Поиск

Корреспондент РИА «Омск-Информ» считает, что амбициозная идея губернатора, при всей ее заманчивости, так и останется нереализованной.

На последнем в уходящем году заседании регионального Заксобрания депутат Андрей Алехин озвучил очень актуальную для жителей сельских районов проблему сокращения сельских автобусных маршрутов. Так, со следующего года жителям омских сел и деревень будет еще труднее добраться до райцентров, даже не говоря уже об Омске. Вместо 455 млн рублей в текущем году, выделенных на перевозки внутри районов, в следующем на эти цели в бюджете уже запланировано всего 170 миллионов. В результате количество сельских маршрутов сократится еще на 10%.

– В вашем Большереченском районе отменяют маршрут Почекуево – Большеречье, – обратился Алехин к губернатору Виктору Назарову. – Там же закрыли почту. За пенсией жителям придется ехать в райцентр, но как, если автобус отменяют?

При этом решение о сокращении маршрутной сети принималось даже без решения профильной рабочей группы. Губернатор назвал это «глупой и тупой организацией». 

Вместе с тем на прошлой неделе уже сам Виктор Назаров сделал и вовсе любопытное заявление о необходимости расселения омских сел, которые де-факто являются бесперспективными. Свою идею глава региона озвучил на заседании правительства, где решался вопрос о выделении средств на ремонт рухнувшего моста в одной из деревень Тарского района, где проживают 10 человек. Стоимость ремонта этого моста – 5 миллионов рублей.

– Может, нам проще этих людей переселить в соседнее крупное село? По стоимости выйдет так же, как отремонтировать этот мост, – сказал тогда губернатор.

Действительно, на первый взгляд идея эта здравая. Вместо того чтобы тратить деньги на деревни, где проживают 5, 10 или даже 50 человек, не проще ли их переселить в более благополучные и развитые в социально-экономическом плане населенные пункты? Наибольшее бремя по содержанию умирающих деревень несут нищие бюджеты районов и сельских поселений. При этом объемы финансирования постоянно сокращаются, как это уже случилось с автоперевозками.

Я уже писал, что фактически омская деревня медленно, но верно вымирает. Так происходит практически по всей России, за исключением нескольких регионов. И в Омской области помимо двух – трех десятков крупных и благополучных сел (расположенных в основном в центре и на юге региона) остальные понемногу деградируют. Разрушаются дороги, закрываются больницы и школы, у людей попросту нет работы, а молодежь уезжает в Омск. При этом и уехать-то им сложно по причине отмены все тех же автобусных маршрутов. И это касается в первую очередь небольших деревень с населением 100–300 человек. Большая их часть расположена в северной половине региона. За последние 15 лет омское село недосчиталось 200 тысяч своих жителей.

И вот глава региона высказал идею о расселении таких сел. Министры регионального кабмина, естественно, его поддержали, по их мнению, переселение будет выгодным. Но это если говорить о внешней стороне идеи губернатора. Теперь хотелось поподробнее остановиться на том, как она будет реализовываться, а это уже совсем другой вопрос.  

Интересно, задумывался ли выходец из омского села  Виктор Назаров о технической части своего предложения? Проще говоря, как людей-то переселять будем, и главное – куда? Здесь есть ряд вопросов.

Во-первых, российское законодательство, к счастью, предусматривает свободу выбора проживания – это гарантировано Конституцией. И никто никого насильно выселять  не имеет права (что практиковали в СССР). Хочу – живу в умирающем селе, хочу – нет.  Никто у меня такой возможности не отнимал. А если поселение имеет статус населенного пункта, то власти просто обязаны обеспечить его подъездными путями и социальной инфраструктурой, из коммунальных благ – хотя бы электроэнергией. И статус населенного пункта никто не имеет права отобрать, если из деревни не уехал (или умер) ее последний житель. Справедливости ради, Виктор Назаров о принудительном выселении и не говорил.

