Поиск

Да, я намерен ворчать. Потому что вместе со всеми не заметил, как телевидение стало главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. И поэтому часть общества на ТВ обижается. Основным объектом критики является содержание современного телеэфира. Ругать телевидение – такое же популярное занятие, как критиковать власть. И главная претензия, конечно – «нечего смотреть». Причем, чем больше каналов, тем больше «нечего смотреть». И это достаточно объективно, поскольку ТВ сегодня формируется во многом за счет клонирования наиболее рейтинговых программ. Стоит одному телеканалу запустить новое ток-шоу, другие, будьте уверены, без стеснения повторят его у себя под другим названием. Потому каналы во многом похожи друг на друга, можно кнопки и не переключать.

Безусловно, немало тех, кто считает, что сегодня телевидение в целом и его жанры, в частности, деградируют. Потому и нередки в адрес современного ТВ обвинения в пошлости, в пустоте передач, в низком культурном уровне, дурновкусии, в нагнетании негатива, в привлечении одних и тех же лиц, в низкокачественных сериалах, в игре на потребу.

И ведь дело действительно обстоит именно так. Иначе, почему сегодня в российском обществе распространено пренебрежительное и ироничное отношение к ТВ вообще и к «телевизионному» способу времяпрепровождения, в частности? И тем удивительнее, что, согласно исследованиям, телепросмотр (пусть даже фоновый) заполняет бОльшую часть домашнего времени основной массы россиян: 90 процентов взрослого населения смотрит телевизор каждый или почти каждый день. Парадокс, однако.

Но никакого парадокса мы не увидим, стоит только задаться вопросом: телевидение сегодня – это в первую очередь СМИ или все-таки средство развлечения. И если ответить на него с помощью тех же исследований, то получится, что в стране уже больше тех, кого телевизор именно развлекает.

Вот и развлекает. И все каналы, по сути, одинаково. Ну, например, сегодня нельзя представить телеканал без юмористической программы, а то и без нескольких. Золотой век юмористов. Шутят все. И даже пошлые, неостроумные, глупые и с бородой шутки вызывают приступы смеха в зале. Догадываюсь, что артист на сцене и хохочущие зрители – иногда вещи искусственно смонтированные, но ведь многие верят, что Петросян и его собратья по ремеслу умеют не только кривляться и гримасничать, но и остроумно шутить.

А без ток-шоу вы канал представляете? Я уже нет. Без такой шумной, часто скандальной программы, когда на глазах записных «экспертов» на свет юпитеров вытаскиваются опустившиеся люди из провинции, нет серьезного канала. Вот и соревнуются они, кто круче вытащит под телекамеры беспросветно отсталую жизнь российской глубинки или покопается в личной жизни так называемых звезд.

И темы разнообразием не блещут: спорные квартиры знаменитостей, выявление, где чей ребенок и кто его когда бросил, дележка детей, в последнее время трендом стало прилюдное определение ДНК, конверт с которым всегда успевает в студию как раз к концу записи передачи.

А в кругу «экспертов» - череда надоевших лиц, на которые давно не хочется и смотреть. Зато адвокаты и депутаты могут щегольнуть в студии своими возможностями, сделать умный вид и просто на будущее показать себя. Тут же совсем юные артистки, снявшиеся в третьесортном сериале, позволяют себе учить взрослых людей уму-разуму, даже не понимая, что при этом они выглядят крайне глупо. При этом ведущие плевать хотели на какую-либо объективность, они лишь умело нагнетают, ведомые редакторами. Вот, например, Андрей Малахов с пафосом объявляет что-то типа: «А сейчас в студию войдет сестра главного героя, чтобы рассказать всю правду». Входит сестра, и ни то, что всей правды, она и к теме-то никакого отношения. Блеф. И так все время. Шоу есть шоу. Вот только знать бы насколько оно постановочное.

Еще одна обязательная программа современного ТВ – сериалы. Те же боевики. На НТВ, похоже, день и ночь стрельба, погони, драки, менты, бандиты, прокуроры, адвокаты, которые то и дело меняются местами, чемоданами с деньгами, информацией и подругами. Все эти правоохранители поражают нас отменными аналитическими изысками, какие в реальной жизни за ними не особо и водятся.

А мелодрамы? Мне вот сдается, что около РТР есть группа сценаристов, разрабатывающих один и тот же шаблон: обязательно чистая и наивная девушка и обязательно из провинции встречает в столице красавчика-повесу, обязательно беременеет, потом скитается, льет слезы, но назад к родителям – ни шагу. Так и страдает, пока не встретит, разумеется, случайно, обаятельного мужчину на «лексусе», совершенно неожиданно главу компании, а потому богатого. У них вспыхивают взаимные чувства, несмотря на то, что у него в большом доме есть красавица-жена, увы, не способная иметь детей. Эта жена совершенно случайно в нужное время заходит в то же кафе (больше кафе в Москве видимо нет), где тайно встречаются ее муж и девушка из провинции. Жена устраивает скандал и тут же едет к своему любовнику сказать, что теперь она переходит к нему. И все расходятся к всеобщему удовольствию.

