Поиск

Если губернатор утвердит концепцию развития аэропорта Омск-Федоровка, предложенную  ВЭБом, омичей ждет 20-летняя долговая кабала с сомнительным результатом.

В конце 2014 года центр проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка объявил федеральному изданию «Ведомости» цену проекта аэропорта Омск-Федоровка – 14 млрд рублей. Срок строительства будущего аэропорта запланирован на 4 года, пассажиропоток – около 3 млн человек к 2038 году. Правительство области должно провести конкурс на выбор инвестора и заключить с ним концессионное соглашение.

Один серьезный момент – из-за того, что пассажиров мало, уровень доходности  не отвечает расчетному, поэтому бюджет Омской области обязан будет длительное время доплачивать инвестору компенсацию, пока аэропорт не выйдет на расчетные показатели.

Сразу же возникает целый ряд вопросов. Самый главный – почему стоимость проекта вдруг скакнула с 8 млрд рублей (цена проекта, подготовленного по заказу правительства Леонида Полежаева в 2010 году авторитетнейшей немецкой фирмой Hochtief Aktiengesellschaft, Cushman & Wakefield и ООО «Руфаудит-Омское бюро») до 14 (проект ВЭБа)?

И второй вопрос – почему вместо базовой модели грузового транспортного хаба федерального значения с быстрым начальным получением прибыли от грузоперевозок и   постепенным наращиванием пассажиропотока для Омской области выбрана долгая, не особенно перспективная  и максимально экономически напряженная модель аэропорта?

Крупные аэроперевозчики прекрасно знают основные расчетные цифры региональных пассажиропотоков: в 1991 году авиапассажиров в Омске было 1,9 млн человек. На самолете хотя бы раз в год летал примерно каждый омич. Примерно то же было в Новосибирске – 2,3-2,4 млн человек. В Екатеринбурге авиапассажиров было значительно меньше. Сегодня, спустя 24 года, авиационный пассажиропоток в Омске съежился до 0,8-0,9 млн человек, зато в соседних Толмачево и Кольцово вырос  почти до 4 миллионов в каждом. Чтобы угнаться за ними, нужно действительно 25–30 лет.

Но, во-первых, это федеральные центры, где пассажиропоток всегда будет выше, во-вторых, зачем омичам залезать в долговую кабалу к инвестору, когда есть другой, экономически гораздо более выгодный вариант?

– В Федоровке нужно формировать федеральный транспортный авиа-хаб для внутрироссийских, трансконтинентальных, приарктических, кросс-полярных грузоперевозок. Рынок здесь огромный, а самое главное – совершенно незаполненный, – говорит экс-директор ОАО «Омск-Федоровка» Игорь Глушков, в прошлом начальник департамента проектирования НПО «Мостовик». – Объем российских  авиагрузовых перевозок составляет 2% от мирового. Причем 80% всех  российских авиагрузоперевозок сосредоточено в Москве. Там  построена громадная инфраструктура, и грузы со всего мира «слетаются» сначала туда, а потом развозятся по регионам. России нужно несколько крупных авиатранспортных  хабов в регионах, и географическое положение Омска для создания такого хаба  идеально. Нужно перенаправлять  эти грузопотоки на Омск, это дешевле и быстрее для отправителя груза. А Омску это сразу дает мощный рывок  в развитии.

За время работы в проекте «Федоровка» Глушков досконально изучил опыт работы  крупнейших аэропортов страны и мира – от питерского Пулково до «Аэропорт де Пари».

Мнение этого эксперта  имеет жесткую логику – пока  некий инвестор будет раскачивать Омский аэропорт под рост авиапассажиров, регулярно собирая бюджетную дань, в том же Новосибирске оперативно воплотят модель авиагрузового хаба и заберут этот функционал под себя. При этом не факт, что, не набрав пассажиропоток, проект «Омск-Федоровка» не загнется – мол не получилось, с кем не бывает.

Может быть, не случайно в Омске уже начали появляться статьи «Доберитесь до станции Обь, потом автобусом до Томачево, и оттуда в любую точку мира»?   