Во-вторых, возьмем идеальный вариант, когда 5 старушек из какой-нибудь Ивановки или Петровки, или Сидоровки все же решатся переехать поближе к цивилизации. Куда их, скорее всего, будут переселять? Правильно, в геронтологический центр (или проще – дом престарелых). Потому что строить каждой из них отдельный дом за 1 млн рублей явно никто не будет. Проще (и как это цинично не звучит, дешевле) их заселить в дом престарелых. В случае реализации идеи о переселении так и будет. Но я говорю об идеальном варианте. Теперь о том, как бывает на самом деле.

Возьмем все ту же условную Ивановку. Допустим, в ней проживает 10 человек, и перспектив развития у этого села больше нет. Нет там ни работы, ни молодежи, ни даже дороги до этого села (по которой в лучшем случае проедет внедорожник). И власти решили эту Ивановку расселить. Я уверен, что они столкнутся с тем, что на деле желание переехать выразят не все. Допустим,  на «большую землю» переехали 5 человек из 10 жителей Ивановки. Им предоставили жилье или заселили их в дом престарелых. А что же будет с остальными, отказавшимися переезжать? Они ведь также будут нуждаться в медицинской помощи, 1–2 детей оттуда придется возить в школу и содержать дорогу, чтобы по ней можно было проехать хотя бы на вездеходе. Получится, что, с одной стороны, деньги будут потрачены на переселение людей, а с другой – нужно будет содержать оставшихся в деревне жителей. То есть двойные затраты.

Я убежден, что «идеальных вариантов», когда все жители бесперспективной деревни согласятся переезжать ближе к цивилизации, наберется в Омской области 5–7, от силы 10. Деревень же, которые в области уверенно можно назвать бесперспективными, – едва ли не сотня. Таким образом, в регионе могут появиться десятки «Решетиловок» наподобие хутора в Одесском районе. Там уже несколько лет фермеры Гордиенко не могут добиться признания статуса населенного пункта (хотя они и без него неплохо там живут).

В-третьих, возникает отдельный вопрос о том, куда же переселять сельчан-«неудачников» из отдаленных деревень. В тех населенных пунктах, куда, по идее, следует заселять жителей таких  малых деревень, как правило, свободного жилья нет. Значит, его придется строить. Построить более-менее нормальный дом на селе сегодня – это минимум 1 миллион рублей. Но опять же,  кто его будет строить? Очень сложно будет найти подрядчиков. Кто будет контролировать качество строительства? Ведь не удалось построить даже достойное жилье для переселенцев из аварийного жилья в Омске. Только ленивый не ругал качество предоставляемого им жилья в Рябиновке и Амурском-2. А если таких «Рябиновок» по области будут десятки?

Как правило, бесплатное жилье качеством не отличается. Под строительство нужно выделять землю, а у нас даже молодым семьям, которые могут ее получить бесплатно, не всегда это удается. И участки в первую очередь нужно предоставлять именно им. Да, в регионе ведется комплексное строительство малоэтажного жилья, но там его строят либо сами сельчане, либо оно строится за их счет, и качество работ ими же  контролируется.

Таким образом, идее, озвученной Виктором Назаровым, препятствует сразу несколько больших проблем. Можно, конечно, просчитать, во сколько это обойдется для бюджета и какая будет получена выгода. Но нельзя подсчитать и спрогнозировать, как Омская область будет выглядеть без этих исчезнувших сел. Как их исчезновение отразится на экономике в целом и отрасли сельского хозяйства в частности? Может, тогда сразу всех омичей переселить в Омск?

На мой взгляд, лишь частично можно воплотить столь амбициозную идею в жизнь. Переселять необходимо лишь жителей тех сел, где все согласны покинуть обжитое место, а это единицы населенных пунктов. Содержать отдаленные села все равно придется, как и создавать там хоть какие-то рабочие места и более-менее сносную инфраструктуру. Здесь можно привести в пример Белгородскую область, где также есть сотни малонаселенных деревень, но люди их не покидают, потому что до них проложены хорошие дороги, есть работа, школы и больницы.  Так что идея губернатора о переселении, скорее всего, так и не будет реализована в полной мере. Тем более в условиях кризиса и жесточайшего бюджетного дефицита. 