И эти сказочки нам впаливают каждый день. Глупые провинциалки принимают все это за чистую монету и летят за счастьем в Москву, где их пачками ждут недовольные жизнью миллионеры.

Здесь поражает не только всякий раз примитивная фабула, поражает непрофессионализм авторов: диалоги сплошь режут слух (так в жизни не говорят), квартиры в фильмах у всех героев непременно элитные, машины дорогие, а работают все в солидных компаниях, которые, правда, неизвестно чем занимаются. Да и герой себя работой не утруждает, он все время личную жизнь устраивает, подвозит то жену, то девушку, куда надо. Я уж не говорю, что парочки в машинах подолгу смотрят друг на друга, а то и вовсе целуются за рулем, не обращая внимания на других участников движения и на дорогу, где, правда, никогда не бывает пробок. Ну, и еще итог таких фильмов чаще всего ясен через двадцать минут.

Вот такое кино, посмотрев которое понимаешь, что не видать нам ничего даже близкого к советской классике. Но на телевидении считают, что вполне могут пустыми сериалами народ закармливать. Тем более, что кто-то их все равно смотрит.

Меж тем, телевизор все равно остается и СМИ. Но тогда не ясно, почему информационные программы в последнее время только про Украину. Сплошь и без остановки. У нас в своей стране разве не о чем говорить? Те же малаховские ток-шоу показывают, какой за МКАДом беспросвет.

Прекрасно понимаю, что многие со мной не согласятся, ибо 80 процентов населения устраивает такое ТВ. Есть почитатели Петросяна и любители подсматривать за перетряской чужого белья, есть те, кого привлекают «Ментовские войны-146» с обаятельными бандитами и еще более обаятельными да еще и умными следователями, а кого-то надуманные судьбы необразованных простушек, покоряющих столицу.

Повторюсь: такое ТВ устраивает многих. Но я из меньшинства, мне все это не нравится. Потому что такое примитивное телевидение, уверен, не дает ничего ни уму, ни сердцу. Да и не развлекает.

Поэтому я и позволил себе поворчать.

P.S. Нет, не зря все-таки многие заявляют, что телек не смотрят. Еще как смотрят. Только, похоже, стыдно признаваться, что смотрят такое. 

Да, я намерен ворчать. Потому что вместе со всеми не заметил, как телевидение стало главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. И поэтому часть общества на ТВ обижается. Основным объектом критики является содержание современного телеэфира. Ругать телевидение – такое же популярное занятие, как критиковать власть. И главная претензия, конечно – «нечего смотреть». Причем, чем больше каналов, тем больше «нечего смотреть». И это достаточно объективно, поскольку ТВ сегодня формируется во многом за счет клонирования наиболее рейтинговых программ. Стоит одному телеканалу запустить новое ток-шоу, другие, будьте уверены, без стеснения повторят его у себя под другим названием. Потому каналы во многом похожи друг на друга, можно кнопки и не переключать.

Безусловно, немало тех, кто считает, что сегодня телевидение в целом и его жанры, в частности, деградируют. Потому и нередки в адрес современного ТВ обвинения в пошлости, в пустоте передач, в низком культурном уровне, дурновкусии, в нагнетании негатива, в привлечении одних и тех же лиц, в низкокачественных сериалах, в игре на потребу.

И ведь дело действительно обстоит именно так. Иначе, почему сегодня в российском обществе распространено пренебрежительное и ироничное отношение к ТВ вообще и к «телевизионному» способу времяпрепровождения, в частности? И тем удивительнее, что, согласно исследованиям, телепросмотр (пусть даже фоновый) заполняет бОльшую часть домашнего времени основной массы россиян: 90 процентов взрослого населения смотрит телевизор каждый или почти каждый день. Парадокс, однако.

Но никакого парадокса мы не увидим, стоит только задаться вопросом: телевидение сегодня – это в первую очередь СМИ или все-таки средство развлечения. И если ответить на него с помощью тех же исследований, то получится, что в стране уже больше тех, кого телевизор именно развлекает.

Вот и развлекает. И все каналы, по сути, одинаково. Ну, например, сегодня нельзя представить телеканал без юмористической программы, а то и без нескольких. Золотой век юмористов. Шутят все. И даже пошлые, неостроумные, глупые и с бородой шутки вызывают приступы смеха в зале. Догадываюсь, что артист на сцене и хохочущие зрители – иногда вещи искусственно смонтированные, но ведь многие верят, что Петросян и его собратья по ремеслу умеют не только кривляться и гримасничать, но и остроумно шутить.

