на правах рекламы
03:27
0 $ 61.95 +0.12
68.69 +0.17

Рынок без рынка

от 14.08.14 в 17:57 версия для печати
Рынок без рынка

В Омске расплодилось столько парикмахерских, цветочных магазинов и аптек, что невольно возникает вопрос: как они умудряются выжить?

Как известно, в числе основных принципов рыночной экономики – взаимодействие спроса и предложения. И здесь первичен спрос: именно он рождает предложение. И никак не наоборот. И теперь вопрос: достаточно ли рыночная в Омске экономика, если довольно часто предложение совершенно не согласуется со спросом?

Вам примеры? Нет ничего проще. Обратите внимание (если до сих пор не обращали), сколько в городе парикмахерских. Они чуть ли не в каждом доме, а то и не по одной. Такое впечатление, что народ стал посещать парикмахерские не реже магазина.

А еще обратите внимание на то, сколько на остановках выросло цветочных киосков. Похоже, никакая конкуренция их не тревожит, два-три киоска «Цветы» на одной остановке транспорта сегодня не редкость. Да еще многие из них трудятся 24 часа в сутки.

А посмотрите, у нас теперь и аптеки на каждом углу. Буквально на каждом. Только успевай разобраться, где какая сеть и что она обещает.

Сразу оговорюсь: я отнюдь не против большого выбора и свободной конкуренции как стимула к совершенствованию. Потребитель и покупатель от этого только выиграют.

Но в данном случае, уверен, ни о какой конкуренции речи не идет. Добрая тысяча парикмахерских городу явно не нужна.  Но эта тысяча есть. И как это согласуется с принципами рыночной экономики? Очень, между прочим, просто: в условиях действительно рыночной экономики лишних предприятий не бывает. А если они есть? Тогда, выходит, нет рыночной экономики.

Парадокс? Да нет, пожалуй. В последнее время у нас выявился огромный рост мелкого предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов. Омска это касается в первую очередь, потому что город бедный и неразвитый, а уровень качества жизни невысокий. С работой тоже – оптимистично только в отчетах службы занятости.

Ничего удивительного, что молодежь и находит для себя выход в создании своего дела. На серьезное никто не замахивается – нет средств. А по-минимуму? Вот по этому пути и идут, благо он видится вполне себе успешным априори.

Надо-то всего взять в аренду помещение, приобрести парикмахерское кресло (два, три, четыре) да набор расчесок-ножниц-фенов. И все, стриги народ и купоны. С цветочным делом еще проще: купил киоск, взял землю в аренду и начинай. Говорят же, на цветах можно огромные деньги делать.

Вот все, видя эту простоту, и бросились. А результат? У рынка есть закон, который действует всегда и везде: предложение выгодно только то, которое обеспечено спросом. Все сверх него ведет к банкротству.

Вот мне и стало интересно, почему сверх разумного умножилось число цветочных киосков, где у всех один и тот же ассортимент да вполне сопоставимые цены. Неужели у жителей города так резко подскочила тяга к цветам? Этот вопрос я и задал Ларисе, торгующей цветами уже 13 лет.

– Конечно, киосков больше, чем нужно, – говорит она. – Их открывают почти каждый день, не обращая внимания на объемы потенциального рынка, на киоски по соседству и, самое главное, на свою некомпетентность.

– Это вы о чем?

–  Чтобы научиться продавать цветы, нужно проработать лет пять, не меньше. Тогда только станут понятны многие нюансы.

– Лариса, но при таком обилии цветочных точек пять лет трудно проработать…

– Трудно, да. Но на это никто не обращает внимания. Главное – открыться. И открываются. И так же неминуемо закрываются. Им на смену приходят другие. Всем кажется, что продавать цветы легко и денежно и что у него-то точно получится. Прозрение приходит позже, когда рынок вытесняет новичков, не сумевших оценить ситуацию.

