Поиск

Опрошенные РИА «Омск-Информ» эксперты считают, что регламентированное использование беспилотных летальных аппаратов принесет определенную пользу.

Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму проект поправок к Воздушному кодексу, которые регламентируют использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). До настоящего времени в российском законодательстве о «беспилотниках» не упоминалось вообще.

С начала 2016 года, когда предполагается вступление поправок в силу, хозяевам БПЛА надо будет получать на него удостоверение годности к полетам. Все «беспилотники» будут внесены в Реестр воздушных судов. Также сертификаты нужно будет получать и на сверхлегкие пилотируемые самолеты.

Специалисты, управляющие «беспилотниками» с земли, должны будут получить удостоверение «внешнего пилота». А если одним БПЛА управляет команда из нескольких человек, то из них один должен быть назначен командиром экипажа. Он и будет нести ответственность за безопасность полета.

Готовящийся законопроект по просьбе РИА «Омск-Информ» прокомментировали специалисты, которые занимаются в Омске разработкой и коммерциализацией беспилотных летательных аппаратов.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Малые беспилотные аппараты» при ОмГТУ, директор ООО «ОКБ МБА» Павел Погарский:

– Принятие такого закона крайне необходимо, но хотелось бы оценить законопроект вместе с многочисленными подзаконными актами, которые должны прилагаться к нему, но еще не разработаны. Сейчас мы стоим на пороге широкого внедрения БПЛА. Потенциальные заказчики аппаратов уже сейчас спрашивают нас о нормативной базе. Мы им честно говорим: занимайтесь согласованием порядка использования БПЛА самостоятельно. Хотелось бы, чтобы в законодательстве были прописаны особенности регулирования использования БПЛА отдельно по нескольким весовым категориям аппаратов. В документах, которые я видел, есть разделение: до 30 килограмм и свыше – для «беспилотников» и до 115 килограмм и свыше – для малых пилотируемых аппаратов. Хотя в авиамоделизме таких категорий больше – сверхмалые аппараты разделяются по категориям: до 5 кг, до 10 кг, до 15 кг и так далее. Хотелось бы, чтобы чем меньше аппараты, тем меньше была регламентация.

Также, отмечает Погарский, после вступления в силу поправок встанет вопрос подготовки и сертификации «внешних пилотов». Сейчас относительно крупные фирмы, производящие БПЛА, сами обучают управлению этими аппаратами, выдают разнообразные сертификаты. Необходимо установить единые учебные программы, требования к пилотам и выдавать сертификат единого образца, считает эксперт.

– Особо надо проработать правила при полетах в воздушном пространстве над городами. Я, при немалом опыте работы с БПЛА, избегаю полетов над городом, – говорит Павел Погарский. – Использование БПЛА приобретает массовый характер, и бессистемные полеты чреваты авиапроисшествиями, особенно если полетами начнут массово заниматься «любители», не имеющие опыта и представлений об организации воздушного движения.

Советник ректора ОмГТУ по экономике, предприниматель Сергей Мизя:

– Вольницу с несанкционированным использованием БПЛА надо заканчивать, ведь воздушное пространство у нас одно на всех. Будет очень опасно, если траектории полетов будут пересекаться и движение в воздухе не будет как-то регулироваться. Столкновение «беспилотника» с другим летательным аппаратом, его падение на землю может привести к тяжелым последствиям и гибели людей.

Как отмечает Мизя, платой за упорядочение законодательства будет увеличение бюрократической нагрузки на производителей и эксплуатантов БПЛА, учитывая традиции российской бюрократии. Возможны и другие трудности.

– Очевидны будущие проблемы с получением сертификатов на БПЛА, так как понадобятся натурные испытания аппаратов, чтобы проверить, как ведет себя аппарат в полете, насколько он надежен и эффективны его системы безопасности, – подчеркивает Сергей Мизя. – Если мы проводим регулярные техосмотры автомобилей, то логично будет проводить и осмотры летательных аппаратов, которые являются потенциально большими источниками опасности. В Омске и в ближайших регионах нет базы, на которой можно проводить испытания и осмотры. Скорее всего, такая база есть только в Москве, в научных институтах, занимающихся авиационной тематикой.

Конечно, введение законодательного регулирования в этом вопросе назрело. У нас в Омске есть «беспилотники» на вооружении МЧС, ГИБДД, но даже они находятся практически за рамками Воздушного кодекса. Что уж говорить про БПЛА, находящиеся в частном владении. Ведь они становятся все доступней. Так как минимальная цена БПЛА сейчас – около 1000 долларов США.

