Поиск

Имя народного артиста СССР, почетного гражданина Омской области Михаила Ульянова носят Северный драматический театр и дом-музей в Таре, библиотека в поселке Муромцево. Ему поставлен памятник и открыта мемориальная доска.

Сибиряк в столичной элите

В 2005 году Михаил Ульянов в последний раз в своей жизни приехал в Омск с гастролями Театра им. Евг. Вахтангова. Коллеги потом говорили, что тяжелобольной артист словно ожил от встречи со своей малой родиной. А получилось, что попрощался.

В Омске Ульянов цитировал Твардовского, который о сибиряках сказал: «Народ сборный, но отборный». У самого Михаила Александровича крестьянские корни в Рязанской губернии, откуда переселенцы пришли в Муромцевский район, где основали деревню Рязаны. Родные его матери были раскулачены и сосланы на Васюганские болота. Сам же артист родился в селе Бергамак, откуда вместе с родителями переехал в Тару. Отец Михаила Александровича до войны был председателем сельхозартели, после войны – председателем Тарского горисполкома. Был на фронте, но война пощадила – вернулся домой.

Миша Ульянов после проводов отца на войну в 14 лет стал старшим мужчиной в семье, серьезно восприняв наказ отца заботиться о маме и младшей сестре. Не отсюда ли ранняя взрослость? Если вспомнить его первые кинороли, например, в фильме «Дом, в котором мы живем», можно удивиться: Ульянов играл зрелых героев даже в свои молодые годы. Ни одного легкомысленного персонажа! Дочь Елена Ульянова подтверждает: «Он всегда был солидным, серьезным, сосредоточенным, что и видели режиссеры. И его совсем не переменила слава. В Москве он оставался сибиряком. Мог позволить себе быть самим собой, не играть, ничего не изображать вне сцены, а просто жить, честно и с достоинством».

Один из последних фильмов с участием Михаила Ульянова – «Ворошиловский стрелок» – имел оглушительный успех. Казалось, в роли старика, который вступается за достоинство внучки и свое собственное, люди увидели не менее полюбившегося когда-то его Егора Трубникова из картины «Председатель». Та же неукротимая тяга к справедливости с поправкой на годы и обстоятельства. «В этом фильме происходит какое-то чудо,– считает старейшая вахтанговская актриса Галина Коновалова. – Я восхищаюсь работой Михаила Александровича и не понимаю, как это сделано».

А для зрителей образы, созданные Ульяновым, тем и ценны, что каждый убежден: они не сделаны, а просто взяты из жизни. «Ворошиловский стрелок» только повторил всегдашний феномен актера, чьи председатель колхоза, геолог, маршал, директор завода на пенсии, писатель, бухгалтер и прочие многочисленные персонажи окружающей нас действительности будто из нее вынуты, чтобы быть помещенными на экран. Актер много играл классики – от Шекспира и Достоевского до Булгакова, на сцене и в театре создал образы гениев и злодеев разных эпох. Но исполнение им ролей наших современников поражает точностью.

Артист прожил жизнь в столице, в кругу элиты нашего искусства, к которой и сам принадлежал. И при этом нет ни одной фальшивой ноты в  его роли деревенского шукшинского мужика или скромного пенсионера. Как это удавалось? Он говорил, что биография артиста дает ему знание жизни и определяет уровень его подкованности при встрече с реалиями мира.

Наш земляк всегда помнил, что он родом из Сибири, и никогда не отрывался от своих корней. Фотография Михаила Фрумгарца 1977 года, где Михаил Ульянов запечатлен с валенками через плечо, красноречиво названа «Сибиряк». Сибиряк – навечно, не только по месту рождения, но по состоянию души, близости к простому трезвому провинциальному взгляду на мир и мужицкому здравому смыслу.

Театр его жизни

Так хорошо помнятся его кинороли, но главным в жизни Михаила Ульянова был театр. С первого выхода на сцену в Тарской студии, созданной режиссером эвакуированного с Украины театра Евгением Просветовым, с занятий в студии при Омском драматическом театре родилась любовь к актерской профессии – одна и на всю жизнь. Он был верным человеком, никогда не забывал первых наставников и всю жизнь после окончания Щукинского училища посвятил одному театру – им. Евг. Вахтангова. Пришел в труппу в 1950-м, в 1987-м стал бессменным до своей кончины  в 2007-м художественным руководителем.

Вахтанговский театр под его руководством не делился, как МХАТ и «Таганка», не знал демонстративных уходов актерскими группами. Ульянов вел свой большой теат­ральный корабль между рифами сложнейших проблем переходного времени.

Михаил Александрович театр называл кафедрой, а работу актера служением – в терминологии университетов и храмов. В пору дискуссий о том, нужны ли нам репертуарные театры, был непреклонен: «Не может русский театр жить на железном рацио, а наши актеры не умеют изо дня в день играть один спектакль, пока на него покупают билеты. По западному образцу у нас жизнь не получится. У нас всегда на сцене душа».

