Поиск

Мы содержим «монстра», который съедает бюджетные средства, а бабушка из отдаленного села не может нормально съездить в районную больницу.

Есть у нас в регионе весьма колоритное предприятие – ОАО «Омскоблавтотранс». В год оно, как утверждается на официальном сайте, обслуживает до 9 млн пассажиров. Я сам долго пользовался его услугами и был, можно сказать, постоянным клиентом. Даже помню времена, когда очередь в кассы на Омском автовокзале начиналась практически на улице, а чтобы съездить в ту же Полтавку или Большеречье, люди покупали билет за неделю, а то и раньше. Так было. Сейчас этого нет. И, я считаю, это повод серьезно разобраться.

В чем проблема?

Вот смотрите. В эту пятницу, 19 декабря, РЭК утвердила расходы для ОАО «Омскоблавтотранс» на 2015 год, и мы с удивлением узнали, что 1 пассажиро-километр у этого государственного перевозчика стоит 2,96 рубля. Сам он зарабатывает 1,75 рубля с километра пути. Если проще: поездка в один конец до Марьяновки (это 56 км от Омска), по затратам «Омскоблавтотранса», стоит 165 (!) рублей с копейками. Предприятие возит пассажиров за 98 рублей – а остальные 67 рублей с каждой поездки получает из бюджета. Вы скажете: «Классно, государство финансирует почти 40% поездки». Но не торопитесь. Частник, который везет пассажира до той же Марьяновки, берет с него 100 рублей. Без всяких субсидий и компенсаций. И ничего, работает себе спокойно, не жалуется и вполне прилично зарабатывает.

Это я все к чему? А все просто, друзья – с ТАКИМИ затратами, как у «Омскавтотранса», мы рискуем уже завтра напрочь убить всю базовую сеть перевозок в Омской области. Ее «оптимизация» уже стартовала, и сокращать расходы начали не с себестоимости поездки, а с количества маршрутов – их собираются уменьшить на 10%. Причем убирать будут там, где они нужнее всего: в селах и деревнях, откуда вообще крайне трудно уехать.

В Омск поедем на лошадке

Жителям Омска понять остроту этой проблемы сложно. Что Тара, что Калачинск, что Русская Поляна или Черлак – где-то далеко, у них там своя жизнь и т. д. Но представьте себе такую картину: мэрия вдруг решит, что ваш Первомайский, или Чкаловский, или Солнечный, или ОЛТУГА не нуждаются в таком количестве автобусов, и сократит их до минимума: один утром, один вечером. Вы как к этому отнесетесь? Конечно, негативно! А теперь поставьте себя на место сельских жителей, которым говорят: «Вам и двух автобусов в неделю за глаза хватит! Куда вам больше?» Представили? И как? Дремучий лес в XXI веке – вот и я о том же.

РИА «Омск-Информ» на этой неделе опубликовало данные о том, что областные власти на полном серьезе рассматривали предложение общественника Евгения Рабиновича об использовании гужевого транспорта на БАЗОВОЙ сети маршрутов Омской области. То есть вместо автобусов – лошадь, телега и ямщик. И это в 2014 году! Чиновники потом, правда, замяли историю, мол, речь-то шла о туристических маршрутах. Но ни в одном документе это не указано, а про базовую сеть занесено в протокол соответствующего совещания комиссии по РАЗВИТИЮ транспорта. И я допускаю, что не уйди эта информация в СМИ, в течение года где-нибудь в Знаменке местных жителей начали бы возить на лошадях.

Я учился на экономическом факультете, и считать умею хорошо. Поэтому прекрасно понимаю, что если затраты на поездку составляют почти 3 рубля с одного километра, то это говорит об одном – кто-то очень заинтересован в том, чтобы в тариф включались ТАКИЕ сумасшедшие расходы. Потому что, представьте, какие финансовые потоки проходят через счета «Омскоблавтотранса», если в год он обслуживает 9 млн пассажиров. Когда из бюджета вам компенсируют 40% себестоимости поездки, вы разве будете думать об обновлении автопарка, улучшении сервиса и быстроте доставки клиента из пункта А в пункт Б? Ваша задача будет другой – получать из бюджета как можно больше (только  по официальным данным, в 2015 году «Омскоблавтотранс» получит из бюджета региона свыше 200 млн рублей) и правильно это осваивать.

Пора определяться!

Конечно, я понимаю, что у государственного перевозчика и частников совершенно разные структуры затрат. У «Омскоблавтотранса» и маршрутов гораздо больше, и материально-техническая база требует серьезных вложений, да и работают там сотни (если не тысячи) людей. Но есть одно но: мне как пассажиру это абсолютно неинтересно. Я готов платить полный рубль тому, кто предложит адекватную стоимость поездки, быстро и безопасно довезет меня по максимально короткому маршруту. Абсолютно убежден в том, что если завтра монетизируют транспортные льготы, то подавляющее число пассажиров «Омскоблавтотранса» уйдет к частникам, а «одно из крупнейших транспортных предприятий не только Омской области, но и Сибирского региона» (так сказано у них на сайте) элементарно разорится. Потому что в рыночных условиях оно вообще неконкурентноспособно.

