Транспортная прокуратура обнародовала окончательные результаты проверки, проведенной после катастрофы «Полесья». Итоги расследования шокируют.
Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту крушения теплохода «Полесье-8», в результате которого погибли 6 пассажиров. Расследование длилось несколько месяцев – в результате были вскрыты многочисленные нарушения законодательства РФ о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в деятельности ОАО «Омский речной порт», а также контролирующих органов.
Как уже сообщало РИА «Омск-Информ», крушение в акватории реки Иртыш произошло 17 августа – здесь столкнулись пассажирский теплоход на подводных крыльях «Полесье-8» и несамоходная баржа Б-908, перевозившая песок. В результате ЧП 6 человек погибло, 43 получили телесные повреждения, в том числе 8 детей.
В ходе проверки было установлено, что ОАО «Омский речной порт», в чьем ведении находилось «Полесье», предрейсовые и послерейсовые осмотры судоводителей проводил формально, без использования алкотестеров или иных специальных медицинских приборов. Так, в день катастрофы предрейсовый осмотр капитана судна «Полесье-8» Юрия Ратько не проводился, в журнал были внесены фиктивные сведения о его медосмотре и допуске. Впоследствии, по результатам проведенного судебно-химического исследования, в его крови был обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,03 промилле. Напомним, сейчас бывший капитан теплохода, в отношении которого возбуждено уголовное дело, находится в СИЗО до 17 января 2014 года.
– Кроме того, для получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом ОАО «Омский речной порт» в лицензирующий орган – Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – был представлен фиктивный приказ о наличии на предприятии лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В действительности, в ОАО «Омский речной порт» отсутствовало должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, – значится в официальном сообщении Западно-Сибирской трансопртной прокуратуры.
В результате ОАО «Омский речной порт» и его руководитель Василий Данилов, как ранее сообщалось, были привлечены к административной ответственности, назначены штрафы в размере 100 и 20 тыс. рублей, соответственно. После решением Куйбышевского районного суда приказ лицензионного органа о предоставлении лицензии ОАО «Омский речной порт» признан незаконным и отменен, а лицензия на перевозку пассажиров – аннулирована.
В деятельности ОАО «Омский речной порт» отсутствовал контроль за состоянием гидротехнических сооружений, а также в эксплуатации 12 понтонов для высадки и посадки пассажиров без документов, подтверждающих их годность к использованию. Сейчас транспортной прокуратурой в суд направлено исковое заявление о запрете эксплуатации понтонов и обязании ОАО «Омский речной порт» обеспечить проведение периодического технического обслуживания.
Проверка выявила нарушения и в деятельности надзорных органов – Обь-Иртышским управлением Госморречнадзора допускались многочисленные и системные нарушения закона при проведении предлицензионного контроля теплохода «Полесье-8» ОАО «Омский речной порт» и судов других судовладельцев.
– В результате оценки деятельности ФБУ «Обь-Иртышводпуть» установлено, что в нарушение ст. 34 КВВТ РФ диспетчерское регулирование судов, в том числе на участке реки, где произошло происшествие, не осуществлялось, не было принято мер к организации технологической связи. Предусмотренная в структуре ФБУ «Обь-Иртышводпуть» служба лоцманской проводки фактически не была создана, – говорится в итоговом сообщении прокуратуры.
В данный момент в суд направлено исковое заявление о признании бездействия ФБУ «Обь-Иртышводпуть» незаконным, ведомство обязали ввести обязательное диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях Омской области, организовать технологическую связь в Обь-Иртышском бассейне.
Нарушения выявлены и в деятельности Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский речной регистр» – в распоряжении прокуроров имеются факты фиктивного освидетельствования судов без их реального осмотра. Так, в июле 2013 года одним из экспертов филиала был составлен поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода «Полесье-8», который еще в мае-июне был заменен на новый. Кроме того, установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением.
– Так, несмотря на то, что судовладельцем не было обеспечено наличие на теплоходе «Полесье-8» соответствующего радиооборудования, предусмотренного требованиями Правил Российского речного регистра для обеспечения непрерывной связи на маршруте Омск – Ачаир, экспертом Обь-Иртышского филиала судно признавалось годным к плаванию, – раскрыли новые подробности прокуроры.
В итоге по фактам выявленных нарушений, которые в своей совокупности привели к гибели 6 неповинных людей, Западно-Сибирской транспортной прокуратурой руководителям Обь-Иртышкого управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФБУ «Обь-Иртышводпуть», Обь-Иртышского филиала ФАУ «Российский Речной регистр» внесены представления об устранении нарушений законодательства РФ. Соответствующий проект представления об устранении нарушений действующего законодательству подготовлен министру транспорта РФ.