Поиск

Обозреватель РИА «Омск-Информ» попытался понять, почему стоимость проезда растет значительно быстрее инфляции, насколько обоснованны аппетиты «маршруточных королей» и куда смотрит РЭК.

С сегодняшнего дня омичи стали оплачивать проезд в маршрутных такси по новому тарифу. В большинстве маршруток плата за поезд составляет теперь 20 рублей вместо прежних 18. И это автоперевозчики еще «пожалели» жителей города, ведь РЭК Омской области установила  предельный тариф на поездку в маршрутках в размере 22 рубля 02 копейки.

Впрочем, такая способность воротил транспортного бизнеса «договариваться» между собой наводит на размышления о степени монополизированности рынка пассажирских автоперевозок в Омске.  Если сотни владельцев маршруток могут так, словно по команде, договариваться об единой цене, значит и по другим вопросам они могут вступать в сговор и давить, допустим, на органы власти, в том числе и устанавливающие тарифы.

Насколько обоснованны решения РЭК о повышении платы за проезд в маршрутках и насколько близки к реальности «хотелки» транспортников? Вот посмотрим – до 22 января  прошлого года проезд в маршрутке стоил 13 рублей, а затем был поднят до 18 рублей, то есть почти в полтора раза. Прошло чуть больше полутора лет, и встал вопрос о новом повышении. В начале сентября перевозчики представляли к заседанию Общественного совета при РЭК свои «хотелки», то есть расчеты себестоимости перевозок. Особенно отличился предприниматель Поварченков, который запросил тариф 31 рубль за поездку. Аппетиты других предпринимателей находились в пределах 24–25 рублей, что тоже немало. 

При этом, как сообщает статистика, инфляция в России в последние годы составляет около 6–7% в год. И тут мы слышим предложения увеличить стоимость проезда в маршрутке минимум на 25% по сравнению с уровнем полуторалетней давности. Тогда как инфляция за эти полтора года составила около 10–11%. Может, у нас страшными темпами растет зарплата водителей маршрутных такси и собираемость налогов с них? Вряд ли.

Теперь, насколько тщательно велась проверка расчетов, представленных «газелистами»? Очень сомневаюсь, что специалисты РЭК лично считали пассажиропоток, измеряли расход топлива, масла и количество замененных покрышек? Похоже, по большей части «хотелки» маршруточных бизнесменов принимались на веру. Не лучше ли было пригласить для подсчета расходов аудиторскую фирму с хорошей репутацией? Ведь не секрет, что в крупных коммерческих компаниях, где хорошо поставлен аудит и контроль, расходы транспортного цеха видны как на ладони. А потом полученную стоимость проезда ежегодно индексировать в соответствии с уровнем инфляции.

Пока же складывается впечатление, что при определении тарифа происходит некий «торг», принимается политическое решение, а клерки-экономисты уже подыскивают обоснование  заданному уровню тарифа. А для публики разыгрывается спектакль. Один «маршруточный король» выступает в роли «злого следователя», требуя установить тариф за проезд в размере 32 рубля; другой, более «добрый», требует 24 рубля, а потом выходит весь в белом председатель РЭК и говорит примерно так: «Мы исключили из тарифа необоснованные расходы и, понимая свою социальную ответственность, устанавливаем тариф  22 рубля».  

Что касается предпринимателей, которые убеждали общественность, что если не поднять стоимость проезда до 24 рублей, то все частные перевозчики немедленно обанкротятся, то они спокойно возят пассажиров по 20 рублей и не разоряются, а напротив, очень хорошо себя чувствуют. А у простого пассажира справедливо возникает чувство, что цены за проезд устанавливают «с потолка» и беспричинно залезают к нему в карман. 

То же самое, кстати, с тарифами на услуги ЖКХ, рост которых социологи ставят на первое место среди причин роста социальной напряженности в стране. Цены на повседневные товары и услуги – это вопрос политический, а наша местная власть, принимая решение о повышении тарифов по странной, непрозрачной и непонятной для людей схеме, рискует социальной стабильностью в регионе.

Иван Касимов

P.S. Вот сведения, поданные предпринимателями в РЭК. Попытайтесь понять, почему маршрутки одни и те же, а затраты у всех разные.

