Поиск

Производитель пельменей, едва не потерявший бизнес из-за скандала с сибирской язвой, сумел выжить и готовится вернуться на омский рынок.

Четыре года назад, в августе 2010-го, Омскую область сотряс грандиозный продуктовый скандал – в частном хозяйстве в Тюкалинском районе была зафиксирована вспышка сибирской язвы. В инфекционную больницу поступили 5 жителей района, осуществлявших забой скота, причем у двоих из них был лабораторно подтвержден диагноз «сибирская язва». Один из заболевших скончался в больнице. Как выяснилось позже, конина, где были обнаружены споры, поступила на крупное мясоперерабатывающее предприятие ООО «Дарина», которое в то время было лидером рынка.

После этого последовал ряд проверок и разбирательств, компания, заявившая, что закуп конины был пробным, обращалась за помощью даже к федеральным властям, настолько массированной была атака. Как итог – более 150 тонн готовой продукции, пельменей, было уничтожено, а «Дарина» понесла колоссальные убытки. Тогда многие поставили на этой компании крест, и о ней не было фактически ничего слышно все эти четыре года.

Несмотря на мощнейший скандал, убытки и потерю репутации, руководство «Дарины» сумело сохранить предприятие на плаву, а сейчас всерьез заявляет о планах по возвращению на омский рынок. Сегодня корреспонденты РИА «Омск-Информ» побывали на производстве, о котором многие омичи уже фактически забыли.

Потеряв омский рынок, «Дарина» сумела сохранить позиции в других регионах: сейчас поставки распределены между северными регионами и Московской областью. События четырехлетней давности на предприятии воспринимаются не так остро, но говорить о том периоде здесь не очень любят.

– Что произошло, то произошло, мы ни на кого не в обиде, для нас это был как толчок, ведь тогда мы были на рынке чуть ли не крупнейшими производителями, – вспоминает директор «Дарина-Фудс» Григорий Шахидов. – Произошла оценка своей значимости, мы успокоились, вернули все долги, что нам государство предъявило, и решили работать дальше. Нас это, конечно, экономически подкосило, но помощь никто не оказал, а ведь мы просто хотели, чтобы люди во всем разобрались. Вы представляете, что такое сибирская язва? Где тогда заболевшие? Инфицированные? Что-то должно было произойти, но не произошло.

По его словам, единственная вина, за которую поплатились все сотрудники «Дарины», – это то, что на упаковках пельменей не было прописано, что в их состав входит конина. Та партия была пробной, и переделывать упаковку, которую заказали на несколько месяцев вперед, было нецелесообразно.

– Мы использовали мясо конины, привезенное со всеми ветеринарными документами. То, что не указали на упаковке – нарушение, мы признаем. В части потребительских и технологических свойств конина и говядина равны. В любом случае все предприятие было наказано, – признает Шахидов.

Наказаны были не только сотрудники – после инцидента объемы производства снизились на 40%, соответственно, упала выручка, людям сократили зарплату. Но увольнять никого не стали, коллектив был сохранен. Предприятию пришлось начинать практически с нуля. Было принято решение не производить ребрендинг, марка продолжила существовать под старым именем. Сейчас основными направлениями поставок являются Ханты-Мансийский автономный округ, Москва и Московская область. Но до старых объемов производства предприятию пока что подняться не удалось.

– Омский рынок для нас сейчас потерян, нас нет в крупных сетях, потому что на это нужны определенные средства. В Омске продукция продается в небольших магазинчиках, торгуем на губернской ярмарке в Ленинском округе. Это все незначительно. Но мы собираемся развивать фирменную сеть. Хотелось бы восстановить в Омске и сеть пельменных, где-нибудь в студенческих местах, где есть молодежь, но чтобы без алкоголя, – делится планами Шахидов.

Вернуться в Омск – стратегический план компании на ближайшие несколько лет. Для этого нужно не только пересмотреть маркетинговую составляющую, но и приучить омского потребителя к тому, что качественная продукция дешевой не бывает.

– Килограмм более-менее съедобных пельменей не может стоить дешевле 250 рублей, ведь только затраты на мясо закладываются в размере 120–150 рублей. Мы никогда не работали и не будем работать в сегменте ниже этого уровня, – отметил директор.

Шахидов отмечает, что предприятие не смущает такая самоуверенная позиция, тем более если учесть, что отголоски «язвенного» скандала еще не утихли.