Мне кажется, что нужно давно определиться: государственный перевозчик, он вообще для чего – зарабатывать деньги или все-таки обеспечивать транспортную доступность населения? Чего ради мы, налогоплательщики, должны содержать «монстра», который съедает дикое количество средств из бюджета, а бабушка из села в Тарском районе не может съездить в больницу в районном центре? Житель, к примеру, Марьяновки прекрасно доберется до Омска и без пазика, который ему может предложить «Омскоблавтотранс». А вот жителю небольшой деревни хотелось бы выбираться «на большую землю» почаще и платить не 1,75 рубля за километр, а гораздо меньше. Если перевозчик государственный и он получает субсидии – то почему с пассажира «дерут три шкуры»?  Это вполне логичный вопрос.

В Омске, по которому сегодня бегают до 5 тысяч «газелей», общественный транспорт уже, по большому счету, «убили». Частные перевозчики элементарно выигрывают конкурентную борьбу, потому что имеют «копеечные» расходы, и их никто не контролирует. С сельскими районами в плане законодательства все строже, а маржа от перевозок в деревни меньше, но частники постепенно завоевывают и этот рынок. «Омскоблавтотранс» скоро будет возить одних льготников, а субсидирование поездок из бюджета постигнет 100 процентов. А это уже – прямой путь к банкротству.

И несколько вопросов напоследок

Бывший глава Контрольно-счетной палаты Омска Сергей Некурящих, который с апреля 2013 года возглавляет ОАО «Омскоблавтотранс», по второму образованию финансист и умеет считать деньги гораздо лучше меня. Но почему, когда речь заходит о сокращении расходов, он «режет» людей (а маршруты – это, прежде всего, пассажиры), а не зарплаты своих многочисленных помощников? Почему на фоне стремительно дешевеющей нефти в обоснование повышения тарифа он закладывает рост цен на ГСМ? Почему не переводит автобусы на газ? Почему не использует пустующие площади на Омском автовокзале? Почему контора и гараж предприятия находятся на 3-м Разъезде, тогда как пассажиры отправляются в дорогу с проспекта Комарова на Левом берегу? И наконец – сколько стоят металлические заборы, которыми огородили все автовокзалы и автостанции якобы для защиты от террористов?

А напоследок бесплатный совет: Сергей Юрьевич, кабинет руководителя компании должен находиться там, где обслуживаются ее клиенты. Тогда многое из того, о чем просят пассажиры, будет понятнее, а они не будут от вас уходить. Как говорится, проверено на себе.

Мы содержим «монстра», который съедает бюджетные средства, а бабушка из отдаленного села не может нормально съездить в районную больницу.

Есть у нас в регионе весьма колоритное предприятие – ОАО «Омскоблавтотранс». В год оно, как утверждается на официальном сайте, обслуживает до 9 млн пассажиров. Я сам долго пользовался его услугами и был, можно сказать, постоянным клиентом. Даже помню времена, когда очередь в кассы на Омском автовокзале начиналась практически на улице, а чтобы съездить в ту же Полтавку или Большеречье, люди покупали билет за неделю, а то и раньше. Так было. Сейчас этого нет. И, я считаю, это повод серьезно разобраться.

В чем проблема?

Вот смотрите. В эту пятницу, 19 декабря, РЭК утвердила расходы для ОАО «Омскоблавтотранс» на 2015 год, и мы с удивлением узнали, что 1 пассажиро-километр у этого государственного перевозчика стоит 2,96 рубля. Сам он зарабатывает 1,75 рубля с километра пути. Если проще: поездка в один конец до Марьяновки (это 56 км от Омска), по затратам «Омскоблавтотранса», стоит 165 (!) рублей с копейками. Предприятие возит пассажиров за 98 рублей – а остальные 67 рублей с каждой поездки получает из бюджета. Вы скажете: «Классно, государство финансирует почти 40% поездки». Но не торопитесь. Частник, который везет пассажира до той же Марьяновки, берет с него 100 рублей. Без всяких субсидий и компенсаций. И ничего, работает себе спокойно, не жалуется и вполне прилично зарабатывает.

Это я все к чему? А все просто, друзья – с ТАКИМИ затратами, как у «Омскавтотранса», мы рискуем уже завтра напрочь убить всю базовую сеть перевозок в Омской области. Ее «оптимизация» уже стартовала, и сокращать расходы начали не с себестоимости поездки, а с количества маршрутов – их собираются уменьшить на 10%. Причем убирать будут там, где они нужнее всего: в селах и деревнях, откуда вообще крайне трудно уехать.

В Омск поедем на лошадке

Жителям Омска понять остроту этой проблемы сложно. Что Тара, что Калачинск, что Русская Поляна или Черлак – где-то далеко, у них там своя жизнь и т. д. Но представьте себе такую картину: мэрия вдруг решит, что ваш Первомайский, или Чкаловский, или Солнечный, или ОЛТУГА не нуждаются в таком количестве автобусов, и сократит их до минимума: один утром, один вечером. Вы как к этому отнесетесь? Конечно, негативно! А теперь поставьте себя на место сельских жителей, которым говорят: «Вам и двух автобусов в неделю за глаза хватит! Куда вам больше?» Представили? И как? Дремучий лес в XXI веке – вот и я о том же.

