Поиск

Омский перевозчик мусора уверен в том, что городской бюджет теряет сотни миллионов рублей от действий компаний-монополистов.

В редакцию РИА «Омск-Информ» обратился Сергей Мирошкин, директор транспортной компании «Регион 55», которая занимается перевозкой  мусора на  полигоны  бытовых отходов. Бизнесмен категорически опроверг точку зрения о неразрешимости «омского мусорного коллапса», заявив, что данная ситуация искусственно создана монополистами, он предложил конкретные пути решения проблемы.

– Сергей Александрович, ваше интервью можно считать обращением к мэру Омска и горсовету?

– По сути, да. Это мое видение решения проблемы, потому что нельзя идти на поводу монополистов данного рынка. И каждый вправе принять мою точку зрения или нет. 1 апреля Виталий Путинцев, директор фирмы «Норма плюс», уведомил все компании, привозящие отходы к ним на полигон, что последний прекращает принимать отходы. А компании, у которых «Чистый город» (тоже компания Путинцева) забирает отходы, – о том, что цена на работу с отходами повышается на 30%. 

– Но закрытие полигонов – требование прокуратуры.

– Ситуация «зрела» долго, кардинальных мер не предпринималось, в итоге Кировский и Ленинский полигоны перегружены и требованиям законодательства не отвечают. В связи с этим суд вынес решения о прекращении их эксплуатации. Тем не менее полигоны все равно эксплуатировались «Нормой плюс» и «Экотехнологиями» под видом накопления отходов. В результате появились уголовные дела в отношении руководителей компаний по незаконному предпринимательству за работу без лицензий.

На заседании комитета по ЖКХ в горсовете мы пытались найти какие-то решения, чтобы ситуацию «разрулить». По итогам совещания был составлен протокол и разослан во все заинтересованные инстанции. Рассматривался вопрос о введении чрезвычайной ситуации, но с ней пока решили подождать. Как результат, «Норма плюс» начала снова принимать отходы, но в режиме накопления.

– Как вы видите ситуацию?

– Комитет по ЖКХ в горсовете возглавляется Путинцевым. Что сделано за это время в отрасли? Данный полигон эксплуатируется с 1959 года. И организация Путинцева, которая его эксплуатирует, и городские чиновники должны были понимать, какой ресурс накопления отходов у полигона остался. И какие действия нужно предпринять, чтобы город получил нормальный  и выгодный для бюджета способ  утилизации отходов. Что же  имеем на выходе? Сформированы две крупнейшие компании: «Норма плюс», которая подконтрольна Путинцеву, и «Экотранс», которую некоторые СМИ ассоциируют с Юрием Гамбургом. Хотя официальный собственник у нее  Григорий Горовой, сосед Гамбурга.

В итоге миллион омичей оказался заложником двух монополистов, которые перекрывают около 60% городских отходов и львиную долю отходов, вывозимых с жилых кварталов.

Не случайно на заседании комитета по ЖКХ, когда речь зашла о 2-миллиардных инвестициях в новый полигон «СибЭкоПрома» Путинцев подчеркнул, цитирую: «Могу совершенно официально сказать, что инвестор заявляет, если не будут работать полигоны, которые работали раньше, ни о каких инвестициях речи быть не может. А это самое скромное – два миллиарда рублей. Поэтому давайте будем думать».

– На ваш взгляд, создание нового полигона «СибЭкоПром» решит ситуацию?

– «Сибэкопром» – организация, образованная Путинцевым и Горовым совместно. На смену двум старым полигонам в Кировске и Ленинске.  Декларируется, что эта компания выкупила 40 га земли. И это все, что было сделано? Проектная документация, как я понимаю, в лучшем случае будет готова к концу года, а новый полигон, возможно, заработает только к 2016 году.     

