Поиск

Сам присутствовал: устав выслушивать от пассажиров автобуса недовольство по поводу новых условий проезда, кондуктор сказала: «Все это придумывают те, кто в общественном транспорте не ездит».

И она не так уж неправа.

В Омске, как известно, запустили систему электронных проездных. И давайте зададимся вопросом – зачем? Что было не так с бумажными проездными? На одной недавней пресс-конференции директор департамента транспорта Виталий Маслик, претендующий, похоже, на лавры инноватора омского розлива, объяснил свое новаторство необходимостью заменить старые терминалы в руках кондукторов. Они, эти терминалы, оказывается, читали только карты Минтруда, а эти, новые, имеют уже расширенные функции. Замечательно?

Еще как! Виталий Маслик – за прогресс! Но тут не могу удержаться от двух вопросов. Первый: почему прогресс за счет населения? И сразу второй: если бы вы, г-н Маслик, не взялись за прогресс, залезая при этом в карманы омичей, то имеющиеся у кондукторов терминалы так и продолжали бы спокойно считывать карты Минтруда, поскольку других и не было? Это сейчас вы ввели полдюжины электронных карт, что, как мне кажется, и было главным вашим намерением, а уж под них, потратив немалые деньги, стали менять терминалы.

Директор департамента, думается, умышленно подменил причину следствием. Заменить терминалы власть решила совсем не потому, что они старые. А почему тогда? На этот несложный вопрос предвижу ответ десятков тысяч омичей: потому что вот таким кружным и затратным путем решили тривиально поднять плату за проезд, смикшировав недовольство населения с помощью сложных для понимания условий действия каждой электронной карты и оперируя для отвода глаз якобы решающей возможностью проехать иногда за 15, 16 или 17 рублей.

И давайте посмотрим. Вот, например, возможность, как сказал г-н Маслик, положить на карту от 17 рублей до 15 тысяч и ездить до тех пор, пока деньги на карте не кончатся. Замечательно? Это как посмотреть. Пассажир экономит рубль с каждой поездки, зато департамент получает вожделенную предоплату, благодаря чему может не очень переживать за график движения подвижного состава, время его работы и культуру обслуживания.

Повторю: видимость создана. А дальше обычное: не хочешь – не бери.

Теперь – о лимитированных картах. Нам дают возможность купить 30 поездок за 480 рублей или 60 поездок – за 900. Здесь департамент надеется купить омичей тем, что в первом случае каждая поездка из тридцати будет стоить 16 рублей, а во втором – 15. Аттракцион неслыханной щедрости! К сожалению, департамент транспорта и здесь в первую очередь думал не о пассажирах, а о себе.

Казалось бы, как удобно: приобрел 60 поездок по пятнадцать рублей каждая, сэкономил 180 рублей и катайся ежедневно на работу и с работы. Но не так прост наш департамент. Он в лице г-на Маслика делает вид, что не знает: несколько лет назад его предшественники почти все длинные автобусные маршруты укоротили, заставив многих добираться до работы и обратно с пересадками.

Потому иногда двух поездок в день туда и обратно вам не хватит – придется пересаживаться. А значит, и 60 поездок по 15 рублей будет недостаточно. И что? А ничего: будете оставшиеся до конца месяца дни платить в транспорте по 18 рублей за билет. Или подыскивать еще какой-то вариант.

Когда я спросил г-на Маслика об этом, он не нашел ничего лучшего, как заявить: «Не я эти маршруты разбивал». Так никто и не спорит, вы в историю войдете с этой вашей электроникой, а сейчас мы говорим только, что вы как директор департамента просто использовали укороченные маршруты явно в пользу департамента. А мы, наивные, хотели, чтобы чиновник вспомнил о пользе пассажиров.

И потом, зачем здесь лимит поездок? Ну, купил человек 60 поездок, и пусть ездит, пока все 60 не проездит. Но нет, его надо ограничить во времени. Зачем? Затем, что человек может заболеть, уехать в командировку, на праздники, да мало ли, и до конца месяца все 60 поездок не выбрать. И тогда все оставшиеся невыбранными на карточке деньги достаются в подарок департаменту транспорта. Чем плохо?

Ну, и наконец, электронный проездной билет без лимита поездок – самый удобный для многих. Это то, что раньше для граждан на месяц стоило 1080 рублей, а для пенсионеров – 920. Теперь департамент и с граждан, и с пенсионеров за тот же месяц берет уже 1500 рублей. И это не есть повышение оплаты за проезд? Похоже, именно с тех, кто купит эти карты, департамент и соберет деньги на новые автобусы, на хоть какой-то график движения, на вечерний троллейбус. Или ничего этого пока не обещают?

