Поиск

Отменив прямые выборы глав муниципалитетов, депутаты Заксобрания создали серьезные проблемы для губернатора и политической стабильности в регионе.

На минувшей неделе депутаты Заксобрания в спешке приняли поправки в региональное законодательство, отменив прямые выборы глав муниципалитетов – начиная от Омска и заканчивая отдаленной деревней на севере области. Поправки были приняты без всякого обсуждения, учета общественного мнения и даже мнения самих действующих глав. И эта спешка вполне объяснима: в сентябре в регионе нужно было провести порядка 700 избирательных кампаний по выборам глав сельских поселений, районов и городских округов. Теперь этих выборов не будет. За омичей все уже решили, не спросив их самих.

В принятых поправках говорится о том, что глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Таким образом, мэр Омска и главы 32 муниципальных районов, а также главы более чем 300 сельских поселений оказались полностью независимы от населения, проживающего на вверенной им территории.

Что же теперь стоит ожидать на всех уровнях муниципальной власти?  Начнем с самого низшего – уровня городских и сельских поселений. В Омской области их более 300. Сформированы они были в 2005 году на основе тех самых сельсоветов, хорошо известных со времен СССР.

Даже при  существовавшей системе выборов желающих стать главами сельских поселений в 2010 году по сравнению с 2005 годом было на порядок меньше. Как оказалось, вместе с приличной для омского села зарплатой 30–35 тысяч глава сельского поселения получает целый «букет» проблем. Имея нищенский бюджет 3–4 миллиона в год, глава должен ремонтировать «убитые» сельские дороги, чистить их от снега, заниматься коммунальным хозяйством и содержать объекты культуры. Даже не будучи экономистом понятно, что сделать это невозможно. Кроме этого, контролирующие органы глав постоянно облагают различными штрафами в несколько десятков тысяч рублей. И сельские чиновники их выплачивают, правда, из бюджета самого поселения (иначе они не видели бы зарплаты), становясь фигурантами уголовных дел. Возникает логичный вопрос: кто захочет быть назначенным на столь «вожделенную» должность?

При новом порядке избрания глав у так называемой комиссии появится проблема, из кого выбирать. Зачастую, не справившись с полномочиями, главы сами уходят в отставку. В новых выборах участвуют хорошо известные люди, и их популизм уже не «прокатывает». А что будет, если комиссия  выберет «варяга», к которому у местных жителей нет никакого доверия, которого никто не знает? Ведь согласно новым поправкам глава может избираться даже не из числа депутатов. Он сразу же станет «чужим», и эффективно работать у него не получится. Если сейчас сельчанин может спокойно подойти к главе и указать ему на ошибки, и к такой критике главы прислушиваются, то при новом порядке избрания сельским чиновниками «плевать» будет на местных жителей, их проблемы и жалобы – формально он от населения никак не зависит. Дело может дойти до сельских бунтов с целью смещения таких глав. Ведь для сельского чиновника лучшая оценка работы – это участие в выборах, когда доверие ему высказывают соседи. Теперь такого доверия может не быть.

Сложности у такого главы могут возникнуть и с сельскими депутатами. С ними – вообще отдельная тема. Сейчас желающих стать депутатами на селе практически нет. Из 8–10 человек, входящих в Совет поселения, эффективно работают лишь 2–3 настоящих общественника. Остальные входят в Совет для «массовки». Раньше выборы советов и глав сельских поселений проходили одновременно и действующий глава зачастую уговаривал сельчан стать депутатами, чтобы сформировать депутатский корпус. Кто его будет формировать после отмены выборов? Выборы депутатов муниципальных образований пока не отменили, и они в сентябре состоятся. Только вот советы поселений из-за отсутствия кандидатов могут быть не сформированы, а без них глава не правомочен принимать какие-либо решения. Это еще один жирный минус новой системы.

Для того чтобы избежать всего этого, необходимо было выбрать другой вариант выборов, когда глава поселения избирается хотя бы из числа депутатов местного Совета либо напрямую. Тогда потенциальный глава сначала прошел бы через «сито» выборов депутатов, а потом уже – через комиссионные выборы. В таком случае он был бы легитимен.