Не понимаю, почему наш Омский горсовет и мэрия отпускают весьма прибыльную отрасль утилизации отходов всего города в частные руки.  Оба полигона, Кировский и Ленинский, можно вернуть обратно в департамент имущества, ввиду того что не выполняются условия их эксплуатации. Создать МУП, который начал бы эксплуатацию этих полигонов, начал строить новый полигон, владельцем которого уже был бы город. Это позволит Омску создать бюджетное предприятие, являющееся крупным источником пополнения городского бюджета.  Ведь пока из Омска идет только отток предприятий-налогоплательщиков. Здесь же есть реальная возможность создать крупного городского игрока на рынке.  

 Где город возьмет 2 миллиарда на создание нового полигона?

– В данную сумму стоит внести корректировки. Два миллиарда – это не цена строительства полигона, это стоимость инвестиций во всю отрасль, включая места сбора и накопления отходов, обустройство пунктов приема вторичного сырья, строительство площадок перегруза, обновление транспортного парка.

Никто не говорит, что все деньги нужно вносить одномоментно. Для начала строительства полигона достаточно 100 млн рублей: на разработку проектной документации около 10 миллионов и для строительства первой очереди достаточно 90 млн рублей. Когда она заработает и в казну пойдут деньги, уже сам МУП поэтапно вполне сможет продолжить строительство полигона, способного закрывать минимум половину потребностей  города. Потому что другую половину города реально способен перекрыть действующий полигон компании ЖКХ «Сервис». За 3 года этот МУП сможет и построить полигон, и обеспечить пополнение бюджета.

Еще почему-то никто не обратил внимания, что цена за размещение отходов на полигоне «Норма плюс» в Ленинском округе на 20% выше, чем цена на размещение отходов на полигоне ЖКХ «Сервис» в Нефтяниках. У «Норма плюс» – порядка 91 рубля, у ЖКХ «Сервис» – 71 рубль.  Мы отправляли машины на полигоны и на «Норма плюс» и на ЖКХ «Сервис», как только полигон «Норма плюс» закрылся, все машины пошли к ЖКХ «Сервис». Да, увеличилась продолжительность рабочего дня. Но экономии, возникшей из-за размещения отходов на полигоне ЖКХ «Сервис», хватает для компенсации изменившейся логистики.  На мой взгляд, члены комитета по ЖКХ даже не удосужились разобраться, из чего складывается экономика мусороперерабатывающей отрасли. Может быть, стоит поменять подход и заслушать всех участников рынка?

Кроме Путинцева и Горового, позиция которых прогнозируема и понятна, есть компании: «Cкат», ЖКХ «Сервис плюс», «Чистый сервис» (Москва), «Экосистема» (Екатеринбург), «Регион 55», «Стрит Сервис». В Омске работает минимум 6 организаций, не имеющих своих полигонов. Но которые, оптимизируя вопросы логистики и организации работ, умудряются на этом рынке выживать и зарабатывать.

– Схема транспортировки отходов в Омске осталась с советских времен?

– Она громоздка и неэффективна, хотя по численности Омск сегодня седьмой город в России.  В Москве, которая в 10 раз больше Омска, весь мусор вывозится на 3–4 полигона. Система работы одного московского полигона закрывает потребности нескольких городов, таких как Омск. Трафик в Москве намного жестче, чем у нас. Если эту систему управления вывозом мусора применить в Омске, решение проблем с логистикой и работой полигонов быстро будет найдено.

– Полигон «ЖКХ «Сервис» справляется с объемами?

– Разгрузку мусора не сорвали ни разу, водители, конечно, напряжены, но доплата за переработку вопрос снимает. Наверное, можно постепенно загружать ЖКХ «Сервис», постепенно уменьшая нагрузку на Ленинский и Кировский полигоны. Тем более что мощности на полигоне ЖКХ «Сервис» есть. Сейчас ЖКХ «Сервис» занимается строительством дороги, чтобы улучшить транспортную логистику.  

В то же время возмущает то, что компании-монополисты и город не предпринимают  никаких действий для строительства станций перегруза, для упрощения логистики. Не говоря о создании МУПа по работе с отходами. Понятно, что в плане защиты своего бизнеса Путинцев, как коммерсант, поступает грамотно. Он нашел рычаги управления ситуацией в нужную ему сторону. Но город-то в итоге становится заложником монополистов. Нельзя этого допустить. Город должен вести независимую линию и в политике, и в финансах. И все это реально.  Почему это не внедряется в жизнь, остается большой загадкой.

