Обозреватель РИА «Омск-Информ» подводит итоги строительства дорог и транспортных развязок в Омске в уходящем году. Здесь все неоднозначно.
У каждого воплощенного проекта есть и положительные стороны и недочеты. В конце года РИА «Омск-Информ» подводит итоги строительства дорог и транспортных развязок в городе. Мы пройдемся по всем объектам в обратном хронологическом порядке (сначала открытые совсем недавно, затем более ранние).
Развязка в Амурском поселке, у гипермаркета «Лента» (декабрь)
Движение по новой развязке было открыто в минувшие выходные. Это так называемый четвертый этап строительства всего комплекса, включающего в себя путепровод через железную дорогу и расширенную улицу 21-я Амурская.
Строительство всего комплекса растянулось на несколько лет. В 2009 году была сдана первая очередь путепровода. Вторая очередь стала долгостроем, хотя остов путепровода смонтировали еще в 2010 году. Затем губернатор Полежаев стал «воевать» против мэра Шрейдера, позже сменилась власть в городе и области, короче, было не до строительства. И лишь в прошлом году вторую очередь путепровода достроили, но ввели в эксплуатацию только сейчас.
Третий этап – расширение улицы 21-я Амурская – был выполнен в прошлом году. Что касается четвертого этапа, то первоначально в планах не было строительства «маленького» путепровода по дороге в сторону Пушкинского тракта. Как утверждали в мэрии, его построили на деньги, сэкономленные в результате конкурсов. Теперь за широким виадуком транспортный поток уходит на узкую и изобилующую «лежачими полицейскими» улицу Завертяева.
В планах мэрии на следующий год продлить тупиковый проезд около онкологического диспансера, чтобы весь транзитный транспорт, идущий в сторону поселков Степной и Загородный, направлялся через него. Возникает вопрос – каким образом эта дорога, которая будет главной, подключится к новой развязке? Или после развязки в двух уровнях с «второстепенной» улицей Завертяева транспорт будет попадать на обычный перекресток между направлениями на Пушкинский тракт и на онкологический диспансер?
Путепровод по улице Торговой в Старом Кировске (ноябрь)
Не менее многострадальный долгострой. Старый, пришедший в негодность путепровод был закрыт для движения транспорта еще в 2010 году. Автотранспорт ходил в обход, создавая по всему Старому Кировску пробки. Похоже, причина затягивания строительства была все той же – конфликт губернатора и мэра и последующая смена власти.
Этот путепровод – лебединая песня банкротящегося НПО «Мостовик», возможно, последний объект в истории этого предприятия. «Свой» для «Мостовика» мэр Вячеслав Двораковский, очевидно, смог договориться с менеджментом предприятия не срывать стройку и гарантировал своевременные проплаты.
При строительстве путепровода были построены «сухие пролеты», что позволит сделать развязку с дорогой, идущей в сторону микрорайона Входного. Правда, для этого придется расселить несколько частных домов, с чем у нас традиционно бывают проблемы. Кроме того, кому-то придется восстанавливать местные дороги в частном секторе, которые при строительстве путепровода были разбиты тяжелой техникой.
Реконструкция улицы 24-я Северная (октябрь)
Улица протяженностью более четырех километров была расширена с двух до четырех полос, при этом, как обычно при такой реконструкции, была построена ливневая канализация и установлена система освещения.
В самом начале улицы, где по ней ходит трамвай, было выбрано странное проектное решение. Построены две полосы, по которым транспорт движется со стороны Красноярского тракта в сторону улицы Орджоникидзе. Обратно же транспорт ходит, как и раньше, по улице 25-я Северная. Из-за того что новая дорога прошла «впритык» с трамвайной линией, места для остановок общественного транспорта не осталось. И пришлось оставлять выделенную полосу по улице 25-я Северная, противоположную основному потоку. Теперь департаменту транспорта придется выбирать – сохранять неразбериху с этой выделенной полосой или пустить общественный транспорт по 24-й Северной, но тогда от Красноярского тракта до улицы Орджоникидзе автобус проследует без остановки.
Как обычно, после запуска движения на реконструированной улице пришлось заново регулировать светофоры.
Кольцо Заозерная – Королева стало перекрестком (октябрь)
Пожалуй, самый спорный проект, реализованный в 2014 году. В теории пропускная способность перекрестка с отдельными «канализованными» правыми поворотами выше, чем у кольца с таким диаметром, который был на этой развязке. Но не так оказалось на практике.
После переделки кольца в перекресток сразу же появились пробки. Пришлось на ходу переделывать проект и строить дополнительные полосы на Заозерной для левого поворота. Пришлось «поколдовать» и с фазами светофора. В городе, где мэр – профессиональный строитель дорог, необходимость на ходу переделывать негодный проект выглядит по меньшей мере странно. Пробки на проспекте Королева, впрочем, окончательно не исчезли. И не исключено, что следующим летом придется строить на Королева дополнительные полосы движения, для чего придется передвигать теплотрассу.
Реконструкция улицы Чокана Валиханова
Собственно, к объектам транспортной инфраструктуры относится лишь подземный переход у «Голубого огонька», остальное – это благоустройство и создание городской среды. Что бы ни говорили, подземный переход был нужен именно в этом месте, так как ранее существовавший здесь пешеходный светофор «запирал» транспортный поток, идущий с Ленинградской площади.
Благоприятное впечатление от построенного объекта подпортили многократно переносившиеся сроки открытия. Подрядчик из Санкт-Петербурга не имел опыта работы в Омске, от этого были проблемы как по согласованию переноса коммуникаций, так и по информационному взаимодействию с общественностью города. Как бы то ни было, пешеходная улица построена и востребована омичами. Правда, смущает сумма, потраченная на строительство, – более 2 млрд рублей. Но дареному газпромовскому коню в зубы не смотрят.
Западный обход Омска
Это единственный проект, реализация которого в этом году была полностью провалена. Заказчик – правительство Омской области и подрядчик – НПО «Мостовик» не нашли взаимопонимания. Еще как не нашли, если нецелевое использование областных денег, выделенных на строительство, стало поводом для возбуждения уголовного дела против руководителя «Мостовика» Олега Шишова. В результате подрядчик просто саботировал строительство.
Не был построен даже небольшой участок развязки Западного обхода и Исилькульского тракта, из-за чего второй год бездействовал выезд с Исилькульского тракта на Южный обход. Водителям приходилось пользоваться путепроводом на станции Входная, и там постоянно образовывались пробки.
На сегодняшний день «Мостовик» отсыпал насыпь почти на всем протяжении Западного обхода, построил два путепровода и мост через речку Камышловка. Осталось, по сути, только заасфальтировать. «Мостовик» был отстранен от строительства и объявлен новый конкурс, согласно условиям которого Западный обход должен быть построен к концу октября 2015-го.
Этот конкурс выиграла фирма «Ленпромстрой», связанная с бывшим министром экономики Омской области Александром Третьяковым, который был со скандалом уволен в начале декабря. Буквально накануне заказчик отказался подписывать с питерской фирмой два контракта на общую сумму 965 млн рублей, поскольку «Ленпромстрой» предоставил недостоверные данные о своей деятельности. Строить Западный обход, видимо, будет областное ДРСУ № 6, занявшее на конкурсе второе место и предложившее за работы 1 млрд 33 млн рублей.
Вот такие итоги дорожного строительства в Омске. Главное – чтобы построенное служило омичам долго и эффективно. А как раз по этому поводу есть большие сомнения.
Иван Касимов
Фото: Владимир Казионов, Татьяна Шакирова,
Светлана Саликова, Николай Шпак