Корреспондент РИА «Омск-Информ» считает, что амбициозная идея губернатора, при всей ее заманчивости, так и останется нереализованной.

На последнем в уходящем году заседании регионального Заксобрания депутат Андрей Алехин озвучил очень актуальную для жителей сельских районов проблему сокращения сельских автобусных маршрутов. Так, со следующего года жителям омских сел и деревень будет еще труднее добраться до райцентров, даже не говоря уже об Омске. Вместо 455 млн рублей в текущем году, выделенных на перевозки внутри районов, в следующем на эти цели в бюджете уже запланировано всего 170 миллионов. В результате количество сельских маршрутов сократится еще на 10%.

– В вашем Большереченском районе отменяют маршрут Почекуево – Большеречье, – обратился Алехин к губернатору Виктору Назарову. – Там же закрыли почту. За пенсией жителям придется ехать в райцентр, но как, если автобус отменяют?

При этом решение о сокращении маршрутной сети принималось даже без решения профильной рабочей группы. Губернатор назвал это «глупой и тупой организацией». 

Вместе с тем на прошлой неделе уже сам Виктор Назаров сделал и вовсе любопытное заявление о необходимости расселения омских сел, которые де-факто являются бесперспективными. Свою идею глава региона озвучил на заседании правительства, где решался вопрос о выделении средств на ремонт рухнувшего моста в одной из деревень Тарского района, где проживают 10 человек. Стоимость ремонта этого моста – 5 миллионов рублей.

– Может, нам проще этих людей переселить в соседнее крупное село? По стоимости выйдет так же, как отремонтировать этот мост, – сказал тогда губернатор.

Действительно, на первый взгляд идея эта здравая. Вместо того чтобы тратить деньги на деревни, где проживают 5, 10 или даже 50 человек, не проще ли их переселить в более благополучные и развитые в социально-экономическом плане населенные пункты? Наибольшее бремя по содержанию умирающих деревень несут нищие бюджеты районов и сельских поселений. При этом объемы финансирования постоянно сокращаются, как это уже случилось с автоперевозками.

Я уже писал, что фактически омская деревня медленно, но верно вымирает. Так происходит практически по всей России, за исключением нескольких регионов. И в Омской области помимо двух – трех десятков крупных и благополучных сел (расположенных в основном в центре и на юге региона) остальные понемногу деградируют. Разрушаются дороги, закрываются больницы и школы, у людей попросту нет работы, а молодежь уезжает в Омск. При этом и уехать-то им сложно по причине отмены все тех же автобусных маршрутов. И это касается в первую очередь небольших деревень с населением 100–300 человек. Большая их часть расположена в северной половине региона. За последние 15 лет омское село недосчиталось 200 тысяч своих жителей.

И вот глава региона высказал идею о расселении таких сел. Министры регионального кабмина, естественно, его поддержали, по их мнению, переселение будет выгодным. Но это если говорить о внешней стороне идеи губернатора. Теперь хотелось поподробнее остановиться на том, как она будет реализовываться, а это уже совсем другой вопрос.  

Интересно, задумывался ли выходец из омского села  Виктор Назаров о технической части своего предложения? Проще говоря, как людей-то переселять будем, и главное – куда? Здесь есть ряд вопросов.

Во-первых, российское законодательство, к счастью, предусматривает свободу выбора проживания – это гарантировано Конституцией. И никто никого насильно выселять  не имеет права (что практиковали в СССР). Хочу – живу в умирающем селе, хочу – нет.  Никто у меня такой возможности не отнимал. А если поселение имеет статус населенного пункта, то власти просто обязаны обеспечить его подъездными путями и социальной инфраструктурой, из коммунальных благ – хотя бы электроэнергией. И статус населенного пункта никто не имеет права отобрать, если из деревни не уехал (или умер) ее последний житель. Справедливости ради, Виктор Назаров о принудительном выселении и не говорил.