Отдельный вопрос к г-ну Маслику от старшего поколения: почему вы отменили пенсионеров? Еще в апреле на их проездной билет была скидка, а в мае ее уже не стало. Вы приравняли их к работающим гражданам? Или подняли им их мизерные пенсии?

Правда, тот же г-н Маслик может тут нам возразить, что для пенсионеров есть проездной в пределах количества приобретенных поездок. Согласимся – есть. Но в этом-то опять просматривается корыстный интерес департамента транспорта. Он в том, что теперь департамент заставляет пенсионера оплачивать каждую свою поездку, пусть и на три рубля дешевле.

Легко посчитать. Пенсионер платит за безлимитный проездной 1500 рублей по 18 рублей за поездку. И получается, что он в таком случае оплатил 83 поездки, а все остальные в этом месяце совершает бесплатно. А вот пенсионер по льготному проездному за те же (возьмем условно) 1500 рублей – тут уже 15 рублей за поездку – оплачивает департаменту уже не 83, а 100 поездок. Умеют в департаменте посчитать выгоду, умеют!

Мне вот интересно, почему депутаты горсовета не заинтересовались стратегией департамента транспорта и его инновационного начальника? Почему самоустранились, хотя именно они и должны были встать на сторону населения, не разрешив вполне себе беспомощной власти решать свои проблемы за счет рядовых граждан? Потому что сами не пользуются общественным транспортом?

И еще интересно: неужели и РЭК повелась на циферки г-на Маслика и разрешила ему резко поднять цены на проезд?

Я уж не говорю про то, что новые электронные карты приведут к очередям к кондуктору, хотя очень скоро, вполне возможно, сами пассажиры к кондуктору ходить не станут. Я уж не говорю про то, что могут пойти случаи подмены электронных карт. Я уж не говорю про то, что если вчера билеты отрывали только тем, кто без проездного, а теперь будут вручать каждому пассажиру, то все эти билеты в возросшем объеме обречены летать по нашим улицам.

И самое главное: департамент транспорта и городская администрация в целом, не сумев хоть как-то улучшить работу автобусов, троллейбусов и трамваев, сумели с легкостью необыкновенной в разы увеличить предоплату от населения и реально повысить плату за проезд, оставив при этом цену разовой поездки неизменной.

Это уметь надо.

Сам присутствовал: устав выслушивать от пассажиров автобуса недовольство по поводу новых условий проезда, кондуктор сказала: «Все это придумывают те, кто в общественном транспорте не ездит».

И она не так уж неправа.

В Омске, как известно, запустили систему электронных проездных. И давайте зададимся вопросом – зачем? Что было не так с бумажными проездными? На одной недавней пресс-конференции директор департамента транспорта Виталий Маслик, претендующий, похоже, на лавры инноватора омского розлива, объяснил свое новаторство необходимостью заменить старые терминалы в руках кондукторов. Они, эти терминалы, оказывается, читали только карты Минтруда, а эти, новые, имеют уже расширенные функции. Замечательно?

Еще как! Виталий Маслик – за прогресс! Но тут не могу удержаться от двух вопросов. Первый: почему прогресс за счет населения? И сразу второй: если бы вы, г-н Маслик, не взялись за прогресс, залезая при этом в карманы омичей, то имеющиеся у кондукторов терминалы так и продолжали бы спокойно считывать карты Минтруда, поскольку других и не было? Это сейчас вы ввели полдюжины электронных карт, что, как мне кажется, и было главным вашим намерением, а уж под них, потратив немалые деньги, стали менять терминалы.

Директор департамента, думается, умышленно подменил причину следствием. Заменить терминалы власть решила совсем не потому, что они старые. А почему тогда? На этот несложный вопрос предвижу ответ десятков тысяч омичей: потому что вот таким кружным и затратным путем решили тривиально поднять плату за проезд, смикшировав недовольство населения с помощью сложных для понимания условий действия каждой электронной карты и оперируя для отвода глаз якобы решающей возможностью проехать иногда за 15, 16 или 17 рублей.

И давайте посмотрим. Вот, например, возможность, как сказал г-н Маслик, положить на карту от 17 рублей до 15 тысяч и ездить до тех пор, пока деньги на карте не кончатся. Замечательно? Это как посмотреть. Пассажир экономит рубль с каждой поездки, зато департамент получает вожделенную предоплату, благодаря чему может не очень переживать за график движения подвижного состава, время его работы и культуру обслуживания.

Повторю: видимость создана. А дальше обычное: не хочешь – не бери.

