Поиск

Местное отделение Общероссийского народного фронта готовит круглый стол, на котором обсудит проблему сельских старост. Сегодня это сверхактуальная тема.

Омское отделение Общероссийского народного фронта в ближайшее время планирует проведение круглого стола на тему «Правовое положение сельских старост в системе местного самоуправления Омской области». Инициатор проведения этого круглого стола – депутат Совета Кормиловского муниципального района и один из учредителей ОНФ в Омской области Александр Фадеев – объяснил РИА «Омск-Информ», почему тема сельских старост сверхактуальна в 2014 году.

Наша справка:  

Сельский староста – это выборное должностное лицо Российской Империи, избираемое селянами на сельском сходе для осуществления административно-хозяйственных функций. Институт сельских старост возник после отмены крепостного права  во время правления императора Александра II. Правовые обязанности сельских старост были закреплены в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.

Староста находился в распоряжении волостного старшины, созывал сельский сход и исполнял принятые на нем решения, наблюдал за целостностью земель, за исправным содержанием дорог, мостов и переправ. Наблюдал за порядком в общественных заведениях и выполнял некоторые полицейские функции в пределах своего сельского общества.    

- Почему именно сельские старосты? В чем вопрос, Александр Владимирович?

- Потому что сегодня староста — главный человек в деревне. В каждом из районов Омской области где-то 10-15 сельских поселений. В каждом из них от 3 до 6 сел и деревень, расположенных иногда за несколько десятков километров. Глава сельского поселения, избранный населением, вместе со своей администрацией, а это 5-7 человек, как правило находится на центре поселения. В дальнюю деревню он может не выбираться неделями. А вопросы-то надо решать. Дорогу почистить, освещение наладить на улице, кладбище огородить, за котлованом следить. Очень многие жители деревень одиноки, их даже некому  и не на что хоронить. Нередко глава поселения везет умершего в собственной машине. А куда деваться!

За свою работу староста, избираемый на сельском сходе на общественных началах, не получает ничего - нет законодательного основания.  Хотя многие главы поселений готовы платить ему пусть небольшую, но постоянную зарплату. По сути, сегодня на 75% территории муниципальных районов Омской области нет полномочных представителей местной власти!

- Как  юридически регулируется данный вопрос?

- Регионы стали поднимать эти проблемы с середины 90-х. В некоторых областях России уже  приняты региональные законы регламентирующие деятельность сельских старост и порядок их финансирования. Первой стала Владимирская область, где приняли закон  «Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области»  23 октября 1995 года. За ней  эту тему подхватили Ленинградская область — закон принят в  2012 году, Вологодская — 2013 год, Ульяновская — 2011 год, Алтайский край.

Считаю, что сегодня крайне назрел вопрос о принятии областного закона о сельских старостах в Омской области.  Поэтому мы специально планируем поднять эту тему на нашем  круглом столе Омского отделения Общероссийского Народного Фронта. И обсудить не только  вопрос правового статуса сельских старост, но и возможности их бюджетного финансирования.

- В других регионах разработаны механизмы такого финансирования? 

- Путей несколько. Либо в регионе создается фонд развития муниципальных образований, из которого строго по заявкам сельских старост финансируются  их проекты и работы в конкретных деревнях. Либо вопрос об оплате труда старост решают депутаты самого сельского поселения на своих сессиях в рамках бюджета поселения. Скажем 3-5 тыс. руб. в месяц. Например, в Ульяновской области удостоверения старостам вручает сам губернатор Морозов.    

- Где в Омской области взять деньги на оплату старост?

- Надо изучать возможности каждого района, каждого поседения. Например в Борках, это Кормиловский район, глава поселения готов выплачивать зарплату старостам. Но у него нет законодательного основания. Бюджет некоторых поселений у нас доходит до 5-6 млн. в год.  Но в среднем 2-3 млн. А староста — это первый помощник главы поселения.  Я беседовал с целым рядом сельских глав, многие прямо говорят - средства найдем, но нас же посадят. Потому что это не целевое использование муниципальных средств.

- Как вы собираетесь действовать дальше?

- Все эти вопросы финансирования, правового статуса старост надо планомерно и последовательно решать. Сначала данный вопрос должен быть рассмотрен на круглом столе Омского отделения ОНФ. Туда будут приглашены сельские старосты, главы поселений и районов, представители научных кругов. Нужно изучить вопрос со всех сторон и  инициировать принятие закона Омской области о сельских старостах.  Три четверти омских сел находится под их непосредственным управлением. А у людей нет никакого законодательного статуса. Этот очень важный институт, в других регионах и в Москве это прекрасно понимают. Работа по изменениям в 131-й закон о местном самоуправлении  уже идет по всей стране.

 - Омская область может не успеть?

 - Когда в регионах начали возникать вопросы по поводу реформирования местного самоуправления,  Президент России  поручил создать рабочую группу  по внесению изменений в 131-й закон. До конца марта принимаются предложения от всех регионов по изменениям в этот закон. Вполне возможно, по итогам круглого стола, мы сделаем свое предложение, касающееся сельских старост и ряда других моментов местного самоуправления на низовом уровне. Порядка 200 предложений от регионов уже поступило. Считаю, предложение от Омской области  должно быть не менее конструктивным. А власть на местах – максимально доступной. 

