Поиск

За последние 10 лет Омский государственный технический университет выстроил партнерские взаимоотношения со всеми крупными промышленными предприятиями Омска и соседних регионов. Здесь внедряется система прикладного бакалавриата и создается ресурсный центр на базе ООО «Омсктехуглерод».

К подготовке выпускников ректор ОмГТУ Виктор Шалай относится очень жестко и считает это нормой для всех омских вузов.

Наталья Чебакова

ДИАЛОГ 

С

БИЗНЕСОМ

Виктор Шалай 

– Виктор Владимирович, сегодня на промышленных предприятиях не хватает инженеров, технологов. Вузы не в силах перекрыть эту потребность?

– Вопрос в другом, где взять абитуриентов? В этом году технический университет сформировал заявку на 1250 мест, нам дали даже больше – 1 357. Мы могли бы заявить в конкурсной массе и 2 тысячи, и столько, сколько надо региону. Вся проблема в том, что абитуриентов сейчас нет – демографическая яма. В Омске 12 тысяч выпускников, из них физику идут сдавать 1 800, сдают 1 200, а мы набираем только 1 357. В прошлом году недобор закрыли на 40 % за счет граждан Казахстана и стали лидерами в международном сотрудничестве. У нас другого пути нет, как с соседних регионов собирать молодежь.

Мы огромные деньги тратим на поиск своего абитуриента. У нас порядка 150 наборщиков – представителей вузов на предприятиях, ведется постоянная работа в школах – 43 кружка. 10 млн рублей мы вкладываем в наших преподавателей, которые читают физику в школах, потому что в некоторых школах просто нет физиков. Уже не с 11-го, а с 9-го класса начинаем работать. Мы понимаем, что если у девятиклассника зародить желание пойти в технический вуз, он будет нашим абитуриентом. Важно только правильно выбрать специальность. Мы честно показываем им все образовательные траектории, заканчивая тем, где они будут работать и сколько получать. Где-то уровень зарплаты очень высокий, например, нефтегазовый отдел, где молодой специалист сразу 25 тысяч рублей получает, а через 5 лет уже сотню. Да, он не в Омске, он на трассе, мигрирует, но там быстрый рост и большие зарплаты. А есть машиностроители, которые пришли в «Полет» на 12 тысяч и через год пытаются убежать оттуда, как от страшного суда.

В связи с дефицитом кадров я должен думать и о возобновлении собственных кадров, о выделении элиты. Из всего набора мы выбираем 150-180 абитуриентов с высшим баллом и приглашаем на факультет элитного образования, где отдельно за наши деньги даем иностранный язык, экономику, фундаментальную физику и математику, а затем индивидуально отслеживаем траекторию каждого до аспирантуры с предложением остаться. В этом году у нас первый выпуск – 33 человека из 180. 17 согласились остаться в университете, остальные 16 уйдут. Но это совсем другие ребята, и мы их отдаем в промышленность за совершенно другие деньги. Факультеты элитного образования есть у нас, в Томске, в Йошкар-Оле. Кроме того, тем, кто остается, мы предлагаем стажировку в Берлине, Париже, Милане, чтобы они посмотрели там новые идеи, подходы.

– В 2014 году прекращается дополнительное финансирование вузов по всем программам. Что ждет омские вузы?

– В конце прошлого года из 9 федеральных и 29 научно-исследовательских университетов выбрано 15 вузов, которым поставлена задача войти в ТОП-100 международных рейтингов. Им будет выделено примерно 16 млрд рублей в год, чуть больше миллиарда на вуз. Остальные высшие учебные заведения будут развиваться на собственные средства.

Хорошо, конечно, выделить 10-15 вузов, но мощь России определяется мощью регионов. Не могут 10-15 вузов решить кадровую проблему всей страны. Очевидно, что все это понимают, потому что следующий этап, озвученный Министерством образования и науки, – создание опорного регионального вуза, причем отдельно гуманитарного и отдельно технического, на который будут выделяться дополнительные средства. Но все зависит от ситуации в государстве.