На следующем уровне – муниципальных районов – последствия отмены прямых выборов могут быть еще более плачевными. Их отмена на этом уровне и вовсе не понятна, ведь и так в 85–90% случаев на  выборах глав районов побеждали представители «Единой России», то есть вполне управляемые кандидаты. Да, были случаи, когда жители районов ошибались (например, как в Кормиловке) и сами же «расхлебывали» эти последствия. А теперь неизвестно, какие будут последствия, если главой условного Тарского или Нижнеомского района станет «варяг» – например, омич. Он сразу же вступит в конфликт с местными элитами, для жителей района он будет «чужаком», и, вполне вероятно, ничем хорошим это не закончится: в районах начнутся раздраи, а область получит целые неуправляемые территории, вместо прежних управляемых глав. Красноречив здесь пример Калачинского района, когда в 2010 году местные жители «купились» на популистскую программу Вадима Цыганкова, избрав его главой. Итогом этого стал конфликт главы-омича с местной политэлитой и депутатами райсовета, которые и отстранили его от должности в 2013 году.

Таким образом, единственное, чего будет бояться фактически назначенный глава района, – своего повторного неназначения. Если при прямых выборах для того, чтобы обеспечить победу, ему нужно было сделать хоть что-то для избирателей, то теперь для этого нужны будут другие механизмы – связи в областных структурах, «шантаж» депутатов райсовета, входящих в комиссию. Жители сельских территорий от этого не выиграют.

И, наконец, затрону еще один уровень муниципальной системы – выборы главы городского округа, то есть Омска. На прямых выборах мэра Омска также поставлен крест –  его кандидатуру  будет предлагать сам губернатор, которому придется отвечать за все его действия. Сейчас напрямую избранного мэра не критикует только ленивый, а если бы он был кандидатом от губернатора? Тогда и главе региона «достанется» от недовольных. Да, мэр будет ответственен перед губернатором, но, опять же, не перед населением. Тогда уже проблемы с переизбранием могут появиться у самого губернатора. Только нужно ли ему это?

На всем этом фоне иначе как блефом не назовешь объяснение отмены прямого порядка избрания глав экономией бюджетных средств. Депутаты Заксобрания, инициировавшие поправки, объяснили это необходимостью сокращения расходов местных бюджетов – якобы на выборы тратятся большие средства и их можно сэкономить. Но цена выборов на фоне тех потерь, которые может принести их отмена, ничтожна. Так можно и выборы президента отменить – тоже экономия средств будет! Только все понимают, что это за пределами  разумного.  Как и в целом отмена прямых выборов. 

Отменив прямые выборы глав муниципалитетов, депутаты Заксобрания создали серьезные проблемы для губернатора и политической стабильности в регионе.

На минувшей неделе депутаты Заксобрания в спешке приняли поправки в региональное законодательство, отменив прямые выборы глав муниципалитетов – начиная от Омска и заканчивая отдаленной деревней на севере области. Поправки были приняты без всякого обсуждения, учета общественного мнения и даже мнения самих действующих глав. И эта спешка вполне объяснима: в сентябре в регионе нужно было провести порядка 700 избирательных кампаний по выборам глав сельских поселений, районов и городских округов. Теперь этих выборов не будет. За омичей все уже решили, не спросив их самих.

В принятых поправках говорится о том, что глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения избирается представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Таким образом, мэр Омска и главы 32 муниципальных районов, а также главы более чем 300 сельских поселений оказались полностью независимы от населения, проживающего на вверенной им территории.

Что же теперь стоит ожидать на всех уровнях муниципальной власти?  Начнем с самого низшего – уровня городских и сельских поселений. В Омской области их более 300. Сформированы они были в 2005 году на основе тех самых сельсоветов, хорошо известных со времен СССР.

Даже при  существовавшей системе выборов желающих стать главами сельских поселений в 2010 году по сравнению с 2005 годом было на порядок меньше. Как оказалось, вместе с приличной для омского села зарплатой 30–35 тысяч глава сельского поселения получает целый «букет» проблем. Имея нищенский бюджет 3–4 миллиона в год, глава должен ремонтировать «убитые» сельские дороги, чистить их от снега, заниматься коммунальным хозяйством и содержать объекты культуры. Даже не будучи экономистом понятно, что сделать это невозможно. Кроме этого, контролирующие органы глав постоянно облагают различными штрафами в несколько десятков тысяч рублей. И сельские чиновники их выплачивают, правда, из бюджета самого поселения (иначе они не видели бы зарплаты), становясь фигурантами уголовных дел. Возникает логичный вопрос: кто захочет быть назначенным на столь «вожделенную» должность?