1327

Опрошенные РИА «Омск-Информ» эксперты считают, что регламентированное использование беспилотных летальных аппаратов принесет определенную пользу.

Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму проект поправок к Воздушному кодексу, которые регламентируют использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). До настоящего времени в российском законодательстве о «беспилотниках» не упоминалось вообще.

С начала 2016 года, когда предполагается вступление поправок в силу, хозяевам БПЛА надо будет получать на него удостоверение годности к полетам. Все «беспилотники» будут внесены в Реестр воздушных судов. Также сертификаты нужно будет получать и на сверхлегкие пилотируемые самолеты.

Специалисты, управляющие «беспилотниками» с земли, должны будут получить удостоверение «внешнего пилота». А если одним БПЛА управляет команда из нескольких человек, то из них один должен быть назначен командиром экипажа. Он и будет нести ответственность за безопасность полета.

Готовящийся законопроект по просьбе РИА «Омск-Информ» прокомментировали специалисты, которые занимаются в Омске разработкой и коммерциализацией беспилотных летательных аппаратов.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Малые беспилотные аппараты» при ОмГТУ, директор ООО «ОКБ МБА» Павел Погарский:

– Принятие такого закона крайне необходимо, но хотелось бы оценить законопроект вместе с многочисленными подзаконными актами, которые должны прилагаться к нему, но еще не разработаны. Сейчас мы стоим на пороге широкого внедрения БПЛА. Потенциальные заказчики аппаратов уже сейчас спрашивают нас о нормативной базе. Мы им честно говорим: занимайтесь согласованием порядка использования БПЛА самостоятельно. Хотелось бы, чтобы в законодательстве были прописаны особенности регулирования использования БПЛА отдельно по нескольким весовым категориям аппаратов. В документах, которые я видел, есть разделение: до 30 килограмм и свыше – для «беспилотников» и до 115 килограмм и свыше – для малых пилотируемых аппаратов. Хотя в авиамоделизме таких категорий больше – сверхмалые аппараты разделяются по категориям: до 5 кг, до 10 кг, до 15 кг и так далее. Хотелось бы, чтобы чем меньше аппараты, тем меньше была регламентация.

Также, отмечает Погарский, после вступления в силу поправок встанет вопрос подготовки и сертификации «внешних пилотов». Сейчас относительно крупные фирмы, производящие БПЛА, сами обучают управлению этими аппаратами, выдают разнообразные сертификаты. Необходимо установить единые учебные программы, требования к пилотам и выдавать сертификат единого образца, считает эксперт.

– Особо надо проработать правила при полетах в воздушном пространстве над городами. Я, при немалом опыте работы с БПЛА, избегаю полетов над городом, – говорит Павел Погарский. – Использование БПЛА приобретает массовый характер, и бессистемные полеты чреваты авиапроисшествиями, особенно если полетами начнут массово заниматься «любители», не имеющие опыта и представлений об организации воздушного движения.

Советник ректора ОмГТУ по экономике, предприниматель Сергей Мизя:

– Вольницу с несанкционированным использованием БПЛА надо заканчивать, ведь воздушное пространство у нас одно на всех. Будет очень опасно, если траектории полетов будут пересекаться и движение в воздухе не будет как-то регулироваться. Столкновение «беспилотника» с другим летательным аппаратом, его падение на землю может привести к тяжелым последствиям и гибели людей.

Как отмечает Мизя, платой за упорядочение законодательства будет увеличение бюрократической нагрузки на производителей и эксплуатантов БПЛА, учитывая традиции российской бюрократии. Возможны и другие трудности.

– Очевидны будущие проблемы с получением сертификатов на БПЛА, так как понадобятся натурные испытания аппаратов, чтобы проверить, как ведет себя аппарат в полете, насколько он надежен и эффективны его системы безопасности, – подчеркивает Сергей Мизя. – Если мы проводим регулярные техосмотры автомобилей, то логично будет проводить и осмотры летательных аппаратов, которые являются потенциально большими источниками опасности. В Омске и в ближайших регионах нет базы, на которой можно проводить испытания и осмотры. Скорее всего, такая база есть только в Москве, в научных институтах, занимающихся авиационной тематикой.

Конечно, введение законодательного регулирования в этом вопросе назрело. У нас в Омске есть «беспилотники» на вооружении МЧС, ГИБДД, но даже они находятся практически за рамками Воздушного кодекса. Что уж говорить про БПЛА, находящиеся в частном владении. Ведь они становятся все доступней. Так как минимальная цена БПЛА сейчас – около 1000 долларов США.

1327