Мониторинг показывает, что все омские вузы эффективны. Они находятся в верхней части региональных, межрегиональных, российских, мировых рейтингов. Если брать отраслевые рейтинги по России, то среди транспортных вузов один из лучших – Омский институт путей сообщения, если из физкультурных – наш физкультурный институт, если взять юридический – это юридическая академия и классический университет, если брать среди педагогических, то вверху находится омский педагогический, сельскохозяйственных – аграрный. Кто-то на первом месте, кто-то на 10, но они вверху. Большинство омских вузов закрывают и определенные потребности омской региональной экономики. Дальнейшая их судьба будет зависеть от них самих и от их руководителей, от тех программ развития, которые они закладывают вместе с соответствующим отраслевым министерством. Я не вижу никакого пессимизма с точки зрения в будущем. У нас все вузы востребованы.

– Руководители промышленных предприятий утверждают, что вузы готовят специалистов не так, как нужно, при этом сами стоят в стороне. Может быть пора вместе решать эту проблему?

– Предприятия хотят иметь специалиста, который бы сразу сел и ударно работал, при этом не заплатив ни рубля. Но нельзя по книжкам выучить инженера. В программном и инвестиционном развитии предприятий есть деньги на все: закупку оборудования, строительство корпусов и так далее. Но там нет ни рубля на кадровое обеспечение. Чтобы изменить картину в отношениях между предприятиями и образованием, сейчас введен и отрабатывается прикладной бакалавриат, проще говоря подготовка специалистов по целевому заказу предприятий. То, что мы когда-то начинали в виде инициативы, стало законодательной нормой. С этого года ОмГТУ выделяет 366 из 1 357 бюджетных мест на прикладной бакалавриат. Во-первых, содержание образовательной программы будет сосредоточено в области практических компетенций, там сокращены математика, физика, химия, философия и сильно увеличено число практических работ на том направлении, которое требуется для предприятия. Вторая составляющая в том, что молодой человек, обучившись два года на прикладном бакалавриате, сразу получает рабочую профессию. После этого он уходит на полгода на практику на завод, и в течение этого времени принимает решение, остаться или вернуться в вуз, чтобы еще два года доучиться и получить диплом прикладного бакалавра. Для этого на предприятиях создаются базовые кафедры. Это подразделения вуза, но предприятия должны дать площади, оборудование, организовать проведение практики, дать своих мастеров и так далее. Через эти базовые кафедры подготовка инженеров будет максимально привязана к конкретному производству. Сейчас в Омске уже есть 4 базовых кафедры – в академии наук, на ООО «Высокие технологии», на заводе имени Баранова и на ООО «Омсктехуглерод», а будет 18 – по разным направлениям.

Пока большой заинтересованности предприятий в этом нет. Но процесс идет в правильном направлении, и думаю, проблема решится. Хорошо, что государство это понимает. Сейчас, например, решается вопрос с налогообложением, чтобы те деньги, которые вкладываются предприятием в развитие базовых кафедр, не облагались налогом.

– Вуз может конкурировать с промышленным предприятиями?

– Все зависит от уровня технической оснащенности вуза и конкретной образовательной программы. Наша программа стратегического развития, благодаря которой мы в 2012 году попали в ТОП-100 лучших вузов России и получили дополнительное финансирование от государства, направлена на оснащение вуза, и сейчас ОмГТУ конкурирует по заказам с предприятиями. У нас оборудование либо на уровне предприятий, либо лучше, чем у них. Предприятия дают нам часть своего заказа на выполнение, в этом году мы закрыли почти 250 млн хоздоговоров, это в первую очередь заказы предприятий. Значит есть доверие к качеству исполнения работ. А в прикладном бакалавриате занятия перейдут в значительной степени на территорию предприятия, и в качестве базы будет выбираться не любое, а лучшее. Останется одна проблема – поддерживать технический уровень высшей школы, поскольку в подушевую субсидию, которую мы сейчас получаем за студента, не заложено ни рубля денег на оснащение вуза, развитие его материально-технической базы. Почему мы ратуем за проведение всяких конкурсов? Потому что это средства на развитие!

– Вы активно участвовали над созданием на базе «Омсктехуглерода» технопарка. Есть какие-то подвижки в этом направлении?