– Самое неправильное – это оправдываться, глупый все равно не поймет, а умный разберется. Никогда никому ничего не докажешь, у каждого своя правда. Нужно просто идти вперед, работать и добиваться успехов с помощью правильных методов и своего коллектива, – отмечает директор «Дарины».

На производстве, куда пустили корреспондентов РИА «Омск-Информ», особое внимание привлекают машины, которые изобретают местные конструкторы. На территории завода есть отдельный цех, где инженеры собирают специальные агрегаты для изготовления пельменей, вареников, блинов, беляшей. Нам показали машину, которая будет изготавливать пельмени с рубленым мясом. Такого, по словам Григория Шахидова, еще не делает никто. В блинном цехе есть специальный аппарат, который делает выпечку. Работницам остается только положить начинку и завернуть блинчики. Блинница тоже собственное изобретение. Сейчас в разработке линия по изготовлению плова, а также аппарат, который сможет быстро варить пельмени.

Шахидов рассказал, что поставки основного ингредиента – мяса, покрыть лишь одним омским производителем не получается. И это проблема не только «Дарины», но и других производств. Так называемое блочное мясо приходит из других регионов, но это всегда только говядина или свинина, для отдельных сортов продукции – баранина.

– Сейчас местного мяса нет в таком объеме, как раньше, – отмечает Шахидов. – Для потребителя есть, а вот для производства нет, особенно это касается говядины. Раньше приезжали частники, сейчас, после введения определенных процедур, им это стало невыгодно. Надеемся, что сельское хозяйство в Омской области все-таки дойдет до тех объемов, что были раньше. В вопросах продвижения местной продукции тоже нужна поддержка властей, только тогда потребитель будет получать то, что хочет.

Все эти годы «Дарина», пострадавшая из-за «язвенного» скандала, не получила от омских властей даже намека на помощь. Руководство предприятия, прося не называть имен влиятельных чиновников, рассказывает, как месяцами обивало пороги высоких кабинетов, однако все оказалось тщетно. Выкручиваться пришлось самим, и пример «Дарины» показывает, что правильно поставленный бизнес может работать даже без покровительства властей. Сейчас, когда из-за запрета на поставки зарубежных продуктов государство повернулось лицом к отечественному производителю, омская «Дарина» может получить шанс на второе рождение. Весь вопрос в том, действительно ли властям нужны такие компании?

Производитель пельменей, едва не потерявший бизнес из-за скандала с сибирской язвой, сумел выжить и готовится вернуться на омский рынок.

Четыре года назад, в августе 2010-го, Омскую область сотряс грандиозный продуктовый скандал – в частном хозяйстве в Тюкалинском районе была зафиксирована вспышка сибирской язвы. В инфекционную больницу поступили 5 жителей района, осуществлявших забой скота, причем у двоих из них был лабораторно подтвержден диагноз «сибирская язва». Один из заболевших скончался в больнице. Как выяснилось позже, конина, где были обнаружены споры, поступила на крупное мясоперерабатывающее предприятие ООО «Дарина», которое в то время было лидером рынка.

После этого последовал ряд проверок и разбирательств, компания, заявившая, что закуп конины был пробным, обращалась за помощью даже к федеральным властям, настолько массированной была атака. Как итог – более 150 тонн готовой продукции, пельменей, было уничтожено, а «Дарина» понесла колоссальные убытки. Тогда многие поставили на этой компании крест, и о ней не было фактически ничего слышно все эти четыре года.

Несмотря на мощнейший скандал, убытки и потерю репутации, руководство «Дарины» сумело сохранить предприятие на плаву, а сейчас всерьез заявляет о планах по возвращению на омский рынок. Сегодня корреспонденты РИА «Омск-Информ» побывали на производстве, о котором многие омичи уже фактически забыли.

Потеряв омский рынок, «Дарина» сумела сохранить позиции в других регионах: сейчас поставки распределены между северными регионами и Московской областью. События четырехлетней давности на предприятии воспринимаются не так остро, но говорить о том периоде здесь не очень любят.

– Что произошло, то произошло, мы ни на кого не в обиде, для нас это был как толчок, ведь тогда мы были на рынке чуть ли не крупнейшими производителями, – вспоминает директор «Дарина-Фудс» Григорий Шахидов. – Произошла оценка своей значимости, мы успокоились, вернули все долги, что нам государство предъявило, и решили работать дальше. Нас это, конечно, экономически подкосило, но помощь никто не оказал, а ведь мы просто хотели, чтобы люди во всем разобрались. Вы представляете, что такое сибирская язва? Где тогда заболевшие? Инфицированные? Что-то должно было произойти, но не произошло.