При этом парадокс ситуации с предлагаемым ВЭБом проектом еще и в том, что, как сообщают те же «Ведомости», инвестор получает все 670 гектаров земель под аэропортом Омск-Центральный как компенсацию за инвестиции в омский аэропорт. Вкладывая 14 млрд рублей, он получает землю стоимостью, по разным оценкам, от 50 до 90 млрд рублей и почти 20 лет регионального бюджетного авансирования. Не жирно ли?  Получается, что по проекту Центра проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка для инвестора «Омск-Федоровки» вообще нет никакого риска.

10 лет назад ОАО «Федоровка», сформированное при  Полежаеве, тоже предлагало передать инвестору, но только часть земель – под аэропортом местных линий. План был ясен и достаточно логичен: оставляем полосу Центрального, земли местных авиалиний отдаем инвестору как плату за реализацию проекта, а в Федоровке тем временем организуется транспортный грузовой хаб. Концессионер на Федоровке начинает через грузоперевозки зарабатывать сразу, потому что этот  рынок в России огромный и неосвоенный. 

В 2010 году за разработку  бизнес-плана «Омск-Федоровка» немцам заплатили 45 млн рублей из областного бюджета. Сумма за новый бизнес-план ВЭБу – 60 млн рублей снова из кошельков омичей. Зачем?

Строительство аэропорта может идти двумя путями. Через организацию ОАО, которое является заказчиком проекта, и принятие на областном уровне соответствующего закона о государственно-частном партнерстве. И через конкурс.  При Полежаеве  решили идти через ОАО и передать в него все объекты незавершенного строительства в Федоровке и  часть земель аэропорта Омск-Центральный, чтобы хозяин аэропортового комплекса региона был один и  сам последовательно переводил  все мощности из старого аэропорта в новый.

По свидетельству Глушкова, при словах «передача земель в ОАО» внезапно исчезнувший  экс-министр имущественных отношений Вадим Меренков, тогда еще заведовавший всеми городскими землями, начинал сильно нервничать. И ныне сидящий в СИЗО Юрий Гамбург против ОАО тоже был категорически. И правительство Виктора Назарова, где Гамбург  играл ведущую скрипку, настояло на схеме  проведения конкурса. В итоге  уставной капитал ОАО «Омск-Федоровка», по сути, не наполнен и составляет 100 тыс. рублей. 51% акций общества принадлежит  «Межгосударственной корпорации развития» Иван Полякова, 49% – Омской области.  Весь недострой Федоровки и земли под старым аэропортом пока еще принадлежат  Омской области.

Но сейчас  омичам за бюджетные 60  млн рублей предлагают  проект, который способен на 20 лет «превратить» омичей в дойных коров для некоего инвестора и вдобавок к этому лишиться земель в центре города. При этом любому бизнесу хорошо известно, что если цель инвестора не развивать проект,  окупая свои вложения, а сразу получить гарантированный доход в виде земли и бюджетной ренты, абсолютно ничем не рискуя, то ничего хорошего такой бизнес-проект не ждет.

22 января должна была состояться презентация нового бизнес-плана аэропорта Омск-Федоровка, подготовленного ФЦПФ Внешэкономбанка. По срокам она совпадала с приездом в Омск министра культуры РФ Владимира Мединского, возглавляющего оргкомитет по подготовке к 300-летию Омска, где аэропорт остается как один из важнейших инфраструктурных объектов региона. По непонятным причинам презентация сдвинулась на конец февраля, когда Мединский будет уже в Москве.

Ответы на вопрос, что же происходит с экономическими схемами будущего аэропорта,  правительство области пока не дает. Похоже, губернатору Назарову настойчиво   предлагают сесть не на тот рейс и не в тот самолет.

                                                                                                             Юрий Епанчинцев

От редакции:

В середине декабря 2014 года губернатором Назаровым дано поручение проработать вопрос по аэропорту Омск-Федоровка с «Внешэконобанком» своему новому заместителю Игорю Бондареву. Он возглавлял УФСБ по Омской области, известен жесткой позицией по отношению к коррупционерам и широкой информированностью.

  Хочется надеяться, что работа Бондарева поставит все на свои места и поможет омичам избежать кабального договора.    