Растут как грибы и парикмахерские. Помню, в юности ходил в единственную поблизости за три квартала от дома и там еще сидел в очереди. Сейчас этого нет, и слава богу. Но парикмахерская в подъезде каждого дома – это же явный перебор? И неужели у нас теперь столько мастеров, что парикмахерское искусство взмыло на недосягаемую высоту? Вот что-то мне подсказывает, что ни стольких мастеров, ни такой высоты у нас нет. Тем не менее парикмахерские в огромном количестве у нас есть.

– Они открываются и закрываются десятками, – объясняет Людмила Гусейнова, мастер с тридцатилетним стажем. – Как правило, девчонки заканчивают трехмесячные курсы и тут же открывают свой салон. Но разве на курсах можно овладеть профессией? Чтоб овладеть профессией, несколько лет за креслом отстоять надо.

– Так парикмахерские закрываются потому, что экономика у нее слабая или уровень самого парикмахера недостаточен?

– Одно вытекает из другого. К слабому парикмахеру народ не идет. Значит, нет дохода. А чем в таком случае оплачивать аренду, из чего платить налоги? Вот новые парикмахерские цены снизили ниже некуда. И что? Даже на это большинство клиентов не ведется. А в итоге – точка разоряется и закрывается. Сегодня преимущество у тех, кто имеет свой поток постоянных клиентов. А это нарабатывается годами.

И вправду, люди открывают парикмахерскую, считая, что все автоматически будет легко и быстро. При этом не утруждают себя ни оценкой рынка сбыта, ни анализом людских потоков, ни опросами. Более того, экономического страха – никакого.

А кто-нибудь будет спорить с тем, что город буквально накрыло градом аптечных сетей? Держу пари на два шашлыка, что в Омске больше тысячи аптек. Если только аптечных сетей под сотню. У той же «Фармакопейки» 50 аптек, у «Семейной» – 54, у «Омского лекарства» – 30, у «Линии жизни» – 27. А сколько аптек содержат индивидуальные предприниматели!

Создание таких предприятий изначально диктуется возможностью высокой нормы прибыли. Рентабельность в фармацевтике просто захватывающая. Именно она отчасти и позволяет ряду аптек держаться на плаву. И также тот факт, что население без аптек прожить не сможет, в отличие от тех же парикмахерских и уж точно цветочных киосков.

Однако наряду с высокой рентабельностью в аптеках и затраты выше. Потому и аптеки тоже лопаются. На их место приходят новые, обещающие поначалу дешевые лекарства, а затем, приманив людей, цены повышающие. Но, как видим, порой и это не спасает.

Идет элементарный распыл. Размножаясь, новые парикмахерские, хоть и незначительно, но отбирают клиентов у старожилов, новые киоски продают цветы в ущерб старым, а вновь открывающиеся аптеки уводят покупателей у соседей, заставляя и тех и других компенсировать потери в объеме продаж повышенными ценами. В результате страдает население. И в результате этого распыла твердо стоят на ногах лишь крупные сети и набравшие силу предприятия. Прогорают же десятки и сотни индивидуальных предпринимателей, перед которыми вновь встает вопрос занятости и трудоустройства.

При этом нельзя забывать, что наше малое предпринимательство подотчетно и зависимо. Оно часто на подхвате у власти, которая всегда найдет, как нагрузить малый бизнес дополнительными обязательствами: от укладки тротуарной плитки до отправки вагонов картошки в другой регион. Этот нюанс, думаю, начинающие никак не учитывают.

В идеале рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Тысячи и тысячи парикмахерских, аптек, цветочных развалов решают что-нибудь подобное? Конечно, нет. Но сами люди, пытающиеся открыть свое дело, в этом виноваты меньше всего. Хотя бы пытаются.

Но на их беду настоящих рыночных отношений, как видим, у нас не построено. Есть только хаос, который и завлекает все больше людей. Ни на грамм при этом не повышая уровень жизни и практически гарантируя очень скорое банкротство.

