной стоит 400 рублей.

Начальник службы сбора выручки МУП «Яргортранс» Наталья Виноградова сообщила РИА «Омск-Информ», что во время запуска системы приезжали специалисты из Санкт-Петербурга, которые помогали и решали возникающие вопросы.

– Какого-то серьезного бума среди населения я не припоминаю. Проблема была только в том, чтобы одновременно заменить бумажные носители на электронные. Нам нужно было людей набирать, расширять свой штат. Но с этим успешно справились. Когда начали запускать систему, было 27 пунктов пополнения, сегодня пунктов пополнения осталось 13, и этого достаточно, – говорит Наталья Виноградова.

Интересно, что в Ярославле бумажные проездные отменялись постепенно по видам транспорта. Сначала бумажные носители отменили на трамвае, где ездит меньше всего народу, посмотрели отладку электронных носителей. Затем запустили электронные проездные в троллейбусах, и только потом ввели их в автобусах. Весь процесс занял полгода. Наталья Виноградова очень удивилась, когда узнала, что в Омске решили применить «шоковую терапию», сразу отменив все бумажные проездные.

Как оказалось, Омск является не последним городом-миллионником, где вводится система электронных проездных. В Нижнем Новгороде их начали вводить в прошлом году, но этот процесс проходит поэтапно. Лимитированные проездные пока не введены, а безлимитные стоят на автобус 950 рублей, на трамвай и троллейбус – 920, на метро 1000 рублей. Есть еще совмещенный проездной «трамвай – троллейбус», который стоит 1190 рублей. Стоимость безлимитных проездных на все виды транспорта за исключением маршрутных такси – 1600 рублей. Отметим, что стоимость проезда в транспорте Нижнего Новгорода – 20 рублей.

– Мы до сих пор не ввели электронные проездные билеты для льготных категорий граждан, но для других категорий граждан есть проездные на один вид транспорта и на несколько видов, – говорит главный специалист отдела автотранспорта департамента транспорта Кирилл Быков. – Они пока безлимитные. Электронный кошелек у нас еще не введен. Вообще, мы сначала в тестовом режиме работали с наличными. Пассажиры дают деньги, а кондуктор своей служебной картой проводит по терминалу. Потом начали вводить проездные билеты на месяц.  В мае мы запускаем электронные проездные для школьников и студентов. Они будут также безлимитными. Наверное, летом появится электронный кошелек.  Мы постепенно отменяли бумажные проездные. Делали это тогда, когда люди уже привыкли к электронным.

По словам Кирилла Быкова, сейчас в Нижнем Новгороде работает более 100 пунктов пополнения проездных, причем в Сбербанке их, в отличие от Омска, пополняют без комиссии.

Как видим, в разных городах России систему электронных проездных вводили постепенно, готовя к этому жителей и продумывая нюансы. А вот в Омске чиновники, ссылаясь на то, что им больше не хочется закупать дополнительные бумажные проездные и рулонные билеты, решили, особо не предупреждая население, буквально вбросить новую систему и посмотреть, что из этого получится. Нюансы новой системы до конца, похоже, не поняли даже в департаменте транспорта. Дошло до того, что директор департамента транспорта Виталий Маслик заявляет, что электронный носитель безлимитного проездного нельзя перепрограммировать на лимитированный, а в пунктах продажи проездных говорят, что сделать это очень легко.