1835

Местное отделение Общероссийского народного фронта готовит круглый стол, на котором обсудит проблему сельских старост. Сегодня это сверхактуальная тема.

Омское отделение Общероссийского народного фронта в ближайшее время планирует проведение круглого стола на тему «Правовое положение сельских старост в системе местного самоуправления Омской области». Инициатор проведения этого круглого стола – депутат Совета Кормиловского муниципального района и один из учредителей ОНФ в Омской области Александр Фадеев – объяснил РИА «Омск-Информ», почему тема сельских старост сверхактуальна в 2014 году.

Наша справка:  

Сельский староста – это выборное должностное лицо Российской Империи, избираемое селянами на сельском сходе для осуществления административно-хозяйственных функций. Институт сельских старост возник после отмены крепостного права  во время правления императора Александра II. Правовые обязанности сельских старост были закреплены в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.

Староста находился в распоряжении волостного старшины, созывал сельский сход и исполнял принятые на нем решения, наблюдал за целостностью земель, за исправным содержанием дорог, мостов и переправ. Наблюдал за порядком в общественных заведениях и выполнял некоторые полицейские функции в пределах своего сельского общества.    

- Почему именно сельские старосты? В чем вопрос, Александр Владимирович?

- Потому что сегодня староста — главный человек в деревне. В каждом из районов Омской области где-то 10-15 сельских поселений. В каждом из них от 3 до 6 сел и деревень, расположенных иногда за несколько десятков километров. Глава сельского поселения, избранный населением, вместе со своей администрацией, а это 5-7 человек, как правило находится на центре поселения. В дальнюю деревню он может не выбираться неделями. А вопросы-то надо решать. Дорогу почистить, освещение наладить на улице, кладбище огородить, за котлованом следить. Очень многие жители деревень одиноки, их даже некому  и не на что хоронить. Нередко глава поселения везет умершего в собственной машине. А куда деваться!

За свою работу староста, избираемый на сельском сходе на общественных началах, не получает ничего - нет законодательного основания.  Хотя многие главы поселений готовы платить ему пусть небольшую, но постоянную зарплату. По сути, сегодня на 75% территории муниципальных районов Омской области нет полномочных представителей местной власти!

- Как  юридически регулируется данный вопрос?

- Регионы стали поднимать эти проблемы с середины 90-х. В некоторых областях России уже  приняты региональные законы регламентирующие деятельность сельских старост и порядок их финансирования. Первой стала Владимирская область, где приняли закон  «Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области»  23 октября 1995 года. За ней  эту тему подхватили Ленинградская область — закон принят в  2012 году, Вологодская — 2013 год, Ульяновская — 2011 год, Алтайский край.

Считаю, что сегодня крайне назрел вопрос о принятии областного закона о сельских старостах в Омской области.  Поэтому мы специально планируем поднять эту тему на нашем  круглом столе Омского отделения Общероссийского Народного Фронта. И обсудить не только  вопрос правового статуса сельских старост, но и возможности их бюджетного финансирования.

- В других регионах разработаны механизмы такого финансирования? 

- Путей несколько. Либо в регионе создается фонд развития муниципальных образований, из которого строго по заявкам сельских старост финансируются  их проекты и работы в конкретных деревнях. Либо вопрос об оплате труда старост решают депутаты самого сельского поселения на своих сессиях в рамках бюджета поселения. Скажем 3-5 тыс. руб. в месяц. Например, в Ульяновской области удостоверения старостам вручает сам губернатор Морозов.    

- Где в Омской области взять деньги на оплату старост?

- Надо изучать возможности каждого района, каждого поседения. Например в Борках, это Кормиловский район, глава поселения готов выплачивать зарплату старостам. Но у него нет законодательного основания. Бюджет некоторых поселений у нас доходит до 5-6 млн. в год.  Но в среднем 2-3 млн. А староста — это первый помощник главы поселения.  Я беседовал с целым рядом сельских глав, многие прямо говорят - средства найдем, но нас же посадят. Потому что это не целевое использование муниципальных средств.

- Как вы собираетесь действовать дальше?

- Все эти вопросы финансирования, правового статуса старост надо планомерно и последовательно решать. Сначала данный вопрос должен быть рассмотрен на круглом столе Омского отделения ОНФ. Туда будут приглашены сельские старосты, главы поселений и районов, представители научных кругов. Нужно изучить вопрос со всех сторон и  инициировать принятие закона Омской области о сельских старостах.  Три четверти омских сел находится под их непосредственным управлением. А у людей нет никакого законодательного статуса. Этот очень важный институт, в других регионах и в Москве это прекрасно понимают. Работа по изменениям в 131-й закон о местном самоуправлении  уже идет по всей стране.

 - Омская область может не успеть?

 - Когда в регионах начали возникать вопросы по поводу реформирования местного самоуправления,  Президент России  поручил создать рабочую группу  по внесению изменений в 131-й закон. До конца марта принимаются предложения от всех регионов по изменениям в этот закон. Вполне возможно, по итогам круглого стола, мы сделаем свое предложение, касающееся сельских старост и ряда других моментов местного самоуправления на низовом уровне. Порядка 200 предложений от регионов уже поступило. Считаю, предложение от Омской области  должно быть не менее конструктивным. А власть на местах – максимально доступной. 

1835