Когда Михаила Александровича не стало, дочь Елена издала его дневники. Потрясающее впечатление: всеми признанный артист постоянно сомневался! Он пишет о мучительном поиске ключа к роли Ричарда III после сотен репетиций, он живет только этим. Воистину служение.

Похожий на маршала

В 12 фильмах он – маршал Жуков.

Дочь Георгия Константиновича Маргарита рассказывала в Омске, что сам маршал выбрал Ульянова на роль самого себя. Сказал: «Если он сыграл председателя, который отстающий колхоз вывел в передовые, то и с ролью маршала справится». Михаила Александровича много раз принимали за маршала и за границей, и в своей стране. Жуков в конце своей жизни был в опале у властей, все зачитывались его мемуарами, но не видели его по телевизору. Ульянов и ассоциировался с полководцем. Когда фильм «Освобождение» вышел на телеэкран, Жуков одобрил образ, созданный Михаилом Александровичем. А ведь из-за болезни маршала у них даже встречи не состоялось. В очередной раз актеру помогла гениальная интуиция.

Он был в Омске на открытии памятника маршалу Жукову. Некоторая тяжеловесность скульптуры, за что иногда омичи ее критикуют, актеру была как раз по душе – он видел в ней основательность, могучую силу полководца.

Они совпали личностно – Жуков и Ульянов, вышедшие из гущи народа выдающиеся полководец и деятель искусства. Только в России случается, что поэт больше, чем поэт, а актер больше, чем актер. Еще лет тридцать назад на обложке журнала рядом с портретом Михаила Ульянова было написано: «Властитель дум». Это было название очерка о нем, и никому эта формула не казалась преувеличением, если речь шла о таком артисте. Он был лауреатом Ленинской и Государственной премий, Героем Социалистического Труда и членом ЦК КПСС. В перестройку нашлись те, кто попытался это ему припомнить. Как будто все лауреаты и герои недавнего прошлого кривили душой. Как люди бывают заносчивы, переустраивая мир!

Михаил Сергеевич Горбачев хотел привлечь нашего земляка к политике. Он сказал: «Не буду, не верю, не мое». И потом убедился в своей правоте: «Были актеры, которые пошли во власть, но ничего хорошего из этого не вышло».

Да ведь и Жукова к власти приближали, от власти отодвигали из-за неудобной прямоты характера. Политика требует многословия и хитроумия. Это было не в характере Ульянова. Он, например, поражался бесплодности дискуссий на тему, в чем заключается национальная идея. Говорил просто: «Честно жить – и полпути ясно». Так мог бы сказать и легендарный маршал.

Омская правда

Имя народного артиста СССР, почетного гражданина Омской области Михаила Ульянова носят Северный драматический театр и дом-музей в Таре, библиотека в поселке Муромцево. Ему поставлен памятник и открыта мемориальная доска.

Сибиряк в столичной элите

В 2005 году Михаил Ульянов в последний раз в своей жизни приехал в Омск с гастролями Театра им. Евг. Вахтангова. Коллеги потом говорили, что тяжелобольной артист словно ожил от встречи со своей малой родиной. А получилось, что попрощался.

В Омске Ульянов цитировал Твардовского, который о сибиряках сказал: «Народ сборный, но отборный». У самого Михаила Александровича крестьянские корни в Рязанской губернии, откуда переселенцы пришли в Муромцевский район, где основали деревню Рязаны. Родные его матери были раскулачены и сосланы на Васюганские болота. Сам же артист родился в селе Бергамак, откуда вместе с родителями переехал в Тару. Отец Михаила Александровича до войны был председателем сельхозартели, после войны – председателем Тарского горисполкома. Был на фронте, но война пощадила – вернулся домой.

Миша Ульянов после проводов отца на войну в 14 лет стал старшим мужчиной в семье, серьезно восприняв наказ отца заботиться о маме и младшей сестре. Не отсюда ли ранняя взрослость? Если вспомнить его первые кинороли, например, в фильме «Дом, в котором мы живем», можно удивиться: Ульянов играл зрелых героев даже в свои молодые годы. Ни одного легкомысленного персонажа! Дочь Елена Ульянова подтверждает: «Он всегда был солидным, серьезным, сосредоточенным, что и видели режиссеры. И его совсем не переменила слава. В Москве он оставался сибиряком. Мог позволить себе быть самим собой, не играть, ничего не изображать вне сцены, а просто жить, честно и с достоинством».

Один из последних фильмов с участием Михаила Ульянова – «Ворошиловский стрелок» – имел оглушительный успех. Казалось, в роли старика, который вступается за достоинство внучки и свое собственное, люди увидели не менее полюбившегося когда-то его Егора Трубникова из картины «Председатель». Та же неукротимая тяга к справедливости с поправкой на годы и обстоятельства. «В этом фильме происходит какое-то чудо,– считает старейшая вахтанговская актриса Галина Коновалова. – Я восхищаюсь работой Михаила Александровича и не понимаю, как это сделано».