3474

Если губернатор утвердит концепцию развития аэропорта Омск-Федоровка, предложенную  ВЭБом, омичей ждет 20-летняя долговая кабала с сомнительным результатом.

В конце 2014 года центр проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка объявил федеральному изданию «Ведомости» цену проекта аэропорта Омск-Федоровка – 14 млрд рублей. Срок строительства будущего аэропорта запланирован на 4 года, пассажиропоток – около 3 млн человек к 2038 году. Правительство области должно провести конкурс на выбор инвестора и заключить с ним концессионное соглашение.

Один серьезный момент – из-за того, что пассажиров мало, уровень доходности  не отвечает расчетному, поэтому бюджет Омской области обязан будет длительное время доплачивать инвестору компенсацию, пока аэропорт не выйдет на расчетные показатели.

Сразу же возникает целый ряд вопросов. Самый главный – почему стоимость проекта вдруг скакнула с 8 млрд рублей (цена проекта, подготовленного по заказу правительства Леонида Полежаева в 2010 году авторитетнейшей немецкой фирмой Hochtief Aktiengesellschaft, Cushman & Wakefield и ООО «Руфаудит-Омское бюро») до 14 (проект ВЭБа)?

И второй вопрос – почему вместо базовой модели грузового транспортного хаба федерального значения с быстрым начальным получением прибыли от грузоперевозок и   постепенным наращиванием пассажиропотока для Омской области выбрана долгая, не особенно перспективная  и максимально экономически напряженная модель аэропорта?

Крупные аэроперевозчики прекрасно знают основные расчетные цифры региональных пассажиропотоков: в 1991 году авиапассажиров в Омске было 1,9 млн человек. На самолете хотя бы раз в год летал примерно каждый омич. Примерно то же было в Новосибирске – 2,3-2,4 млн человек. В Екатеринбурге авиапассажиров было значительно меньше. Сегодня, спустя 24 года, авиационный пассажиропоток в Омске съежился до 0,8-0,9 млн человек, зато в соседних Толмачево и Кольцово вырос  почти до 4 миллионов в каждом. Чтобы угнаться за ними, нужно действительно 25–30 лет.

Но, во-первых, это федеральные центры, где пассажиропоток всегда будет выше, во-вторых, зачем омичам залезать в долговую кабалу к инвестору, когда есть другой, экономически гораздо более выгодный вариант?

– В Федоровке нужно формировать федеральный транспортный авиа-хаб для внутрироссийских, трансконтинентальных, приарктических, кросс-полярных грузоперевозок. Рынок здесь огромный, а самое главное – совершенно незаполненный, – говорит экс-директор ОАО «Омск-Федоровка» Игорь Глушков, в прошлом начальник департамента проектирования НПО «Мостовик». – Объем российских  авиагрузовых перевозок составляет 2% от мирового. Причем 80% всех  российских авиагрузоперевозок сосредоточено в Москве. Там  построена громадная инфраструктура, и грузы со всего мира «слетаются» сначала туда, а потом развозятся по регионам. России нужно несколько крупных авиатранспортных  хабов в регионах, и географическое положение Омска для создания такого хаба  идеально. Нужно перенаправлять  эти грузопотоки на Омск, это дешевле и быстрее для отправителя груза. А Омску это сразу дает мощный рывок  в развитии.

За время работы в проекте «Федоровка» Глушков досконально изучил опыт работы  крупнейших аэропортов страны и мира – от питерского Пулково до «Аэропорт де Пари».

Мнение этого эксперта  имеет жесткую логику – пока  некий инвестор будет раскачивать Омский аэропорт под рост авиапассажиров, регулярно собирая бюджетную дань, в том же Новосибирске оперативно воплотят модель авиагрузового хаба и заберут этот функционал под себя. При этом не факт, что, не набрав пассажиропоток, проект «Омск-Федоровка» не загнется – мол не получилось, с кем не бывает.

Может быть, не случайно в Омске уже начали появляться статьи «Доберитесь до станции Обь, потом автобусом до Томачево, и оттуда в любую точку мира»?   

При этом парадокс ситуации с предлагаемым ВЭБом проектом еще и в том, что, как сообщают те же «Ведомости», инвестор получает все 670 гектаров земель под аэропортом Омск-Центральный как компенсацию за инвестиции в омский аэропорт. Вкладывая 14 млрд рублей, он получает землю стоимостью, по разным оценкам, от 50 до 90 млрд рублей и почти 20 лет регионального бюджетного авансирования. Не жирно ли?  Получается, что по проекту Центра проектного финансирования (ФЦПФ) Внешэкономбанка для инвестора «Омск-Федоровки» вообще нет никакого риска.

10 лет назад ОАО «Федоровка», сформированное при  Полежаеве, тоже предлагало передать инвестору, но только часть земель – под аэропортом местных линий. План был ясен и достаточно логичен: оставляем полосу Центрального, земли местных авиалиний отдаем инвестору как плату за реализацию проекта, а в Федоровке тем временем организуется транспортный грузовой хаб. Концессионер на Федоровке начинает через грузоперевозки зарабатывать сразу, потому что этот  рынок в России огромный и неосвоенный. 

В 2010 году за разработку  бизнес-плана «Омск-Федоровка» немцам заплатили 45 млн рублей из областного бюджета. Сумма за новый бизнес-план ВЭБу – 60 млн рублей снова из кошельков омичей. Зачем?

Строительство аэропорта может идти двумя путями. Через организацию ОАО, которое является заказчиком проекта, и принятие на областном уровне соответствующего закона о государственно-частном партнерстве. И через конкурс.  При Полежаеве  решили идти через ОАО и передать в него все объекты незавершенного строительства в Федоровке и  часть земель аэропорта Омск-Центральный, чтобы хозяин аэропортового комплекса региона был один и  сам последовательно переводил  все мощности из старого аэропорта в новый.

По свидетельству Глушкова, при словах «передача земель в ОАО» внезапно исчезнувший  экс-министр имущественных отношений Вадим Меренков, тогда еще заведовавший всеми городскими землями, начинал сильно нервничать. И ныне сидящий в СИЗО Юрий Гамбург против ОАО тоже был категорически. И правительство Виктора Назарова, где Гамбург  играл ведущую скрипку, настояло на схеме  проведения конкурса. В итоге  уставной капитал ОАО «Омск-Федоровка», по сути, не наполнен и составляет 100 тыс. рублей. 51% акций общества принадлежит  «Межгосударственной корпорации развития» Иван Полякова, 49% – Омской области.  Весь недострой Федоровки и земли под старым аэропортом пока еще принадлежат  Омской области.

Но сейчас  омичам за бюджетные 60  млн рублей предлагают  проект, который способен на 20 лет «превратить» омичей в дойных коров для некоего инвестора и вдобавок к этому лишиться земель в центре города. При этом любому бизнесу хорошо известно, что если цель инвестора не развивать проект,  окупая свои вложения, а сразу получить гарантированный доход в виде земли и бюджетной ренты, абсолютно ничем не рискуя, то ничего хорошего такой бизнес-проект не ждет.

22 января должна была состояться презентация нового бизнес-плана аэропорта Омск-Федоровка, подготовленного ФЦПФ Внешэкономбанка. По срокам она совпадала с приездом в Омск министра культуры РФ Владимира Мединского, возглавляющего оргкомитет по подготовке к 300-летию Омска, где аэропорт остается как один из важнейших инфраструктурных объектов региона. По непонятным причинам презентация сдвинулась на конец февраля, когда Мединский будет уже в Москве.

Ответы на вопрос, что же происходит с экономическими схемами будущего аэропорта,  правительство области пока не дает. Похоже, губернатору Назарову настойчиво   предлагают сесть не на тот рейс и не в тот самолет.

                                                                                                             Юрий Епанчинцев

От редакции:

В середине декабря 2014 года губернатором Назаровым дано поручение проработать вопрос по аэропорту Омск-Федоровка с «Внешэконобанком» своему новому заместителю Игорю Бондареву. Он возглавлял УФСБ по Омской области, известен жесткой позицией по отношению к коррупционерам и широкой информированностью.

  Хочется надеяться, что работа Бондарева поставит все на свои места и поможет омичам избежать кабального договора.    

3474