– Серьезный частный бизнес лучше понимает свою выгоду от создания базовой кафедры, чем монополия. С Валерием Каплунатом мы создаем на «Омсктехуглероде» базовую кафедру, через нее пойдет подготовка специалистов не только для предприятия, а вообще специалистов по направлению «теплоэнергетика», частично «химтехнологии». То есть, он решает свои кадровые вопросы, но при этом финансирует структуру, определяет новые направления, которые мы развиваем совместно. Его задача – получить новые сорта техуглерода, лучшие на мировом рынке, а наша задача – посмотреть, куда этот техуглерод еще можно применить. Совместно мы создали новое направление – ресурсный центр по эластомерам, которые сейчас имеют большой спрос в других отраслях. Это новая точка роста, которая пока по затратам и по отдаче не такая большая, но она растет. Когда-то я понял, что нельзя поддерживать всех, нужно поддерживать лидеров. Нужно вкладывать деньги в разработки мирового уровня, и отдача пойдет. Сейчас мы создали ресурсный центр, а лет через 10 это будет новое научное направление, которое принесет значительные деньги для развития университетов как по науке, так и по образованию. Я в этом абсолютно уверен.

– Расскажите о перспективах сотрудничества вуза с другими предприятиями области?

– На сегодняшний день договоры сотрудничества подписаны между ОмГТУ и всеми предприятиями Омска. Договоры разного уровня – от производственной практики до фактически хозяйственных договоров по субконтрактингу, выпуску готовой и разработке новой продукции. Мы сотрудничаем не только с омскими предприятиями, но и московскими, санкт-петербургскими, уральскими, томскими. Большой объем научно-исследовательских работ, который мы имеем, создан как раз за счет взаимодействия с производством. Совместная работа позволяет нам участвовать в конкурсах – объединив усилия, мы выигрываем, становимся подрядчиками и получаем свою долю в заказе. Это один из главных векторов развития для технического университета. Мы сейчас смотрим дальше, хотим, чтобы у нас была часть комплектации серийной продукции предприятий, то есть свои производственные участки. Это очень большие деньги по сравнению с научно-исследовательскими и поисковыми работами. Если ты попадаешь в обойму государственного заказа, даже доля по субподряду дает совсем другое развитие, другое финансирование, и ты на острие всегда!  

За последние 10 лет Омский государственный технический университет выстроил партнерские взаимоотношения со всеми крупными промышленными предприятиями Омска и соседних регионов. Здесь внедряется система прикладного бакалавриата и создается ресурсный центр на базе ООО «Омсктехуглерод».

К подготовке выпускников ректор ОмГТУ Виктор Шалай относится очень жестко и считает это нормой для всех омских вузов.

Наталья Чебакова

ДИАЛОГ 

С

БИЗНЕСОМ

Виктор Шалай 

– Виктор Владимирович, сегодня на промышленных предприятиях не хватает инженеров, технологов. Вузы не в силах перекрыть эту потребность?

– Вопрос в другом, где взять абитуриентов? В этом году технический университет сформировал заявку на 1250 мест, нам дали даже больше – 1 357. Мы могли бы заявить в конкурсной массе и 2 тысячи, и столько, сколько надо региону. Вся проблема в том, что абитуриентов сейчас нет – демографическая яма. В Омске 12 тысяч выпускников, из них физику идут сдавать 1 800, сдают 1 200, а мы набираем только 1 357. В прошлом году недобор закрыли на 40 % за счет граждан Казахстана и стали лидерами в международном сотрудничестве. У нас другого пути нет, как с соседних регионов собирать молодежь.

Мы огромные деньги тратим на поиск своего абитуриента. У нас порядка 150 наборщиков – представителей вузов на предприятиях, ведется постоянная работа в школах – 43 кружка. 10 млн рублей мы вкладываем в наших преподавателей, которые читают физику в школах, потому что в некоторых школах просто нет физиков. Уже не с 11-го, а с 9-го класса начинаем работать. Мы понимаем, что если у девятиклассника зародить желание пойти в технический вуз, он будет нашим абитуриентом. Важно только правильно выбрать специальность. Мы честно показываем им все образовательные траектории, заканчивая тем, где они будут работать и сколько получать. Где-то уровень зарплаты очень высокий, например, нефтегазовый отдел, где молодой специалист сразу 25 тысяч рублей получает, а через 5 лет уже сотню. Да, он не в Омске, он на трассе, мигрирует, но там быстрый рост и большие зарплаты. А есть машиностроители, которые пришли в «Полет» на 12 тысяч и через год пытаются убежать оттуда, как от страшного суда.