Сергей Комаровских 

# Кое-что о гордости# Кое-что о правде жизни# Кондуктор, нажми на тормоза# Пилюля в телевизоре# Когда дядя Вася сделает импортную стиралку? показать все
ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
5
И чем мешает автору тот факт, что пойти постричься можно там, где удобно, и без очереди? А в аптеку добежать за угол дома посреди ночи, если вдруг разболится зуб или затемпературит ребенок, а не переться через два квартала? Да, у меня рядом с домом четыре аптеки, но одна специализируется на молодых мамах, другая на ортопедии, третья работает круглосуточно, а у четвертой удобно машину ставить. Таким образом, у каждой свой плюс и свои покупатели. Не прогорела ни одна из них.
Чем живут некоторые цветочные киоски и какими там «цветочками» банчат по ночам — разговор отдельный и больше как-то к полиции.
А вот какого рожна весь центр города заполонили позорные сараи с шаурмой, кто им это антисанитарное безобразие разрешает и подписывает — автора не заинтересовало почему-то.
В целом же мелкий бизнес идет туда, где население способно ежедневно платить. В Омске платежеспособность крайне невысока. Открывать производство неподъемно для начинающего, спасибо нашему налоговому законодательству, поэтому для многих реально только что-то перепродавать или оказывать дешевые услуги. Соответственно, зп у персонала низкая. Эти работники, в свою очередь, мало что способны оплачивать. Получается замкнутый омский круг. Предприниматели в этом не виноваты, задавайте вопросы законодательной власти.
1408328424 гость 15.08.2014 09:36 Ответить с цитатой Пожаловаться
0
вот именно все эти шаурмячные его не тронули..
1408702447 гость 15.08.2014 09:39 Ответить с цитатой Пожаловаться
-1
Вы абсолютно правы в своих мыслях. Но автор + журналист, увы, больше похожи на стяжателей дешевого популизма, ибо рассуждают ни о чем. Чтобы профессионально говорить на тему функционирования малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции надо хорошо разбираться в маркетинге. И, желательно, в законодательстве. Ни того, ни другого мы не видим. Вместе с тем эта тема уже сотни раз писана и переписана. Но авторы статьи не удосужились даже пары аннотаций прочитать... Чего стоит попытка описать взаимодействие спроса и предложения. Да, на первый взгляд спрос первичен. Но он не появляется сам по-себе. Половина всего, что мы покупаем, продиктовано не нашими личными потребностями, а сформировано искусственно, навязано. Целая наука и целая индустрия работает в сегменте формирования потребительского спроса... Вот так и получается, в итоге, что автор слышал звон, но где он, к сожалению, не знает.
А, по большому счету, потребитель идет туда, где он испытывает комфорт и удовлетворение от покупки. Сама покупка, т.е .вещь, не столь важна. Но осознание того, что ты приобрел именно то, что надо здесь и сейчас и теперь у тебя это есть - вот, что важно. Обладание товаром с нужными в данный момент времени потребительскими качествами - вот это и есть аксиома рынка. А все остальное: красивая витрина, вежливое обслуживание, кондиционер и все такое - это не более чем антураж, призванный сгладить неприятные ощущения от расставания с деньгами.
3
Вы знаете, проблема, описанная автором, есть везде. Она не только у нас в Омске и не потому, что население малоплатёжное, а потому, что люди такие. Это во всём мире так. У населения мало идей, что у американцев, что у европейцев. У населения нет достаточно денег на открытие производства, поэтому было, есть и будет занятость: торговать, брить, стричь и хоронить. По крайней мере, такие маленькие предприятия создают рабочие места. Рынок он и есть рынок, там где убыло там и прибыло.
2
Заступлюсь за парикмахерские. Вокруг моего дома их аж четыре... нет, пять. Но. Приспичило навести марафет однажды, и я не смогла без записи ни в одну попасть! Пришлось нестись за квартал до куаферов. Поразило неимоверно то, что дамы в зале, куда я все же попала, там проводят часами свое время! Неспешно и красиво. С кофе и чаем. Пусть это было в черте какой Лукьяновке, но и там хочется женщинам хотя бы иллюзии гламурной жизни. Пусть будет больше парикмахерских!
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх