Поиск

Омск всегда славился своими оборонными предприятиями. В былые времена этими заводами гордились, а страна давала им ордена. Однако что конкретно производил каждый из них, всегда оставалось тайной.

В те времена говорить об этом было нельзя, а сегодня нет уже и той страны, и той техники, да и многих тех заводов тоже уже нет. Однако у нас есть возможность пройти сквозь время и вспомнить, конечно же, не все (это невозможно), но хотя бы те несколько предприятий, которые в сложнейших условиях делали то, что от них требовал Советский Союз, вспомним и ассортимент их изделий.   Великое и могучее управление точного машиностроения СССР курировало три омских предприятия: завод №174, «почтовый ящик №216» и «почтовый ящик №8». Под ними скрывались «Трансмаш», завод подъемных машин и завод кислородного машиностроения. И если про «Трансмаш», или танковый завод, все более-менее ясно, то вот о двух других заводах и их производствах омичи практически ничего не знают.

УСТАНОВЩИКИ ДЛЯ РАКЕТ

Итак, Омский завод наземного оборудования, или «п/я №216» (впоследствии Омский завод подъемных машин, ОЗПМ), был создан на базе уже построенного в северной промзоне комбайносборочного завода в самом начале 60-х годов прошлого века. В стране появился новый род войск - ракетные войска стратегического назначения (РВСН), и под него срочно нужно было производить необходимые машины и агрегаты. Никаких специальных производств не было, под нужды ракетчиков или перепрофилировали существующие заводы, или строили новые. Омскому «п/я №216» доверили выпускать установщики ракет, гидродомкраты, лифты для спуска в ракетные шахты и другую продукцию. Объем производства в середине 60-х составлял 12 миллионов рублей в год при числе работников в 2500 человек, значительная часть которых перешла сюда с завода №174.   Одним из первых изделий ОЗПМ стал установщик 8У210, агрегат, который позволяет установить ракеты в вертикальном положении на стартовый стол или опустить в ракетную шахту. 8У210 предназначался для работы с наземным вариантом ракеты 8К63, а следующий продукт ОЗПМ - установщик 8У224 - для более мощной ракеты 8К65. Потом были установщики для ракет шахтного базирования. Стоит отметить, что установщики 8У210 попали вместе с ракетами на Кубу в 1962 году, а после прослужили верой и правдой до конца 1980-х годов, когда ракеты 8К63 и 8К65 были сняты с вооружения.

Сменялись поколения ракетных комплексов, а с ними менял ассортимент своей продукции и ОЗПМ. Пошли установщики для самой массовой ракеты СССР, легендарной «сотки» Челомея и ее модификаций, сделаны были установщики для первой в СССР твердотопливной ракеты, спроектированной самим Королевым, - 15У39. Еще позднее завод производил агрегаты 15Т146 и 15Т283 для самых мощных ракет, которые и сегодня стоят на вооружении - 15А35 и 15А18М. Это значит, что техника, построенная на омском заводе подъемных машин, служит до сих пор.   Кроме установщиков, ОЗПМ производил лифты для спуска в шахтные пусковые установки ракет и в шахты, где находились командные пункты полков и дивизий РВСН. Это изделия 15Т158, 15Т217, 15Т238, 15Т173, 15Т256. А испытания этих лифтов, да и установщиков с макетами ракет, производились в специально построенной шахтной установке, размещенной прямо в цехе ОЗПМ. Цех и шахта дожили до наших дней, однако сам завод в 90-е остался без военных заказов и тихо умер.     АЗОТ НА СЛУЖБЕ АРМИИ   В том же ракетном направлении работал и Омский завод кислородного машиностроения (ОЗКМ), или «п/я № 8», что расположился на окраине Амурского поселка. Он изготавливал автомобильные кислорододобывающие (КДС) и азотодобывающие станции (АДС), универсальные станции газификации жидкого кислорода, мембранные компрессоры и другие изделия. В середине 60-х объем производства составлял 8 миллионов рублей в год, а работало там 1200 человек. Самым известным изделием ОЗКМ была азотная станция АДС-50 производительностью 50 кубических метров азота в час. Использовалась она на всех ракетных комплексах начала 60-х годов - с ракетами 8К63, 8К65, 8К67 и 8К75 и применялась для производства азота, который использовали для продувки баков ракет перед заправкой. Выглядела как автобус с необычной крышей.

Ваш Ореол

Омск всегда славился своими оборонными предприятиями. В былые времена этими заводами гордились, а страна давала им ордена. Однако что конкретно производил каждый из них, всегда оставалось тайной.

В те времена говорить об этом было нельзя, а сегодня нет уже и той страны, и той техники, да и многих тех заводов тоже уже нет. Однако у нас есть возможность пройти сквозь время и вспомнить, конечно же, не все (это невозможно), но хотя бы те несколько предприятий, которые в сложнейших условиях делали то, что от них требовал Советский Союз, вспомним и ассортимент их изделий.   Великое и могучее управление точного машиностроения СССР курировало три омских предприятия: завод №174, «почтовый ящик №216» и «почтовый ящик №8». Под ними скрывались «Трансмаш», завод подъемных машин и завод кислородного машиностроения. И если про «Трансмаш», или танковый завод, все более-менее ясно, то вот о двух других заводах и их производствах омичи практически ничего не знают.

УСТАНОВЩИКИ ДЛЯ РАКЕТ

Итак, Омский завод наземного оборудования, или «п/я №216» (впоследствии Омский завод подъемных машин, ОЗПМ), был создан на базе уже построенного в северной промзоне комбайносборочного завода в самом начале 60-х годов прошлого века. В стране появился новый род войск - ракетные войска стратегического назначения (РВСН), и под него срочно нужно было производить необходимые машины и агрегаты. Никаких специальных производств не было, под нужды ракетчиков или перепрофилировали существующие заводы, или строили новые. Омскому «п/я №216» доверили выпускать установщики ракет, гидродомкраты, лифты для спуска в ракетные шахты и другую продукцию. Объем производства в середине 60-х составлял 12 миллионов рублей в год при числе работников в 2500 человек, значительная часть которых перешла сюда с завода №174.   Одним из первых изделий ОЗПМ стал установщик 8У210, агрегат, который позволяет установить ракеты в вертикальном положении на стартовый стол или опустить в ракетную шахту. 8У210 предназначался для работы с наземным вариантом ракеты 8К63, а следующий продукт ОЗПМ - установщик 8У224 - для более мощной ракеты 8К65. Потом были установщики для ракет шахтного базирования. Стоит отметить, что установщики 8У210 попали вместе с ракетами на Кубу в 1962 году, а после прослужили верой и правдой до конца 1980-х годов, когда ракеты 8К63 и 8К65 были сняты с вооружения.

Сменялись поколения ракетных комплексов, а с ними менял ассортимент своей продукции и ОЗПМ. Пошли установщики для самой массовой ракеты СССР, легендарной «сотки» Челомея и ее модификаций, сделаны были установщики для первой в СССР твердотопливной ракеты, спроектированной самим Королевым, - 15У39. Еще позднее завод производил агрегаты 15Т146 и 15Т283 для самых мощных ракет, которые и сегодня стоят на вооружении - 15А35 и 15А18М. Это значит, что техника, построенная на омском заводе подъемных машин, служит до сих пор.   Кроме установщиков, ОЗПМ производил лифты для спуска в шахтные пусковые установки ракет и в шахты, где находились командные пункты полков и дивизий РВСН. Это изделия 15Т158, 15Т217, 15Т238, 15Т173, 15Т256. А испытания этих лифтов, да и установщиков с макетами ракет, производились в специально построенной шахтной установке, размещенной прямо в цехе ОЗПМ. Цех и шахта дожили до наших дней, однако сам завод в 90-е остался без военных заказов и тихо умер.     АЗОТ НА СЛУЖБЕ АРМИИ   В том же ракетном направлении работал и Омский завод кислородного машиностроения (ОЗКМ), или «п/я № 8», что расположился на окраине Амурского поселка. Он изготавливал автомобильные кислорододобывающие (КДС) и азотодобывающие станции (АДС), универсальные станции газификации жидкого кислорода, мембранные компрессоры и другие изделия. В середине 60-х объем производства составлял 8 миллионов рублей в год, а работало там 1200 человек. Самым известным изделием ОЗКМ была азотная станция АДС-50 производительностью 50 кубических метров азота в час. Использовалась она на всех ракетных комплексах начала 60-х годов - с ракетами 8К63, 8К65, 8К67 и 8К75 и применялась для производства азота, который использовали для продувки баков ракет перед заправкой. Выглядела как автобус с необычной крышей.

Ваш Ореол