В связи с дефицитом кадров я должен думать и о возобновлении собственных кадров, о выделении элиты. Из всего набора мы выбираем 150-180 абитуриентов с высшим баллом и приглашаем на факультет элитного образования, где отдельно за наши деньги даем иностранный язык, экономику, фундаментальную физику и математику, а затем индивидуально отслеживаем траекторию каждого до аспирантуры с предложением остаться. В этом году у нас первый выпуск – 33 человека из 180. 17 согласились остаться в университете, остальные 16 уйдут. Но это совсем другие ребята, и мы их отдаем в промышленность за совершенно другие деньги. Факультеты элитного образования есть у нас, в Томске, в Йошкар-Оле. Кроме того, тем, кто остается, мы предлагаем стажировку в Берлине, Париже, Милане, чтобы они посмотрели там новые идеи, подходы.

– В 2014 году прекращается дополнительное финансирование вузов по всем программам. Что ждет омские вузы?

– В конце прошлого года из 9 федеральных и 29 научно-исследовательских университетов выбрано 15 вузов, которым поставлена задача войти в ТОП-100 международных рейтингов. Им будет выделено примерно 16 млрд рублей в год, чуть больше миллиарда на вуз. Остальные высшие учебные заведения будут развиваться на собственные средства.

Хорошо, конечно, выделить 10-15 вузов, но мощь России определяется мощью регионов. Не могут 10-15 вузов решить кадровую проблему всей страны. Очевидно, что все это понимают, потому что следующий этап, озвученный Министерством образования и науки, – создание опорного регионального вуза, причем отдельно гуманитарного и отдельно технического, на который будут выделяться дополнительные средства. Но все зависит от ситуации в государстве.

Мониторинг показывает, что все омские вузы эффективны. Они находятся в верхней части региональных, межрегиональных, российских, мировых рейтингов. Если брать отраслевые рейтинги по России, то среди транспортных вузов один из лучших – Омский институт путей сообщения, если из физкультурных – наш физкультурный институт, если взять юридический – это юридическая академия и классический университет, если брать среди педагогических, то вверху находится омский педагогический, сельскохозяйственных – аграрный. Кто-то на первом месте, кто-то на 10, но они вверху. Большинство омских вузов закрывают и определенные потребности омской региональной экономики. Дальнейшая их судьба будет зависеть от них самих и от их руководителей, от тех программ развития, которые они закладывают вместе с соответствующим отраслевым министерством. Я не вижу никакого пессимизма с точки зрения в будущем. У нас все вузы востребованы.

– Руководители промышленных предприятий утверждают, что вузы готовят специалистов не так, как нужно, при этом сами стоят в стороне. Может быть пора вместе решать эту проблему?

– Предприятия хотят иметь специалиста, который бы сразу сел и ударно работал, при этом не заплатив ни рубля. Но нельзя по книжкам выучить инженера. В программном и инвестиционном развитии предприятий есть деньги на все: закупку оборудования, строительство корпусов и так далее. Но там нет ни рубля на кадровое обеспечение. Чтобы изменить картину в отношениях между предприятиями и образованием, сейчас введен и отрабатывается прикладной бакалавриат, проще говоря подготовка специалистов по целевому заказу предприятий. То, что мы когда-то начинали в виде инициативы, стало законодательной нормой. С этого года ОмГТУ выделяет 366 из 1 357 бюджетных мест на прикладной бакалавриат. Во-первых, содержание образовательной программы будет сосредоточено в области практических компетенций, там сокращены математика, физика, химия, философия и сильно увеличено число практических работ на том направлении, которое требуется для предприятия. Вторая составляющая в том, что молодой человек, обучившись два года на прикладном бакалавриате, сразу получает рабочую профессию. После этого он уходит на полгода на практику на завод, и в течение этого времени принимает решение, остаться или вернуться в вуз, чтобы еще два года доучиться и получить диплом прикладного бакалавра. Для этого на предприятиях создаются базовые кафедры. Это подразделения вуза, но предприятия должны дать площади, оборудование, организовать проведение практики, дать своих мастеров и так далее. Через эти базовые кафедры подготовка инженеров будет максимально привязана к конкретному производству. Сейчас в Омске уже есть 4 базовых кафедры – в академии наук, на ООО «Высокие технологии», на заводе имени Баранова и на ООО «Омсктехуглерод», а будет 18 – по разным направлениям.

