Поиск

УФНС РФ по Омской области разъяснило налогоплательщикам вопрос о том, являются ли плательщиками земельного налога юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые владея земельными участками, права на них не регистрируют. Госрегистрация прав на земельные участки началась только после вступления в силу Федерального закона от 21.09.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон №122-ФЗ). В тоже время подавляющее количество земельных участков были предоставлены налогоплательщикам на тех или иных основаниях ранее даты вступления в силу Закона №122-ФЗ. Собственники, владельцы подобных земельных участков должны знать, что Федеральный Закон от 29.11.2004 г. №141-ФЗ не только ввел в действие 31 главу Налогового кодекса РФ «Земельный налог», но и пунктом 4 статьи 8 установил, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании: - государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу ФЗ №122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков. Следовательно, основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются не только документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения, но и акты, изданные органами государственной власти, органами местного самоуправления о предоставлении земли. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что не правы те налогоплательщики, которые полагают, что можно не уплачивать земельный налог, если права на земельные участки, полученные до вступления в силу Закона №122-ФЗ, не оформлены и соответствующие правоудостоверяющие документы не получены. Если земельные участки были предоставлены после введения в действие Закона №122-ФЗ на основании актов названных выше органов и права на них не зарегистрированы, то и в этом случае факт отсутствия государственной регистрации не освобождает владельцев земли от уплаты земельного налога. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным, а п. 1, ст. 387 Налогового кодекса РФ устанавливает, что земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований, на которых он введен в действие. Отсутствие документов о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизлияния самого пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю. Иное толкование действующего законодательства позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование. При установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, налоговые органы применяют меры ответственности, предусмотренные за совершение умышленного налогового правонарушения (п. 3 ст. 122 НК РФ). Штраф в этом случае составляет 40% от неуплаченной суммы налога.

УФНС РФ по Омской области разъяснило налогоплательщикам вопрос о том, являются ли плательщиками земельного налога юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые владея земельными участками, права на них не регистрируют. Госрегистрация прав на земельные участки началась только после вступления в силу Федерального закона от 21.09.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон №122-ФЗ). В тоже время подавляющее количество земельных участков были предоставлены налогоплательщикам на тех или иных основаниях ранее даты вступления в силу Закона №122-ФЗ. Собственники, владельцы подобных земельных участков должны знать, что Федеральный Закон от 29.11.2004 г. №141-ФЗ не только ввел в действие 31 главу Налогового кодекса РФ «Земельный налог», но и пунктом 4 статьи 8 установил, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании: - государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу ФЗ №122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков. Следовательно, основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются не только документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения, но и акты, изданные органами государственной власти, органами местного самоуправления о предоставлении земли. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что не правы те налогоплательщики, которые полагают, что можно не уплачивать земельный налог, если права на земельные участки, полученные до вступления в силу Закона №122-ФЗ, не оформлены и соответствующие правоудостоверяющие документы не получены. Если земельные участки были предоставлены после введения в действие Закона №122-ФЗ на основании актов названных выше органов и права на них не зарегистрированы, то и в этом случае факт отсутствия государственной регистрации не освобождает владельцев земли от уплаты земельного налога. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным, а п. 1, ст. 387 Налогового кодекса РФ устанавливает, что земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований, на которых он введен в действие. Отсутствие документов о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизлияния самого пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю. Иное толкование действующего законодательства позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование. При установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, налоговые органы применяют меры ответственности, предусмотренные за совершение умышленного налогового правонарушения (п. 3 ст. 122 НК РФ). Штраф в этом случае составляет 40% от неуплаченной суммы налога.