А для зрителей образы, созданные Ульяновым, тем и ценны, что каждый убежден: они не сделаны, а просто взяты из жизни. «Ворошиловский стрелок» только повторил всегдашний феномен актера, чьи председатель колхоза, геолог, маршал, директор завода на пенсии, писатель, бухгалтер и прочие многочисленные персонажи окружающей нас действительности будто из нее вынуты, чтобы быть помещенными на экран. Актер много играл классики – от Шекспира и Достоевского до Булгакова, на сцене и в театре создал образы гениев и злодеев разных эпох. Но исполнение им ролей наших современников поражает точностью.

Артист прожил жизнь в столице, в кругу элиты нашего искусства, к которой и сам принадлежал. И при этом нет ни одной фальшивой ноты в  его роли деревенского шукшинского мужика или скромного пенсионера. Как это удавалось? Он говорил, что биография артиста дает ему знание жизни и определяет уровень его подкованности при встрече с реалиями мира.

Наш земляк всегда помнил, что он родом из Сибири, и никогда не отрывался от своих корней. Фотография Михаила Фрумгарца 1977 года, где Михаил Ульянов запечатлен с валенками через плечо, красноречиво названа «Сибиряк». Сибиряк – навечно, не только по месту рождения, но по состоянию души, близости к простому трезвому провинциальному взгляду на мир и мужицкому здравому смыслу.

Театр его жизни

Так хорошо помнятся его кинороли, но главным в жизни Михаила Ульянова был театр. С первого выхода на сцену в Тарской студии, созданной режиссером эвакуированного с Украины театра Евгением Просветовым, с занятий в студии при Омском драматическом театре родилась любовь к актерской профессии – одна и на всю жизнь. Он был верным человеком, никогда не забывал первых наставников и всю жизнь после окончания Щукинского училища посвятил одному театру – им. Евг. Вахтангова. Пришел в труппу в 1950-м, в 1987-м стал бессменным до своей кончины  в 2007-м художественным руководителем.

Вахтанговский театр под его руководством не делился, как МХАТ и «Таганка», не знал демонстративных уходов актерскими группами. Ульянов вел свой большой теат­ральный корабль между рифами сложнейших проблем переходного времени.

Михаил Александрович театр называл кафедрой, а работу актера служением – в терминологии университетов и храмов. В пору дискуссий о том, нужны ли нам репертуарные театры, был непреклонен: «Не может русский театр жить на железном рацио, а наши актеры не умеют изо дня в день играть один спектакль, пока на него покупают билеты. По западному образцу у нас жизнь не получится. У нас всегда на сцене душа».

Когда Михаила Александровича не стало, дочь Елена издала его дневники. Потрясающее впечатление: всеми признанный артист постоянно сомневался! Он пишет о мучительном поиске ключа к роли Ричарда III после сотен репетиций, он живет только этим. Воистину служение.

Похожий на маршала

В 12 фильмах он – маршал Жуков.

Дочь Георгия Константиновича Маргарита рассказывала в Омске, что сам маршал выбрал Ульянова на роль самого себя. Сказал: «Если он сыграл председателя, который отстающий колхоз вывел в передовые, то и с ролью маршала справится». Михаила Александровича много раз принимали за маршала и за границей, и в своей стране. Жуков в конце своей жизни был в опале у властей, все зачитывались его мемуарами, но не видели его по телевизору. Ульянов и ассоциировался с полководцем. Когда фильм «Освобождение» вышел на телеэкран, Жуков одобрил образ, созданный Михаилом Александровичем. А ведь из-за болезни маршала у них даже встречи не состоялось. В очередной раз актеру помогла гениальная интуиция.

Он был в Омске на открытии памятника маршалу Жукову. Некоторая тяжеловесность скульптуры, за что иногда омичи ее критикуют, актеру была как раз по душе – он видел в ней основательность, могучую силу полководца.

Они совпали личностно – Жуков и Ульянов, вышедшие из гущи народа выдающиеся полководец и деятель искусства. Только в России случается, что поэт больше, чем поэт, а актер больше, чем актер. Еще лет тридцать назад на обложке журнала рядом с портретом Михаила Ульянова было написано: «Властитель дум». Это было название очерка о нем, и никому эта формула не казалась преувеличением, если речь шла о таком артисте. Он был лауреатом Ленинской и Государственной премий, Героем Социалистического Труда и членом ЦК КПСС. В перестройку нашлись те, кто попытался это ему припомнить. Как будто все лауреаты и герои недавнего прошлого кривили душой. Как люди бывают заносчивы, переустраивая мир!

Михаил Сергеевич Горбачев хотел привлечь нашего земляка к политике. Он сказал: «Не буду, не верю, не мое». И потом убедился в своей правоте: «Были актеры, которые пошли во власть, но ничего хорошего из этого не вышло».

Да ведь и Жукова к власти приближали, от власти отодвигали из-за неудобной прямоты характера. Политика требует многословия и хитроумия. Это было не в характере Ульянова. Он, например, поражался бесплодности дискуссий на тему, в чем заключается национальная идея. Говорил просто: «Честно жить – и полпути ясно». Так мог бы сказать и легендарный маршал.

Омская правда