Пока большой заинтересованности предприятий в этом нет. Но процесс идет в правильном направлении, и думаю, проблема решится. Хорошо, что государство это понимает. Сейчас, например, решается вопрос с налогообложением, чтобы те деньги, которые вкладываются предприятием в развитие базовых кафедр, не облагались налогом.

– Вуз может конкурировать с промышленным предприятиями?

– Все зависит от уровня технической оснащенности вуза и конкретной образовательной программы. Наша программа стратегического развития, благодаря которой мы в 2012 году попали в ТОП-100 лучших вузов России и получили дополнительное финансирование от государства, направлена на оснащение вуза, и сейчас ОмГТУ конкурирует по заказам с предприятиями. У нас оборудование либо на уровне предприятий, либо лучше, чем у них. Предприятия дают нам часть своего заказа на выполнение, в этом году мы закрыли почти 250 млн хоздоговоров, это в первую очередь заказы предприятий. Значит есть доверие к качеству исполнения работ. А в прикладном бакалавриате занятия перейдут в значительной степени на территорию предприятия, и в качестве базы будет выбираться не любое, а лучшее. Останется одна проблема – поддерживать технический уровень высшей школы, поскольку в подушевую субсидию, которую мы сейчас получаем за студента, не заложено ни рубля денег на оснащение вуза, развитие его материально-технической базы. Почему мы ратуем за проведение всяких конкурсов? Потому что это средства на развитие!

– Вы активно участвовали над созданием на базе «Омсктехуглерода» технопарка. Есть какие-то подвижки в этом направлении?

– Серьезный частный бизнес лучше понимает свою выгоду от создания базовой кафедры, чем монополия. С Валерием Каплунатом мы создаем на «Омсктехуглероде» базовую кафедру, через нее пойдет подготовка специалистов не только для предприятия, а вообще специалистов по направлению «теплоэнергетика», частично «химтехнологии». То есть, он решает свои кадровые вопросы, но при этом финансирует структуру, определяет новые направления, которые мы развиваем совместно. Его задача – получить новые сорта техуглерода, лучшие на мировом рынке, а наша задача – посмотреть, куда этот техуглерод еще можно применить. Совместно мы создали новое направление – ресурсный центр по эластомерам, которые сейчас имеют большой спрос в других отраслях. Это новая точка роста, которая пока по затратам и по отдаче не такая большая, но она растет. Когда-то я понял, что нельзя поддерживать всех, нужно поддерживать лидеров. Нужно вкладывать деньги в разработки мирового уровня, и отдача пойдет. Сейчас мы создали ресурсный центр, а лет через 10 это будет новое научное направление, которое принесет значительные деньги для развития университетов как по науке, так и по образованию. Я в этом абсолютно уверен.

– Расскажите о перспективах сотрудничества вуза с другими предприятиями области?

– На сегодняшний день договоры сотрудничества подписаны между ОмГТУ и всеми предприятиями Омска. Договоры разного уровня – от производственной практики до фактически хозяйственных договоров по субконтрактингу, выпуску готовой и разработке новой продукции. Мы сотрудничаем не только с омскими предприятиями, но и московскими, санкт-петербургскими, уральскими, томскими. Большой объем научно-исследовательских работ, который мы имеем, создан как раз за счет взаимодействия с производством. Совместная работа позволяет нам участвовать в конкурсах – объединив усилия, мы выигрываем, становимся подрядчиками и получаем свою долю в заказе. Это один из главных векторов развития для технического университета. Мы сейчас смотрим дальше, хотим, чтобы у нас была часть комплектации серийной продукции предприятий, то есть свои производственные участки. Это очень большие деньги по сравнению с научно-исследовательскими и поисковыми работами. Если ты попадаешь в обойму государственного заказа, даже доля по субподряду дает совсем другое развитие, другое финансирование, и ты на острие всегда!