– На ваш взгляд, создание МУПа станет и для Путинцева и для Горового мощной конкуренцией?

– Конечно. Потому что арендная плата за землю, которую выплачивают «Норма плюс» и Экотранс», в соотношении с объемами выручки копеечная. Думаю, МУП давал бы достаточно денег, чтобы спроектировать и построить новый полигон.

– Все утверждают, что в Омском районе нет свободной земли.

– Есть много свободных паев, которые можно выкупить. Тут предметно нужно заниматься, но этого никто не делает, зато просят 2 миллиарда. Мне известны минимум 2 участка, на которых возможно размещение полигона. Вопрос-то в другом: есть желание решить проблему или его нет?  Сейчас его нет.  В строительстве полигона «Сибэкопрома» особой выгоды для города не вижу.

Как город может повлиять на регионального оператора, если тот работает некачественно, но при этом является владельцем основного мусорного полигона? Никак.

– А в случае с МУПом?

– Если МУП будет заниматься исключительно утилизацией отходов и на конкурсной основе принимать перевозчиков мусора, то алгоритм такой: не устраивает перевозчик – на данный участок работы объявляется конкурс и заходит другой перевозчик.  Это, на мой взгляд,  гораздо более конкурентоспособная ситуация. Потому что качество услуги повысится в одном случае – если будет конкуренция на рынке и выбор перевозчиков. Отрасль не развивается исключительно из-за отсутствия в Омске конкуренции. А она отсутствует из-за монополизации рынка утилизации отходов.  

Если «Сибэкопром» хочет строить новый полигон, думаю, не проблема передать городу два действующих полигона в Ленинске и Кировске. Мэрии можно будет найти компромисс с прокуратурой, чтобы на какое-то время разрешить эксплуатацию данных площадок, пока решается вопрос с площадкой под полигон МУПа. Это будет нормальное государственное решение. 

1826

Омский перевозчик мусора уверен в том, что городской бюджет теряет сотни миллионов рублей от действий компаний-монополистов.

В редакцию РИА «Омск-Информ» обратился Сергей Мирошкин, директор транспортной компании «Регион 55», которая занимается перевозкой  мусора на  полигоны  бытовых отходов. Бизнесмен категорически опроверг точку зрения о неразрешимости «омского мусорного коллапса», заявив, что данная ситуация искусственно создана монополистами, он предложил конкретные пути решения проблемы.

– Сергей Александрович, ваше интервью можно считать обращением к мэру Омска и горсовету?

– По сути, да. Это мое видение решения проблемы, потому что нельзя идти на поводу монополистов данного рынка. И каждый вправе принять мою точку зрения или нет. 1 апреля Виталий Путинцев, директор фирмы «Норма плюс», уведомил все компании, привозящие отходы к ним на полигон, что последний прекращает принимать отходы. А компании, у которых «Чистый город» (тоже компания Путинцева) забирает отходы, – о том, что цена на работу с отходами повышается на 30%. 

– Но закрытие полигонов – требование прокуратуры.

– Ситуация «зрела» долго, кардинальных мер не предпринималось, в итоге Кировский и Ленинский полигоны перегружены и требованиям законодательства не отвечают. В связи с этим суд вынес решения о прекращении их эксплуатации. Тем не менее полигоны все равно эксплуатировались «Нормой плюс» и «Экотехнологиями» под видом накопления отходов. В результате появились уголовные дела в отношении руководителей компаний по незаконному предпринимательству за работу без лицензий.

На заседании комитета по ЖКХ в горсовете мы пытались найти какие-то решения, чтобы ситуацию «разрулить». По итогам совещания был составлен протокол и разослан во все заинтересованные инстанции. Рассматривался вопрос о введении чрезвычайной ситуации, но с ней пока решили подождать. Как результат, «Норма плюс» начала снова принимать отходы, но в режиме накопления.

– Как вы видите ситуацию?