А без ток-шоу вы канал представляете? Я уже нет. Без такой шумной, часто скандальной программы, когда на глазах записных «экспертов» на свет юпитеров вытаскиваются опустившиеся люди из провинции, нет серьезного канала. Вот и соревнуются они, кто круче вытащит под телекамеры беспросветно отсталую жизнь российской глубинки или покопается в личной жизни так называемых звезд.

И темы разнообразием не блещут: спорные квартиры знаменитостей, выявление, где чей ребенок и кто его когда бросил, дележка детей, в последнее время трендом стало прилюдное определение ДНК, конверт с которым всегда успевает в студию как раз к концу записи передачи.

А в кругу «экспертов» - череда надоевших лиц, на которые давно не хочется и смотреть. Зато адвокаты и депутаты могут щегольнуть в студии своими возможностями, сделать умный вид и просто на будущее показать себя. Тут же совсем юные артистки, снявшиеся в третьесортном сериале, позволяют себе учить взрослых людей уму-разуму, даже не понимая, что при этом они выглядят крайне глупо. При этом ведущие плевать хотели на какую-либо объективность, они лишь умело нагнетают, ведомые редакторами. Вот, например, Андрей Малахов с пафосом объявляет что-то типа: «А сейчас в студию войдет сестра главного героя, чтобы рассказать всю правду». Входит сестра, и ни то, что всей правды, она и к теме-то никакого отношения. Блеф. И так все время. Шоу есть шоу. Вот только знать бы насколько оно постановочное.

Еще одна обязательная программа современного ТВ – сериалы. Те же боевики. На НТВ, похоже, день и ночь стрельба, погони, драки, менты, бандиты, прокуроры, адвокаты, которые то и дело меняются местами, чемоданами с деньгами, информацией и подругами. Все эти правоохранители поражают нас отменными аналитическими изысками, какие в реальной жизни за ними не особо и водятся.

А мелодрамы? Мне вот сдается, что около РТР есть группа сценаристов, разрабатывающих один и тот же шаблон: обязательно чистая и наивная девушка и обязательно из провинции встречает в столице красавчика-повесу, обязательно беременеет, потом скитается, льет слезы, но назад к родителям – ни шагу. Так и страдает, пока не встретит, разумеется, случайно, обаятельного мужчину на «лексусе», совершенно неожиданно главу компании, а потому богатого. У них вспыхивают взаимные чувства, несмотря на то, что у него в большом доме есть красавица-жена, увы, не способная иметь детей. Эта жена совершенно случайно в нужное время заходит в то же кафе (больше кафе в Москве видимо нет), где тайно встречаются ее муж и девушка из провинции. Жена устраивает скандал и тут же едет к своему любовнику сказать, что теперь она переходит к нему. И все расходятся к всеобщему удовольствию.

И эти сказочки нам впаливают каждый день. Глупые провинциалки принимают все это за чистую монету и летят за счастьем в Москву, где их пачками ждут недовольные жизнью миллионеры.

Здесь поражает не только всякий раз примитивная фабула, поражает непрофессионализм авторов: диалоги сплошь режут слух (так в жизни не говорят), квартиры в фильмах у всех героев непременно элитные, машины дорогие, а работают все в солидных компаниях, которые, правда, неизвестно чем занимаются. Да и герой себя работой не утруждает, он все время личную жизнь устраивает, подвозит то жену, то девушку, куда надо. Я уж не говорю, что парочки в машинах подолгу смотрят друг на друга, а то и вовсе целуются за рулем, не обращая внимания на других участников движения и на дорогу, где, правда, никогда не бывает пробок. Ну, и еще итог таких фильмов чаще всего ясен через двадцать минут.

Вот такое кино, посмотрев которое понимаешь, что не видать нам ничего даже близкого к советской классике. Но на телевидении считают, что вполне могут пустыми сериалами народ закармливать. Тем более, что кто-то их все равно смотрит.

Меж тем, телевизор все равно остается и СМИ. Но тогда не ясно, почему информационные программы в последнее время только про Украину. Сплошь и без остановки. У нас в своей стране разве не о чем говорить? Те же малаховские ток-шоу показывают, какой за МКАДом беспросвет.

Прекрасно понимаю, что многие со мной не согласятся, ибо 80 процентов населения устраивает такое ТВ. Есть почитатели Петросяна и любители подсматривать за перетряской чужого белья, есть те, кого привлекают «Ментовские войны-146» с обаятельными бандитами и еще более обаятельными да еще и умными следователями, а кого-то надуманные судьбы необразованных простушек, покоряющих столицу.

Повторюсь: такое ТВ устраивает многих. Но я из меньшинства, мне все это не нравится. Потому что такое примитивное телевидение, уверен, не дает ничего ни уму, ни сердцу. Да и не развлекает.

Поэтому я и позволил себе поворчать.

P.S. Нет, не зря все-таки многие заявляют, что телек не смотрят. Еще как смотрят. Только, похоже, стыдно признаваться, что смотрят такое.