Во-вторых, возьмем идеальный вариант, когда 5 старушек из какой-нибудь Ивановки или Петровки, или Сидоровки все же решатся переехать поближе к цивилизации. Куда их, скорее всего, будут переселять? Правильно, в геронтологический центр (или проще – дом престарелых). Потому что строить каждой из них отдельный дом за 1 млн рублей явно никто не будет. Проще (и как это цинично не звучит, дешевле) их заселить в дом престарелых. В случае реализации идеи о переселении так и будет. Но я говорю об идеальном варианте. Теперь о том, как бывает на самом деле.

Возьмем все ту же условную Ивановку. Допустим, в ней проживает 10 человек, и перспектив развития у этого села больше нет. Нет там ни работы, ни молодежи, ни даже дороги до этого села (по которой в лучшем случае проедет внедорожник). И власти решили эту Ивановку расселить. Я уверен, что они столкнутся с тем, что на деле желание переехать выразят не все. Допустим,  на «большую землю» переехали 5 человек из 10 жителей Ивановки. Им предоставили жилье или заселили их в дом престарелых. А что же будет с остальными, отказавшимися переезжать? Они ведь также будут нуждаться в медицинской помощи, 1–2 детей оттуда придется возить в школу и содержать дорогу, чтобы по ней можно было проехать хотя бы на вездеходе. Получится, что, с одной стороны, деньги будут потрачены на переселение людей, а с другой – нужно будет содержать оставшихся в деревне жителей. То есть двойные затраты.

Я убежден, что «идеальных вариантов», когда все жители бесперспективной деревни согласятся переезжать ближе к цивилизации, наберется в Омской области 5–7, от силы 10. Деревень же, которые в области уверенно можно назвать бесперспективными, – едва ли не сотня. Таким образом, в регионе могут появиться десятки «Решетиловок» наподобие хутора в Одесском районе. Там уже несколько лет фермеры Гордиенко не могут добиться признания статуса населенного пункта (хотя они и без него неплохо там живут).

В-третьих, возникает отдельный вопрос о том, куда же переселять сельчан-«неудачников» из отдаленных деревень. В тех населенных пунктах, куда, по идее, следует заселять жителей таких  малых деревень, как правило, свободного жилья нет. Значит, его придется строить. Построить более-менее нормальный дом на селе сегодня – это минимум 1 миллион рублей. Но опять же,  кто его будет строить? Очень сложно будет найти подрядчиков. Кто будет контролировать качество строительства? Ведь не удалось построить даже достойное жилье для переселенцев из аварийного жилья в Омске. Только ленивый не ругал качество предоставляемого им жилья в Рябиновке и Амурском-2. А если таких «Рябиновок» по области будут десятки?

Как правило, бесплатное жилье качеством не отличается. Под строительство нужно выделять землю, а у нас даже молодым семьям, которые могут ее получить бесплатно, не всегда это удается. И участки в первую очередь нужно предоставлять именно им. Да, в регионе ведется комплексное строительство малоэтажного жилья, но там его строят либо сами сельчане, либо оно строится за их счет, и качество работ ими же  контролируется.

Таким образом, идее, озвученной Виктором Назаровым, препятствует сразу несколько больших проблем. Можно, конечно, просчитать, во сколько это обойдется для бюджета и какая будет получена выгода. Но нельзя подсчитать и спрогнозировать, как Омская область будет выглядеть без этих исчезнувших сел. Как их исчезновение отразится на экономике в целом и отрасли сельского хозяйства в частности? Может, тогда сразу всех омичей переселить в Омск?

На мой взгляд, лишь частично можно воплотить столь амбициозную идею в жизнь. Переселять необходимо лишь жителей тех сел, где все согласны покинуть обжитое место, а это единицы населенных пунктов. Содержать отдаленные села все равно придется, как и создавать там хоть какие-то рабочие места и более-менее сносную инфраструктуру. Здесь можно привести в пример Белгородскую область, где также есть сотни малонаселенных деревень, но люди их не покидают, потому что до них проложены хорошие дороги, есть работа, школы и больницы.  Так что идея губернатора о переселении, скорее всего, так и не будет реализована в полной мере. Тем более в условиях кризиса и жесточайшего бюджетного дефицита.