– Комитет по ЖКХ в горсовете возглавляется Путинцевым. Что сделано за это время в отрасли? Данный полигон эксплуатируется с 1959 года. И организация Путинцева, которая его эксплуатирует, и городские чиновники должны были понимать, какой ресурс накопления отходов у полигона остался. И какие действия нужно предпринять, чтобы город получил нормальный  и выгодный для бюджета способ  утилизации отходов. Что же  имеем на выходе? Сформированы две крупнейшие компании: «Норма плюс», которая подконтрольна Путинцеву, и «Экотранс», которую некоторые СМИ ассоциируют с Юрием Гамбургом. Хотя официальный собственник у нее  Григорий Горовой, сосед Гамбурга.

В итоге миллион омичей оказался заложником двух монополистов, которые перекрывают около 60% городских отходов и львиную долю отходов, вывозимых с жилых кварталов.

Не случайно на заседании комитета по ЖКХ, когда речь зашла о 2-миллиардных инвестициях в новый полигон «СибЭкоПрома» Путинцев подчеркнул, цитирую: «Могу совершенно официально сказать, что инвестор заявляет, если не будут работать полигоны, которые работали раньше, ни о каких инвестициях речи быть не может. А это самое скромное – два миллиарда рублей. Поэтому давайте будем думать».

– На ваш взгляд, создание нового полигона «СибЭкоПром» решит ситуацию?

– «Сибэкопром» – организация, образованная Путинцевым и Горовым совместно. На смену двум старым полигонам в Кировске и Ленинске.  Декларируется, что эта компания выкупила 40 га земли. И это все, что было сделано? Проектная документация, как я понимаю, в лучшем случае будет готова к концу года, а новый полигон, возможно, заработает только к 2016 году.     

Не понимаю, почему наш Омский горсовет и мэрия отпускают весьма прибыльную отрасль утилизации отходов всего города в частные руки.  Оба полигона, Кировский и Ленинский, можно вернуть обратно в департамент имущества, ввиду того что не выполняются условия их эксплуатации. Создать МУП, который начал бы эксплуатацию этих полигонов, начал строить новый полигон, владельцем которого уже был бы город. Это позволит Омску создать бюджетное предприятие, являющееся крупным источником пополнения городского бюджета.  Ведь пока из Омска идет только отток предприятий-налогоплательщиков. Здесь же есть реальная возможность создать крупного городского игрока на рынке.  

 Где город возьмет 2 миллиарда на создание нового полигона?

– В данную сумму стоит внести корректировки. Два миллиарда – это не цена строительства полигона, это стоимость инвестиций во всю отрасль, включая места сбора и накопления отходов, обустройство пунктов приема вторичного сырья, строительство площадок перегруза, обновление транспортного парка.

Никто не говорит, что все деньги нужно вносить одномоментно. Для начала строительства полигона достаточно 100 млн рублей: на разработку проектной документации около 10 миллионов и для строительства первой очереди достаточно 90 млн рублей. Когда она заработает и в казну пойдут деньги, уже сам МУП поэтапно вполне сможет продолжить строительство полигона, способного закрывать минимум половину потребностей  города. Потому что другую половину города реально способен перекрыть действующий полигон компании ЖКХ «Сервис». За 3 года этот МУП сможет и построить полигон, и обеспечить пополнение бюджета.

Еще почему-то никто не обратил внимания, что цена за размещение отходов на полигоне «Норма плюс» в Ленинском округе на 20% выше, чем цена на размещение отходов на полигоне ЖКХ «Сервис» в Нефтяниках. У «Норма плюс» – порядка 91 рубля, у ЖКХ «Сервис» – 71 рубль.  Мы отправляли машины на полигоны и на «Норма плюс» и на ЖКХ «Сервис», как только полигон «Норма плюс» закрылся, все машины пошли к ЖКХ «Сервис». Да, увеличилась продолжительность рабочего дня. Но экономии, возникшей из-за размещения отходов на полигоне ЖКХ «Сервис», хватает для компенсации изменившейся логистики.  На мой взгляд, члены комитета по ЖКХ даже не удосужились разобраться, из чего складывается экономика мусороперерабатывающей отрасли. Может быть, стоит поменять подход и заслушать всех участников рынка?