По его словам, единственная вина, за которую поплатились все сотрудники «Дарины», – это то, что на упаковках пельменей не было прописано, что в их состав входит конина. Та партия была пробной, и переделывать упаковку, которую заказали на несколько месяцев вперед, было нецелесообразно.

– Мы использовали мясо конины, привезенное со всеми ветеринарными документами. То, что не указали на упаковке – нарушение, мы признаем. В части потребительских и технологических свойств конина и говядина равны. В любом случае все предприятие было наказано, – признает Шахидов.

Наказаны были не только сотрудники – после инцидента объемы производства снизились на 40%, соответственно, упала выручка, людям сократили зарплату. Но увольнять никого не стали, коллектив был сохранен. Предприятию пришлось начинать практически с нуля. Было принято решение не производить ребрендинг, марка продолжила существовать под старым именем. Сейчас основными направлениями поставок являются Ханты-Мансийский автономный округ, Москва и Московская область. Но до старых объемов производства предприятию пока что подняться не удалось.

– Омский рынок для нас сейчас потерян, нас нет в крупных сетях, потому что на это нужны определенные средства. В Омске продукция продается в небольших магазинчиках, торгуем на губернской ярмарке в Ленинском округе. Это все незначительно. Но мы собираемся развивать фирменную сеть. Хотелось бы восстановить в Омске и сеть пельменных, где-нибудь в студенческих местах, где есть молодежь, но чтобы без алкоголя, – делится планами Шахидов.

Вернуться в Омск – стратегический план компании на ближайшие несколько лет. Для этого нужно не только пересмотреть маркетинговую составляющую, но и приучить омского потребителя к тому, что качественная продукция дешевой не бывает.

– Килограмм более-менее съедобных пельменей не может стоить дешевле 250 рублей, ведь только затраты на мясо закладываются в размере 120–150 рублей. Мы никогда не работали и не будем работать в сегменте ниже этого уровня, – отметил директор.

Шахидов отмечает, что предприятие не смущает такая самоуверенная позиция, тем более если учесть, что отголоски «язвенного» скандала еще не утихли.

– Самое неправильное – это оправдываться, глупый все равно не поймет, а умный разберется. Никогда никому ничего не докажешь, у каждого своя правда. Нужно просто идти вперед, работать и добиваться успехов с помощью правильных методов и своего коллектива, – отмечает директор «Дарины».

На производстве, куда пустили корреспондентов РИА «Омск-Информ», особое внимание привлекают машины, которые изобретают местные конструкторы. На территории завода есть отдельный цех, где инженеры собирают специальные агрегаты для изготовления пельменей, вареников, блинов, беляшей. Нам показали машину, которая будет изготавливать пельмени с рубленым мясом. Такого, по словам Григория Шахидова, еще не делает никто. В блинном цехе есть специальный аппарат, который делает выпечку. Работницам остается только положить начинку и завернуть блинчики. Блинница тоже собственное изобретение. Сейчас в разработке линия по изготовлению плова, а также аппарат, который сможет быстро варить пельмени.

Шахидов рассказал, что поставки основного ингредиента – мяса, покрыть лишь одним омским производителем не получается. И это проблема не только «Дарины», но и других производств. Так называемое блочное мясо приходит из других регионов, но это всегда только говядина или свинина, для отдельных сортов продукции – баранина.

– Сейчас местного мяса нет в таком объеме, как раньше, – отмечает Шахидов. – Для потребителя есть, а вот для производства нет, особенно это касается говядины. Раньше приезжали частники, сейчас, после введения определенных процедур, им это стало невыгодно. Надеемся, что сельское хозяйство в Омской области все-таки дойдет до тех объемов, что были раньше. В вопросах продвижения местной продукции тоже нужна поддержка властей, только тогда потребитель будет получать то, что хочет.

Все эти годы «Дарина», пострадавшая из-за «язвенного» скандала, не получила от омских властей даже намека на помощь. Руководство предприятия, прося не называть имен влиятельных чиновников, рассказывает, как месяцами обивало пороги высоких кабинетов, однако все оказалось тщетно. Выкручиваться пришлось самим, и пример «Дарины» показывает, что правильно поставленный бизнес может работать даже без покровительства властей. Сейчас, когда из-за запрета на поставки зарубежных продуктов государство повернулось лицом к отечественному производителю, омская «Дарина» может получить шанс на второе рождение. Весь вопрос в том, действительно ли властям нужны такие компании?