1213

Обозреватель РИА «Омск-Информ» попытался понять, почему стоимость проезда растет значительно быстрее инфляции, насколько обоснованны аппетиты «маршруточных королей» и куда смотрит РЭК.

С сегодняшнего дня омичи стали оплачивать проезд в маршрутных такси по новому тарифу. В большинстве маршруток плата за поезд составляет теперь 20 рублей вместо прежних 18. И это автоперевозчики еще «пожалели» жителей города, ведь РЭК Омской области установила  предельный тариф на поездку в маршрутках в размере 22 рубля 02 копейки.

Впрочем, такая способность воротил транспортного бизнеса «договариваться» между собой наводит на размышления о степени монополизированности рынка пассажирских автоперевозок в Омске.  Если сотни владельцев маршруток могут так, словно по команде, договариваться об единой цене, значит и по другим вопросам они могут вступать в сговор и давить, допустим, на органы власти, в том числе и устанавливающие тарифы.

Насколько обоснованны решения РЭК о повышении платы за проезд в маршрутках и насколько близки к реальности «хотелки» транспортников? Вот посмотрим – до 22 января  прошлого года проезд в маршрутке стоил 13 рублей, а затем был поднят до 18 рублей, то есть почти в полтора раза. Прошло чуть больше полутора лет, и встал вопрос о новом повышении. В начале сентября перевозчики представляли к заседанию Общественного совета при РЭК свои «хотелки», то есть расчеты себестоимости перевозок. Особенно отличился предприниматель Поварченков, который запросил тариф 31 рубль за поездку. Аппетиты других предпринимателей находились в пределах 24–25 рублей, что тоже немало. 

При этом, как сообщает статистика, инфляция в России в последние годы составляет около 6–7% в год. И тут мы слышим предложения увеличить стоимость проезда в маршрутке минимум на 25% по сравнению с уровнем полуторалетней давности. Тогда как инфляция за эти полтора года составила около 10–11%. Может, у нас страшными темпами растет зарплата водителей маршрутных такси и собираемость налогов с них? Вряд ли.

Теперь, насколько тщательно велась проверка расчетов, представленных «газелистами»? Очень сомневаюсь, что специалисты РЭК лично считали пассажиропоток, измеряли расход топлива, масла и количество замененных покрышек? Похоже, по большей части «хотелки» маршруточных бизнесменов принимались на веру. Не лучше ли было пригласить для подсчета расходов аудиторскую фирму с хорошей репутацией? Ведь не секрет, что в крупных коммерческих компаниях, где хорошо поставлен аудит и контроль, расходы транспортного цеха видны как на ладони. А потом полученную стоимость проезда ежегодно индексировать в соответствии с уровнем инфляции.

Пока же складывается впечатление, что при определении тарифа происходит некий «торг», принимается политическое решение, а клерки-экономисты уже подыскивают обоснование  заданному уровню тарифа. А для публики разыгрывается спектакль. Один «маршруточный король» выступает в роли «злого следователя», требуя установить тариф за проезд в размере 32 рубля; другой, более «добрый», требует 24 рубля, а потом выходит весь в белом председатель РЭК и говорит примерно так: «Мы исключили из тарифа необоснованные расходы и, понимая свою социальную ответственность, устанавливаем тариф  22 рубля».  

Что касается предпринимателей, которые убеждали общественность, что если не поднять стоимость проезда до 24 рублей, то все частные перевозчики немедленно обанкротятся, то они спокойно возят пассажиров по 20 рублей и не разоряются, а напротив, очень хорошо себя чувствуют. А у простого пассажира справедливо возникает чувство, что цены за проезд устанавливают «с потолка» и беспричинно залезают к нему в карман. 

То же самое, кстати, с тарифами на услуги ЖКХ, рост которых социологи ставят на первое место среди причин роста социальной напряженности в стране. Цены на повседневные товары и услуги – это вопрос политический, а наша местная власть, принимая решение о повышении тарифов по странной, непрозрачной и непонятной для людей схеме, рискует социальной стабильностью в регионе.

Иван Касимов

P.S. Вот сведения, поданные предпринимателями в РЭК. Попытайтесь понять, почему маршрутки одни и те же, а затраты у всех разные.

1213