Кроме Путинцева и Горового, позиция которых прогнозируема и понятна, есть компании: «Cкат», ЖКХ «Сервис плюс», «Чистый сервис» (Москва), «Экосистема» (Екатеринбург), «Регион 55», «Стрит Сервис». В Омске работает минимум 6 организаций, не имеющих своих полигонов. Но которые, оптимизируя вопросы логистики и организации работ, умудряются на этом рынке выживать и зарабатывать.

– Схема транспортировки отходов в Омске осталась с советских времен?

– Она громоздка и неэффективна, хотя по численности Омск сегодня седьмой город в России.  В Москве, которая в 10 раз больше Омска, весь мусор вывозится на 3–4 полигона. Система работы одного московского полигона закрывает потребности нескольких городов, таких как Омск. Трафик в Москве намного жестче, чем у нас. Если эту систему управления вывозом мусора применить в Омске, решение проблем с логистикой и работой полигонов быстро будет найдено.

– Полигон «ЖКХ «Сервис» справляется с объемами?

– Разгрузку мусора не сорвали ни разу, водители, конечно, напряжены, но доплата за переработку вопрос снимает. Наверное, можно постепенно загружать ЖКХ «Сервис», постепенно уменьшая нагрузку на Ленинский и Кировский полигоны. Тем более что мощности на полигоне ЖКХ «Сервис» есть. Сейчас ЖКХ «Сервис» занимается строительством дороги, чтобы улучшить транспортную логистику.  

В то же время возмущает то, что компании-монополисты и город не предпринимают  никаких действий для строительства станций перегруза, для упрощения логистики. Не говоря о создании МУПа по работе с отходами. Понятно, что в плане защиты своего бизнеса Путинцев, как коммерсант, поступает грамотно. Он нашел рычаги управления ситуацией в нужную ему сторону. Но город-то в итоге становится заложником монополистов. Нельзя этого допустить. Город должен вести независимую линию и в политике, и в финансах. И все это реально.  Почему это не внедряется в жизнь, остается большой загадкой.

– На ваш взгляд, создание МУПа станет и для Путинцева и для Горового мощной конкуренцией?

– Конечно. Потому что арендная плата за землю, которую выплачивают «Норма плюс» и Экотранс», в соотношении с объемами выручки копеечная. Думаю, МУП давал бы достаточно денег, чтобы спроектировать и построить новый полигон.

– Все утверждают, что в Омском районе нет свободной земли.

– Есть много свободных паев, которые можно выкупить. Тут предметно нужно заниматься, но этого никто не делает, зато просят 2 миллиарда. Мне известны минимум 2 участка, на которых возможно размещение полигона. Вопрос-то в другом: есть желание решить проблему или его нет?  Сейчас его нет.  В строительстве полигона «Сибэкопрома» особой выгоды для города не вижу.

Как город может повлиять на регионального оператора, если тот работает некачественно, но при этом является владельцем основного мусорного полигона? Никак.

– А в случае с МУПом?

– Если МУП будет заниматься исключительно утилизацией отходов и на конкурсной основе принимать перевозчиков мусора, то алгоритм такой: не устраивает перевозчик – на данный участок работы объявляется конкурс и заходит другой перевозчик.  Это, на мой взгляд,  гораздо более конкурентоспособная ситуация. Потому что качество услуги повысится в одном случае – если будет конкуренция на рынке и выбор перевозчиков. Отрасль не развивается исключительно из-за отсутствия в Омске конкуренции. А она отсутствует из-за монополизации рынка утилизации отходов.  

Если «Сибэкопром» хочет строить новый полигон, думаю, не проблема передать городу два действующих полигона в Ленинске и Кировске. Мэрии можно будет найти компромисс с прокуратурой, чтобы на какое-то время разрешить эксплуатацию данных площадок, пока решается вопрос с площадкой под полигон МУПа. Это будет нормальное государственное решение. 

1826