РИА «Омск-Информ» на этой неделе опубликовало данные о том, что областные власти на полном серьезе рассматривали предложение общественника Евгения Рабиновича об использовании гужевого транспорта на БАЗОВОЙ сети маршрутов Омской области. То есть вместо автобусов – лошадь, телега и ямщик. И это в 2014 году! Чиновники потом, правда, замяли историю, мол, речь-то шла о туристических маршрутах. Но ни в одном документе это не указано, а про базовую сеть занесено в протокол соответствующего совещания комиссии по РАЗВИТИЮ транспорта. И я допускаю, что не уйди эта информация в СМИ, в течение года где-нибудь в Знаменке местных жителей начали бы возить на лошадях.

Я учился на экономическом факультете, и считать умею хорошо. Поэтому прекрасно понимаю, что если затраты на поездку составляют почти 3 рубля с одного километра, то это говорит об одном – кто-то очень заинтересован в том, чтобы в тариф включались ТАКИЕ сумасшедшие расходы. Потому что, представьте, какие финансовые потоки проходят через счета «Омскоблавтотранса», если в год он обслуживает 9 млн пассажиров. Когда из бюджета вам компенсируют 40% себестоимости поездки, вы разве будете думать об обновлении автопарка, улучшении сервиса и быстроте доставки клиента из пункта А в пункт Б? Ваша задача будет другой – получать из бюджета как можно больше (только  по официальным данным, в 2015 году «Омскоблавтотранс» получит из бюджета региона свыше 200 млн рублей) и правильно это осваивать.

Пора определяться!

Конечно, я понимаю, что у государственного перевозчика и частников совершенно разные структуры затрат. У «Омскоблавтотранса» и маршрутов гораздо больше, и материально-техническая база требует серьезных вложений, да и работают там сотни (если не тысячи) людей. Но есть одно но: мне как пассажиру это абсолютно неинтересно. Я готов платить полный рубль тому, кто предложит адекватную стоимость поездки, быстро и безопасно довезет меня по максимально короткому маршруту. Абсолютно убежден в том, что если завтра монетизируют транспортные льготы, то подавляющее число пассажиров «Омскоблавтотранса» уйдет к частникам, а «одно из крупнейших транспортных предприятий не только Омской области, но и Сибирского региона» (так сказано у них на сайте) элементарно разорится. Потому что в рыночных условиях оно вообще неконкурентноспособно.

Мне кажется, что нужно давно определиться: государственный перевозчик, он вообще для чего – зарабатывать деньги или все-таки обеспечивать транспортную доступность населения? Чего ради мы, налогоплательщики, должны содержать «монстра», который съедает дикое количество средств из бюджета, а бабушка из села в Тарском районе не может съездить в больницу в районном центре? Житель, к примеру, Марьяновки прекрасно доберется до Омска и без пазика, который ему может предложить «Омскоблавтотранс». А вот жителю небольшой деревни хотелось бы выбираться «на большую землю» почаще и платить не 1,75 рубля за километр, а гораздо меньше. Если перевозчик государственный и он получает субсидии – то почему с пассажира «дерут три шкуры»?  Это вполне логичный вопрос.

В Омске, по которому сегодня бегают до 5 тысяч «газелей», общественный транспорт уже, по большому счету, «убили». Частные перевозчики элементарно выигрывают конкурентную борьбу, потому что имеют «копеечные» расходы, и их никто не контролирует. С сельскими районами в плане законодательства все строже, а маржа от перевозок в деревни меньше, но частники постепенно завоевывают и этот рынок. «Омскоблавтотранс» скоро будет возить одних льготников, а субсидирование поездок из бюджета постигнет 100 процентов. А это уже – прямой путь к банкротству.

И несколько вопросов напоследок

Бывший глава Контрольно-счетной палаты Омска Сергей Некурящих, который с апреля 2013 года возглавляет ОАО «Омскоблавтотранс», по второму образованию финансист и умеет считать деньги гораздо лучше меня. Но почему, когда речь заходит о сокращении расходов, он «режет» людей (а маршруты – это, прежде всего, пассажиры), а не зарплаты своих многочисленных помощников? Почему на фоне стремительно дешевеющей нефти в обоснование повышения тарифа он закладывает рост цен на ГСМ? Почему не переводит автобусы на газ? Почему не использует пустующие площади на Омском автовокзале? Почему контора и гараж предприятия находятся на 3-м Разъезде, тогда как пассажиры отправляются в дорогу с проспекта Комарова на Левом берегу? И наконец – сколько стоят металлические заборы, которыми огородили все автовокзалы и автостанции якобы для защиты от террористов?

А напоследок бесплатный совет: Сергей Юрьевич, кабинет руководителя компании должен находиться там, где обслуживаются ее клиенты. Тогда многое из того, о чем просят пассажиры, будет понятнее, а они не будут от вас уходить. Как говорится, проверено на себе.