При новом порядке избрания глав у так называемой комиссии появится проблема, из кого выбирать. Зачастую, не справившись с полномочиями, главы сами уходят в отставку. В новых выборах участвуют хорошо известные люди, и их популизм уже не «прокатывает». А что будет, если комиссия  выберет «варяга», к которому у местных жителей нет никакого доверия, которого никто не знает? Ведь согласно новым поправкам глава может избираться даже не из числа депутатов. Он сразу же станет «чужим», и эффективно работать у него не получится. Если сейчас сельчанин может спокойно подойти к главе и указать ему на ошибки, и к такой критике главы прислушиваются, то при новом порядке избрания сельским чиновниками «плевать» будет на местных жителей, их проблемы и жалобы – формально он от населения никак не зависит. Дело может дойти до сельских бунтов с целью смещения таких глав. Ведь для сельского чиновника лучшая оценка работы – это участие в выборах, когда доверие ему высказывают соседи. Теперь такого доверия может не быть.

Сложности у такого главы могут возникнуть и с сельскими депутатами. С ними – вообще отдельная тема. Сейчас желающих стать депутатами на селе практически нет. Из 8–10 человек, входящих в Совет поселения, эффективно работают лишь 2–3 настоящих общественника. Остальные входят в Совет для «массовки». Раньше выборы советов и глав сельских поселений проходили одновременно и действующий глава зачастую уговаривал сельчан стать депутатами, чтобы сформировать депутатский корпус. Кто его будет формировать после отмены выборов? Выборы депутатов муниципальных образований пока не отменили, и они в сентябре состоятся. Только вот советы поселений из-за отсутствия кандидатов могут быть не сформированы, а без них глава не правомочен принимать какие-либо решения. Это еще один жирный минус новой системы.

Для того чтобы избежать всего этого, необходимо было выбрать другой вариант выборов, когда глава поселения избирается хотя бы из числа депутатов местного Совета либо напрямую. Тогда потенциальный глава сначала прошел бы через «сито» выборов депутатов, а потом уже – через комиссионные выборы. В таком случае он был бы легитимен.

На следующем уровне – муниципальных районов – последствия отмены прямых выборов могут быть еще более плачевными. Их отмена на этом уровне и вовсе не понятна, ведь и так в 85–90% случаев на  выборах глав районов побеждали представители «Единой России», то есть вполне управляемые кандидаты. Да, были случаи, когда жители районов ошибались (например, как в Кормиловке) и сами же «расхлебывали» эти последствия. А теперь неизвестно, какие будут последствия, если главой условного Тарского или Нижнеомского района станет «варяг» – например, омич. Он сразу же вступит в конфликт с местными элитами, для жителей района он будет «чужаком», и, вполне вероятно, ничем хорошим это не закончится: в районах начнутся раздраи, а область получит целые неуправляемые территории, вместо прежних управляемых глав. Красноречив здесь пример Калачинского района, когда в 2010 году местные жители «купились» на популистскую программу Вадима Цыганкова, избрав его главой. Итогом этого стал конфликт главы-омича с местной политэлитой и депутатами райсовета, которые и отстранили его от должности в 2013 году.

Таким образом, единственное, чего будет бояться фактически назначенный глава района, – своего повторного неназначения. Если при прямых выборах для того, чтобы обеспечить победу, ему нужно было сделать хоть что-то для избирателей, то теперь для этого нужны будут другие механизмы – связи в областных структурах, «шантаж» депутатов райсовета, входящих в комиссию. Жители сельских территорий от этого не выиграют.

И, наконец, затрону еще один уровень муниципальной системы – выборы главы городского округа, то есть Омска. На прямых выборах мэра Омска также поставлен крест –  его кандидатуру  будет предлагать сам губернатор, которому придется отвечать за все его действия. Сейчас напрямую избранного мэра не критикует только ленивый, а если бы он был кандидатом от губернатора? Тогда и главе региона «достанется» от недовольных. Да, мэр будет ответственен перед губернатором, но, опять же, не перед населением. Тогда уже проблемы с переизбранием могут появиться у самого губернатора. Только нужно ли ему это?

На всем этом фоне иначе как блефом не назовешь объяснение отмены прямого порядка избрания глав экономией бюджетных средств. Депутаты Заксобрания, инициировавшие поправки, объяснили это необходимостью сокращения расходов местных бюджетов – якобы на выборы тратятся большие средства и их можно сэкономить. Но цена выборов на фоне тех потерь, которые может принести их отмена, ничтожна. Так можно и выборы президента отменить – тоже экономия средств будет! Только все понимают, что это за пределами  разумного.  Как и в целом отмена прямых выборов.