Теперь – о лимитированных картах. Нам дают возможность купить 30 поездок за 480 рублей или 60 поездок – за 900. Здесь департамент надеется купить омичей тем, что в первом случае каждая поездка из тридцати будет стоить 16 рублей, а во втором – 15. Аттракцион неслыханной щедрости! К сожалению, департамент транспорта и здесь в первую очередь думал не о пассажирах, а о себе.

Казалось бы, как удобно: приобрел 60 поездок по пятнадцать рублей каждая, сэкономил 180 рублей и катайся ежедневно на работу и с работы. Но не так прост наш департамент. Он в лице г-на Маслика делает вид, что не знает: несколько лет назад его предшественники почти все длинные автобусные маршруты укоротили, заставив многих добираться до работы и обратно с пересадками.

Потому иногда двух поездок в день туда и обратно вам не хватит – придется пересаживаться. А значит, и 60 поездок по 15 рублей будет недостаточно. И что? А ничего: будете оставшиеся до конца месяца дни платить в транспорте по 18 рублей за билет. Или подыскивать еще какой-то вариант.

Когда я спросил г-на Маслика об этом, он не нашел ничего лучшего, как заявить: «Не я эти маршруты разбивал». Так никто и не спорит, вы в историю войдете с этой вашей электроникой, а сейчас мы говорим только, что вы как директор департамента просто использовали укороченные маршруты явно в пользу департамента. А мы, наивные, хотели, чтобы чиновник вспомнил о пользе пассажиров.

И потом, зачем здесь лимит поездок? Ну, купил человек 60 поездок, и пусть ездит, пока все 60 не проездит. Но нет, его надо ограничить во времени. Зачем? Затем, что человек может заболеть, уехать в командировку, на праздники, да мало ли, и до конца месяца все 60 поездок не выбрать. И тогда все оставшиеся невыбранными на карточке деньги достаются в подарок департаменту транспорта. Чем плохо?

Ну, и наконец, электронный проездной билет без лимита поездок – самый удобный для многих. Это то, что раньше для граждан на месяц стоило 1080 рублей, а для пенсионеров – 920. Теперь департамент и с граждан, и с пенсионеров за тот же месяц берет уже 1500 рублей. И это не есть повышение оплаты за проезд? Похоже, именно с тех, кто купит эти карты, департамент и соберет деньги на новые автобусы, на хоть какой-то график движения, на вечерний троллейбус. Или ничего этого пока не обещают?

Отдельный вопрос к г-ну Маслику от старшего поколения: почему вы отменили пенсионеров? Еще в апреле на их проездной билет была скидка, а в мае ее уже не стало. Вы приравняли их к работающим гражданам? Или подняли им их мизерные пенсии?

Правда, тот же г-н Маслик может тут нам возразить, что для пенсионеров есть проездной в пределах количества приобретенных поездок. Согласимся – есть. Но в этом-то опять просматривается корыстный интерес департамента транспорта. Он в том, что теперь департамент заставляет пенсионера оплачивать каждую свою поездку, пусть и на три рубля дешевле.

Легко посчитать. Пенсионер платит за безлимитный проездной 1500 рублей по 18 рублей за поездку. И получается, что он в таком случае оплатил 83 поездки, а все остальные в этом месяце совершает бесплатно. А вот пенсионер по льготному проездному за те же (возьмем условно) 1500 рублей – тут уже 15 рублей за поездку – оплачивает департаменту уже не 83, а 100 поездок. Умеют в департаменте посчитать выгоду, умеют!

Мне вот интересно, почему депутаты горсовета не заинтересовались стратегией департамента транспорта и его инновационного начальника? Почему самоустранились, хотя именно они и должны были встать на сторону населения, не разрешив вполне себе беспомощной власти решать свои проблемы за счет рядовых граждан? Потому что сами не пользуются общественным транспортом?

И еще интересно: неужели и РЭК повелась на циферки г-на Маслика и разрешила ему резко поднять цены на проезд?

Я уж не говорю про то, что новые электронные карты приведут к очередям к кондуктору, хотя очень скоро, вполне возможно, сами пассажиры к кондуктору ходить не станут. Я уж не говорю про то, что могут пойти случаи подмены электронных карт. Я уж не говорю про то, что если вчера билеты отрывали только тем, кто без проездного, а теперь будут вручать каждому пассажиру, то все эти билеты в возросшем объеме обречены летать по нашим улицам.

И самое главное: департамент транспорта и городская администрация в целом, не сумев хоть как-то улучшить работу автобусов, троллейбусов и трамваев, сумели с легкостью необыкновенной в разы увеличить предоплату от населения и реально повысить плату за проезд, оставив при этом цену разовой поездки неизменной.

Это уметь надо.